Опубликовано: Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 814-816 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото из архива автора.
Сущинский Владимир Александрович (1912–1945).
Оператор документального кино.
Родился в Саранске 5 сентября (18 сентября по новому стилю. -Прим. ред. #МузейЦСДФ) 1912 года. После окончания школы-семилетки в 1927 году поступает в Саранский энергетический техникум. Окончив его в 1930 году по специальности техник-энергетик, получает направление в Самару. Однако вскоре переезжает в Москву, где работает во Всесоюзном Политехническом институте и готовится к вступительным экзаменам в ГИК. В 1934 призван на действительную службу в РККА. Отслужив 2 года, после демобилизации возвращается в Саранск. В 1937 поступает во ВГИК. Окончив операторский факультет ВГИКа в 1941 году, получает распределение в Пятигорск. С началом войны подает рапорт о направлении на фронт.
В феврале 1942 года прибывает на Волховский фронт в киногруппу Алексея Алексеевича Лебедева. Во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года – операция «Искра» – производит съемки в частях 2-й ударной и 67-й армий. Вскоре направлен в киногруппу 4-го Украинского фронта, где снимает бои за Крым, форсирование Сиваша. В эти дни был ранен, но, поддерживаемый двумя солдатами, продолжает съемки. Вместе с наступающими войсками входит в освобожденный Севастополь, принимает участие в форсировании Днепра. За героизм и стойкость награжден орденом Красного Знамени и двухнедельным отпуском, из которого пробыл дома только шесть дней. В составе киногруппы 1-го Украинского фронта снимает эпизоды освобождения Польши, ожесточенные бои под городом Бреслау.
Уже в первой служебной характеристике молодого оператора говорится, что в его лице фронтовая хроника получила талантливого и незаурядного репортера:
«Тов. Сущинский снимает сюжеты самостоятельно. За полугодие сделал 10 сюжетов, из них 2 – боевых.
Его съемки использованы следующим образом: 1 сюжет вошел в СКЖ, 4 – приняты и частично использованы в фильме "День войны", 2 – включены в Летопись и 3 – в Фильмотеку.
Сущинский – молодой оператор, в сюжетах которого есть признаки настойчивой работы по освоению фронтовой тематики.
За исключением своего последнего сюжета Сущинский не дал законченных съемок. Однако в его съемках нередко попадались отдельные интересные кадры и фрагменты. Оператор умел наблюдать быт фронта (сюжет "Фронтовой Дом отдыха") и стремился показать обстановку переднего края нашей обороны (эпизоды "Дзоты летят на воздух").
Недостатки сюжетов определяются тем, что т. Сущинскому редко удается систематизировать материал своих наблюдений.
Оператор не всегда умеет отбирать материал для съемки. Примером может служить большой сюжет «"Слет снайперов", совсем не давший запомнившихся, ярких кадров.
Лучшая работа оператора – его последний сюжет "В боях за Ленинград". Это пример умелой, тактичной организации материала. Основу съемки составляет реальный, колоритный пейзаж фронта. На берегах озера, у разрушенного маяка убедительно показана корректировка огня и действия нашей артиллерии.
Сущинский имеет данные для творческого роста и, по-видимому, обещает стать умелым корреспондентом хроники.Директор Центральной студии кинохроники Головня.
Редактор Попов».(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 11.)
Всей своей последующей работой Сущинский с лихвой оправдывает эти ожидания и надежды.
«Ассистент кинооператора Сущинский В. А. в съемках боевых действий, происходящих в настоящее время на нашем фронте, показал не только высокое мужество, но и мастерство, дающее ему право на звание оператора.
В течение полутора лет работая на фронте, т. Сущинский снял большое количество сюжетов, упорно работая над освоением квалификации военного кинооператора-хроникера и показывая непрерывный творческий рост.
Считаю, что т. Сущинский достоин присвоения звания кинооператора.Зам. нач. киногруппы Волховского фронта Тимофеев».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 151. Л. 130.)
Снимая на разных фронтах в составе самых разных киногрупп, он везде любим товарищами, ценим начальством и везде на позициях лидера.
