Операторы и работники фронтовых киногрупп. Асланов Гай Григорьевич


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Асланов Гай Григорьевич

17.08.2019

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 663-664  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: Снимает кинооператор Г. Асланов. 3-й Украинский фронт. 1944 год.

Асланов Гай Григорьевич (1913–1974).

Армянин. Беспартийный. В 1937 окончил Бакинский ин­дустриальный техникум (по другим сведениям – Ростовское художественное училище в 1938).[1] Тогда же начал работать ассистентом оператора на Ростовской студии кинохроники. С октября 1941 г. – на Южном фронте в качестве фронтового кинооператора. В дальнейшем – в киногруппах Закавказско­го, 4-го Украинского и 3-го Украинского фронтов. Участвовал в съемках боевых эпизодов для киножурналов и фильмов «Ком­сомольцы», «Победа на юге», «Освобождение Донбасса», «Бу­дапешт», «Взятие Вены».

«Работой интересовался, – отмечалось в служебной характеристике 1942 г. (Южный фронт). – Но съемок на фронте избегает. Дисциплинирован, скромен, хорошо знает аппарат, но на работе сказывается отсутствие специального образования и недостаточность культурной подготовки.

Имеет свой аппарат, часто снимает самостоятельно, но неуверенно».

Более поздняя характеристика потеплее:

«На фронте с сентября 1942 г. Начал как ассистент оператора; показал большие способности и творческий рост еще в 1942–1943 гг. в съемках боев за Кавказ; снимал бои за Донбасс, на Украине, в Молдавии, в Румынии, Венгрии; премирован за съемки для фрон­товых киновыпусков "Победа на Юге", "Будапешт"».

В отличие от иных коллег Асланов почивать на первых лаврах не собирался. И, судя уже по итоговой его служебной характеристике, в работе своей постоянно прибавлял:

«Оператор Асла­нов Г.Г. был переведен в киногруппу 3-го Украинского фронта из киногруппы 4-го Украинского фронта в марте 1944 г. Начиная с этого времени им проведены съемки освобождения Одессы, Ясско-Кишиневской операции, освобождения Болгарии, взятия Будапешта и взятия Вены. За успешную работу и творческий рост т. Асланову в 1944 г. было присвоено звание оператора.

Все его съемки были высоко оценены и неоднократно отмечены первыми премиями.

Присвоение т. Асланову звания оператора в 1944 г. было проведено с большим опозда­нием, ибо еще до войны, а также весь период войны, он работал самостоятельно и давал яркий авторский репортаж.

В Ясско-Кишиневской операции Асланов дал первоклассные боевые кадры. В Болгарии он умело передал горячую встречу Красной Армии-освободительницы, с большим поэтиче­ским чувством зафиксировал места русской славы 1877 г. В Будапештской операции хорошо заснял действия Красной Армии в районе озера Балатон. В фильме "Вена" ему принадлежат кадры штурма замка Бельведер, взятия Надьканижа, съемки венского леса и др.

Таким образом, подводя итог творческой работы т. Асланова за период войны, можно ска­зать, что он является высококвалифицированным оператором, сочетающим оперативность, журналистскую хватку хроникера с большим художественным мастерством. Уровень его художественно-репортерской работы дает полное право на звание оператора 2-й категории. Мною, как начальником военной киногруппы, неоднократно ставился вопрос о присвоении ему 2-й категории, и то, что до сих пор это не сделано, я считаю неправильным и ошибочным.

Ходатайствую о присвоении т. Асланову Г.Г. 2-й категории.

Бывший начальник киногрупп

Южной группы войск режиссер Р. Кацман.

4 января 1946 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 2.)

После войны работал на ЦСДФ, а с 1950 – на Ростовской студии кинохроники. В 1956 вернулся на ЦСДФ.

Награжден орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.

_____________________________
1. В личном деле Г. Асланова, хранящимся в Музее кино, указано, что Асланов в 1929 году поступил в художественное училище на отделение "рисование", которое окончил в 1933 году (специальность — оформитель). В 1935 году поступил в индустриальный техникум, который окончил в 1937 году (специальность — электрик), учился без отрыва от производства. (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 18968001).

МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«ФРОНТОВАЯ МАГИСТРАЛЬ» [1]

Снято на строительстве 165-го участка Сухуми – Адлер ЧЖД с 5 по 10 октября 1942 года

Монтажный лист № 1140

Операторы: Г. Асланов, А. Левитан  

Снято 146 метров, пл. «Панхром», эм. № 154. Пленка Г. Асланова

Когда враг подошел вплотную к горам Закавказья и здесь завязались жестокие кровопролитные бои, вопрос транспорта стал одной из самых насущных проблем фронта.

