05.09.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 774 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Высадка морского десанта. Северный флот. 1941 год". Автор фото: Евгений Халдей. Источник: www.russiainphoto.ru.

Овсянников Федор Иванович (1907–1977).

Оператор документального кино. Русский. Член ВКП(б) с 1926 г. Кинооператор Ленинградской студии кинохроники с 1933 года. С начала войны – на Северо-Западном фронте от Ленинградской студии кинохроники. С 1942 г. до октября 1943 г. – на Северном флоте. Потом был переведен в киногруппу Черно­морского флота. Его съемки вошли в фильм «Битва за Севасто­поль». С ноября 1944 г. – на Ленинградской студии кинохрони­ки. С 1945 – на Балтийском флоте. Принимал участие в съемках сюжетов для киножурналов о подвигах военных моряков, а также в создании фильмов «69-я параллель», «Ленинград в борьбе», «День войны», «Битва за нашу Советскую Украину», «Битва за Севастополь», сюжеты в «Новости дня».

Владимир Ешурин, начальник киногруппы Волховского фронта, работой Овсянни­кова был крайне недоволен, о чем, не особо сдерживаясь, высказался на совещании начальников фронтовых групп в мае 1942 г.:

«Есть и отрицательные факты со стороны некоторых операторов. Например, опера­тор Овсянников, который всяческими путями старается быть подальше от фронта, т.е. порой идет даже на прямое нарушение приказа. Получив приказ выехать в армию, он задерживается в тылу, не едет в армию, а потом начинается распутица, развезло до­роги, он уже не мог ехать. А до этого мы не знали, где он находится, со мной связи не держал.

Я считаю, что таких операторов в группе надо отозвать. <…> Приехав из армии, он говорит, что оставил в армии кассетник с пленкой. <…>

(Большаков: Что он говорит? Трусит, что ли?)

Он отговаривается то объективными причинами, то делать нечего. А когда спраши­ваешь: если вы не были в армии, вы же не знаете, что там делается. Человек просто не хочет работать на фронте.

(Кацман: Есть операторы, которые найдут причину…)

(Садецкий: Десятки причин найдут)».

(РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 772. Л. 52–58.)

В служебной характеристике Овсянникова в 1942 г. отмечалось:

«В киногруппе Северо-Западного фронта работал неуверенно, давал малый процент сюжетов для СКЖ. Но Овсянников работал упорно. Добился качественного перелома, научился передавать в своих кадрах колорит фронта и снимать живые киноподробности людей.

Хорошие сюжеты для фильма "День войны" – "Танки в засаде", "Переправа", "Снай­перы".

На Северном флоте снял сюжет "Ася Семенова" (СКЖ № 72), живо показав теплые отношения краснофлотцев с девушкой почтальоном.

За последнее время Овсянников работает более уверенно и над формой своих сю­жетов. Фотокачество постепенно улучшается. Последние работы использованы в филь­ме "69-я параллель"».

Награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1941 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После войны вернулся на Ленинградскую студию кинохроники.