Операторы и работники фронтовых киногрупп. Владимир Сущинский


Из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (2018)

30.06.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 814-816). 

Сущинский Владимир Александрович (1912–1945).

Оператор документального кино.

Родился в Саранске 5 сентября 1912 года. После окончания школы-семилетки в 1927 году поступает в Саранский энерге­тический техникум. Окончив его в 1930 году по специально­сти техник-энергетик, получает направление в Самару. Одна­ко вскоре переезжает в Москву, где работает во Всесоюзном Политехническом институте и готовится к вступительным эк­заменам в ГИК. В 1934 призван на действительную службу в РККА. Отслужив 2 года, после демобилизации возвращается в Саранск. В 1937 поступает во ВГИК. Окончив операторский фа­культет ВГИКа в 1941 году, получает распределение в Пятигорск. С началом войны пода­ет рапорт о направлении на фронт.

В феврале 1942 года прибывает на Волховский фронт в киногруппу Алексея Алексеевича Лебедева. Во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года – операция «Искра» – производит съемки в частях 2-й ударной и 67-й армий. Вскоре направлен в киногруппу 4-го Украинского фронта, где снимает бои за Крым, форсирование Сиваша. В эти дни был ранен, но, поддерживаемый двумя солдатами, продолжает съемки. Вместе с наступающими вой­сками входит в освобожденный Севастополь, принимает участие в форсировании Днепра. За героизм и стойкость награжден орденом Красного Знамени и двухнедельным отпуском, из которого пробыл дома только шесть дней. В составе киногруппы 1-го Украинского фрон­та снимает эпизоды освобождения Польши, ожесточенные бои под городом Бреслау.

Уже в первой служебной характеристике молодого оператора говорится, что в его лице фронтовая хроника получила талантливого и незаурядного репортера:

«Тов. Сущин­ский снимает сюжеты самостоятельно. За полугодие сделал 10 сюжетов, из них 2 – боевых.
Его съемки использованы следующим образом: 1 сюжет вошел в СКЖ, 4 – приняты и ча­стично использованы в фильме "День войны", 2 – включены в Летопись и 3 – в Фильмотеку.
Сущинский – молодой оператор, в сюжетах которого есть признаки настойчивой рабо­ты по освоению фронтовой тематики.
За исключением своего последнего сюжета Сущинский не дал законченных съемок. Однако в его съемках нередко попадались отдельные интересные кадры и фрагменты. Оператор умел наблюдать быт фронта (сюжет "Фронтовой Дом отдыха") и стремился по­казать обстановку переднего края нашей обороны (эпизоды "Дзоты летят на воздух").
Недостатки сюжетов определяются тем, что т. Сущинскому редко удается систематизи­ровать материал своих наблюдений.
Оператор не всегда умеет отбирать материал для съемки. Примером может служить большой сюжет «"Слет снайперов", совсем не давший запомнившихся, ярких кадров.
Лучшая работа оператора – его последний сюжет "В боях за Ленинград". Это пример умелой, тактичной организации материала. Основу съемки составляет реальный, коло­ритный пейзаж фронта. На берегах озера, у разрушенного маяка убедительно показана корректировка огня и действия нашей артиллерии.
Сущинский имеет данные для творческого роста и, по-видимому, обещает стать уме­лым корреспондентом хроники.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.
Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 11.)

Всей своей последующей работой Сущинский с лихвой оправдывает эти ожидания и надежды.

«Ассистент кинооператора Сущинский В. А. в съемках боевых действий, происходящих в настоящее время на нашем фронте, показал не только высокое мужество, но и мастер­ство, дающее ему право на звание оператора.
В течение полутора лет работая на фронте, т. Сущинский снял большое количество сю­жетов, упорно работая над освоением квалификации военного кинооператора-хроникера и показывая непрерывный творческий рост.
Считаю, что т. Сущинский достоин присвоения звания кинооператора.