Старые шоссейные дороги не удовлетворяли целиком потребностей сражающейся армии. Фронт властно потребовал быстрых перебросок войск, снабжения боеприпасами, горючим и т.д. Тогда в невиданно короткие сроки была построена железная дорога. Трасса ее пролегала через горные перевалы, реки, оползни почвы. Все эти трудности строители, воодушевленные стремлением помочь фронту, преодолели успешно.

На трассе работали тысячи колхозников, городских жителей, представителей различ­ных национальностей народа Кавказа.

Снято:

Участок старой шоссейной дороги, полуразрушенной оползнями. С трудом проходят автомашины. Панорама на строящуюся железную дорогу. На Мюссерском перевале идут самые крупные земляные работы. Строители здесь прокладывают трассу по горам, нуж­но сделать огромные выемки в грунте. Особенно хорошо работает здесь Ахмед Абдуллаевич Байрамов, выполняя систематически задание на 150%. (Снят в папахе, загружает землей тачку и везет ее – панорама.)

На другом участке выемка грунта и погрузка его на вагонетки идет экскаватором. Стро­ится мост через реку Черная. Образцы работы показывает здесь бригадир плотничьих ра­бот Павел Дмитриевич Девин, его показатели не ниже 200% дневного плана. (Девин пилит сваю.) На участке лучшего прораба строительства тов. Шуйского земляные работы уже за­кончены, идет укладка пути. В кадре, снятом с проезда, тов. Шуйский (в пиджаке и бриджах) обмеряет полотно шаблоном. На готовом участке дороги поезд с воинскими грузами (про­езды из тоннеля в тоннель и статичные общие планы).

Операторы: Г. Асланов, А. Левитан.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

__________________________
1. На монтажном листе оставлена резолюция цензора: «Снять».

 «РАЗВЕДКА БОЕМ»

[Август 1943 г.]

Монтажный лист № 966

Снимали: ассистенты оператора Асланов, Хнкоян  

Пленка: «Панхром», эмульсия № 34

Натура. Есть планы, снятые «под ночь» с недодержкой. Обратить внимание лаборатории, чтобы не забраковали. Также, чтобы не оборвали переходы в нерезкость и из нерезкости.

Действие происходит северо-восточнее Новороссийска, август.

Здесь, загнанные сюда немецкие части, используя горный рельеф местности, создали линию своей обороны.

Для выявления огневых точек противника и системы неприятельских укреплений наши разведчики ведут непрерывные разведывательные операции. Чем тише становится на фронте, тем активнее работают разведчики. Для того чтобы быть хорошим разведчи­ком, надо быть смелым и дерзким, физически очень здоровым.

Командир взвода разведчиков – младший лейтенант Славгородский Дмитрий Николаевич – 20-летний юноша, бывший беспризорник, воспитанник трудколонии НКВД. С первых дней войны тов. Славгородский добровольно на фронте. Он себя зарекомендовал как уме­лый разведчик, руководимая им группа разведчиков-альпинистов не раз дерзкими нале­тами поднимала панику в рядах противника, захватывала пленных.

Сегодня получено задание провести боевую разведку – засечь огневые точки неприятеля и захватить «языка». Операция проведена успешно. Приведены очень ценные пленные – немецкий артиллерийский корректировщик унтер-офицер Ганс Шуберт (раненый) и телефонист Йозеф Штарк. После операции разведчики отдыхают в своем лагере, в густом лесу.

Снято:

Горный пейзаж с неприятельскими укреплениями. Панорама гор, постепенно уходя­щая в нерезкость. Из нерезкости возникает панорама на карте. Полковник Аршинов, начальник разведотдела 56-й армии, указывает на карте место, где необходимо произвести боевую разведку.

Майор тов. Перминов, командир отдельного разведотряда, и младший лейтенант Славгородский уходят на выполнение задания (Славгородский идет на аппарат).

От аппарата. Выбегают минометчики и устанавливают минометы.

Устанавливают горные орудия и пулеметы.

Началась атака высоты. Автоматчики поддерживали минометы и пулеметы.

На наблюдательном пункте майор Перминов засекает выявленные огневые точки. Их наносит на карту начальника штаба отряда капитан т. Полевой.

Атака. Автоматчики добрались до неприятельской линии обороны. Идет бой.

