18.08.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: Опубликовано: Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 818-820  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: снимают кинооператоры Марк Трояновский и Соломон Коган (права на фото). Одесса, октябрь 1941 года.  

Трояновский Марк Антонович (1907–1967).

Оператор, режиссер документального кино. Родился в Санкт-Петербурге. В 1929 окончил операторский факультет ГТК. До 1933 работал на фабрике культурфильм «Совкино» / фабрике культурфильм «Союзкино». С 1933 года – в кинохронике. Опе­ратор и режиссер фильмов о знаменитых экспедициях совет­ских полярников, участник съемок о строительстве Магнитки, о присоединении Западной Украины и Западной Белоруссии и др. ключевых событиях советской истории.

«С первых дней Отечественной войны, – свидетельствует его служебная характеристика, – на фронте в качестве начальника киногруппы и оператора. Весь период обороны Одессы находился в Одессе, за что на­гражден медалью "За боевые заслуги". После Одессы возглавлял киногруппу Южного фронта, которая являлась одной из лучших групп кинохроники, обеспечившей съемки наибольшего количества боевых эпизодов. Сейчас, в сложных условиях Закавказья, не­смотря на протяженность фронта, успешно организовал съемки боевых действий, в част­ности, в горах. Активно помогает росту молодых операторов. Прекрасный организатор».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 32.)

Уходим из Одессы. 16 октября 1941 года. На фото: оператор Марк Трояновский снимает кинокамерой «Аймо». Фото из семейного архива А.М. Трояновского.

Но ведь Марк Антонович, будучи успешным начальником, старался не забывать о своей операторской профессии и продолжал брать в руки камеру. Но тут, надо заметить, начальство не проявляло к его съемкам особой снисходительности:

«Киногруппа Закавказского фронта

Оператор – М.А. Трояновский

За полугодие заснял 5 сюжетов, боевых кадров или материала для СКЖ не дал, 2 сю­жета включены в Летопись, 3 – в Фильмотеку.

Тов. Трояновский – опытный оператор-хроникер, мало проявивший свои способности во фронтовых съемках. Работая начальником киногруппы, он хорошо руководил ее работой, но сам снимал редко.

Попытка взяться за боевую тему оказалась неудачной. Плохая инсценировка в сюжете "С веревкой за "языком"" была оценена как творческий брак.

Более удачны последние съемки оператора на Кавказском фронте. Сюжеты "Артиллеристы в горах" и "Саперы комсомольского полка" дали ряд неплохих кадров, рисующих обстановку войны в горах. Кадры эти использованы в Фильмотеке для дополнения дру­гих сюжетов.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 43.)

Тем не менее, за годы войны и его личный вклад в кинолетопись народного подвига оказался немаленьким. Снятый Трояновским материал вошел в фильмы «Оборона Одессы», «День войны», «Освобождение Советской Белоруссии», «В логове зверя», «В Поме­рании» и др.

С декабря 1943 г. судьба Трояновского круто переменилась. Начиная с этого момента и по май 1944 г. он на очень высокой и ответственной должности – начальника Отдела фрон­товых киногрупп Главкинохроники. И сразу скажем, что за это время сумел сделать много полезного и необходимого для более успешной работы фронтовой кинохроники.

К тому времени за плечами Трояновского был огромный опыт самых сложных и ответственных съемок, а в кругу коллег он пользовался заслуженным авторитетом. И самое глав­ное – с первых дней войны он находился на фронте, был начальником киногруппы Юго-Западного фронта. При этом, выполняя обязанности начальника киногруппы, и сам постоянно снимал как оператор. Все проблемы работы фронтовых киногрупп он знал и понимал, как никто другой. Это был умный, хорошо образованный человек с очень широким кругозором. К тому же у него были все задатки умелого и успешного организатора. Да и в моральном плане он, в отличие от своего предшественника, начальника Отдела фронтовых киногрупп Р. Г. Кацмана, был свободен от каких-либо очевидных слабостей, способных отразиться на его работе.

Будь фортуна по отношению к Трояновскому чуть-чуть поблагосклоннее, он мог бы стать руководителем самого высокого ранга, в том числе и успешным руководителем всей кинематографии. Все задатки к тому у него имелись в полной мере.

К своим подчиненным он проявлял редкую терпимость, заботился о них. Но при не­обходимости проявлял должную строгость и принципиальность, не спускал проявлений трусости и разгильдяйства. Но и вышестоящему начальству не демонстрировал беспрекословного подчинения. А тем более желания выслужиться и угодить. При случае не только не робел указать своему начальству на допущенные последним ошибки, но даже настаивал на том, чтобы исправить таковые.

Примечательна в этом отношении его докладная записка заместителю председате­ля Кинокомитета Хрипунову:

«Считаю, Кинокомитет поступил неправильно, когда вме­сто усиления мастерской, обеспечивающей военные нужды, были откомандированы три квалифицированных мастера (т. Медовой, Шмаков и Сазонов).

Сейчас прошу Вас изменить Ваши указания оставить до конца войны в распоряжении Центральной студии кинохроники крайне необходимых специалистов...»

После разгрома Главкинохроники в мае 1944 Трояновский руководил киногруппой 2-го Белорусского фронта до победного окончания войны.

Дважды лауреат Сталинских премий. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За взятие Кё­нигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Книга дневниковых записей, писем и рабочих документов Марка Трояновского «С ве­ком наравне» – одно из ярких и содержательных свидетельств о времени, в котором он жил и работал.