Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 663-664 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: Снимает кинооператор Г. Асланов. 3-й Украинский фронт. 1944 год.
Асланов Гай Григорьевич (1913–1974).
Армянин. Беспартийный. В 1937 окончил Бакинский индустриальный техникум (по другим сведениям – Ростовское художественное училище в 1938).[1] Тогда же начал работать ассистентом оператора на Ростовской студии кинохроники. С октября 1941 г. – на Южном фронте в качестве фронтового кинооператора. В дальнейшем – в киногруппах Закавказского, 4-го Украинского и 3-го Украинского фронтов. Участвовал в съемках боевых эпизодов для киножурналов и фильмов «Комсомольцы», «Победа на юге», «Освобождение Донбасса», «Будапешт», «Взятие Вены».
«Работой интересовался, – отмечалось в служебной характеристике 1942 г. (Южный фронт). – Но съемок на фронте избегает. Дисциплинирован, скромен, хорошо знает аппарат, но на работе сказывается отсутствие специального образования и недостаточность культурной подготовки.
Имеет свой аппарат, часто снимает самостоятельно, но неуверенно».
Более поздняя характеристика потеплее:
«На фронте с сентября 1942 г. Начал как ассистент оператора; показал большие способности и творческий рост еще в 1942–1943 гг. в съемках боев за Кавказ; снимал бои за Донбасс, на Украине, в Молдавии, в Румынии, Венгрии; премирован за съемки для фронтовых киновыпусков "Победа на Юге", "Будапешт"».
В отличие от иных коллег Асланов почивать на первых лаврах не собирался. И, судя уже по итоговой его служебной характеристике, в работе своей постоянно прибавлял:
«Оператор Асланов Г.Г. был переведен в киногруппу 3-го Украинского фронта из киногруппы 4-го Украинского фронта в марте 1944 г. Начиная с этого времени им проведены съемки освобождения Одессы, Ясско-Кишиневской операции, освобождения Болгарии, взятия Будапешта и взятия Вены. За успешную работу и творческий рост т. Асланову в 1944 г. было присвоено звание оператора.
Все его съемки были высоко оценены и неоднократно отмечены первыми премиями.
Присвоение т. Асланову звания оператора в 1944 г. было проведено с большим опозданием, ибо еще до войны, а также весь период войны, он работал самостоятельно и давал яркий авторский репортаж.
В Ясско-Кишиневской операции Асланов дал первоклассные боевые кадры. В Болгарии он умело передал горячую встречу Красной Армии-освободительницы, с большим поэтическим чувством зафиксировал места русской славы 1877 г. В Будапештской операции хорошо заснял действия Красной Армии в районе озера Балатон. В фильме "Вена" ему принадлежат кадры штурма замка Бельведер, взятия Надьканижа, съемки венского леса и др.
Таким образом, подводя итог творческой работы т. Асланова за период войны, можно сказать, что он является высококвалифицированным оператором, сочетающим оперативность, журналистскую хватку хроникера с большим художественным мастерством. Уровень его художественно-репортерской работы дает полное право на звание оператора 2-й категории. Мною, как начальником военной киногруппы, неоднократно ставился вопрос о присвоении ему 2-й категории, и то, что до сих пор это не сделано, я считаю неправильным и ошибочным.
Ходатайствую о присвоении т. Асланову Г.Г. 2-й категории.
Бывший начальник киногрупп
Южной группы войск режиссер Р. Кацман.
4 января 1946 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 2.)
После войны работал на ЦСДФ, а с 1950 – на Ростовской студии кинохроники. В 1956 вернулся на ЦСДФ.
Награжден орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.