Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 703-704 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото: "Братья Алексеевы - Евгений (слева на фото) и Александр". Источник: частный архив.
Алексеев Александр Алексеевич (1917–1990).
Оператор-документалист. Родился в Москве. Русский. Социальное происхождение – из рабочих. Член ВЛКСМ. Член ВКП(б) с 1950 г. Окончил живописное отделение изостудии ВЦСПС (1938), окончил с отличием операторский факультет ВГИКа (1942, мастерская Б. Волчека). В 1941 – оператор ЦОКС. С декабря 1942 – фронтовой оператор в составе киногрупп Калининского, 1-го Прибалтийского и 1-го Белорусского фронтов. Снимал сюжеты для СКЖ и Летописи, принимал участие в съемках фильмов «Комсомольцы», «Сражение за Витебск», «Освобождение Белоруссии», «Штурм Кёнигсберга», «Восьмой удар», «Берлин». Работал в паре с братом Алексеевым Е.А. Свои монтажные листы к совместным съемкам подписывали «Братья Алексеевы». Работали дружно, организованно, продуктивно.
В октябре 1944 г. руководители Главкинохроники, рекомендуя повысить операторскую категорию А.А. Алексеева, отмечали в его служебной характеристике:
«Алексеев Александр работает в тесном сотрудничестве с братом Евгением Алексеевым.
В группе Калининского и позднее 2-го Прибалтийского фронта они работают с начала 1943 года вполне самостоятельно, и при этом работают смело, с увлечением, давая материал, интересный по форме и содержанию.
Высокое качество сюжета "На высоте Безымянной", в котором часть кадров показывала немцев во время атаки, было отмечено приказом Комитета по делам кино от 4 сентября 1943 г.
Работа братьев Алексеевых в 1944 г. подтверждает высокую оценку их работы, которая была дана ранее. Они выдвинулись в самую передовую группу фронтовых операторов и к началу наступления Красной Армии дали материал, образцовый по своей законченности и художественному достоинству.
После съемок "Битвы за Витебск" братья Алексеевы с той же энергией участвовали в съемках "Бои за Полоцк", которые особенно показательны в том отношении, что операторы сумели соединить здесь смелую репортерскую работу непосредственно в боевых порядках нашей армии с серьезной художественной разработкой целых эпизодов сражений».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 40. Л. 48–48 об.)
Не снижал Александр Алексеевич высоко поднятую планку мужества и мастерства и в последний год войны:
«На заключительном этапе войны т. Алексеев был переброшен в группу 1-го Белорусского фронта, где немедленно приступил к съемкам уличных боев в Берлине.
Работа тов. Алексеева за последний год войны подтверждает то, что было сказано о нем раньше. Вместе со своим братом Евгением они составили сильную творческую пару, обладающую высокой профессиональной культурой, исключительной требовательностью к себе. Братья Алексеевы умели работать в самой сложной обстановке и одновременно решали трудные художественные задачи. О них можно сказать, что это были военные корреспонденты, воспринимавшие свою задачу, как задачу, лежащую в области искусства.
Ст. редактор Попов».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 40. Л. 47 об.)
В 1945–1947 – оператор киностудии «Мосфильм», в 1947–1953 – режиссер-оператор киностудии «Моснаучфильм», затем занимался дубляжом на «Мосфильме».
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.
Алексеев Евгений Алексеевич (1920–1987).
Оператор, кинорежиссер. Заслуженный работник культуры РСФСР (1986). Русский. Беспартийный. Окончил операторский факультет ВГИКа (1942, мастерская Б. Волчека). С 1941 – оператор ЦОКС и фронтовой группы Центральной студии кинохроники.
Снимал сюжеты для СКЖ и Летописи, принимал участие в съемках фильмов «Комсомольцы», «Сражение за Витебск», «Освобождение Белоруссии», «Штурм Кёнигсберга», «Восьмой удар», «Берлин». Работал в паре с братом А.А. Алексеевым. С 1945 – оператор киностудии «Мосфильм», в 1947– 1953 – режиссер-оператор киностудии «Моснаучфильм», с 1953 – режиссер «Мосфильма».
Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.
«ПРОРЫВ СИЛЬНО УКРЕПЛЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ». «КУЛАГИНО», «ДУХОВЩИНА» И «УДАР НА ДЕМИДОВ»
Калининский фронт
Кинорепортаж боевых действий
Монтажный лист № 1204
Бр. Алексеевы
Снято 650 м
18а. Выхлопные трубы танка. Деталь.
<…>
…Завязав им глаза, он на поводке сам доставил их в штаб. Яков Прохоренко – пулеметчик. В бою его пулемет вывело из строя, и он вместе с атакующим автоматчиком ворвался со своей «трехлинейкой» во вражеские траншеи.
