Режиссер Ирина Свешникова

Она умеет сплотить коллектив, увлечь его идеей, умеет найти подход к человеческому сердцу.

16.03.2017

Свешникова Ирина Георгиевна — окончила режиссёрский факультет ВГИКа; в 1975 — 1991 — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премий Ленинского комсомола и СВР.

Интервью И.Г. Свешниковой опубликовано на сайте www.movierama.ru (дата публикации неизвестна).

Ирина Свешникова удивительно одержима своей профессией, ее всегда тянет в те точки планеты, где трудно, где народы ведут справедливый бой с империализмом и реакцией за свободу и независимость, за социальный прогресс. Ей не сидится на месте — просто это ей противопоказано, — она всегда в пути. В результате рождаются волнующие публицистические ленты «Ангольцы» (1978; ЦСДФ), «Лаос. Становление республики» (1979; полнометражный; ЦСДФ), «Заговор против республики» (1980; ЦСДФ; фильм об Афганистане). В создании этих фильмов проявилась активная гражданская позиция молодого художника, ее выход на актуальные проблемы современности.

Главным идейно-творческим принципом И. Свешниковой является острота кинопублицистики, стремление делать такие фильмы, которые были бы одновременно «и созидателями, и борцами, и политиками». Так считает режиссер, этому подчиняет она все свое творчество. В этом смысл жизни и ее постоянного оператора, соавтора всех фильмов Александра Минаева. Эта авторская позиция подтверждается не только перечисленными картинами, но и такими лентами, как «1000 дней республики» (1978; ЦСДФ; фильм рассказывает о третьей годовщине Лаоской Народно-Демократической республики), «Иран — когда поднимается народ» (1979; ЦСДФ), «Сговор» (1979; ЦСДФ). В них выстроены аргументы, доказывающие существование сговора сил империализма, сионизма и арабской реакции против прогрессивных национальных движений, разоблачается позорная кэмп-дэвидская сделка.

Фильм «Ангольцы» создавался путем длительного кинонаблюдения — вначале были две короткие ленты «Ангола — набат солидарности» (1976; ЦСДФ) и «Голос свободной Анголы», а затем, после глубокого изучения страны, ее народа, в результате многочисленных съемок появился и полнометражный фильм о мужественном, свободолюбивом народе, о революции и социальных преобразованиях в стране. Фильм этот — своеобразный гимн человеку, созидателю новой Анголы. О своих поездках по стране и о работе Ирина Свешникова, вспоминая, рассказывала, что съемочная группа видела много горя и страданий, видела много трагичного, невыносимо тяжелого. Но именно это, отмечает режиссер, и рождало в людях сопротивление насилию, одержимость, жажду подвига. Эти кадры можно предъявить Международному трибуналу, как были предъявлены тысячи метров пленки в Нюрнберге, как стала документом обвинения хроника Вьетнама.

Свешникова обладает четкой мировоззренческой позицией, страстностью, остротой взгляда, без чего не может быть истинного кинопублициста. И еще. Она умеет сплотить коллектив, увлечь его идеей, умеет найти подход к человеческому сердцу. Она живая и наблюдательная, и это тоже во многом определяет успех ее работы. «Заговор против республики» в какой-то мере результат этих качеств режиссера.

19 февраля 1980 года Свешникова и Минаев прилетели в Кабул с планом сценария будущего фильма. Но обстановка в стране продиктовала свою жестокую драматургию. В ночь с 22 на 23 февраля в Афганистане начался контрреволюционный мятеж. Решение надо было принимать немедленно. В документальном кино ничего нельзя оставлять на потом. Время и события быстротечны. И Ирина Свешникова, как истинный профессионал, решила снимать незамедлительно. Это надо было делать в момент, когда люди боялись ходить по улицам, когда за каждым углом их могла подстерегать опасность. Риск был порою смертельный.

Когда советские кинодокументалисты начали съемки, перед ними предстала страшная картина горящего Кабула с разбитыми витринами, перевернутыми автомашинами, убитыми людьми. Режиссер добилась, чтобы для уличных съемок группе выделили бронетранспортер. В дни, когда враги Апрельской революции пытались спровоцировать выступления против народного правительства в Афганистане, по улицам Кабула двигалась машина. Высунувшись из нее по пояс, пренебрегая опасностью, молодая женщина указывала оператору, стоящему рядом, объекты для съемок. Не упустить ни одного кадра, ни одной детали, потому что мир должен знать правду о происках контрреволюции!.. В повседневной работе огромную помощь советским кинохроникерам оказали афганские товарищи из народной милиции и народной дружины. Вместе с ними режиссер и оператор шли по следам заговорщиков, участвовали во многих операциях против мятежников. Отправляясь на съемку, они не знали, как будут разворачиваться события. Порою режиссеру приходилось надевать чадру, так как европейской женщине просто нельзя было появиться на улицах города.