За год до гибели он получает уже поистине пламенную характеристику от только что сменившегося руководства советской кинохроники:
«Тов. Сущинский является одним из лучших представителей той группы молодых кинооператоров, которые закончили свое образование перед самой войной и начали свою производственную работу непосредственно на фронтах Отечественной войны.
В 1941–42 гг., находясь в составе группы Волховского фронта еще в качестве ассистента кинооператора, т. Сущинский доказал свою смелость и способность к самостоятельной творческой работе.
Особенно выделялась его работа в период прорыва блокады Ленинграда, где т. Сущинский снимал, находясь в боевых порядках войск, осуществлявших прорыв в районе Синявино, и дал боевые кадры, ярко отразившие эту страницу борьбы за город Ленина.
Позднее, в период длительного затишья на Волховском фронте, т. Сущинский неоднократно обращался к руководству с просьбой перевести его на другой, более активный участок фронта.
Эта его просьба была удовлетворена, и он был переведен на 4-й Украинский фронт. Здесь с первых своих шагов, которые совпали с нашим наступлением в Донбассе, т. Сущинский занял свое место в числе операторов, проводивших съемки в боевых порядках на переднем крае. Во время обследования группы руководством киностудии, в период боев за Мелитополь, было установлено, что т. Сущинский, добывая боевые кадры, большую часть своего времени проводит в авангарде наступавшей пехоты, деля с рядовыми бойцами трудности и опасности боевой жизни.
Этому ярко выраженному стремлению к боевым съемкам сопутствовала серьезная творческая работа над собой. В результате, к моменту решающих событий на его участке фронта т. Сущинский вырос профессионально и стал закаленным опытным фронтовым оператором.
Решениями ВЦСПС и Комитета по делам кинематографии т. Сущинский дважды отмечался как победитель в социалистическом соревновании фронтовых кинооператоров: в феврале месяце за съемки боевых действий по ликвидации группировки немецких войск на левом берегу Днепра и в апреле месяце за съемки освобождения Крыма. В обоих случаях ему присуждена вторая премия.
Необходимо отметить, что во время боев на левобережье Днепра т. Сущинский смело снимал танковые бои, наступление пехоты, врывался вместе с бойцами в окопы врага и превосходно показал силу нашего удара и масштабы разгрома немецких войск. По окончании этих съемок он проявил исключительную выдержку и самоотверженность, доставив пешком, в условиях полного бездорожья, снятый материал для срочной отправки его в Москву.
В Крыму, получив контузию в первые же дни боев, т. Сущинский прошел вместе с армией весь путь от Перекопа до Севастополя и дал репортаж высокого качества.
Вся работа т. Сущинского за время войны заслуживает самой высокой оценки, в связи с чем Центральная ордена Красного Знамени студия документальных фильмов просит Комитет по делам кинематографии при СНК СССР войти в соответствующие правительственные органы с ходатайством о награждении кинооператора В. А. Сущинского орденом боевого Красного Знамени.Зам. директора Центральной ордена Красного Знамени студии документальных фильмов Сааков.
31 мая 44 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 27.)
Один из самых храбрых и умелых кинолетописцев Великой Отечественной погиб при съемках боев в городе Бреслау, который долго не могли поделить между собой Германия и Польша. Сраженный пулей, он падал, так и не выпустив камеру из своих рук…
Днями позже в том же злосчастном Бреслау погиб оператор Николай Быков, совсем недавно снимавший похороны своего друга.
За съемки на фронтах Великой Отечественной войны Владимир Александрович удостоен Сталинской премии (посмертно).
Светлой его памяти посвящено несколько документальных фильмов.
«В 6.30 начало атаки. Солнце окрасило небосвод в пурпурно-багровый цвет...»
«НАСТУПЛЕНИЕ В РАЙОНЕ МГИ»
23–25 июля 1943 г.
