Операторы и работники фронтовых киногрупп. Щадронов (Шадронов) Бо­рис Варламович


13.08.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 840-841  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фотоото: Б. Шадронов и Ю. Рогозовский. Фото из семейного архива Н.Я. Венжер

Щадронов (одно время фамилия в некоторых доку­ментах и публикациях писалась как Шадронов) Бо­рис Варламович (1914–2005).

Оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Русский. Окончил операторский факультет ВГИКа в 1937 г.

«Шадронов вошел в киногруппу Юго-Западного фронта в январе 1942 года. Он снимал бои на Сталинградском, Донском, Южном направлениях.

Время было во всех отношениях жаркое – тяжелое положение под Сталинградом, жестокие бои в излучине Дона. Шадронов отпра­вил в Москву пленку и ждал на аэродроме "Гумрак" самолет У-2, чтобы вернуться на фронт, но тут произошла встреча, изменившая его планы, специализацию и дислокацию. Неподалеку начальнику киногруппы Кузнецову учинял нагоняй незнакомый полковник авиации. Он считал, что операторы мало и плохо снимают действия летчиков, и требовал немедленно исправить положение. "Можешь?" – грозно спросил полковник. "Есть!" – ответил начальник киногруппы, и взгляд его обратился к Шадронову, который до того дня ни разу не снимал с воздуха. "По­летишь?" – спросил полковник. "Полечу", – ответил Шадронов. На него надели парашют, шлем, и он отправился, ступая дрожащими ногами, на место стрелка-радиста, ругая себя за дурость. Съемка удалась, и Шадронов стал воздушным оператором, участвовавшим в двадцати боевых вылетах. У него два боевых ордена и тридцать медалей. А полковника звали Василий Сталин».

(Смирнова Д. Они снимали за Родину // Искусство кино. 2007, № 5.)

Его служебная характеристика по итогам съемок Сталинградского сражения вы­глядела вполне одобрительно:

«Оператор В. В. Щадронов за полугодие заснял 25 сю­жетов, в том числе не менее 10-12 боевых. Сюжеты Щадронова были включены в 8 номеров СКЖ; 3 сюжета были приняты для фильма "День войны"; 3 вошли в Летопись, остальные включены в Фильмотеку.

Тов. Щадронов – фронтовой оператор, работающий активно, повышающий свою ква­лификацию. Он работает в репортерском стиле: не умеет добиваться формальной закон­ченности своих съемок и, по-видимому, мало стремится к этому. Однако он знает цену событиям и фактам, умело эти факты наблюдает и фиксирует на пленке.

Такой творческий профиль оправдал себя в период съемки героической защиты Ста­линграда. Кадры и фрагменты т. Щадронова неоднократно включались в СКЖ как суще­ственная часть репортажа со Сталинградского фронта. Из сюжетов последнего периода лучшие: "Американские танки на марше", "Атака мессершмиттов", "Героические защитни­ки Сталинграда", "На линии".

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 27.)

За съемками Сталинградский битвы последовали Донской, Южный, 4-й Украинский фронты. Этот оператор отпахал на войне по полной. Прошел через испытания не совсем ровно, но достойно.

Ордена: Отечественной войны II степени, Красной Звезды, 30 медалей. Лауреат пре­мии Международного конкурса в Монте-Карло «Золотая Нимфа» за фильм «Советское космовидение».