Разведчики во главе с майором Кондауровым ведут пленного «штурмовика». Немцы обкладывали лес сильным арт. огнем.
Круг, распорядок дня, разбит на сектора соответственно 24 часа. Внутри большого круга, обозначающего в «Светлую ночь», есть маленький круг – «Темная ночь». С 12–13 часов в темную ночь, с 13–14 часов в светлую ночь – борьба с насекомыми; с 14–15 – проверка вещей.
Немцев сильно беспокоят «лаусы». Их и не меньше беспокоят их же «коллеги по оружию».
Гитлер приучил их грабить побежденные народы. Но фрицы вошли во вкус и стали тащить все, что плохо лежит у солдата доблестной немецкой армии.
Бойцы назвали этот «круг-распорядок» – «вошебойкой».
Снято:
а) Деталь открытого люка Т-3, из которого летят «военные трофеи». Деталь 5 м.
б) Они падают на траву. Здесь почти полный набор галантерейного магазина. Ср. пл. 4 м.
в) К танку подходит группа офицеров. Командир машины передает одному из них немецкий круг-распорядок дня. Общ. пл. 8 м.
г) Уходят в бой на немецком танке наши танкисты. Ср. пл. 7 м.
д) Немецкий «распорядок дня» в руках у «подполковника», стрелочка останавливается на секторе с 13–14.
«Lausebekamfung».
На фоне проходит вереница пленных.
Единственный представитель – оставшаяся в живых 90-летняя старуха Герасименко Афросинья Александровна. Она пряталась от немцев в уцелевшей печке. Ее рассказ страшен. Ее дочерей и внучек угнали в немецкое рабство. О судьбе своих односельчан она не знает, т.к. немцы угоняли население, по пути все уничтожая и расстреливая «недовольных».
<…>
Уходя, немцы оставили здесь пепелища. Но женщины с ребятишками на руках прятались в лесах и ждали прихода наших. Теперь они вернулись.
Семья Васильковых.
Из землянки выходит старуха. На приступке сидит девочка с кошкой.
«Хозяева». Два мальчика тащат ведро. Они сейчас за старших.
<…>
Снято: среди развалин сидит девочка с самодельной куклой.
Подлинник. Автограф. Без даты.
На документе имеются две резолюции: «Фронт не действует (не наступает)?» и «Выбросить зачеркнутое, слова, написанные по-немецки, перевести на русский язык».
______________________________
1. Имеется в виду Дыдышко Александр Иванович.
«На фоне вечернего неба дымящаяся красноармейская кухня...»
«ЗЕМЛЯКИ»
26 сентября 1943 г.
Монтажный лист № 1, № 1133
Братья Алексеевы
Снято 85 м+15
Сюжет к фильму «25 лет комсомола»
Вкусные и сытные обеды готовит для раненых бойцов и командиров шеф-повар, старший сержант комсомолец Аркадий Решетов.
Славный патриот своей Родины прошел тяжелый и яркий путь – путь воина Красной Армии.
На его груди четыре нашивки ранения. 50 ран получены в боях за Родину и за боевые дела. Аркадий Решетов представлен к высокой правительственной награде – боевому ордену Красного Знамени.
Ни осколки снарядов, ни пуля, ни штык немцев не сломили волю комсомольского патриота.
Здесь, в полевом госпитале, Аркадий Решетов встретит своего земляка-сибиряка, бойца молодого пополнения, комсомольца сержанта Владимира Романенко.
Он был впервые в бою. Его ранило в голову. И Аркадий Решетов, уже бывалый солдат, мог о многом рассказать своему земляку.
Аркадий Решетов – воспитанник детдома. В 1938 году добровольно вступил в ряды Красной Армии в тот момент, когда разгорелись события на Хасане. Здесь он вступил в комсомол. В финскую кампанию он получает первое ранение – но это только еще сильнее возбуждает ненависть к врагам Родины.
Отечественная война – и здесь Аркадий Решетов находит себе место среди лучших защитников Родины.
Под Сталинградом он получает четвертое ранение. Но и тяжело раненый он приводит с собой двух фрицев, захваченных в бою.
После выхода из госпиталя медицинская комиссия дает заключение о совершенной непригодности Аркадия Решетова к службе в армии.
Аркадия Решетова тянет на фронт, ближе к своим боевым товарищам. И вот он вспомнил о своей гражданской профессии. Он был отличный повар. И вопреки медицинской комиссии Аркадий Решетов снова очутился на фронте.
С Владимиром Романенко у шеф-повара возникла крепкая дружба. К нему он был особенно внимателен…
Так незаметно прошли дни, и сегодня Владимир Романенко пришел попрощаться со своим земляком.