Зам. нач. киногруппы Волховского фронта Тимофеев».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 151. Л. 130.)

Снимая на разных фронтах в составе самых разных киногрупп, он везде любим това­рищами, ценим начальством и везде на позициях лидера.

За год до гибели он получает уже поистине пламенную характеристику от только что сменившегося руководства советской кинохроники:

«Тов. Сущинский является одним из лучших представителей той группы молодых ки­нооператоров, которые закончили свое образование перед самой войной и начали свою производственную работу непосредственно на фронтах Отечественной войны.
В 1941–42 гг., находясь в составе группы Волховского фронта еще в качестве ассистента кинооператора, т. Сущинский доказал свою смелость и способность к самостоятельной творческой работе.
Особенно выделялась его работа в период прорыва блокады Ленинграда, где т. Су­щинский снимал, находясь в боевых порядках войск, осуществлявших прорыв в районе Синявино, и дал боевые кадры, ярко отразившие эту страницу борьбы за город Ленина.
Позднее, в период длительного затишья на Волховском фронте, т. Сущинский неод­нократно обращался к руководству с просьбой перевести его на другой, более активный участок фронта.
Эта его просьба была удовлетворена, и он был переведен на 4-й Украинский фронт. Здесь с первых своих шагов, которые совпали с нашим наступлением в Донбассе, т. Су­щинский занял свое место в числе операторов, проводивших съемки в боевых порядках на переднем крае. Во время обследования группы руководством киностудии, в период боев за Мелитополь, было установлено, что т. Сущинский, добывая боевые кадры, боль­шую часть своего времени проводит в авангарде наступавшей пехоты, деля с рядовыми бойцами трудности и опасности боевой жизни.
Этому ярко выраженному стремлению к боевым съемкам сопутствовала серьезная творческая работа над собой. В результате, к моменту решающих событий на его участке фронта т. Сущинский вырос профессионально и стал закаленным опытным фронтовым оператором.
Решениями ВЦСПС и Комитета по делам кинематографии т. Сущинский дважды от­мечался как победитель в социалистическом соревновании фронтовых кинооператоров: в феврале месяце за съемки боевых действий по ликвидации группировки немецких войск на левом берегу Днепра и в апреле месяце за съемки освобождения Крыма. В обоих случаях ему присуждена вторая премия.
Необходимо отметить, что во время боев на левобережье Днепра т. Сущинский смело снимал танковые бои, наступление пехоты, врывался вместе с бойцами в окопы врага и превосходно показал силу нашего удара и масштабы разгрома немецких войск. По окончании этих съемок он проявил исключительную выдержку и самоотверженность, до­ставив пешком, в условиях полного бездорожья, снятый материал для срочной отправки его в Москву.
В Крыму, получив контузию в первые же дни боев, т. Сущинский прошел вместе с ар­мией весь путь от Перекопа до Севастополя и дал репортаж высокого качества.
Вся работа т. Сущинского за время войны заслуживает самой высокой оценки, в связи с чем Центральная ордена Красного Знамени студия документальных фильмов просит Комитет по делам кинематографии при СНК СССР войти в соответствующие правитель­ственные органы с ходатайством о награждении кинооператора В. А. Сущинского орденом боевого Красного Знамени.

Зам. директора Центральной ордена Красного Знамени студии документальных филь­мов Сааков.

31 мая 44 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 27.)

Один из самых храбрых и умелых кинолетописцев Великой Отечественной погиб при съемках боев в городе Бреслау, который долго не могли поделить между собой Германия и Польша. Сраженный пулей, он падал, так и не выпустив камеру из своих рук…

Днями позже в том же злосчастном Бреслау погиб оператор Николай Быков, совсем недавно снимавший похороны своего друга.

За съемки на фронтах Великой Отечественной войны Владимир Александрович удо­стоен Сталинской премии (посмертно).

Светлой его памяти посвящено несколько документальных фильмов.