Монтажный лист
Оператор: В. Сущинский
22 июля в 4.00 началась артподготовка. Траншея... Бойцы перед наступлением. Некоторые из них врылись в землю для предохранения себя от осколков. В этих «узких» местах траншея кажется пустой. Некоторые ведут огонь по проявившему себя противнику.
В 6.30 начало атаки. Солнце окрасило небосвод в пурпурно-багровый цвет, запряталось в облака.
В 4.00 началась артподготовка. Артиллерия малой, большой, средней мощности – «катюши», «ванюши», взламывая передний край, подняли на воздух тысячи кубометров земли, камня, бывшие лесные заросли, что окружали дом отдыха и пункт Поречье. Пехота скапливается у удобных выходов, сходов с бруствера... Скопились у траншей танки – болотистая почва трудна для передвижения. Вражеская артиллерия открыла бешеный ответный артиллерийский и минометный огонь, «заревели» шестиствольные минометы «ишаки»... Сигнал начала атаки.
Пошли танки.
Пехота пошла в наступление. Переваливаясь через бруствер, бойцы спускаются ползком, перебегают.
Кинжальным огнем встречают немцы атакующих. Подавляя обнаруженные огневые точки, открыли огонь наши пулеметы, ПТР, минометы. Боем руководит командир полка полковник Швагирев В.П. и представитель Политуправления Волховского фронта майор Кравцов (награжденный орденом Красной звезды и медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда»).
Горят подбитые танки. Готовится и идет в атаку 2-й эшелон пехоты.
Р.S. Ввиду того, что съемка производилась в непосредственных боевых условиях, – перезарядка некоторых кассет производилась не в перезарядном мешке, т.к. это было невозможно из-за трудностей расположения и того, что камера, руки были в кусках грязи и пыли, – возможен брак.
Съемка 29–30 июля.
В бригаде гвардии полковника Коморного и заместителя по политчасти подполковника Абрамова готовят огневые позиции РСов («ванюш»). Разгружаются машины... Связь осуществляет старший лейтенант Михайловский.
Готовая огневая позиция.
Начинается огневой налет. Залпы «ванюш». Конец трехминутной работы.
В воздухе появляется вражеская авиация... Гвардейцы наблюдают за воздухом (у бруствера окопа гвардеец Лыткин).
Дорога к передовой. Идут машины со снарядами (панорама).
Отдыхают на разъезде усталые бойцы. Осветительные ракеты над передним краем.
Подлинник. Автограф.
«Выходит толпа оставшихся в живых евреев...»
«БОИ ЗА УЖГОРОД И В УЖГОРОДЕ»[1]
4-й Украинский фронт
Монтажный лист
Оператор: Сущинский В.А.
В настоящее время в материал входят съемки происходящих событий, развертывающихся перед наступающей танковой бригадой. Стремительность движения вперед и нахождение оператора среди десанта на танке, слезть с которого и заняться съемкой попадающихся интересных эпизодов было невозможно, делает материал неполным, отрывочным, а, возможно, найдутся и совершенно отдельные несвязные планы. Надеясь на имеющийся у других операторов материал, как, например, у тт. Каспия и Барбутлы, я имею надежду, что в общем комплексе эти отдельные планы свяжутся.
Вместо монтажного плана:
Танки движутся к Ужгороду. У пункта Ракошин стремительность наступления была остановлена огнем мадьярских и немецких бронебойных орудий. Горит один из танков, но, обходя его, танкисты ведут уничтожающий и подавляющий огонь, продвигаются дальше. Им помогают самоходные орудия. На окраине пункта взят в плен один из немцев, который до последнего патрона сидел и стрелял по десантникам. Уничтожив часть немецкого гарнизона и забирая по пути разрозненные мадьярские отряды, танки идут дальше. Переправа танков через р. Латорица. Командующий фронтом Петров, ком. армии генерал-лейтенант Журавлев и другие наблюдают форсирование и торопят танкистов. После форсирования реки командующий фронтом дает уточнение командованию танковой бригады и полку самоходных орудий в развертывании наступления.
