02.07.2019

Опубликовано: www.murmanarchiv.ru. Фото: "Катер - морской охотник МО-4 сопровождает советский транспорт в порт назначения". Место съемки: Кольский залив. Осень 1941 года. Автор фото: Евгений Халдей. Источник: www.russiainphoto.ru.

Кадры хроники - запечатлённое Время. Смотришь - государь-император принимает парад, рабочие роют котлован, бойцы бегут в атаку. И понимаешь, что документальное кино - не просто особый жанр, специальная отрасль киноиндустрии. Это - целый отдельный киномир. Со своими законами, со своей географией, со своей историей, которая ничуть не менее, а может даже и более интересна, чем история кино художественного. Между прочим, самый первый фильм, снятый на Кольском полуострове, был именно документальным. В августе 1924 года в Мурманске побывала съёмочная группа из Ленинграда, а в 1925-м появилась лента «Мурманский край и его естественные богатства», в которой показали всё, чем тогда мог наш край заинтересовать приезжего: Баренцево море и Хибинские горы, улицы губернского центра и Кандалакши, стоявшие в порту траулеры и биологическую станцию в Александровске, железную дорогу и лопарей. Таким стало начало хроникальных съёмок на Мурмане.

Продолжение последовало уже вскоре. В 1926 году классик советской документалистики Дзига Вертов, взялся, по заказу Госторга, за исполнение пропагандистской картины, популяризирующей экспортные возможности державы. Вертов расширил задание и создал, вместо фильма об экспорте, кинопоэму о стране советов, противостоящей капиталистическому окружению и, преодолевая отсталость, вырастающей в государство передовой социалистической индустрии. Крупные средства, отпущенные на постановку Госторгом, позволили впервые в истории кино снарядить для одной ленты больше десятка киноэкспедиций во все концы Советского Союза: от устья Печоры до границ Ирана, от Владивостока до Мурманска. И результат вышел впечатляющим. Вот, например, как строился монтажный кусок из третьей части фильма, получившего название «Шестая часть мира». Надписи взволнованно рассказывали о необъятных просторах СССР: от Кремля... зритель видел священные башни и стены неповторимого кремлёвского ансамбля... до Китайской стены... по диагонали экрана тянулись уходящие вдаль зигзаги древнего сооружения китайского народа... от Новороссийска... перед сидящими в зале людьми возникала широкая панорама знаменитого черноморского порта... до Ленинграда... зритель переносился к гранитным берегам Невы, на улицы северной столицы... от маяка за Полярным кругом... на экране возникали холодные волны Баренцева моря, покрытая мхом скала, одинокий маяк на ней... до Кавказских гор... В итоге, получился органический сплав изобразительных и словесных образов, в котором Кольский полуостров занял своё, только ему присущее место.
В 1928 году земной шар облетели известия о трагической гибели дирижабля итальянца Умберто Нобиле и спасении его команды экипажем ледокола «Красин». По горячим следам событий Георгий и Сергей Васильевы (в то время они ещё не называли себя «братьями») сняли полнометражный документальный фильм «Подвиг во льдах». Это была их первая совместная работа, в которой, помимо всего прочего, присутствовали и кадры мурманского порта. Картина вышла на экраны 23 октября, а в начале следующего, 1929 года её показали в Мурманске. «В субботу, 2 февраля, в 6 часов вечера, - извещала «Полярная правда», - в помещении кино «СНАВ» будет демонстрироваться кино-фильм «Подвиг во льдах» (поход советских ледоколов в Арктику). Вступительное слово скажет участник похода, капитан ледокола «Малыгин» тов. Чертков». Фильм имел оглушительный успех, его показали во многих странах мира, и мурманчане тоже не упускали возможности посмотреть полюбившуюся ленту, если представлялся случай. Такой, как в мае 1929-го, когда, с циклом лекций, сопровождавшихся показом «Подвига...», краевой центр посетили участники спасательной операции журналист Юрий Геко и другие. Как следовало из публикации в «Полярке», они «прочли в мурманских клубах и в клубе посёлка Дровяное несколько интереснейших докладов о том, как ледокол «Красин», герой Арктики лётчик Чухновский - весной и летом прошлого года принимали участие в спасании неудачливых завоевателей Арктики, заманенных в опасную авантюру, ныне разжалованным, генералом Нобиле».