Майор тов. Перминов, получив в результате наблюдений за боем все нужные ему сведения об огневых точках противника, дает команду «отход». Сигнал ракеты. В небо взвивается ракета.

Автоматчики под прикрытием артиллерии, пулеметов и минометов, а также пользу­ясь дымовой завесой, перекатами отходят в лес.

Проходы и перебежки в дыму во время отхода автоматчиков. Видно, как тащат захваченных «языков». Вновь стало тихо на переднем крае.

Разведчикам удалось захватить очень ценного пленного – немецкого артиллериста-корректировщика Ганса Шуберта. Шуберт ранен, ему срочно оказывают медпомощь.

Военфельдшер делает перевязку головы раненому немцу. Наблюдая за перевязкой, автоматчики зорко следят за раненым. Несмотря на заботливую перевязку, которую делают очень аккуратно, чувствуется ненависть к врагу.

Захваченных пленных допрашивают. Унтер-офицер Шуберт дает ценные сведения о расположении вражеских батарей, тут же мы видим пленных – телефониста Штарка и стрелка Лангенбана.

Разведчики после операции возвращаются домой. Сняты проходы по лесу.

Съемка с движения. Пирамида автоматов. В кадры входят отдыхающие разведчики. Слушают баяниста, читают письма, бреются.

Аппарат останавливается на младшем лейтенанте Славгородском, который, сидя за столом, пишет письмо товарищу.

Отдельные крупные планы отдыхающих разведчиков.

Общий план лагеря разведотряда. Затемнение.

Примечание: съемка производилась в районе станицы Неберджаевской и поселка Верхне-Ставропольский. В районе северо-восточнее Новороссийска.

Сняты:

Полковник тов. Аршинов Дмитрий Михайлович, начальник разведотдела 56-й армии. Май­ор тов. Перминов Степан Иванович, командир отдельного разведотряда 56-й армии. Подполковник Христофоров Николай Иванович, заместитель начальника разведотряда 56-й армии по политчасти (снят вместе с полковником Аршиновым). Младший лейтенант тов. Славгородский, командир взвода разведчиков, член ВКП(б), за свои смелые операции награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу».

К этому сюжету прилагается ранее снятый материал в этом отряде разведчиков «Взятие высоты». Этот материал не был закончен, а сейчас может быть использован в этом сюжете.

Август 1943.

Начальник киногруппы СКФ (Трояновский).

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

«Снято, как извлекаются из ствола трупы расстрелянных...»

«МАТЕРИАЛ ПО ОСВОБОЖДЕННОМУ ДОНБАССУ»

10 сентября 1943 г.

Южный фронт

Монтажный лист № 1164

Снимали операторы: Асланов, Хнкоян

Снято 300 метров, пленка «Панхром», эмульсия №№ 150, 140, 156

1-й эпизод.

Немцы изгнаны из Донбасса. Страшные следы остались после них. Всесоюзная кочегарка походит сейчас на пустыню. Металлургические заводы, шахты, города – все стоит мертвым и пустынным. На высоких доменных печах нашли себе приют вороны и галки.

2-й эпизод.

Родина Стаханова – Ирмино. На экране шахта Центральная-Ирмино (снято с террикона). На этой шахте впервые прозвучал на весь Советский Союз рекорд Стаханова. Сейчас здесь груда камней и металла. Ирмино освобождено. С первых же дней к шахте стекают­ся ее настоящие хозяева, те, кто уцелел.

Митинг у шахты Центральная-Ирмино. Митинг открывает председатель горсовета Воробьев Федор Иванович. После него выступает старый шахтер-крепильщик Астанин Дмитрий Гаврилович. Выступает старая работница шахты гражданка Катушкина Федо­сея Федоровна. От молодежи и комсомола выступила товарищ Борисенко Надежда Прокофьевна.

Все выступавшие говорят о жутких днях немецкого владычества и наступивших светлых днях счастья. Каждый из выступавших призывает скорее приступить к восстанови­тельным работам.

3-й эпизод.

Город Серго (общий план, на переднем плане проезжают машины). Сегодня жители города увидели жуткие злодеяния, совершенные немецкими захватчиками несколько дней тому назад. Перед своим отступлением немцы на шахте 3-бис расстреливали молодых шахтеров и сбрасывали их в ствол шахты.

