Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 35-40). Фото: "Встреча фронтовых кинооператоров 8 мая 1970 года. Москва, Лихов переулок дом 6". На фото: Константин Широнин снимает кинооператоров советских киностудий. Фото из архива В.И. Фомина.
Начиная с 1942 года руководителям советского кино пришлось вести учет тех огромных материальных потерь, которые несла наша кинематография в результате войны. К победным дням мая 1945 цифра набралась немалая – 2 953 938 000 руб. Почти три триллиона рублей!
Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что в те годы означала эта цифра, надо бы сопоставить ее с той, что советское правительство сумело выделить в послевоенные годы на восстановление разрушенной кинематографии. Так вот: выделенные на восстановление средства оказались в десять (!!!) раз меньше той суммы, что определяла масштабы разрушений и потерь, нанесенных нашей киноотрасли немецко-фашистской агрессией.
Но даже при всей внушительности цифры явно не с особой немецкой педантичностью подсчитанного ущерба, она, конечно же, и в самой ничтожной степени не передает истинных масштабов того, что было разрушено и безвозвратно потеряно. Да и возможно ли вообще перевести те кошмарные последствия и потери, связанные с войной, на язык бухгалтерской цифири?
Как оценить весь тот ужас – голод, разруху, нищету, все те немыслимые лишения и страдания нашего народа? В какой валюте и по какому биржевому курсу оценить покалеченные судьбы миллионов и миллионов наших людей? И на каких весах взвесить, в каком золоте исчислить хоть сколь-нибудь сопоставимый эквивалент человеческой жизни, которую оборвала пуля? В какую сумму определить ампутированную ногу, ранение в живот, заработанный в походной мокротени жесточайший ревматизм или полное разрушение нервной системы от перенесенной контузии?
Долгое время официальная статистика утверждала, что из всех операторов и работников фронтовых киногрупп за годы войны погиб каждый пятый. Историк кино В. П. Михайлов, досконально изучавший работу наших фронтовых операторов, вывел более печальную статистическую формулу: каждый второй ранен, каждый четвертый убит…
Боюсь, однако, что и у моего старшего коллеги не было полных данных об истинных наших потерях. Достаточно сказать, что ни в графу погибших, ни в графу уцелевших не попала такая категория как «без вести пропавшие». А таковые имелись – и в немалом числе – и в составе наших фронтовых киногрупп. Лишь совсем немногие из числа этих «без вести пропавших» позднее обнаружились и подали о себе те или иные «вести». Большинство же исчезло навсегда. И скорее всего – погибли.
Одна из самых тяжких потерь такого рода случилась в первые же месяцы войны при окружении Киева – вместе с войсками попала в окружение и вся киногруппа Украинского фронта в составе десяти (!!!) человек. О судьбе ее до сих пор ничего не было известно. Самым же удивительным в этой истории было то, что и фронтовые операторы, оставившие помимо миллионов метров пленки огромное количество иных свидетельств – десятки книг воспоминаний и др., – об этой бесследно пропавшей киногруппе украинской кинохроники, едва ли не самой многочисленной, не вспоминали ни одним словом, будто ее никогда и не было.
Не фигурировали фамилии членов этой киногруппы и в официальном перечне потерь – не было их ни в списках погибших, ни в списках пропавших без вести. Попала ли киногруппа в плен или погибла вся до единого еще ранее – до последнего времени можно было только гадать. Однако уже в процессе работы над этой книгой удалось все же обнаружить письмо трех членов пропавшей киногруппы, которым удалось выжить. В письме на имя Ф.М. Васильченко они сообщали, что, оставшись на оккупированной фашистами Украине, создали подпольную организацию и по возможности пытались продолжить борьбу с оккупантами. Никаких других документов, которые могли бы поведать о том, что же стало с остальными операторами-окруженцами, по сию пору выявить не удалось.
Скорбный список операторов, погибших на войне, был открыт уже в первые месяцы войны. В числе первых погибли оператор Павел Лампрехт и руководитель киногруппы Балтийского флота Анатолий Знаменский, снимавшие боевые действия морской пехоты на островах Балтики. Во время эвакуации судов Балтийского военного флота из Таллина в Ленинград фашисты с моря и с воздуха атаковали огромный караван из сорока судов. Корабль «Вирония», на котором находилась киногруппа, попал под мощнейший обстрел. Взрывной волной многих находившихся на палубе сбросило за борт. Затем последовала атака фашистской подводной лодки. Корабль стал тонуть. Фашистские самолеты кружили над оказавшимися в воде людьми и крошили их из пулеметов. Чудом уцелевшие свидетели этой бойни рассказывали потом, что видели в воде уже мертвого Павла Лампрехта с разбитой головой – его поддерживало на плаву распластанное кожаное пальто.