Начиная с середины 20-х, материалы, снятые на Кольском полуострове, регулярно показывали в выпусках кинохроники. Лыжный пробег Хибиногорск - Москва, посвящённый 7-му съезду советов, подъём сотрудниками Эпрона ледокола «Садко» в Кандалакшском заливе, ловля и засол мурманской сельди, гонки оленьих упряжек на Празднике Севера, - вот лишь некоторые из десятков сюжетов ежегодно демонстрировавшихся в различных выпусках «Совкиножурнала», «Социалистической деревни», «Союзкиножурнала» и даже детской «Звёздочки». В 1939 году в Мурманске заработал постоянный корпункт Ленинградской студии кинохроники. Много было и фильмов, повествовавших об освоении горнорудных богатств, передовиках тралового лова, нелёгкой службе военных моряков, природе и жизни коренного населения нашего края. Выделим среди них ленты «Траловый флот на севере», «Восточная Лапландия», «Советское Заполярье», «Кировск», «На далёком берегу», «68 параллель», «Город в тундре», «Семь островов», «На северной вахте (Северный морской флот)». Перечислять можно ещё долго.
Одним из масштабных проектов тех лет, прогремевших на всю страну, стал сделанный на стыке жанров художественно-документальный фильм Владимира Ерофеева «Сергей Миронович Киров», появившийся к пятой годовщине убийства партийного лидера. Описывая картину, газета «Кино» сообщала:
«...Велика роль С. М. Кирова в строительстве советского Заполярья. Дикая природа холодного Севера. Далёкий Кольский полуостров. И сюда долетела творческая мысль Кирова, сюда заглянул его хозяйский глаз. Зритель видит скромный деревянный домик. Здесь на историческом заседании, в новогоднюю ночь 1930 года Сергей Миронович положил начало индустриализации Заполярья. ...Взрывы - один, другой, третий... Вновь Киров на трибуне. Надпись воспроизводит его слова: «Нет такой земли, которая бы в умелых руках, при советской власти не могла быть повёрнута на благо человечества». Экран показывает плоды славных кировских дел: на крайнем Севере возник гигантский Хибиногорский комбинат, самая северная в мире Туломская электростанция. Реконструируется старый Мурманск, создаётся новый Хибиногорск - ныне Кировск. В заполярном совхозе «Индустрия» на дикой когда-то земле вызревают овощи. Мчится комфортабельный «Полярный экспресс». Пароход плывёт по Беломорско-Балтийскому каналу. Всё это создано и построено по указанию великого Сталина, под руководством Кирова».
Накануне нового, 1940 года из мурманского порта вышел ледокол «Иосиф Сталин», на борту которого находились звукооператор Рува Халушаков, оператор Виктор Штатланд и режиссёр-документалист Роман Кармен. Они должны были зафиксировать на плёнку окончание героического дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов», продолжавшегося, к тому моменту, немногим менее трёх лет.
Ледокол «Иосиф Сталин». Автор фото: Роман Кармен. Источник: www.russiainphoto.ru.
«Наступил долгожданный час, - вспоминал потом Кармен. - Во мраке полярной ночи, вдали, во мгле показался огонёк «Седова», его прожектор. Наступила кульминация арктической драмы, неповторимой по высокому накалу человеческих чувств. Вот он, «Седов»! Вот во мраке виден живой его огонь! Всё ближе, ближе! Мы направили свои камеры, свет всех прожекторов в сторону «Седова». Из мрака ночи показался обледеневший, с истерзанными бортами, украшенный разноцветными сигнальными флагами, гордый корабль, преодолевший неимоверные трудности ледового дрейфа. Вся команда - тринадцать седовцев в меховых одеждах - стояла на носу. Все они в объективе наших камер, обросшие бородами, поднявшие руки, весёлые, кричащие».
Кинооператор Роман Кармен ведет съемку на ледоколе «Иосиф Сталин». Источник: www.russiainphoto.ru.