Близ пункта Дубровка взяты снова пленные, среди них 3 майора. Один из них немец Шмитенбах (седой, ранен в голову), координирующий немецкие и венгерские войска на участке гг. Ужгород – Мукачево, дает показания. Учитывая их, командир бронетанков, полковник Серов (1), ком. танковой группой полковник Хомич (2) и начальник штаба танковой бригады подполковник Фарберов (3), Нач. П/О полковник Паршутин и др. разрабатывают движение дальше.
В одном из пунктов танки остановлены снова артиллерийским огнем противника. Подавлять огневые точки выдвинулась батарея 76 мм ЗИС орудий подполковника Рыжова.
Прямо на шоссе под обстрелом работает расчет орудия т. Чупуя. Танки движутся все ближе и ближе к Ужгороду. Во встречных деревнях их приветствуют чехословацкие жители, девушки, старики и, подчас, даже осознавшие положение безвыходности идущие сдаваться в плен мадьяры.
Перерезая ведущие из Ужгорода шоссе, танки проходят к окраине города: автоматчики рассыпаются, спрыгивают с танков. Завязывают бой или производят облаву на удирающие мадьярские группы. Ловятся удирающие обозы.
Танки и десантники просачиваются, входят в окраины. В районе железнодорожного моста наиболее большая группа десанта под командованием майора Юрченко (снят и средний, и крупный план) и его начальника штаба старшего лейтенанта Ляхова ворвалась в город. Танки идут по городу. Наши части в городе. Пришедших русских освободителей приветствуют колокола ужгородских церквей. Первый зазвонил колокол русско-протестантской церкви. Церковник Михаил Варга.
Испуганно, а потом, осмелев, появляются жители. Встреча. Разговоры. Угощение. Услышав шум и лязг гусениц, к танкам выходит толпа оставшихся в живых евреев. Голодные, оборванные, с желтыми повязками на руках они подходят, подняв руки, прося их не расстреливать.
Вылавливаются группы спрятавшихся мадьяр. Чехословацкий партизанский отряд под командованием Михаила Иванека выводит переодетых в лохмотья этих бывших защитников гитлеровского порядка.
Некоторые трофеи и разрушения в городе. Подбитые машины. Проходят отряды нашей пехоты. В городе вешаются флаги.
420 метров.
В. Сущинский.
Подлинник. Машинопись. Дата не указана.
1. Ужгород был освобожден 27 октября 1944 г. войсками 4-го Украинского фронта.
«Нарасхват разбираются газеты с докладом т. Сталина...»
«7 НОЯБРЯ В ЗАКАРПАТСКОЙ УКРАИНЕ» (В Чехословакии)
Сущинский В.
Освобожденный народ Закарпатской Украины (территория бывшей Чехословакии) в г. Мукачево празднует дни Октябрьской революции.
Несмотря на дождливую погоду улицы полны движения. Из близлежащих сел, деревень, из заводов и учреждений идут колонны на главную площадь, где состоится митинг. Марш оркестрантов несет приветствие и бодрость. Площадь заполняется народом. Большое скопление жителей у могил павших бойцов и командиров за освобождение города. Нарасхват разбираются газеты с докладом т. Сталина. В толпе народа мелькают фигуры наших командиров и бойцов, партизаны и партизанки.
Митинг. Собравшихся приветствует Иван Туряница – председатель местной организации коммунистов и зам. городского председателя (в очках). Он говорит с балкона здания военной комендатуры. Он выражает, как и все выступающие, желание всего народа Закарпатской Украины – влиться в семью народов СССР. Затем выступает Н.И. Мучичка – священник православной церкви. Он говорит о Вере, которую пронесли верующие в то, что русские люди, в большинстве живущие в Закарпатской Украине, снова будут иметь свое отечество – Россию и т.п.
Выступление партизана одного из отрядов подполковника Тканко, т. Ивана Керча, прерывается аплодисментами. Выступление партизанки (местная жительница) т. Анны Туряницы вызывает крики солидарности и восторга.
Гимн Сов. Союза, который почти все здесь слышат впервые, принимается без головных уборов… и т.п. и т.д.