Володя возвращался в свою часть. Земляки расстаются, и в память о своей дружбе Аркадий Решетов дарит ему хорошую походную ложку.
«Будь первым в бою и не отставай в еде – вот моя солдатская мудрость», – говорит на прощание отличный шеф-повар.
Снято:
Решетов дарит Володе походную ложку. Володя уходит с группой красноармейцев из госпиталя в глубину леса…
Всего снято 85 метров.
Примечание: из событийного материала снято два плана «Трофейного танка».
Снято 15 метров.
Всего снято 100 метров.
Алексеев.
Подлинник. Машинопись.
«В этой наступательной операции широко была применена зенитная артиллерия, работающая по наземным целям...»
«ШТУРМ ПОЛОЦКА»
5 июля 1944 г.
1-й Прибалтийский фронт
Монтажный лист № 777 (Кино-репортаж боевых действий)
Метраж 700 м. СЧС-2
Развивая наступление, войска 1-го Прибалтийского фронта вышли на подступы к городу, важному жел. узлу – Полоцк, превратив его в мощный укрепленный район обороны, прикрывающий направление на Прибалтику.
Мощной артиллерийской подготовкой начался штурм города (противник, используя колокольни соборов под наблюдательные пункты, имел возможность просматривать окрестности Полоцка и оттуда корректировать заградительный огонь своих батарей). Полоцк содрогался от разрывов. Над ним толстым слоем навис дым, смешанный с пороховой гарью. Наши части, обложив город полукольцом со стороны Витебска, готовились к очередному броску. За разрывами своих снарядов бойцы части подполковника Белова отдельными группами ворвались на южную окраину города. Противник перенес сюда огонь тяжелых орудий; но это не остановило наступательного порыва гвардейцев Белова, дравшихся за честь быть в городе первыми.
Горели дома. Немцы зажгли десятки домов и под прикрытием дыма рассредоточились в бетонированных подвалах, простреливая улицы перекрестным ружейно-пулеметным огнем.
Развернулись уличные бои.
Вечерний бой 3 июля решил исход борьбы за Полоцк. Это был бой, где пехотинцы и артиллеристы в боевых порядках составляли одно целое. 4 июля Полоцк был освобожден.
Нижеперечисленный материал снят нами непосредственно в части гвардии подполковника Белова в период уличных боев в южном секторе города.
Артиллерия – в направлении действий полка, начиная с закрытых позиций до выхода на прямую наводку (артиллеристы частей ген. майора Самборского и полковника Хомченко, подразделения гв. майора Черкасова).
Примечание: в материале уличных боев съемки внутри домов происходили на исходе дня в условиях недостаточного освещения, поэтому все планы внутри помещения отобраны в отдельную коробку – для специальной проявки на максимальное время при t. – 22°.
Снято:
а) Гв. п/п Белов и гв. майор Сосуля с группой командиров.
б) Укрупнено.
Часть подполковника Родионова (из соединения ген.-лейт. Папивина).
а) Возвращение из боевого полета над Полоцком Героя Сов. Союза гв. майора Смирнова со своей эскадрильей.
б) На командном пункте ком. части п/п Родионов руководит по рации воздушным боем (1918 г. рожд., орд. Кр. Звезды, Александра Невского, орд. Ленина, 2 орд. Кр. Знамени, медаль «За Ленинград» [«За оборону Ленинграда»?] и орден Британской империи IV ст.).
Член Воен. совета ген.-майор Абрамов.
б) Арт-разрывы.
а) Пулеметный расчет – крупнокалиберного пулемета подразд. ст. лейтенанта Вольного бьет по мосту, где огневые точки противника, ком. расчета Бедеров.
б) Ведут огонь из укрытий домов – гв. мл. лейтенант Смирнов.
в) Крупно с орденом Славы ефрейтор Стариков.
г) Отвозят раненого гвардейца бойца Никонова.
д) Прямой наводкой из 76 мм бьет по домам с засевшими там гитлеровцами.
е) Раненый на фоне Полоцка переползает траншею.
ж) Первый танк (34) в южной части города проходит по улице.
з) Кадры боя. <...>
Встреча бойцов с населением, укрывшимся в соборе.
Белоруска Балабкина Федосья Авсеевна рассказывает о страданиях населения под игом немцев. Варвара Ив. Белокопытова (в белом платке) – они потеряли свои семьи.
Кр. пл. Немец. В груди немецкий штык (панорама на бойца).
а) Разрушенный ж.-д. мост, панорама.
<…> Постройка переправы через р. Западная Двина. Саперы части полковника Головина строят мост (дан срок 2-е суток), чтобы пропустить войска протяжением 210 м на грузоподъемность 60 т.
