Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 703-704 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото из собрания автора.
Доброницкий Виктор Васильевич (1910 – 1948).
Выдающийся советский кинооператор документального кино. Русский, беспартийный.
По окончании ВГИКа в 1935 году начал работать на «Союзкинохронике».
В качестве кинооператора участвовал в трех войнах:
В 1939 г. – разгром японских войск на реке Халхин-Гол.
В 1939–1940 гг. – прорыв линии Маннергейма в войне против Финляндии.
4 июля 1941 г. в составе кинобригады отправлен на Северо-Западный фронт в 11-ю армию. Закончил военные съемки в 1945 году на 2-м Украинском фронте в Чехословакии.
Выполнял съемки авиации дальнего действия.
За время работы принимал участие в создании 53 фильмов и около 300 сюжетов для киножурналов.
Снятые материалы вошли в фильмы «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов» (1936), «Серго Орджоникидзе» (1938), «XVIII съезд ВКП(б)» (1939), «Линия Маннергейма» (1940) «Концерт – фронту» (1942), «Победа на Правобережной Украине», «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков», показанные на Нюрнбергском процессе, «Орловская битва» (1943), «Конференция 3-х министров» (1943), «Возрождение Сталинграда» (1944), «27-й октябрь» (1944), «Крымская конференция» (1945), «Парад Победы» (1945), «Освобожденная Чехословакия» (1945), «Освобождение в Европе» (1946) и др.
Владимир Головня, начинавший свой большой путь в кино фронтовым оператором, вспоминал:
«Мне повезло с напарником, очень повезло. На фронте я работал, главным образом, с В. Доброницким. Он был "старшим" в нашем звене. Это был талантливый оператор, настоящий кинохроникер-универсал, одинаково хорошо снимавший и события, и организованные кадры со светом. Доброницкий был признанным мастером репортажа. Он очень быстро ориентировался, снимал уверенно в любых условиях – в жару, в мороз, в пыли и под дождем. В его материале никогда не было ни творческого, ни технического брака.
Он хорошо знал и любил технику. Аппарат у него всегда был в образцовом состоянии. Как сейчас вижу Виктора в минуты затишья в нашем операторском "фургоне". Расстелив белоснежную тряпочку, он методично кладет на нее одну за другой детали съемочной камеры. Под рукой портативная сумка с полным набором необходимых инструментов. Работает он точно, быстро. Ему наша группа обязана и тем, что наши съемочные камеры не замерзали даже в самые сильные морозы: помнится, Доброницкий применил какую-то особенную смазку, очень эффективную. По его же инициативе с наступлением холодов всем операторам группы пошили специальные двойные ватные мешки для съемочных камер и пленки.
В. Доброницкий был храбрым человеком и в то же время достаточно рассудительным и осторожным. В течение почти года совместной работы мы все время были в передовых частях 11-й и 27-й армий. Виктор хорошо читал карту, легко ориентировался на местности, знал оружие и владел им. Я многому научился у него. Характер у Доброницкого был нелегким, но работали мы исключительно дружно, много раз взаимно выручая друг друга».
В. В. Доброницкий четырежды лауреат Сталинских премий: за фронтовые съемки для киножурналов (1942), за фильмы «Возрождение Сталинграда» (1943–1944), «Молодость нашей страны» (1946), «Москва – столица СССР» (1947).
Будучи технически очень грамотным оператором, Виктор Доброницкий устанавливал съемочные камеры на самолеты, а в конце войны одним из первых занялся съемками на цветную кинопленку. Его цветные фото печатались в центральных журналах и большими тиражами выходили цветные фотооткрытки.
В 1948 году был приглашен преподавать во ВГИК, в это время он уже тяжело болел, а 16 июня 1948 года Виктора Васильевича Доброницкого не стало.
Награжден орденом Красного Знамени, Чехословацким боевым крестом.