«Заговор против республики» (1980; ЦСДФ; авторы сценария: Абелев М., Лосев С.; оператор: А. Минаев) — фильм-репортаж, репортаж страстный, анализирующий обстановку и выявляющий истинных виновников разыгравшейся трагедии. Режиссер сумела показать многие сложности, присущие афганской революции.

Кинолента, повествующая об испытаниях, которые выпали на долю афганского народа, несет заряд оптимизма и уверенности в его правом деле. Картина интернациональна по своей сути, как, впрочем, и веера-боты молодого режиссера, которые утверждают принцип пролетарского интернационализма. В фильме большое место отводится помощи советских людей афганскому народу.

Фильм «Заговор против республики» в 1980 году был удостоен Почетного диплома журнала «Проблемы мира и социализма» на XXII Международном кинофестивале в Карловых Варах (ЧССР), Главного приза II Всесоюзного фестиваля молодых кинематографистов в Москве.

А затем была новая поездка, на сей раз путь лежал в Никарагуа, где предстояла серьезная работа над лентой о международном терроризме.

«Центральная Америка: ставка на террор» — так называется картина Ирины Свешниковой (1981, ЦСДФ, авторы сценария: С. Лосев, И. Тимофеев, оператор А. Минаев). «Опираясь на строго документальный материал, — рассказывала Ирина, — мы хотели создать фильм-размышление, фильм-обвинение, разоблачающий международный терроризм как орудие империалистических кругов США».

Остропублицистическая лента помогает зрителям наглядно увидеть преступления террористов, направляемых ЦРУ для борьбы с национально-освободительными движениями в Никарагуа, Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе, с революционной социалистической Кубой. В картине широко использованы кадры иностранной хроники, свидетельства очевидцев трагических событий и людей, ставших жертвами насилия и террора.

В ленте воспроизводятся показания бывших агентов американских спецслужб, наемников и их вербовщиков, главарей контрреволюционных банд, которые рассказывают с экрана, как под руководством сотрудников ЦРУ разрабатывались планы всевозможных террористических актов против латиноамериканских стран, подготавливались государственные перевороты, диверсии, взрывы, политические убийства. Из всех этих фактов и киноматериалов, собранных воедино в фильме, складывается цельная картина чудовищных преступлений, творимых во многих странах Центральной Америки инициаторами международного терроризма, кровавые следы которых ведут в США.

Фильм, рассказывая о борьбе народов за свои права, раскрывает трагические, жестокие сиены расправ, насилия над мирными жителями, чинимые диктаторскими режимами, их военизированными командами, кровавыми палачами американского ЦРУ. В то же время авторы этой боевой, остропублицистической ленты охвачены чувством исторического оптимизма, они убедительно и выразительно подтверждают всем строем своей картины, всеми кадрами, снятыми в тяжелых условиях, что происки империализма обречены на провал: ничто и никто не может поколебать волю народов к свободе и независимости. Такова страстная направленность этого антиимпериалистического фильма, ставшего в строй бойцов за свободу и независимость народов стран Латинской Америки.

В 1982 году силами того же авторского коллектива была создана кинолента «Когда рассеиваются туманы лжи» (1982; ЦСДФ; авторы сценария: Лосев С., Свешникова И., Тимофеев И.; операторы: Доброницкий В., Минаев А.), в остропублистической форме разоблачающая агрессивный милитаристский курс американской администрации, направленный на подготовку новой мировой войны.

В фильме показана угроза, которую представляют для дела мира курс США на достижение военного превосходства, поддержка Вашингтоном политики международного разбоя и провокаций. О том, сколько бед и страданий несет это человечеству, напоминают кадры кинохроники, снятые на Ближнем Востоке, в других горячих точках планеты.

Авантюристическому курсу Белого дома в нынешней сложной международной обстановке противостоит последовательная миролюбивая политика Советского Союза, борьба прогрессивных сил против опасности ядерной катастрофы. Фильм наглядно показывает, какую широкую поддержку встречают у честных людей планеты советские мирные инициативы, направленные на сдерживание гонки вооружений, запрещение оружия массового уничтожения людей.

Фильмы-репортажи, фильмы-размышления, фильмы-обвинения Ирины Свешниковой отличаются достоверностью, выразительностью, страстностью позиции художника-гражданина. Режиссер обладает завидной смелостью, чтобы постоянно работать в центре самых «горячих» событий планеты, на переднем крае, продолжая тем самым великие традиции советской политической кинодокументалистики.

Использована информация открытых интренет-источников.