В окончательную редакцию фильма «Седовцы» режиссёр включил и 15 планов встречи участников дрейфа в Мурманске: радостные улыбки жителей областного центра, дружеские объятия, торжественный митинг. Характерная деталь: незадолго до смерти пересматривая вместе с ассистентами этот фрагмент ленты, Кармен обратил внимание на то, что в финальном победном апофеозе на фоне ликующей толпы трудящихся звучат крики: «Да здравствует товарищ Сталин!» В ходе съёмок, «на натуре», звук не записывали, поскольку невозможно было сделать его качественным. Для звукозаписи собирали «хор» из студийных работников, которые запирались в тон-ателье, - одни кричали, другие писали... После просмотра Кармен сказал окружающим: «И свой голос я узнал: тоже кричал. Ну, я понимаю, тогда здравицы были обязательны, но зачем... (и недоумённо-раздумчиво) мне-то самому надо было орать?..»
С началом Великой Отечественной войны документалистика стала ведущим направлением советского кино. В Мурманской области демонстрировались киножурналы, тематические короткометражные и полнометражные фильмы. Специальные научно-популярные ленты знакомили воинов с оружием и тактикой ведения боя, население - с принципами организации местной противовоздушной обороны. На Карельском фронте и Северном флоте работали операторы Ленинградской студии кинохроники. Надеюсь, о неигровых кинокартинах военных времён мне удастся написать отдельно - они того заслуживают - а пока просто назову главные. Фронтовые съёмки края использовались в фильме «День войны» Михаила Слуцкого, где была показана хроника одного дня - 13 июня 1942 года - сражавшегося Советского Союза. Из кинокадров, снятых на Кольском полуострове, смонтировали замечательные фильмы «69-я параллель» - режиссёров Василия Беляева и Михаила Ошуркова, вышедший в том же 42-м, и «Победа на севере» - Ансельма Богорова, появившийся в 1944-м.
После войны всё вернулось на круги своя. Множество сюжетов отражали события, происходившие на Кольском полуострове в «Ленинградском» и «Северном» киножурналах, в выпусках кинохроники «Наш край».
«В скором времени трудящиеся Мурманской области увидят на экранах новые кадры, посвящённые людям Советского Заполярья, - рассказывала читателям «Полярная правда» 6 февраля 1948 года. - В одном из ближайших номеров «Северного журнала» будет показан рабочий день старого депутата Мурманского городского Совета А.И. Богословской. Зрители увидят лучших стахановцев вагонного депо, познакомятся с капитаном траулера «Ролик», узнают о ремонтных работах на ледоколе». Появлялись и фильмы: «Хибинская земля», «У озера Имандра», «Стахановцы Баренцева моря» и многие другие. «На днях из Мурманска на траулере «Трал» в Баренцево море вышла бригада Центральной студии документальных фильмов, - информировала 10 июня 1950 года региональная пресса. - Заснятые в Баренцевом море кадры войдут в новый документальный цветной фильм о советских рыбаках. Фильм делают режиссёры Л. Кристи и М. Славинская».
Хроникальные ленты стали настолько привычной, неотъемлемой частью киносеансов, что когда, по тем или иных причинам, с ними были нелады - на это сразу же обращали внимание. Вот данные из отчёта по Саамскому району Мурманской области за 1958 год:
«К недостаткам киноснабжения можно отнести... неудовлетворительное снабжение киножурналами».
И ещё, в другом месте:
«Сельскохозяйственные (документальные - Д.Е.) кинофильмы показывались, но эффективность их была слабая потому, что были присланы кинокартины неприменимые в наших условиях».
В 1964 году начальник областного управления кинофикации Вакорин докладывал в Москву о неприемлемом положении с нехудожественными лентами:
«В феврале в Мурманской области проходила декада литературы и искусства народов Севера... Управлению кинофикации было поручено возглавить секцию кино, продемонстрировать на экранах области фильмы о Севере. Пришлось просмотреть весь фильмофонд конторы проката и с трудом отобрать несколько старых картин о Севере. Население Кольского полуострова эти картины видело. Ленинградская студия документальных фильмов выпустила очень хороший фильм о развитии Кольского полуострова «Край несметных богатств». Автор фильма Лев Горин. К сожалению, фильм, представляющий большой интерес, на широкой плёнке прислали недавно, а на узкой он до сих пор не отпечатан».
Надо ли добавлять, что ситуацию быстро исправили.
