Как кинооператор из Таджикистана снимал Великую Отечественную войну


Как кинооператор из Таджикистана снимал Великую Отечественную войну

15.08.2019

Шарофат Арабова

 Сценарист, режиссер, продюсер.

Опубликовано: газета СК-НОВОСТИ № № 6 (380) 17 июня 2019 год.

Отснятые материалы фронтовых кинооператоров хранят в себе историческую память о великой войне. Сама специфика работы вынуждала их рисковать жизнью и подставляться под вражеские пули. Фронтовому оператору приходилось выбирать наиболее простреливаемые, опасные точки съемки, бежать в атаку вместе с бойцами и снимать их на ходу. Среди воевавших кинематографистов самые большие потери понесли документа- листы – погиб каждый четвертый, а ранен был каждый второй. За годы Великой Отечественной войны фронтовыми операторами было снято больше 3,5 млн метров пленки.

Моему отцу, таджику Маматкулу Арабову было всего 22 года, когда он, по окончании операторского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии, в 1943 году попал на Первый Украинский фронт и прослужил там до самого завершения войны, дойдя с киноаппаратом до Бреслау (Вроцлава).

Фронтовые кинооператоры работали по двое, напарником отца стал Анатолий Павлов. Во вверенной им машине, кузов которой был оборудован будкой, они после съемок приводили в порядок кинокамеру, перематывали пленку, проявляли снятый материал. А вернувшись во фронтовую группу, оформляли, упаковывали и отправляли пленку в Москву, в Центральную студию кинохроники.

Репортажи с линии боевых действий, которые снимал Маматкул Арабов, периодически выходили в киножурнале «Новости дня». Позже он стал сооператором известных документальных фильмов «В Верхней Силезии» (режиссер Иосиф Посельский, 1945) и «Берлин» (режиссер Юлий Райзман, 1945), в них вошли отснятые отцом кадры военной кинохроники.

«Даже краткий перечень фронтовых работ Маматкула Арабова мог бы засвидетельствовать, что он, постоянно находясь в боевых порядках частей, двигаясь вместе с ними, давал правдивый репортаж с поля боя. Его вело стремление быть всегда впереди, видеть все, успеть снять самое главное, самое важное», – писал журналист- фронтовик Олег Соболев.

Под городом Кременцом Арабов снимал эксгумацию общей могилы для расследования злодеяний гитлеровцев. Он запечатлел на камеру изрытые снарядами поля и дороги, разоренные деревушки и ров с телами трехсот убитых младенцев. Увиденное помогло отцу осознать всю меру ответственности кинооператора, фиксирующего для истории подобные факты.

Отец рассказывал о своих фронтовых товарищах Кенане Кутуб-заде и Александре Воронцове – первых кинооператорах, которые фиксировали фашистские злодеяния в концентрационном лагере Освенцим – чудовищной фабрике смерти, где гитлеровцы умертвили более четырех миллионов ни в чем неповинных людей.

Кутуб-заде вспоминал:

«Перед уходом фашисты угнали многих заключенных вглубь Германии, но в лагере оставалось более 5 тысяч больных стариков, детей, женщин. Эсэсовцы согнали их на площадь, открыли пулеметный огонь. Многие погибли. Наши врачи оказывали помощь раненым. В течение 45-ти дней мы сняли около 5 тысяч метров пленки о злодеяниях фашистов».

На основе этих материалов Центральная студия документальных фильмов создала фильм «Лагерь смерти Освенцим». Съемки операторов приводились как свидетельские показания на международном судеб- ном процессе над бывшими руководителя- ми гитлеровской Германии в Нюрнберге. В 80-е годы ХХ века отец помог передать легендарную кинокамеру Кенана Кутуб-заде в Самаркандский историко-культурный музей-заповедник.

В своем монтажном листе к отснятым материалам о Висло-Одерской операции Маматкул Арабов писал:

«...момент преодоления позиций врага танками... Подавление его оборонительных огневых позиций... Идет обстрел... Поединок с вражескими самоходками «Фердинандами»... У траншеи противника группа автоматчиков с подкативших мотоколясок, бегут через траншеи... К санитарам подползает старший лейтенант Нуженков, он медик, делает впрыскивание раненому прямо на поле, возле траншеи... Cанитары уносят того на носилках...».

Сжатая аннотация, но за ней прочитываются страшные будни войны.

19 января 1945 года Маматкул Арабов и Анатолий Павлов с частями фронта перешли границы рейха в районе Розенберга-Крайцбурга. Они получили задание работать в зоне действий 6-й армии генерала Владимира Глуздовского в силезском Бреслау (Вроцлаве) – важном узле обороны противника на Одере. Здесь отец встретился со своими сокурсниками по киноинституту – операторами Владимиром Сущинским и Николаем Быковым.

22 февраля 1945 года в ходе Нижне- Силезской наступательной операции Сущинский погиб, снимая наступление войск Первого Украинского фронта в районе Железной дамбы. Отец под артобстрелом вместе с солдатами вынес его на плащ-палатке, а раненный Быков успел снять все на кинопленку.