Снято, как извлекаются из ствола трупы расстрелянных. Опускаясь в шахту, рабочие надевают противогазы ввиду сильного запаха от разлагающихся трупов. Крупно снят среди зрителей один из старейших шахтеров, проработавший 35 лет на этой шахте товарищ Поветкий Петр Никанорович.

4-й эпизод.

Город Дебальцево год и девять месяцев был под гнетом немцев. Буквально через несколько дней после освобождения города войсками Южного фронта, 9 сентября, пришел на станцию первый советский поезд. Все жители города вышли его встречать.

Митинг у паровоза этого поезда открыл генерал-майор технических войск тов. Картенев Илья Семенович – начальник военно-восстановительных работ Южного фронта.

Вторым выступает второй секретарь Сталинского обкома ВКП(б) тов. Цуцин Василий Иванович.

Первый военный эшелон проходит перед собравшимися жителями города Дебальце­во.

В этом материале имеется несколько планов памятника в городе Ворошиловграде. Памятник сооружен в честь освобождения города.

Операторы Асланов, Хнкоян.

Подлинник. Машинопись. Подписи – автограф.

«КАЗНЬ ПРЕДАТЕЛЕЙ В МЕЛИТОПОЛЕ»

10 февраля 1944 г.

Операторы: Щадронов, Асланов

В гор. Мелитополе после открытого судебного процесса были казнены изменники Родины Пачев, Волкунович, Самарец, Ковалев и Синченко, работавшие в отрядах СД и гестапо.

Снято:

  1. Изменники Родины под охраной автоматчиков на общем плане – слева направо, крупные планы сняты по порядку:
  2. Пачев.
  3. Волкунович.
  4. Самарец.
  5. Ковалев.
  6. Синченко.
  7. Казнь. Читает приговор военный прокурор майор юстиции Зубров.

Сняты крупные планы народа.

Костин Василий Ефимович сидел в гестапо (у Ковалева) в течение 12 месяцев (в теплом пальто, в кепке).

Серая Галина Антоновна сидела в гестапо (у Ковалева) 10 месяцев (в белом платье).

Сняты общие планы народа.

Примечание: можно также использовать ранее снятый материал оператора Сущинского – зверства в г. Мелитополе.

Снято 120 метров. Пленку списать с операторов:

Оператор Щадронов – 60 метров, оператор Асланов – 60 метров.

Операторы Щадронов, Асланов.

Подлинник. Машинопись.

На документе имеется резолюция цензора, запретившего без указания причин показ этого материала. 

«Застрял в дороге без горючего...»

«В КАХОВКЕ»

6 ноября 1943 г.

Монтажный лист

Оператор: Бурт  

СЧС-2, 100 метров

  1. Общий план Каховки.
  2. Разрушенные дома.
  3. Противотанковый ров.
  4. Сбитые самолеты (немецкие и румынские) в окрестностях г. Каховки.
  5. Боеприпасы, оставленные немцами.
  6. Артиллерия, бьющая по отходящим из Каховки немцам.
  7. Горящие дома.
  8. Подбитые и сожженные танки «Тигр» и автомашины.
  9. Идущие пленные, взятые под Каховкой.

<…>

  1. Горящий хлеб на ст. Федоровка / ж.-д. линия Мелитополь – Москва.
  2. Колхозники спасают хлеб, перенося его в амбары.
  3. Взорванный немцами эшелон с хлебом.
  4. Разбитые вагоны.

Примечание: здесь мною снято:

  1. Материал к взятию Каховки (основной материал находится у оператора Асланова и Каспия, так как данный пункт является их направлением).
  2. Станция Федоровка на южной магистрали с брошенными немцами и взорванными эшелонами зерна и спасение этого зерна колхозниками селения Федоровка.

Оператор Бурт.

Примечание: материал задержался, ибо я застрял в дороге без горючего и не мог добраться до ближайшего места, откуда [можно было бы] отправить пленку1.

Подлинник, машинопись. Подпись – автограф.

________________________
1. Дописано от руки.

«Гвардейцы артиллеристы ведут огонь на фоне дворца Бельведе­ра...»[1]

Монтажный лист № 512

Опер.: Асланов Г.Г.

350 м. «Суперпан»

Общий план города Вены во время бомбежки нашими Илами.

Общий план города, окутанного дымом от пожарищ.

Группа бойцов, прижавшись к стенам домов, пробегает вперед по улице. Ведет огонь автоматчик, укрывшись из-за автомобиля, который оставили немцы, пробегают автоматчики вперед, врываются в разрушенную стену дома.

Из одного дома ведут пленных: одного майора и двух солдат.

