ИНТЕРВЬЮ С «ЦЫГАНОМ ИЗ ЛЕГЕНДЫ»

В 1969 году на экраны вышел полнометражный документальный фильм «Николай Сличенко».

ИНТЕРВЬЮ С «ЦЫГАНОМ ИЗ ЛЕГЕНДЫ»

30.09.2019


Автор:
И. Стародубцева

Статья опубликована в сентябре 1969 года. На фото Николай Сличенко (сцена из спектакля). Фото из личного архива Дины Мусатовой.

В 1969 году на экраны вышел полнометражный документальный фильм «Николай Сличенко» (режиссер: В. Мусатова; оператор: В. Воронцов; асс. режиссера: Н. Якимова) о творчестве актера театра и кино, певце Николае Сличенко (с 1951 года актер цыганского театра «Ромэн» в Москве). Фильм был снят на ЦСДФ по заказу ТВ Франции.

Именно такую композиционную форму избрали создатели цветного полнометражного фильма «Николай Сличенко» кинематографисты Центральной студии документальных фильмов.

После исполнения известного романса Григорьева «Две гитары они заставили актёра остановиться в толпе восторженных зрителей и ответить на несколько вопросов: как Сличенко стал петь, каковы его любимые роли, чем занимается в свободное врем?

Герою задают и шутливые вопросы: «Вы поёте один?» – «Нет. – Отвечает он. – Иногда вдвоём». – «С кем?» – «С самим собой».

И Сличенко в два голоса исполняет романс «Снова слышу голос твой…» А на экране актёр и его двойник. Эпизод этот не только позабавит зрителя, но и познакомит с незаурядными способностями актёра к перевоплощению.

Быть «разным», непохожим певца обязывает и репертуар. Он поёт старинную песню «На дворе мороз» и романс «Я встретил вас», и народную цыганскую песню «Ручеёк», и романс на слова Пушкина «Не спрашивай».

Почему же «цыган из легенды»? Оказывается, Сличенко называли так во Франции во время его триумфальных гастролей в 1965 году.

- Если разобраться, то ничего легендарного в судьбе нашего героя нет, – рассказывает режиссёр фильма Владилена Мусатова. – У него было трудное сиротское детство, нелёгкая юность. Да и первые шаги его в искусстве не были усыпаны розами. Легендарным скорее можно было бы назвать его творческий взлёт. Ведь Сличенко не кончал «университетов», в театр пришёл 17-летним молодым человеком, школой его были сценические подмостки. И если он вырос в значительного, мыслящего художника, то во многом благодаря своему упорству, умению работать над собой, стремлению глубоко проникать в существо роли.

Вы увидите несколько отрывков из спектаклей цыганского театра «Ромэн» и убедитесь, что сценическая деятельность Сличенко отнюдь не второстепенна в его творчестве.

Его песни заслуживают отдельного разговора. Многим из них он дарует вторую жизнь, возвращая им первоначальное звучание, освобождая от вульгарный наслоений времени.

Особое место в песенном репертуаре артиста занимают песни на стихи Еснина. Почитателям его таланта приятно будет услышать в его исполнении «Письма к матери» и «Клён».

В связи с этим не могу умолчать о таком любопытном факте. Недавно в Мурманске состоялся творческий вечер Сличенко. После поездки в этот город у нашего героя появилось фото автора музыки к есенинским стихам В. Н. Липатова с дарственной надписью:

«Он писал для Есенина. Есенин писал для него, но первый и единственный исполнил это так, как хотели оба – Николай Алексеевич Сличенко».

Подписано оно племянницей покойного композитора Л. И. Покровской.

- Почему мы взяли форму интервью? – повторяет В. Мусатова наш вопрос. Эта форма помогла нам, во-первых, рассказать о самом главном, ибо отпущенное нам время весьма ограничено. Во-вторых, помогла внести необходимый элемент юмора. Ведь ничто так не поднимает духа, не настраивает человека на весёлый лад, как шутка, остроумное слово.

Кстати, и в концертных номерах мы не отказывались от этого. Есть, например, такой эпизод, снятый в зимнем подмосковном лесу. Наш герой разбегается и прыгает на лыжах с трамплина. Внизу его ждут взволнованная жена и дети. У финиша лыжник снимает очки, и вместо Сличенко зрители видят дублёра – спортсмена.

Дублёр у героя только в этой сцене. Николай Алексеевич – отличный наездник, хороший водитель. В этом зрители убедятся, посмотрев фильм.

Для тех, кто не видел артиста на эстраде, большой неожиданностью явятся и танцевальные номера. Сличенко исполняет цыганскую венгерку и танец, сопровождающий знаменитую песню «Бида».

Наша творческая группа получила большое удовлетворение от этой работы.

Мы рады, что познакомим зрителей с популярным актёром в расцвете его сил и таланта, когда с полным правом можно сказать: многое ещё впереди у Николая Сличенко, не раз ещё удивит и восхитит он нас своим искусством.