Руководитель фронтовой киногруппы Михаил Ошурков писал о смерти Сущинского:

«В один из дней, когда еще шли бои за первые, окраинные кварталы города Бреслау, был назначен штурм железнодорожной насыпи, за которой укрылся враг. Насыпь эта была высока. На пятиметровой высоте проходил железнодорожный путь. Когда началась артподготовка, заговорили орудия, снаряды гвардейских минометов прочертили огневые трассы. Владимир Сущинский стал искать точку съемки, откуда бы открывался широкий обзор места боя. Первым, до начала атаки, он вбежал на насыпь и, нацелив аппарат, стал снимать. Бойцы, еще ожидавшие начало атаки внизу, у подножия насыпи, увидели силуэт кинооператора, который стоял высоко, один, на совершенно открытом месте, лицом к лицу с врагом и снимал. Он снял наших пулеметчиков, перебегающих через насыпь, а также разрыв вражеского снаряда, осколком которого и был смертельно ранен. Володя снял свою смерть. Он продолжал снимать, даже падая на землю. Вскоре был ранен Маматкул Арабов. Его напарник Павлов из-за болезни покинул фронт. Напарником Арабова стал Быков, и они продолжали снимать в Бреслау».

О гибели Николая Быкова под Бреслау Арабов вспоминал следующее:

«Снаряд разорвался рядом, нас раскидало, кто мог подняться, двинулся вперед... Я очнулся у стены дома. Забрался под разбитое орудие, чтобы перезарядить камеру. А осколки свистят. Отснял кое-что еще. Ищу Быкова – его нигде нет. Значит, он пробрался в здание, снимает, как всегда сверху... Вдруг у воронки от снаряда вижу кинокамеру. Чуть дальше – сам Николай лежит с вытянутой рукой... Осколок разорвал ему поясницу... Опомнился, когда засвистели пули, стреляли по этому месту. Пришлось залечь и, пока не стихла стрельба, лежа заснял товарища распростертым на земле с кинокамерой поодаль. Потом с ним и двумя аппаратами добрался до угла квартала, остановил попутную подводу (спешила за снарядами) – и на КП полка... Это случилось за двадцать дней до победы – 18 апреля 1945 года».

В 1946 году Сущинский и Быков были награждены Сталинской премией II степени за фронтовые киносъемки посмертно.

Съемки в Бреслау были высоко оценены в Москве. 20 мая 1945 года в Политуправлении фронта Маматкулу Арабову вручили боевой орден Отечественной войны II степени за фронтовую деятельность. А затем пришел персональный вызов в Москву для съемок парада Победы 24 июня 1945 года.

Грандиозный парад Победы снимали 38 специально приглашенных операторов-фронтовиков. Этот день Маматкул Арабов снимал вместе с режиссером ЦСДФ Аршей Аванесовой. Кинохроника Великой Отечественной войны, отснятая фронтовыми кинооператорами, легла в основу киноэпопей Романа Кармена «Великая Отечественная» (1965[1] и 1978 – в США – «Неизвестная война»[2]).

После войны Маматкул Арабов был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, в качестве кинооператора хроники и режиссера-документалиста работал на Свердловской киностудии, ташкентской студии «Узкинохроника» и до конца своих дней на киностудии «Таджикфильм».

В 1992 году в Вашингтоне произошла историческая встреча советских фронтовых операторов и их американских коллег, которые снимали Вторую мировую войну. Трое – и среди них Маматкул Арабов – за самые удачные съемки военной летописи стали членами Всемирной ассоциации фронтовых кинооператоров, которая базируется в Лос-Анджелесе. В канун пятидесятилетия Великой Победы, в разгар гражданской войны в Таджикистане, отец создал фильм «Память сердца». Картина стала данью памяти боевым товарищам-кинооператорам, мужеству которых потомки обязаны запечатленной историей.

__________________________________
1. «Великая Отечественная» (1965 год; ЦСДФ; 2 серии; авторы сценария: Роман КарменСергей Смирнов; режиссер, руководитель творческой группы: Роман Кармен;  режиссёры: Ирина ВенжерИрина Сеткина). Документальный фильм о Второй мировой войне. Фильм был сделан на ЦСДФ к 20-летию разгрома Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции фашистской Германии и милитаристской Японии.  В фильме использованы материалы киноархивов Советского Союза (снимали 236 советских кинооператоров, из них 40 погибли на боевом посту), Германской Демократической Республики, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии, Англии, Франции.
2. Киноэпопея «Великая Отечественная»  (1979) была созданна при участии американских кинематографистов для показа в США и в ряде других стран. В 20-ти фильмах киноэпопеи использованы съёмки фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны и документы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием «Неизвестная война» («The Unknown War»). Производство: Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ) при участии Всесоюзного объединения "Совинфильм" по заказу "Эйр Тайм Интернейшнл".