Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 808-809). Фото: "Военный кинооператор А.П. Софьин". Сталинград, 24 августа 1942 года. Автор фото: Э.Н. Евзерихин. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 10815779).
Софьин Авенир Петрович (1909–1992).
Оператор документального кино. Родился в селе Лебяжье Спасского уезда в 25 верстах от уездного города Спасска Пензенской губернии. Русский. Дали Софьину довольно необычное для этих мест имя – Авенир, но оно есть в православных святцах, где, видимо, нашли его родители, в переводе с древнееврейского оно означает «свет». Беспартийный.
В 1927 в Саратове открыли Нижневолжское отделение кинокомпании «Совкино», и Авенир Софьин устроился там на работу в качестве помощника оператора. В том же году здесь выпустили первый документальный киножурнал. В 1931 производственную базу «Совкино» в Саратове переименовали в Саратовскую студию «Союзкинохроники», а год спустя Софьина перевели в операторы, и он начал самостоятельно снимать сюжеты к различным местным и республиканским киножурналам.
Фронтовым оператором Софьин стал с января 1942 г. Снимал в составе фронтовых киногрупп Юго-Западного, Донского, Сталинградского, Центрального, 1-го Белорусского фронтов. Снятые им материалы вошли в фильмы «Сталинград», «Орловская битва», «Битва за нашу Советскую Украину», «Освобождение Советской Белоруссии» и др.
Боевое крещение Софьина пришлось на тот тяжелейший период, когда вслед за первой большой победой в сражении под Москвой Красная Армия потерпела целый ряд жестоких поражений. Вместе с отступающими войсками судьба фронтового оператора довела его до берегов Волги под Сталинградом. На этом тяжком и горьком пути долгого отступления Авенир Софьин показал себя очень достойно:
«За полугодие заснял 10 сюжетов, в том числе 5 боевых, 6 сюжетов включены в СКЖ, 2 – в Летопись, 1 – в Фильмотеку.
На Юго-Западном фронте т. Софьин снимал сюжеты довольно бледные как по форме, так и по содержанию. За последнее время положение резко изменилось. Оператор занял одно из ведущих мест среди кинорепортеров Сталинградского фронта.
Надо отметить значительное число кадров, снятых в черте города в период жестокой бомбежки его фашистской авиацией. В числе этих кадров есть незабываемые, превосходно заснятые моменты ("Контрабасист", "Учительница музыки", "Горящий вокзал" и др.).
Съемки т. Софьина отличаются остротой в передаче колорита фронта и помимо своего значения для периодики представляют большой исторический интерес.
Лучшие сюжеты т. Софьина: "Сталинград – ворота к нефти" – СКЖ № 67; "Сталинград сегодня"; "Сталинград, разрушенный бомбежкой" – СКЖ № 67; "Митинг танкистов" – СКЖ № 74; "На защиту Сталинграда" – СКЖ № 75.
Директор Центральной студии кинохроники Головня.
Редактор Попов».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 25.)
Итоговая служебная характеристика Софьина, данная уже в марте 1945 г., выглядела безупречно:
«Проявил себя как исключительно работоспособный, вдумчивый, культурный кинооператор, съемки которого постоянно занимают видное место в фильмах и киножурналах».
Софьин по праву занял место в первой шеренге главных кинолетописцев Великой Отечественной войны.
За съемки для фильма «Сталинград» награжден орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда» и удостоен Сталинской премии. За мужество, находчивость и высокое мастерство в киносъемке, отразившей славный боевой путь 1-го Белорусского фронта, в июне 1945 года Авенир Софьин был награжден орденом Отечественной войны I степени.
После войны вернулся на Нижневолжскую студию кинохроники.
Похоронен в Волгограде.