Операторы и работники фронтовых киногрупп. Виктор Штатланд


01.07.2019

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 838-839  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). 

Штатланд Виктор Александрович (1912–1971)

Оператор документального кино, киноадминистратор. Русский. Родился в г. Алатырь Симбирской губернии в семье служащих. Член ВКП(б) с 1940 г.

В кино работал с 1929 – осветитель, помощник оператора.
С 1935 – оператор «Союзкинохроники» / Московской студии кинохроники.
В 1937 окончил операторский факультет ВГИКа, работал на Московской студии кинохроники / Центральной студии кинохроники.

Совещание начальников фронтовых киногрупп. Сидят на фото (слева направо): А.Г. КузнецовВиктор Штатланд (предположительно), И.Г. Большаков (третий справа), В.С. Ешурин (второй справа); во втором ряду (слева направо): Р.Г. Кацман, М. Трояновский (третий слева), С.Е. Гусев (пятый слева), Борис Тимофеев-Рясовский (второй справа); в третьем ряду: Р.Б. Гиков (третий слева), И.П. Копалин (второй справа). Не ранее ноября 1943 года.

В годы войны снимал битву под Москвой, снимал в Иране, на Украине, где руководил киногруппой 2-го Украинского фронта. К его работе в этой должности у руководства кинохроники были серьезные претензии. В докладной записке начальника Отдела фронтовых киногрупп М.А. Трояновского заместителю председателя КДК И. И. Лукашеву (18.3.1943) говорилось:

«В связи с большим наступлением Красной Армии на Украине необходимо срочно укрепить киногруппу 2-го Украинского фронта.
Начальник этой киногруппы т. Штатланд недостаточно обеспечивает работу. Этот вывод можно сделать, оценивая съемки по разгрому немецкой группировки в районе Корсунь-Шевченковской, а также просмотрев очень плохую съемку из района Умань. Операторы группы 2-го Украинского фронта не были своевременно заброшены в район наступления, как под Уманью, так и на другие участки стремительно наступающего фронта.
Учитывая очень большую значимость этого участка, прошу санкционировать освобождение т. Штатланда от руководства киногруппой с переходом его для работы оператором на другой фронт».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 186. Л. 8.)

Последствием этой докладной записки стал перевод Штатланда на административную работу в Главк кинохроники, который неожиданно обернулся не понижением, а существенным
повышение в занимаемой должности. Изменилось и содержание даваемых ему характеристик:

«Тов. Штатланд В. А. – лауреат Сталинской премии – с первого дня Отечественной войны находился на наиболее ответственных участках фронта, мужественно и умело снимая бое-
вые действия Красной Армии. В 1943–44 годах т. Штатланд, продуктивно работая в качестве оператора, руководил киногруппой 2-го Украинского фронта. Несмотря на полученное ранение и резкое ухудшение здоровья, т. Штатланд не оставлял работу на фронте и дал ряд отличных съемок, высокая оценка которых была отмечена в предыдущей характеристике.
В 1944–45 годах т. Штатланд В. А., помимо работы по руководству фронтовыми киносъемками, был активен в творческом отношении и производил самостоятельные съемки ряда сюжетов.
Отмечаем лучшие из них:
1. Летающие крепости на Северном аэродроме – сюжет вошел в тематический выпуск
СКЖ № 29 за 1944 г.
2. На подступах к гор. Хелм – материал включен во фронтовой выпуск.
3. Освобождение гор. Люблина – материал включен во фронтовой выпуск.
4. Лагерь смерти Майданек – включен в спец. выпуск о Майданеке.
5. Боевые операции на Висле – включен во фронтовой выпуск.
6. На подступах к Праге – включен во фронтовой выпуск.

Все перечисленные сюжеты получили высокую оценку и были премированы. За последний период времени т. Штатланд, выполняя обязанности зам. начальника Отдела фронтовых киногрупп, находился в Москве, но не прекращал творческой работы. Он производил съемки важнейших событий по заданиям студии.
Снятые сюжеты – "Прилет и пребывание г-на Стеттиниуса в Москве", "Вручение ордена маршалам", "Похороны т. Уманского" – еще раз подтверждают высокие качества т. Штатланда, как оператора событийных съемок, вдумчивого, отлично владеющего техникой съемки, натренированного и оперативного кинооператора.
Оценивая работу т. Штатланда как руководителя фронтовой киногруппы, необходимо отметить политическую заостренность и высокую бдительность при выполнении оперативной работы в боевой обстановке, умение плодотворно работать в контакте с представителями командования, энергичное и быстрое решение организационных и хозяйственных вопросов.
Самостоятельное и зрелое осмысливание фактов и событий, их законченное отображение в снятом материале, боевой опыт, уверенное и всестороннее владение техникой съемки делает возможным присвоение т. Штатланду В.А. звания оператора высшей категории.
Начальник военных киногрупп Л. Сааков.
… июля 1945 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 158.)