Среди представителей народа города артисты, рабочие, служащие, профессора, частные владельцы предприятий, предприниматели…
Выделяются партизаны этого края. Герой Сов. Союза ком. партизанского соединения Закарпатской Украины подполковник Тканко А.В. (в плаще), комиссар – Страх А.С. (кожанка), нач. штаба ст. л-т Мараненко С.Н., партизанка Мария Андр. Савчтец, зам. команд. соед. парт. отряд. по разведке поручик Кучерявый В.С. и др.,<…>.
В рядах слушающего народа дети, старики, женщины. Крупн. и средние планы.
Всего снято у т. Пумпянского – 135, у Сущинского – 165-300 метров.
Незаверенная копия. Машинопись.
К МАТЕРИАЛУ «НАСТУПЛЕНИЕ К МГЕ»
Снято 13, 14 августа 1943 г. [1]
Волховский фронт
Оператор: Сущинский
На пленке № 6898 <...>, 130 метров (вечерняя съемка)
После того, как наша артиллерия, минометы с помощью авиации ДД [дальнего действия – В.Ф.] вгрызлась и взломала оборону противника у п.п. Дом отдыха, Поречье, после усиленных поисков разведчиков, штурмовых групп и частичного подавления огневых точек наша пехота прорвала немецкую оборону и заняла первую траншею противника, а затем заняла одну из высот системы 1-й линии обороны в районе Мга – первого края так называемого «Европейского Вала».
Безымянная высота отмечена по карте 40.4 (названная в боях «Огурец»), представляет из себя систему 8-9 накатных дзотов, соединенных между собой глубокими обратными, кругообразными траншеями. Взаимодействием огневой техники система обороны на высоте превращена в горы земли и снарядных воронок, гарнизон немецкой высоты частью от прямых попаданий был заживо похоронен в дзотах, частью погиб от разрывов артиллерии и пуль пехоты, частью ранен и небольшим количеством захвачен в плен.
Со взятием высоты 40.4 облегчилась задача – взятие и всего Пореченского узла сопротивления, одного из узлов обороны Мги.
В ночь на 16 августа пехота при поддержке артиллерийского огня с высоты «Огурец» пошла в наступление на узел «Поречье».
Снятый материал:
Траншеи, дзоты, трофеи, трупы на высоте 40,4.
Наши танки, подорвавшиеся и подбитые у высоты.
Осветительные ракеты над траншеями ночью.
Вынос раненых с взятых траншей.
Оператор Сущинский.
P.S. Прикладываю пробы с концов роликов.
Проявлено 18 минут, проявлено в проявителе «Абора 12».
Желательно пленку в центре рулона, завернутого отдельно, проявлять как можно дольше. Это снято ночью – осветительные ракеты.
Подлинник. Автограф.
1. В 1942–1943 гг. в районе Мги, имевшем важное стратегическое значение в боях за Ленинград, шли ожесточенные кровопролитные сражения. «Бездонной мгинской бочкой» называли Мгу солдаты гитлеровской 18-й армии, потерявшей в этих боях значительную часть своих войск и техники. Однако и неоднократные попытки частей Волховского фронта овладеть Мгой оканчивались безрезультатно.
На рассвете 22 июня 1943 года части Волховского фронта перешли в наступление, начав по указанию Ставки «Мгинскую операцию». Одновременно с севера от Синявино на Мгу вела наступление 67-я армия Ленинградского фронта.
Бои за Мгу снимали операторы киногрупп Волховского (В. Сущинский, А. Богоров и др.) и Ленинградского фронтов (А. Погорелый, В. Левитин, Е. Учитель и другие).
Оператор В. Сущинский
«Уверенно оказывает он помощь раненым в лицо бойцам...»
«БОИ ЗА КРЫМ»
Снято 8–10 апреля 1944 г.
4-й Украинский фронт
Монтажный лист № 5880
Оператор: Сущинский В.А.