Этот замечательный оператор, которого многие коллеги любили и ценили, успел снять в первые месяцы войны только два боевых сюжета. Обстоятельства гибели начальника киногруппы А. Знаменского до сих пор остаются неизвестными…
На войну рвались и стар, и млад.
Старейший русский оператор Петр Васильевич Ермолов, участник и кинохроникер еще Первой мировой войны, завалил кинематографическое руководство заявлениями с требованиями отправить его на фронт. И, получая отказ за отказом, писал снова и снова, убеждая, что немалый его возраст не помеха, а операторский опыт, в том числе и фронтовых съемок, таков, что он еще даст сто очков любому молодому да прыткому…
На войну просились, рвались и совсем молодые, в том числе и те, кто был надежно защищен от военного призыва так называемой «бронью». Целый курс операторского факультета ВГИКа выпросился на войну, условившись, что свои дипломные работы снимет прямо на фронте. Многие из этих ребят-добровольцев в институт уже никогда не вернутся.
Николай Номофилов, отличник, сталинский стипендиат, находясь на съемках на передовых позициях, попал под артобстрел, получил тяжелое осколочное ранение в спину и умер 19 июля 1942 года. По решению Государственной экзаменационной комиссии ВГИКа ему был уже посмертно присужден диплом с отличием за работу «Хроникальный сюжет в кинохронике».
Погиб на фронте и его однокурсник Вячеслав Высоцкий.
Не успев сдать зачет по операторскому мастерству, оставшись с академической задолженностью, погиб на съемках Николай Писарев.
Самый прославленный и самый легендарный из фронтовых операторов, студент этого же курса Владимир Сущинский тоже не вернулся с войны. У него остался несданным экзамен по марксизму-ленинизму.
А еще один их однокурсник, Виктор Муромцев, погиб уже в Югославии, снимая одно из самых последних сражений Второй мировой…
Самое удивительное и невероятное в истории нашей фронтовой киножурналистики заключается в том, что среди операторов-фронтовиков встречались и женщины. Их было совсем немного, но зато каких!
Ленинградские документалисты, снимавшие блокаду, вспоминают одну из своих коллег – Галину Захарову, которая была настолько предана своему делу, что до самой последней минуты скрывала от всех свою беременность и продолжала снимать, опасаясь, что ее могут отправить рожать из блокадного города на Большую землю… Поразителен и тот факт, что именно две женщины – Оттилия Рейзман и Мария Сухова – убедили начальство отправить их на самые опасные съемки в глубоком тылу у немцев. Их забросили в одно из партизанских подразделений, где они сняли замечательные репортажи о народных мстителях. Из этой командировки Марии Суховой уже не довелось вернуться домой.
Четыре года войны не прошли даром для кинематографистов, оказавшихся на фронте. Это были уже умелые, хорошо подготовленные воины. Они научились воевать, маскироваться, быть по возможности осторожными. Но даже и этот немалый опыт не всегда выручал. Похоронки в семьи кинематографистов летели до самых последних дней войны. Как ни странно, напоследок их стало даже больше…
Весь освободительный маршрут Красной Армии по странам Европы оказался оплачен многими сотнями тысяч жизней ее воинов. Самые большие потери последних месяцев войны не обошли стороной и фронтовых операторов. И почти весь путь Красной Армии от советских границ до Берлина оказался отмечен и могилами операторов фронтовых киногрупп. У стен Кёнигсберга погиб Владимир Крылов. В боях на городских улицах Бреслау (Бреславля), становившемся то польским, то немецким, погибли два верных друга, два храбрейших оператора – Владимир Сущинский и Николай Быков. В боях за Вену получил смертельное ранение Семен Стояновский. При освобождении Венгрии погиб Яков Лейбов. В сражении на земле Чехословакии был убит Александр Эльберт. В Югославии, на подступах к Триесту, погиб Виктор Муромцев. Это была последняя жертва, принесенная нашей фронтовой хроникой на общий алтарь Победы…
Это вечное кино!
Не буду подводить никаких итогов. Скажу только одно: если и были у нашего кино какие-то грехи и долги перед народом и страной, то все они с лихвой оплачены подвигами, кровью, а нередко и жизнями кинематографистов, оказавшихся на войне не по принуждению, а по искреннему зову сердца. Оплачены они и замечательными художественными фильмами, снятыми в тяжелейших условиях. И совсем уж вдвойне и втройне искуплены эти прегрешения самоотверженной и талантливой работой фронтовых операторов, сумевших наперекор всему создать потрясающую и вдохновенную кинолетопись войны, которая была и осталась для нас Великой, Отечественной, Священной…
Кадры кинолетописи, снятые советскими фронтовыми операторами, и сегодня стоят на страже великого подвига нашего народа, защищают его Победу от тотально насаждаемого беспамятства. И пока сохраняются хоть несколько кадров этой кинолетописи, значение и смысл великой победы нашего народа трудно будет переврать. А потому этим кадрам уже никогда не состариться.
Это вечное кино!