БИТВА ЗА КАВКАЗ

Журнал «Советский экран» № 10 за 1974 год.

БИТВА ЗА КАВКАЗ

09.09.2019


Автор:
В. Сологуб

Опубликовано: журнал  «Советский экран» № 10 за 1974 год. (в рубрике «Идут съёмки»). Фото: "В горах Кавказа.1943 год". Автор фото: кинооператор Марк Трояновский (снимал материалы на «Малой земле» под Новороссийском (Мысхако)). Фото из архива А. М. Трояновского.

«Годы бессильны стереть память о героической битве за Кавказ. Время отступает перед подвигами советских воинов, которые они совершили на снежных перевалах Кавкасиони, при прорыве «Голубой линии» фашистской обороны, на «Малой земле» под Новороссийском, при освобождении Таманского полуострова…»

(Из выступления первого секретаря ЦК КПСС Грузии Э. А. Шеварднадзе на торжественном собрании, посвящённом 30-летию битвы за Кавказ)

Задачу режиссёра Джеммы Фирсовой можно определить так – поиски. Поиски документов, фотографий, хроникальных кинокадров военных лет, личных писем бойцов и командиров. Поиски тех, кто участвовал в сражении за Кавказ, в обороне и освобождении Новороссийска.

Позади была кропотливая полуторамесячная работа в Красногорском архиве кино- и фотодокументов, в Госфильмофонде. Были просмотрены тысячи метров плёнки. Кроме того, прочитаны книги по истории и тактике прошедшей войны, найденные свидетельства участников боёв и очевидцев того времени. Велись каталоги по найденным документам: дневники по каждому дню и даже часу 1942 и 1943 годов.

***

Мы, то есть режиссёр Центральной студии документальных фильмов Джемма Фирсова, ассистент по монтажу Людмила Капралова и я, корреспондент журнала, направлялись в Тбилиси, где группе предстояла работа в киноархиве, а затем в музеях Тбилиси, Новороссийска и Геленджика, поездки по местам военных действий.

Когда поезд отошёл от перрона, я попросила Джемму Сергеевну рассказать о своей работе.

— Мне ещё трудно сказать, каким будет наш фильм. Сначала мы задумали сделать ленту лишь о локальном участке фронта – показать подвиг Новороссийска. Но потом стало ясно, что сам материал и значение этого события не укладываются в несколько частей фильма. Ведь Новороссийск – это часть огромной и долгой битвы за Кавказ, и многие события происходившие здесь, были тесно связаны с другими участками Кавказского фронта, который в то время стал одним из важнейших мест военных действий второй мировой войны. «Глобальные» планы стратегии Гитлера на 1942 год сводились к следующему: захват нефтеносных богатств Кавказа, вторжение в Иран и Ирак, вовлечение в войну Турции и Японии, подготовка удара на Индию.

Эти «глобальные» планы ставились в прямую зависимость от удачной кампании на советско-германском фронте, где главными направлениями удара были выбраны Кавказ и Сталинград. – Фирсова, раскрыв военные карты, стала показывать расположение наших войск и немцев. – Поэтому мы и решили идти от самого начала этой битвы – от 25 июля 1942 года – дня, с которого начинается сражение за Кавказ. Закончится фильм концом 1943 года – крахом фашистских захватчиков на юге нашей страны, освобождением Новороссийска, Тамани, освобождением Кавказа.

— В чём особенности работы режиссёра-документалиста, в чём основные её трудности?

— Короткие куски плёнки, свидетельства очевидцев, архивные материалы, синхронны и музыку – основу изобразительного и звукового ряда необходимо привести в систему, понять соотношение отдельных событий, выявить среди них главное, ведущее. Необходимо увидеть целостную картину того времени и только потом писать сценарий, складывать фильм.

Есть ли трудности? Да, они есть. Во-первых, многих материалов просто не сохранилось, например, бесследно пропала часть материала, снятого на «Малой земле» оператором Пойченко. Значит, в рассказе о «Малой земле» придётся использовать другие изобразительные средства. Во-вторых, прошло время: многие документальные кадры уже «раздокументированы», то есть они частично употреблялись в различных контекстах, и сейчас необходимо вернуть их первоначальность. Для этого и ведутся многочисленные каталоги, сверяются свидетельства и документы с тем, что мы видим в хронике. Это только некоторые из огромного ряда задач, которые стоят перед нами на первом этапе.

«Пять месяцев продолжался оборонительный период битвы за Кавказ… Все попытки врага нанести решительное поражение советским войскам, оборонявшим Кавказ, прорваться к Баку, в Закавказье и на Черноморское побережье провалились».