Что же касается инициативы М. А. Трояновского об отставке Штатланда, то она, по всей вероятности, наложила печать на их последующие отношения. После разгрома Главкинохроники в мае 1944 г. Трояновский и наказанный им Штатланд поменялись ролями.

Штатланд, возглавивший Отдел фронтовых групп, весной 1945 г., по сути, инициировал
перед руководством Кинокомитета отставку Трояновского в связи с якобы слабым руководством вверенной ему киногруппой.

Лишь победное окончание войны развязало этот туго завязывавшийся узелок.

После войны – оператор на ЦСДФ.

Награжден орденами «Знак почета», Отечественной войны II степени, Красного Зна-
мени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение
Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной
войне 1941–1945 гг.». Дважды лауреат Сталинской премии: за фильмы «На Дунае» (1940) и
«Суд народов» (1947).[1]


__________________________________
1. В наградных документах на портале "Память народа" (документы Великой Отечественной войны; проект Минобороны РФ) отсутствует информация об ордене Красного Знамени (1943) и двух орденах Красной Звезды.

МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«Части Красной Армии форсируют Северный Донец (вплавь и по мосту)»

«НА ХАРЬКОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ»

10 августа 1943 г.

Монтажный лист № 1006

Операторы: В. Штатланд, И. Комаров  

 Снято:

  1. Части Красной Армии форсируют Северный Донец (вплавь и по мосту).
  2. Старый С[нрзб.] – части Красной Армии вступают в город, жители из лесов возвра­щаются домой.
  3. Разрушенный город.
  4. Бойцы беседуют с жителями.
  5. Части Красной Армии (всех родов войск) движутся на Запад.
  6. Танки на марше и идут в атаку.
  7. Раненых бойцов угощают жители молоком, медом.
  8. Авиация противника.
  9. «Катюши» ведут огонь.
  10. Пленные офицеры.
  11. Убитые немцы.
  12. Разрушенные украинские села.
  13. Общий план тракторного завода, объятого дымом.
  14. Разрывы артиллерии.
  15. Наблюдательный пункт артиллерии.

Снято 500 метров.

Пленка «Изопанхром» 488, «Панхром» 130.

Штатланд, Комаров.

Подлинник. Автограф.

«ЛАГЕРЬ СМЕРТИ В МАЙДАНЕКЕ»

Монтажный лист №№ 1020, 1021

Оператор: В. Штатланд, ассист. оператора: Комаров 

Метраж – 420 м. СЧС-2, эм. № 520

Материал снимался с учетом специального выпуска. Некоторые планы дублированы с Карменом, учитывая возможность как союзного, так и экспортного выпуска.

Снято:

  1. Крематорий, сожженный немцами.
  2. Общ. планы лагеря.
  3. Ров, заполненный трупами расстрелянных.
  4. Эксгумация трупов, вскрытие трупов врачами-экспертами.
  5. Население у рва, заполненного трупами. Плачет, потрясая руками, мать Пеплевская Паулина, мужчина Роженский Петр. Их сыновья уничтожены немцами в этом лагере.
  6. Немецких пленных и их сателлитов венгров проводят по лагерю смерти.
  7. Банки с ядом, которым травили заключенных (этикетки прилагаются).
  8. Обувь: детская, женская, мужская – это целые горы от уничтоженных людей.
  9. Представитель совет. Правительства при Польском Комитете Ник. Александр. Бул­ганин и секретарь Чрезвычайной комиссии тов. Кудрявцев осматривают лагерь смерти.
  10. Проволочные заграждения лагеря смерти, по которым пропускался электроток.
  11. Н.А. Булганин беседует с быв. военнопленными, освобожденными Красной Армией из лагеря смерти.

Примечание: Чрезвычайная комиссия ведет пока еще следствие, и материалы для диктор. текста будут высланы дополнительно после заключения Чрезв. комиссии, а также дополнительно будет снято со звуком: опрос свидетелей из лагеря смерти. Этот лагерь представлял из себя место заключения и уничтожения людей со всей Европы. На днях должна быть духовная панихида по жертвам. Материал буду высылать систематически, согласовывая работу и дикторский материал с Чрезвычайной комиссией.

Подлинник. Машинопись. Без даты.


Материалы по теме