В 1979-м в СССР показали последний шедевр Романа Лазаревича Кармена - двадцатисерийную советско-американскую киноэпопею «Великая Отечественная», годом ранее прошедшую в Штатах под названием «Неизвестная война». Действие шестого фильма этого цикла - «Война в Арктике» - происходит в Заполярье. В картине широко использована фронтовая кинохроника, снятая советскими, английскими и даже немецкими операторами. Но не только она. Для съёмок мирного, современного ему Мурманска Кармен, вместе с популярнейшим американским киноактёром Бертом Ланкастером, прилетал в областной центр осенью 1977-го. Тогда, несмотря на спешку, он вспомнил, как отправлялся отсюда навстречу седовцам, заметил, что город изменился, что его не узнать. И действительно, кадры военных лет резко контрастировали с финалом ленты, где на экране возникали красивые и удобные дома, счастливые люди, а Ланкастер, стоя на мурманской набережной в летнем костюме, приглашал зрителей посмотреть очередную серию, посвящённую разгрому фашистских войск под Сталинградом. С тех пор фильм «Война в Арктике», как и вся киноэпопея, прочно вошёл в золотой фонд не только советской, но и мировой документалистики, а на уровне нашего региона, вместе с другими лентами о войне, стал участником многих тематических кинофестивалей.
Берт Ланкастер – актёр, суперзвезда Голливуда и фронтовик, воевавший в Северной Африке (в авиационных частях), на съёмках киноэпопеи в Мурманске.
Значительным явлением в 70-е - 80-е годы минувшего века оказались, сделанные на мурманском материале, документальные картины Юрия Визбора. Свою, неповторимую интонацию он вносил во всё, чем занимался. В том числе и в кино. Работал ли Визбор сценаристом, как в ленте 1975 года «Весна приходит с Севера», снятой в Хибинах на руднике «Центральный», или режиссёром, - его фильмы были узнаваемы. Не в последнюю очередь, благодаря песням. К примеру, в «Мурманске-198», появившемся в 1979-м, он исполнял песню о заполярной столице на стихи Павла Шубина, в картине «Город под Полярной звездой», вышедшей в 1982 году и посвящённой Кировску, звучали его «Забудутся песни и споры» и «На плато Расвумчорр». Фильмы Визбора и по сей день смотрятся с неослабевающим интересом именно потому, что за ними угадывается личность их автора.
Начиная с того момента, когда, в 1957 году, вышли в эфир первые передачи Мурманской студии телевидения, документалистика перестала быть уделом только приезжих кинодеятелей. Наши земляки активно включились в творческий процесс и внесли немалую лепту в создание хроникальных лент. Пока самой успешной из них остаётся картина мурманского журналиста Валерия Гамзы «Над могилой «Комсомольца» - об одной из самых страшных катастроф в истории отечественного подводного флота, унесшей десятки человеческих жизней. В 1997 году этот фильм стал лауреатом Национальной премии ТЭФИ в номинации «Региональная передача».
Впрочем, мы забежали немного вперёд. Накануне развала СССР документальные ленты по мурманским сюжетам делали на Ленинградской, Свердловской и Дальневосточной студиях кинохроники, на студиях Центрнауч, Леннауч и Киевнаучфильм. Многие из этих картин, наряду со спецвыпусками киножурнала «Северные Зори», и сегодня хранятся в Государственном архиве Мурманской области на радость будущим зрителям. Тематика их была самой разнообразной - от развития атомного ледокольного флота до (выберу наугад) новогоднего вечера в мурманском кафе «Холодок». В послеперестроечные годы ситуация резко изменилась. Количество снятых на Кольском полуострове картин, если не считать ленты местного производства, упало почти до нуля, а ведущей темой стала, с лёгкой руки зарубежных «партнёров», а то и при их непосредственном участии, исходящая от гражданских и военных атомоходов опасность радиоактивного заражения. Сейчас положение постепенно меняется к лучшему. Растёт число связанных с Мурманом документальных картин. В прошлом году в областном центре состоялся Первый Международный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Северный характер», который решено сделать традиционным. А значит, есть надежда, что мы сможем смотреть не чернушное, не агрессивное, а напротив - доброе, жизнеутверждающее, современное, сделанное на высоком профессиональном уровне документальное кино. Поверьте, наш край, ставший в своё время местом действия и даже главным героем многих хроникальных лент, вполне его заслужил.