Панорама по ограде дворца останавливается на убитом немце.

Бойцы внутри дворца Бельведера пробегают по лестнице, выходя на другую сторону дворца. Общие планы дворца Бельведера, детали дворца и ограды (на первом плане водный бассейн). По улицам движется артиллерия. Гвардейцы артиллеристы ведут огонь на фоне дворца Бельведера.

Сняты кадры с земли штурмовых Илов.

С одного балкона наблюдают за боем ген.-майор Бобрук (командующий 31-м ск), вместе с ним комдив [нрзб.]. Памятник Штраусу (играет он на скрипке). Район Ландштрассе-парк.

На улице города.

На храме [Святого] Стефана вывешен белый флаг.

Русская церковь в Вене.

До Вены снято:

Движение канадских танкеток по дороге.

Возвращаются на Родину угнанные в рабство немцами и теперь освобожденные Красной Армией русские, украинцы, французы, поляки.

г. Вена.

Оператор Асланов.

Подлинник. Автограф.

_____________________________
1. Дата составления на монтажном листе отсутствует.

«Вместе с красными флагами на домах появились национальные флаги...»

«В гор. ВЕНЕ»

Монтажный лист № 565

Оператор: Асланов Г.Г.

720 м. Пленка – «Суперпан»

  1. Гор. Вена. Весна. Цветут деревья. Эта весна в Вене принесла счастье тысячам совет­ским людям, освободив их от немецкого рабства.

Надежда Богомолова из Харькова, бывшая ученица школы, попала в немецкое рабство, работала по 12-14 часов в день на заводе и, когда первые советские воины вошли в город, она бросилась навстречу своим освободителям. Снято также, как она рассказывает про свою жизнь в неволе, кончает свой рассказ: «Как я счастлива в эту весну...» Панорама на цветущие деревья... весь сад цветет...

Освободители проводят Надю к автомашине, которая идет в тыл, а там путь домой, на Родину.

  1. Дворец графа Шенборна (постр. в XVIII в.). Эти кадры показывают достопримеча­тельности города. Прекрасный парк с подстриженными деревьями <…>. Тут же расположен зоологический сад, где сохранились звери (снято несколько планов). В первый воскресный день жители города гуляют в парке, дети собирают цветы, гуляет молодежь, так же наши офицеры, есть кадры, где через гуляющих виден весь город.

III. Венский лес.

Группа наших солдат и офицеров на прогулке в лесу. Чистый весенний воздух, пение птиц, и этот лес напоминает картину «Большой вальс», и баянист заиграл вальс Штрауса, закружились в танце герои вчерашних боев...

  1. Памятник И. Штраусу (он играет на скрипке). Сняты статичные кадры и с нашими бойцами.
  2. Дом, где Штраус написал «Летучую мышь». На мемориальной доске написано: «Соб­ственный дом, в котором И. Штраус написал свою бессмертную "Летучую мышь"».
  3. Дом, где умер Шуберт. На мемориальной доске написано: «В этом доме умер 19 ноября 1828 года композитор Франц Шуберт».

VII. Советские войска идут по городу (пехота, артиллерия, танки). В одном из кадров видно, как с большой радостью встречают наших бойцов освобожденные советские девушки. Они бросаются целовать бойцов пехотинцев.

VIII. Оживленные улицы города, вместе с красными флагами на домах появились национальные флаги. Жители читают последние сообщения, регулировщица четко ру­ководит движением автомашин. И вот совершенно случайно аппарат останавливается на одной группе. Это советский офицер ст. лейтенант Петров на улице встретил своих земляков, сейчас вольных и радостных двух девушек и мужчину (Федиенко, Фролову и Вануилина из Украины).

  1. Крупно надпись: «Комендант гор. Вены». Сняты так же кадры здания и вестибюль, где за справками обращаются наши офицеры и местные жители.
  2. Совместно с местным населением наши саперные части наводят переправу через канал в центре города. Сняты кадры движения наших войск.
  3. Заводские районы города.

 XII. Над городом поднимается флаг победы.

XIII. Отдельные кадры нахождения наших войск в Вене.

Оператор Асланов.

Примечание: я снимал в основном весь материал на весеннем мотиве, чтобы можно было использовать вальсы Штрауса, включив весеннюю радость освобождения советских людей из немецкого рабства, так же новую жизнь Австрии – жизнь свободную и радостную (дети собирают цветы, гуляют в парке и т.д.).

Оператор Асланов.

Подлинник. Автограф.