Солнечно. Пленка СЧС-4, эм. № 218 и СЧС-2, эм. № 10. Всего – 7 кусков <...>
Пехота перебегает, скапливается в ложбине. Идет наступление на селение Тархан близ Сиваша – один из узлов немецкой обороны. Наступает 2-й батальон.
Парторг роты старшина Константинов с газетой, во время наступления выпустил 2 летучки – «газетки по рукам». Герои сегодняшнего наступления уже представлены к наградам. Вот среди этой группы бойцов, что окружили парторга и беседуют с ним, один из первых ворвавшихся в немецкий окоп – это (кр. пл.) рядовой Панков.
Правый край наступающего батальона попал под сильный захлестывающий огонь немецких пулеметных точек. С поля, что лежит перед немецкими траншеями, тянет раненого рядовой – исполняющий обязанности санинструктора т. Кизымов Ф.Н. Легко и уверенно оказывает он помощь раненым в лицо бойцам тт. Большову и Щелбанину.
Ложатся разрывы немецких снарядов… Вгрызая оборону, стоит стена пыли, дыма от нашей артиллерии. Наряду с батареями русской артиллерии, русскими минометами, разбивающими оборону немцев, неплохо крошит немецкие блиндажи и траншеи, отправляя защищающихся фрицев на «тот свет», батарея трофейных 6-ствольных минометов «ишаков».
Под командованием гв. мл. л-та Журавлева А.А. 6-ствольные минометы взяты как трофеи в песках под Херсоном, сейчас они освоены гвардейцами гв. мин. полка, и если у немцев они давали по 12-24 снарядо-выстрела в сутки, то у гвардейцев они работают по-стахановски – 250-300 снарядо-выстрела. Стволы минометов от жары краснеют, но не сдаются. Отдельные планы: у подрывн. машинки ком. 1-го оруд. Пашенцев М.И., привертывает капсюля ком. 2-го оруд. гв. серж. Черепнев Г.А. У визира наводки гв. мл. л-т Журавлев А.А. На НП впереди батареи на передн. крае гв. Ивашкин П.М. – разведчик со своей стереотрубой. Пленные.
В. Сущинский.
Р.S. Ввиду того, что 8.IV.44 г. в самое начало наступления от разорвавшегося снаряда – артналета – я был контужен, съемочный материал неполный.
Подлинник. Машинопись.
«РАСКОПКИ МОГИЛ, ЯМ, СКРЫВАВШИХ ЗВЕРСТВА НЕМЕЦКИХ ЗАХВАТЧИКОВ В Г. МЕЛИТОПОЛЕ»
Декабрь 1943 г.
4-й Украинский фронт
Монтажный лист № 156
Оператор: Сущинский
В связи со взятием пленных и поимкой предателей работниками «Смерша» 4-го Украинского фронта на основании допроса и показаний очевидцев были сделаны пробные раскопки могил, ям, противотанковых рвов, где были захоронены расстрелянные, отравленные и удушенные в душегубках мирные жители гор. Мелитополя и пленные красноармейцы.
Настоящий материал – утверждение постфактум. Пробные вскрытия ям были произведены работниками «Смерша» без присутствия и привлечения гражданского населения. На песчаном карьере у въезда в Мелитополь со стороны Акимовского шоссе и в песчаном поселке города.
Снято 30 метров, пл. СЧС-2, эм. № 1026.
Натура – пасмурно.
Оператор Сущинский.
Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.
«Во время уличных боев был убит оператор Владимир Сущинский...»
«БРЕСЛАВЛЬ»
Оператор: Н. Быков
1110 метров
<…>
Похороны оператора В. Сущинского.
В 11 ч. утра 22.2.45. в гор. Бреславле во время съемки уличных боев был убит оператор В. Сущинский (на поле боя снять я его не мог потому, что был ранен этим же снарядом). Снят последующий момент, уже после этого, когда я вынес Володю Сущинского с поля боя и подоспевшие бойцы помогли отнести его к машине.
Похороны состоялись в гор. Ченстохове. Оператор В. Сущинский был похоронен с отдачей воинских почестей на центральной площади города.
Н. Быков.
Подлинник. Автограф. Дата не указана.