ВСТРЕЧА С ПЕСНЕЙ

Журнал «Советское кино» от 20 сентября 1969 года.

ВСТРЕЧА С ПЕСНЕЙ

20.09.2019


Автор:
Ф. Баранова

Опубликовано: журнал «Советское кино» от 20 сентября 1969 года. Фото: "Н. Сличенко во время гастролей в Ленинграде. 1969 год". Фото из личного архива Дины Мусатовой.

Любители старинного русского и цыганского романса, темпераментных цыганских танцев, несомненно будут смотреть полнометражную ленту «Николай Сличенко» (1968; производство ЦСДФ по заказу ТВ Франции; режиссер: В. Мусатова; оператор: В. Воронцов; асс. режиссера: Н. Якимова, -Прим ред. #МузейЦСДФ), которая снята на Центральной студии документальных фильмов.

Авторы картины – режиссёр Д. Мусатова и оператор В. Воронцов – не ограничили себя задачей создать обычный фильм-концерт. Они попытались раскрыть на экране особенности творчества актёра, показать все грани его дарования. Сличенко – артист многосторонний, он никогда не бывает однообразен, талант его в каждом исполнении песни, в каждом спектакле проявляются по-разному, с новой, неожиданной стороны, словно говорят создатели фильма. И подтверждают эту мысль эпизодами, снятыми и смонтированными так, что в них ярко и выпукло выступает та или иная черта творчества актёра.

…Кажется, что романс «На дворе мороз» и песню на стихи Есенина «Клён ты мой…» поют разные люди. Столько грусти, затаённой боли выражено в одном произведении, столько есенинской удали, поэтичности в другом…

Николай Сличенко (сцена из спектакля). Фото из личного архива Дины Мусатовой.

…Вот Сличенко исполняет романс «Снова слышу голос твой…». Мы видим две фигуры, двух влюблённых. Тот юноша, что исполняет свою «серенаду» прямо под окном – более смелый, решительный, энергичный, чем стоящий поодаль – мягкий, лиричный, осторожный в движениях…

Сличенко тонко чувствует «нерв» песни, относится к ней, как к драматическому произведению в миниатюре. Вероятно, поэтому ему удалось вернуть изначальную форму вещам «заигранным», потерявшим свой первозданный блеск. В частности, артист нашёл естественное звучание песни «Очи чёрные», освободив её от вульгарных, кабацких наслоений. Не надрыв, а радость любви зазвучала в ней… Слушая её теперь, можно поверить, что «Очи чёрные» любил петь Фёдор Шаляпин

В той свежести, что отличает известный репертуар артиста, определённая заслуга и музыкального руководства фильма, композитора и дирижёра В. Кнушевицкого.

…Есенинское «Письмо к матери» Сличенко исполняет в павильоне. Интерьеры весьма скромны, никакого движения в кадре. На протяжении нескольких минут на экране только лицо певца. Настороженно встречаем мы первые музыкальные фразы. Такими ли окажутся есенинские строки, какими они звучали много раз где-то внутри нас? И тотчас забываем о контроле, покорённые обаянием исполнителя…

Хорошо, что нам подарили это мгновение – встречу с искусством Николая Сличенко.