Операторы и работники фронтовых киногрупп. Рафаил Гиков


28.06.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 689-690). Фото: " У танкистов. На фото кинооператоры: Рафаил Гиков (второй слева) и Илья Гутман (второй справа). 1942 год. Фото из личного архива А.Е. Рацимора.

Гиков Рафаил Борисович (1905–1946)

Кинооператор, режиссер. Родился в Харькове. Еврей. В 1929 окончил ГТК и начал работать оператором хроники. С 1933 – ре­жиссер документального кино. В 1932–1941 – доцент кафедры операторского мастерства в ГИКе / ВГИКе.

Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13081956.

С декабря 1941 года – фронтовой оператор. В 1942 – началь­ник киногруппы Брянского фронта, затем 2-го Прибалтийского и Забайкальского фронтов.

Не только начальники киногрупп писали характеристики на своих подчиненных. Их работу тоже «рецензировали».

Гиков этой участи не избежал:

«Тов. Гиков Рафаил Борисович работает начальником киногруппы Брянского фронта с 1942 года. За время работы показал себя хорошим организатором, сколотил крепкую группу, от сюжета к сюжету повышающую качество своей работы.
Группа Брянского фронта дала ряд ярких сюжетов и подборок в журналах, а также за­мечательный материал, заснятый в партизанском отряде и вошедший, кроме журналов, и в фильм "День войны".
Тов. Гиков помогает росту молодых кадров.
Направленные к нему недавние вгиковцы – тт. Монгловский и Гутман – при помощи начальника и всего состава группы проявили серьезные творческие успехи.
Тов. Гиков хорошо справляется с возложенными на него задачами.
Нач. Главкинохроники (Васильченко)».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 53.)

Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13081992.

Оценка операторской работы самого начальника киногруппы также была высокой:

«За 6 месяцев 12 сюжетов (2 боевых): 5 – в фильм "День войны", 3 – СКЖ, 1 – Летопись, 3 – Фильмотеку.
Работает вполне самостоятельно, начиная от выбора темы как объекта и кончая мон­тажной и литературной отделкой сюжета или фильма.
Сильнее всего работает в жанре художественно-документального очерка.
Умеет тактично организовать материал для документальных съемок. Тонко, без вся­кой навязчивости подходит к съемкам человека.
Такой профиль делает его ценным участником и руководителем операторского коллектива. Сюжеты, которые он снимает совместно с другим оператором, обычно являются результатом тесного творческого содружества.
Наиболее его интересные сюжеты, снятые на Брянском фронте из фронтовой тематики: яркий кинопортрет "Семья Горшковых" (СКЖ). Связь нашей армии с населением была умело раскрыта в сюжете "Помощь колхозникам". Сюжет "В прифронтовом городе" живо показал советскую молодежь в сложной обстановке войны.

Боевой репортаж в съемках Гикова занимает относительно малое место. Яр­ких боевых сюжетов, снятых Гиковым, назвать нельзя. В тех случаях, когда опера­тор снимает действия войск, он организует материал умело, тактично, но редко дает документальные кадры, характеризующие боевую обстановку и результаты операций. При­мером такой незавершенной съемки может быть сюжет "В казачьей дивизии им. Морозо­ва" (СКЖ № 61). Малый процент боевых сюжетов и кадров лишь отчасти можно объяснить объективными условиями, сложившимися на Брянском фронте. Происходившие летом опе­рации <…> были отражены в съемках явно недостаточно. Это ощутимый пробел…»

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 63.)

Съемки Гикова вошли в СКЖ, фильмы «На защиту родной Москвы», «Орловская битва», «Восьмой удар», «Битва за Прибалтику», «Подписание Декларации о поражении Германии», «Разгром Японии» (участвовал в группе французских операторов).

Судьба отпустила Рафаилу Борисовичу очень короткую жизнь. Он умер в 1946 году в возрасте 41 года…