(А.А. Гречко, «Битва за Кавказ»)

В небольшом просмотровом зале Тбилисского киноархива за монтажным столом мы смотрим киножурналы «Советская Грузия» тех лет.

Постепенно от сюжета к сюжету складывается облик времени: встреча на передовой отца и сына, выпуск фронтовой газеты, выступление Главнокомандующего, доставка писем на позиции, штаб Леселидзе, похороны участвующего в обороне Севастополя Героя Советского Союза Гегешидзе, сбор урожая, парад на Красной площади, освобождение города, бои на Марухском перевале, опустевшие деревни, постаревшие от  горя матери, освобождение Новороссийска, победные салюты…

Каждый день мы просматриваем по 60-65 частей хроники…

 «…Он был одарённым, волевым и энергичным командармом, мужественным и стойким солдатом Родины, замечательным человеком, достойным сыном талантливого грузинского народа, отдавшим себя целиком и полностью великому делу победы над врагом.

Его умелому руководстве войсками обязаны своим освобождением от фашистских захватчиков трудящиеся многих городов и районов Северного Кавказа, особенно трудящиеся Новороссийска, удостоенного ныне высокой государственной награды – почётного звания города-Героя.

Светлый образ генерала Леселидзе всегда будет в нашей памяти…»

(Из телеграммы Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева семье Героя Советского Союза К. Н. Леселидзе)

 В гостиной на стене большой портрет Константина Николаевича, на противоположной – старинный, изящной работы гобелен.

— Это подарок отцу от работников Вильнюсского музея за тушение пожара. Он служил в Вильнюсе ещё до войны.

Мы в гостях у сына генерала Леселидзе. Отарий Константинович достаёт фотографии, газеты.

— Личные вещи, многие фотографии, партийные документы и письма отца я передал в музей. Правда, одно письмо от солдата Сагирова у меня осталось. Оно адресовано моей матери:

«Если у вас есть фотокарточка Константина Николаевича, то пришлите мне её. Я вас очень об этом прошу. Я буду хранить её хранить как память о любимом генерале. Я её буду хранить как зеницу ока и с ней буду идти в бой. 5/VI-44. Полевая почта 3/638Ю».

По совету Отария Константиновича мы встретились с бывшим начальником штаба 46-й армии, которой командовал Леселидзе, Михаилом Герасимовичем Микеладзе («У меня есть воспоминания о Марухском перевале… В архивах штаба должно быть два больших альбома, где есть фото, схемы, цифры. Я помню, что принимал участие в их составлении… Личных фотографий? Нет. Разве до этого было?»), с бывшим начальником особого отдела 18-й армии Владимиром Эвктимовичем Зарелуа («У меня есть много писем бойцов о Леселидзе, это настоящие свидетельства любви к своему генералу…») И ещё встречи и разговоры, работа на телевидении и в музее Закавказского военного округа… По крупицам собирается портрет командарма.

 «Самый штурм Новороссийска был заключительным сражением, так как борьба за город непрерывно велась весь год. Оборона цемзавода «Октябрь», десант на «Малую землю», штурм «Голубой линии» немецкой обороны частями генерала Гречко – всё это этапы борьбы за город…»

(К. Н. Леселидзе «Новороссийское сражение». «Боец РККА», 26/X-43)

Новороссийск… Наверное, он похож на многие южные портовые города, но есть здесь своё, дорогое, особенное – памятники совершённым здесь подвигам.

Мы прошли и проехали всё побережье от Южной Озерейки до Геленджика. Нашим проводником по местам военных действий стал бывший командир артиллерийской батареи Венедикт Иванович Лаврентьев. Были а батареях Героев Советского Союза Челака и Зубкова, у Волчьих ворот, ездили на Абрау-Дюрсо, Глебовку и Озерейку, в винсовхоз «Малая земля». («Здесь в погребах находился наш госпиталь, а в этой комнате начальник политотдела 18-й армии полковник Л. И. Брежнев награждал орденами и медалями, принимал бойцов в партию, проводил беседы об обстановке на фронте…»)

Начальник политотдела полковник Л. И. Брежнев (справа на фото) с политработниками 318-й горнострелковой дивизии. 1943 год. Автор фото: кинооператор М. Трояновский. Фото из архива А.М. Трояновского.

Мы ездили к цемзаводам «Октябрь» и «Пролетарий» («А вот легендарный «сарайчик». Видите, как близко было до немцев, всего метров тридцать. Бойцы, возглавляемые старшим лейтенантом Джербинадзе, 360 дней держали оборону, отбив за это время 189 жесточайших атак врага…»), были на Мысхако.