«ДЕМОНСТРАЦИЯ В ГОР. ВЕНЕ В ЧЕСТЬ НОВОГО АВСТРИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

29 апреля 1945 г.

Монтажный лист № 685

Оператор: Асланов Г.Г.

120 м. «Суперпан»

Снято:

  1. Президент и новое правительство проходят мимо приветствующего народа (снято с движения).
  2. Они направляются к Парламенту.
  3. Президент выступает с речью перед народом.
  4. Новое правительство входит в здание Парламента.
  5. Общие и крупные планы приветствующих.
  6. Танцы у Парламента. Танцуют вальс Штрауса.

Оператор Асланов.

Подлинник. Автограф.

«Движение наших войск в Австрийских Альпах...»

«В ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

13 мая 1945 г.

Киногруппа 3-го Украинского фронта

Монтажный лист № 897

Оператор: Асланов Г.Г.

Снято – 540 метров. Пленка – «Суперпан»

  1. Движение наших войск в Австрийских Альпах на фоне снежных гор.
  2. Красную Армию встречает население деревень и городов.
  3. Заводы (металлургические), мимо завода проходят наши войска.
  4. Пейзажи альпийских гор.
  5. Гостиница «Пананс» в Земмеринге, где в 1936 году играл Ботвинник.
  6. Встреча наших танкистов с английскими парашютистами, им девушки дают цветы.
  7. Жители из окон дают выпить воды остановившимся танкистам.
  8. Улицы городов с празднично одетыми австрийцами в национальных костюмах.
  9. Брошенная техника немцев на фоне снежных гор.
  10. Разоружение эсэсовской колонны, крупные планы немцев, которые оставляют машины. Колонны пленных.
  11. Встреча наших войск с американскими войсками на реке Мур [Мура] у гор. Лицен. Снята вся церемония встречи на мосту, парад и награждение. Командир 80-й дивизии генерал [нрзб.]1 награждает командира 21-й дивизии генерал-майора Воскресенского Павла Ивановича орденом <…>. Фотографирование генералов фотокорреспондентами, амери­канскими и советскими.
  12. Брошенные автомашины.
  13. Движение целых колонн освобожденных нами пленных и угнанных немцами на работы. Эшелоны с девушками и ребятами, которые возвращаются домой.
  14. Салют пехоты в День Победы.

Весь материал я снимал вместе с оператором Дупленским. Он отражает движение наших войск в Альпийских горах.

Оператор Асланов.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

_________________________
1. 80-й пехотной дивизией в 1945 году командовал Хорас Л. Макбрайд. 

«Вся церемония возложения венков проходит под музыку Гимна Советского Союза...»

«В ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ ШИПКИ»

3 ноября 1944 г.

Монтажный лист № 1550

Оператор: Асланов Г.Г.

180 м. Пленка СЧС-1, эм. № 70 – 90 м. Пленка СЧС-2, эм. № 26 – 90 м

В 1877 г. на Шипкинском перевале русские солдаты генерала Гурко разбили турецкую армию Сулейман-паши и освободили болгарский народ от турецкого рабства.

В память славных побед русских солдат на местах сражений поставлены памятники (памятники ставили болгары и Россия).

3 ноября 44 г. генералы, офицеры и солдаты Красной Армии посетили Шипку, и была установлена мемориальная доска и возложены цветы.

Снято:

  1. Балканские горы.
  2. Шипкинский перевал.
  3. Орлиное гнездо (на переднем плане скалы).
  4. Склоны гор, где шли бои в 1877 г.
  5. Памятники на этих местах.
  6. Крупно подписи (текст прилагается).
  7. Крупно – орудия у памятника.
  8. 1944 г. Марш наших войск по Болгарии (предыдущий мной снятый материал).
  9. К памятнику подходят генералы.
  10. Говорит генерал-лейтенант Шарохин М.Н.
  11. Слушают солдаты и офицеры.
  12. Генералы возлагают венки у мемориальной доски.
  13. Генерал-лейт. Шарохин говорит о героических делах наших славных предков, что сейчас мы гордимся ими, и что боевые традиции русских чудо-богатырей будут всегда жить в наших сердцах.
  14. Ружейный салют.

Оператор Асланов.

Примечание: вся церемония возложения венков проходит под музыку Гимна Совет­ского Союза.

Снято в Болгарии на Шипкинском перевале Балканских гор, в частях 3-го Укр. фронта.

Незаверенная копия. Машинопись.


Материалы по теме