а) Полковник Головин и ст. сержант Благодаров (отличник строительства).
б) Монтажные планы.
Алексеевы.
Незаверенная копия. Машинопись.
«Красноармейская самодеятельность на берегу Балтийского моря...»
«НА ЗЕМЛАНДСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ»[1]
(Кинорепортаж, материал к выпуску о Кёнигсберге)
Операторы бр. Алексеевы
Снято 420 метров. Пленка СЧС-2. «Панхром»
Кинооператоры бр. Алексеевы.
Начальник киногруппы М. Беров.
P.S. отснятый материал упакован в двух коробках.
Подлинник. Автограф. Дата не указана.
________________________________
1. Популярная
«К центру Берлина»
(Репортаж уличных боев)
1-й Белорусский фронт
Монтажный лист
Кинооператоры: бр. Алексеевы
Снято 700 метров, пленка СЧС-2, «Кодак супер-Х»
Берлинцы... У них уже нет и следа заносчивости, каждый по-своему приспосабливается к новой обстановке.
Они еще недавно брали прилегающие кварталы и вокзал. Командующий легендарной Сталинградской армией дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Чуйков вместе с членом Военного совета генералом Прониным прибыл на место боев.
Славные гвардейцы прошли большой путь в боях за Отечество от Сталинграда до Берлина. Воины-сталинградцы встречают своего командующего. Многократное «ура» прокатывается над площадью. Бойцы подхватывают своего любимого генерала и поднимают его над собой. Генерал Чуйков поздравляет бойцов с победой.
Кинооператоры бр. Алексеевы.
P.S. Материал запечатан в восьми (8) коробках: 5 – больших, 3 – маленьких.
Подлинник. Автограф. Без даты.
«ПОДПИСАНИЕ ГЕРМАНИЕЙ КАПИТУЛЯЦИИ»
8 мая 1945 г.
1-й Белорусский фронт
Монтажный лист №№ 742, 743
Кинооператоры: бр. Алексеевы
Снято – 320 метр. Пленка СЧС-2, эм. № 106, «Орто Рапид», «Суперпан», «Изопан» – узкая пленка
Пленка СЧС-2, эм. № 106.
1) Темпельхофский аэропорт в Берлине. Подруливает самолет. Прибытие Вышинского.
Средние планы – Вышинский, ген.-полковник Берзарин, генерал-полковник авиации Руденко.
2) Прибытие на аэродром англичан. Встреча у самолета с советскими генералами.
3) Прибытие на аэродром американцев во главе с маршалом авиации.
Церемония встречи и рапорт почетного караула.
Представители командования английских и американских войск, советские генералы.
Исполнение государственных гимнов.
4) Проход мимо почетного караула.
5) Комендант города Берлина Герой Советского Союза генерал-полковник Берзарин среди генералов союзных войск.
6) Проход генералов (съемка с ходу).
Узкая пленка «Изопан» (40 м).
Панорама с входа на флаги союзников.
1) Выступление Жукова.
<…>
4) Вход в зал представителей немецкого командования во главе с фельдмаршалом Кейтелем.
5) Кейтель подписывает капитуляцию.
6) Подписывает Маршал Советского Союза Жуков.
7) Кейтель с копией документа среди немецких генералов.
8) Средние планы подписывающих.
9) Банкет в честь Победы1.
Выступление Жукова.
Ответное выступление маршала американской авиации.
Тосты победы.
Узкая пленка.
Монтажные планы подписания капитуляции 8 мая 45 года – день Победы.
P.S. Весь материал подписания снят при ограниченном количестве света. Просим обратить внимание на тщательность проявки и обработки негатива.
Кинооператоры Алексеевы.
Подлинник. Автограф.
__________________________
1. Подписание акта в Карлсхорсте состоялось 8 мая 1945 года в 22:43 по среднеевропейскому времени, а вступил он в силу, как и было оговорено еще в Реймсе, в 23:01 8 мая. Однако по московскому времени эти события произошли в 0:43 и 1:01 9 мая.
Именно это расхождение во времени и послужило причиной того, что Днем Победы в Европе стало 8 мая, а в Советском Союзе – 9 мая.
«Пленные генералы проезжают через площадь Рейхстага... Регулировщица показывает им направление...»
«СЪЕМКА ПЛЕННЫХ НЕМЕЦКИХ ГЕНЕРАЛОВ НА УЛИЦАХ БЕРЛИНА»
1-й Белорусский фронт
Монтажный лист
Кинооператоры: бр. Алексеевы – 100 м, Аронс – 231 м
CЧC-2
Кинооператор Алексеев.
Подлинник. Автограф.