 «Наши войска захватили и удерживают небольшой плацдарм на Мысхако, в пригороде Новороссийска. Сейчас снова развернулись бои – гитлеровцы пытаются сбросить нас с «Малой земли». Одной из главных задач флота стала поддержка  обеспечение войск десанта под Новороссийском».

(В.Т. Проценко «Мгновение решает всё»)

Руководил работами по укреплению обороны города, десантной операцией на «Малую землю», командовал высадкой десанта в Новороссийске 10 сентября 1943 года вице-адмирал Холостяков.

Георгий Никитич живёт в Москве. Сюда он приехал на праздник бескозырки. Каждый год 4 февраля, в день высадки десанта, комсомольцы города торжественно вручают юным морякам бескозырку, которую те вывозят в море и опускают на волны – в память о погибших героях.

— Георгий Никитич, чем для вас был Новороссийск в те дни?

— С момента, когда сам Новороссийск стал объектом боёв, нам стало ясно, что приморская дорога от Новороссийска решает судьбу и Закавказья и даже Ближнего Востока и Азии.

***

…Все, с кем мы встречались, благодарили Джемму Фирсову за её предыдущим фильм «Зима и весна 45-го». Однажды кто-то из военных, познакомившись с Фирсовой, удивился, что режиссёром оказалась молодая женщина:

«Я думал, что так знать фронт могут только те, кто воевал».

Фирсова не воевала. Знания, способность разбираться в военной тактике и теории, видеть взаимосвязь отдельных боёв, участков фронта, ощущение времени перешли к ней, наверное, от отца, кадрового военного. С детских лет она помнит в доме огромную, постоянно пополняющуюся библиотеку по истории войны. А кроме того, у Фирсовой есть одно, необходимое для документалиста качество – добросовестность. Я видела, с какой дотошностью просматривает она материал: «Нет, эти кадры сняты раньше, видите, у них нет погон. Люда, пометь: здесь, в аннотациях, ошибка», «Это начало войны, посмотрите оружие», «А это снято под Севастополем», – как подробно расспрашивает очевидцев и участников событий. Вот и сейчас она просит Г. Н. Холостякова рассказать о комбате Куникове, о том, как шло переоборудование Новороссийской базы, когда стало ясно, что враг пойдёт с суши, как планировалась высадка десантов в Станичку и в Новороссийск.

«…Повсюду мерцают яркие вспышки орудийных выстрелов и разрывов снарядов. А в районе «Малой земли» они сливаются в огненное озеро. Кажется, там и клочка земли не осталось, чтобы он не полыхал пламенем. И в этом аду живут и борются тысячи наших бойцов и командиров…»

(В. Т. Проценко «Мгновение решает всё»)

То, что произошло на «Малой земле», сегодня кажется чудом.

Переправа на «Малую землю». 1943 год. Автор фото: кинооператор Марк Трояновский. Фото из архива А.М. Трояновского.

В тот день дул норд-ост, на море было 3-4 балла. Промокшие, замёрзшие люди под непрерывным огнём артиллерии и миномётов высаживались на берег и тут же шли в бой. Укрыться было негде, крупная галька не давала возможности быстро окопаться. Но отряд Куникова зацепился. Выбив немцев из окопов, десантники заняли выгодные позиции. Стали наращивать силы. Прибывало пополнение, боеприпасы, техника. На площади в 25 кв. километров, находясь по нескольку дней без пищи и воды, обстреливаемые с воздуха и с суши, десантники продержались семь месяцев. Малоземельцы 16 сентября 1943 года вошли в город победителями.

***

В воскресный день в Новороссийском краеведческом музее собрались участники первого броска, куниковцы и катерники. В их рассказах оживал каждый день и час легендарных событий. Мы услышали, как погибли десантники – Герои Советского Союза Михаил Корницкий и Цезарь Куников, узнали о пятнадцатилетнем пареньке, который, когда вся команда была ранена, встал за штурвал и вывел катер из окружения, о том, как, рискуя жизнью, добывали воду из единственного на всю оборону колодца, как фашисты, решив делать подарок фюреру, – «Малую землю» стереть, а десантников в море утопить», – делали в день до двух тысяч самолёто-вылетов и «бомбили так, что мы солнца не видели»…

Это не совсем обычный репортаж. При мне не было ни одного съёмочного дня. И всё же этот рассказ о том, как создаётся документальный фильм «Битва за Кавказ».