Опубликовано: Опубликовано: Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 818-820 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: снимают кинооператоры Марк Трояновский и Соломон Коган (права на фото). Одесса, октябрь 1941 года.
Трояновский Марк Антонович (1907–1967).
Оператор, режиссер документального кино. Родился в Санкт-Петербурге. В 1929 окончил операторский факультет ГТК. До 1933 работал на фабрике культурфильм «Совкино» / фабрике культурфильм «Союзкино». С 1933 года – в кинохронике. Оператор и режиссер фильмов о знаменитых экспедициях советских полярников, участник съемок о строительстве Магнитки, о присоединении Западной Украины и Западной Белоруссии и др. ключевых событиях советской истории.
«С первых дней Отечественной войны, – свидетельствует его служебная характеристика, – на фронте в качестве начальника киногруппы и оператора. Весь период обороны Одессы находился в Одессе, за что награжден медалью "За боевые заслуги". После Одессы возглавлял киногруппу Южного фронта, которая являлась одной из лучших групп кинохроники, обеспечившей съемки наибольшего количества боевых эпизодов. Сейчас, в сложных условиях Закавказья, несмотря на протяженность фронта, успешно организовал съемки боевых действий, в частности, в горах. Активно помогает росту молодых операторов. Прекрасный организатор».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 32.)
Но ведь Марк Антонович, будучи успешным начальником, старался не забывать о своей операторской профессии и продолжал брать в руки камеру. Но тут, надо заметить, начальство не проявляло к его съемкам особой снисходительности:
«Киногруппа Закавказского фронта
Оператор – М.А. Трояновский
За полугодие заснял 5 сюжетов, боевых кадров или материала для СКЖ не дал, 2 сюжета включены в Летопись, 3 – в Фильмотеку.
Тов. Трояновский – опытный оператор-хроникер, мало проявивший свои способности во фронтовых съемках. Работая начальником киногруппы, он хорошо руководил ее работой, но сам снимал редко.
Попытка взяться за боевую тему оказалась неудачной. Плохая инсценировка в сюжете "С веревкой за "языком"" была оценена как творческий брак.
Более удачны последние съемки оператора на Кавказском фронте. Сюжеты "Артиллеристы в горах" и "Саперы комсомольского полка" дали ряд неплохих кадров, рисующих обстановку войны в горах. Кадры эти использованы в Фильмотеке для дополнения других сюжетов.
Директор Центральной студии кинохроники Головня.
Редактор Попов».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 43.)
Тем не менее, за годы войны и его личный вклад в кинолетопись народного подвига оказался немаленьким. Снятый Трояновским материал вошел в фильмы «Оборона Одессы», «День войны», «Освобождение Советской Белоруссии», «В логове зверя», «В Померании» и др.
С декабря 1943 г. судьба Трояновского круто переменилась. Начиная с этого момента и по май 1944 г. он на очень высокой и ответственной должности – начальника Отдела фронтовых киногрупп Главкинохроники. И сразу скажем, что за это время сумел сделать много полезного и необходимого для более успешной работы фронтовой кинохроники.
К тому времени за плечами Трояновского был огромный опыт самых сложных и ответственных съемок, а в кругу коллег он пользовался заслуженным авторитетом. И самое главное – с первых дней войны он находился на фронте, был начальником киногруппы Юго-Западного фронта. При этом, выполняя обязанности начальника киногруппы, и сам постоянно снимал как оператор. Все проблемы работы фронтовых киногрупп он знал и понимал, как никто другой. Это был умный, хорошо образованный человек с очень широким кругозором. К тому же у него были все задатки умелого и успешного организатора. Да и в моральном плане он, в отличие от своего предшественника, начальника Отдела фронтовых киногрупп Р. Г. Кацмана, был свободен от каких-либо очевидных слабостей, способных отразиться на его работе.
Будь фортуна по отношению к Трояновскому чуть-чуть поблагосклоннее, он мог бы стать руководителем самого высокого ранга, в том числе и успешным руководителем всей кинематографии. Все задатки к тому у него имелись в полной мере.
К своим подчиненным он проявлял редкую терпимость, заботился о них. Но при необходимости проявлял должную строгость и принципиальность, не спускал проявлений трусости и разгильдяйства. Но и вышестоящему начальству не демонстрировал беспрекословного подчинения. А тем более желания выслужиться и угодить. При случае не только не робел указать своему начальству на допущенные последним ошибки, но даже настаивал на том, чтобы исправить таковые.
Примечательна в этом отношении его докладная записка заместителю председателя Кинокомитета Хрипунову:
«Считаю, Кинокомитет поступил неправильно, когда вместо усиления мастерской, обеспечивающей военные нужды, были откомандированы три квалифицированных мастера (т. Медовой, Шмаков и Сазонов).
Сейчас прошу Вас изменить Ваши указания оставить до конца войны в распоряжении Центральной студии кинохроники крайне необходимых специалистов...»
После разгрома Главкинохроники в мае 1944 Трояновский руководил киногруппой 2-го Белорусского фронта до победного окончания войны.
Дважды лауреат Сталинских премий. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Книга дневниковых записей, писем и рабочих документов Марка Трояновского «С веком наравне» – одно из ярких и содержательных свидетельств о времени, в котором он жил и работал.