Операторы и работники фронтовых киногрупп. Доброницкий Виктор Васильевич


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Доброницкий Виктор Васильевич

08.09.2019

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 703-704 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото из собрания автора.

Доброницкий Виктор Васильевич (1910 – 1948).

Выдающийся советский кинооператор документального кино. Русский, беспартийный.

По окончании ВГИКа в 1935 году начал работать на «Союзки­нохронике».

В качестве кинооператора участвовал в трех войнах:

В 1939 г. – разгром японских войск на реке Халхин-Гол.

В 1939–1940 гг. – прорыв линии Маннергейма в войне против Финляндии.

4 июля 1941 г. в составе кинобригады отправлен на Северо-Западный фронт в 11-ю армию. Закончил военные съемки в 1945 году на 2-м Украинском фронте в Чехословакии.

Выполнял съемки авиации дальнего действия.

За время работы принимал участие в создании 53 фильмов и около 300 сюжетов для киножурналов.

Снятые материалы вошли в фильмы «Доклад товарища Сталина о проекте Конститу­ции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов» (1936), «Серго Орджоникидзе» (1938), «XVIII съезд ВКП(б)» (1939), «Линия Маннергейма» (1940) «Концерт – фронту» (1942), «Победа на Правобережной Украине», «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчи­ков», показанные на Нюрнбергском процессе, «Орловская битва» (1943), «Конференция 3-х министров» (1943), «Возрождение Сталинграда» (1944), «27-й октябрь» (1944), «Крым­ская конференция» (1945), «Парад Победы» (1945), «Освобожденная Чехословакия» (1945), «Освобождение в Европе» (1946) и др.

Владимир Головня, начинавший свой большой путь в кино фронтовым оператором, вспоминал:

«Мне повезло с напарником, очень повезло. На фронте я работал, главным образом, с В. Доброницким. Он был "старшим" в нашем звене. Это был талантливый опе­ратор, настоящий кинохроникер-универсал, одинаково хорошо снимавший и события, и организованные кадры со светом. Доброницкий был признанным мастером репортажа. Он очень быстро ориентировался, снимал уверенно в любых условиях – в жару, в мороз, в пыли и под дождем. В его материале никогда не было ни творческого, ни технического брака.

Он хорошо знал и любил технику. Аппарат у него всегда был в образцовом состоянии. Как сейчас вижу Виктора в минуты затишья в нашем операторском "фургоне". Расстелив белоснежную тряпочку, он методично кладет на нее одну за другой детали съемочной камеры. Под рукой портативная сумка с полным набором необходимых инструментов. Работает он точно, быстро. Ему наша группа обязана и тем, что наши съемочные ка­меры не замерзали даже в самые сильные морозы: помнится, Доброницкий применил какую-то особенную смазку, очень эффективную. По его же инициативе с наступлением холодов всем операторам группы пошили специальные двойные ватные мешки для съе­мочных камер и пленки.

В. Доброницкий был храбрым человеком и в то же время достаточно рассудительным и осторожным. В течение почти года совместной работы мы все время были в передовых частях 11-й и 27-й армий. Виктор хорошо читал карту, легко ориентировался на местности, знал оружие и владел им. Я многому научился у него. Характер у Доброницкого был не­легким, но работали мы исключительно дружно, много раз взаимно выручая друг друга».

В. В. Доброницкий четырежды лауреат Сталинских премий: за фронтовые съемки для  киножурналов (1942), за фильмы «Возрождение Сталинграда» (1943–1944), «Молодость на­шей страны» (1946), «Москва – столица СССР» (1947).

Будучи технически очень грамотным оператором, Виктор Доброницкий устанавливал съемочные камеры на самолеты, а в конце войны одним из первых занялся съемками на цветную кинопленку. Его цветные фото печатались в центральных журналах и большими тиражами выходили цветные фотооткрытки.

Открытка. Кремль (место съемки: СССР, г. Москва). 1948 год. Автор: В. Доброницкий. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 7689780).

В 1948 году был приглашен преподавать во ВГИК, в это время он уже тяжело болел, а 16 июня 1948 года Виктора Васильевича Доброницкого не стало.

Награжден орденом Красного Знамени, Чехословацким боевым крестом.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«ВРУЧЕНИЕ ВЕРИТЕЛЬНЫХ ГРАМОТ ПОСЛОМ СССР В ЧЕХОСЛО­ВАКИИ Т. ЗОРИНЫМ ПРЕЗИДЕНТУ БЕНЕШУ»

Монтажный лист №№ 459, 460

Операторы: А. Кричевский, В. Доброницкий

Всего 210 м. Пленка «Супер Х», СЧС-2, эм. № 84

Во временной резиденции президента Чехословацкой республики г-на Эдуарда [Эдварда] Бенеша в г. Кашице советский посол вручил свои верительные грамоты, которыми он аккредитован Президиумом Верховного Совета СССР чрезвычайным и полномочным послом в Чехословацкой республике.

При встрече посла был выстроен почетный караул и были исполнены гимны Советского Союза и Чехословакии.

Снято:

Особняк – резиденция президента.

Встреча посла и состава посольства (почетный караул Чехословацкой военной части, командует караулом и рапортует Герой Советского Союза <…> Тесаржик.

Исполнение гимнов, обход почетного караула.

Вход в резиденцию.

Вручение верительных грамот и речь посла.

Ответная речь Эд. Бенеша.

Беседа после вручения грамот.

Отъезд из резиденции.

Состав советского посольства:

  1. Чрезвычайный и полномочный посол СССР в Чехословакии т. Зорин Валериан Александрович (в форме, с грамотой, говорит речь)[1].
  2. Советник посольства т. Демьянов Николай Яковлевич (в форме, меньше ростом, сто­ит от посла влево).
  3. 1-й секретарь посольства т. Чеботарев Георгий Евгеньевич (в форме, стоит вправо от посла).
  4. 3-й секретарь посольства т. Алябьев Григорий Иванович (в штатском).

Присутствовали:

Президент Бенеш.

  1. Премьер-министр Чехословацкой республики г-н Фирлингер.
  2. Начальник канцелярии президента г-н Смутный.
  3. Начальник военной канцелярии президента генерал [нрзб.].
  4. Начальник политической канцелярии президента г-н Дртина.

Незаверенная копия. Машинопись.
________________________
1. В.А. Зорин был назначен чрезвычайным и полномочным послом СССР в Чехосло­вакии 22 марта 1944 г.

«План, когда один из чехов держит за волосы, бьет <...>, видимо, надо будет выкинуть, но нам бы хотелось, чтобы в Москве почувство­вали гнев чехословацкого народа...»

«ПО ДОРОГЕ К ПРАГЕ. ПРАГА ОСВОБОЖДЕНА. ВОЗМЕЗДИЕ»

11 мая 1945 г.

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 811

Оператор: Бунимович

К материалу операторов: Гиндина, Лейбовича и [нрзб.].

  1. По дороге к Праге.

Движение частей 5-й армии генерала Жадова.

Навстречу движущимся частям идут немцы, бросившие оружие и надевшие белые

повязки. Кр[упно] снят генерал-майор Шёнфельдер. Панорама с лица на повязку и железный крест.

На территории Чехословакии Красную Армию восторженно встречает местное население. Проходы частей через мост недалеко от Праги.

  1. Прага освобождена.

Части Красной Армии вступают в Прагу.

Приветствующие и проход транспортера с флагом на фоне Кремля и Парламента. Памятник [святому] Вацлаву, пл. Вацлава (снято через фигуры). Народ, обступивший маши­ны также на этой же площади. Несколько общ. пл. Праги. Проходы танков, мотопехоты, артиллерии.

Несколько пл. Проходы частей генерала Свободы.

Несколько пл. Проходы самостийной демонстрации местного населения.

Из гостинцы «Альпрон» выходит маршал Конев.

III. Возмездие.

Гестаповцы после капитуляции немецкой армии продолжали стрелять из окопов, они были пойманы чехословацкими партизанами. Их заставили мостить улицы, разбирать баррикады.

<…> аппарат следит за палачом из гестапо, от руки которого погибло много сотен чехов. Его фамилия Цастров. План, когда один из чехов держит за волосы, бьет <…>, видимо, надо будет выкинуть, но нам бы хотелось, чтобы в Москве почувствовали гнев чехосло­вацкого народа. Все это проходило здесь самостийно, без нашего вмешательства.

Примечание: своевременно добраться до Праги было очень тяжело, сюда стремились операторы трех фронтов, не считая Кричевского и Доброницкого, и каждый, испытав много трудностей, думал, что его группа здесь единственная. Встретиться удалось не сразу. Поэтому, видимо, будет много однохарактерного материала.

Мой аппарат работает плохо. Возможны царапины, нагар на рамке появляется очень быстро. Я это знаю, но никак не могу от этого избавиться.

Снято Бунимовичем – 450 метров импортной пленки.

ГиндинымЛейбовичем – 180 метров импортной пленки.

[нрзб.] – 210 метров импортной пленки.

Бунимович.

Подлинник. Автограф.

Строки, подчеркнутые линией, изъяты цензурой.


Материалы по теме