Операторы и работники фронтовых киногрупп. Владислав Микоша


26.06.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 761-763  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой).  Фото: Владислав Микоша и Константин Ряшенцев в Севастополе. 1944 год. Источник: www.russiainphoto.ru.

Микоша Владислав Владиславович (1909–2004)

Прославленный оператор документального кино. Родился 25 ноября (8 декабря) 1909 года в Саратове. Работал киномехаником в кинотеатре «Искра», увлекся кино.
В 1929 году поступил в ГТК. В 1931 году, еще будучи студентом, был принят кинооператором на «Союзкинохронику». После окончания операторского факультета ГИКа работал на Дальневосточной студии, затем на Центральной студии кинохроники.
На фронт пришел со студии «Мостехфильм». Снимал оборону Одессы и Севастополя, а также освобождение Крыма; работал на Черноморском флоте, 4-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах, в Дунайской военной флотилии. Удостоен Госпремии СССР за съемки фильма «Черноморцы». Участвовал в создании фильмов «Комсомольцы», «Битва за Севастополь», «В логове зверя», «В Померании», «День войны», «Десант в Крыму», «Разгром Японии».

За годы съемок на разных фронтах получал блестящие служебные характеристики.

Вот первая из них:

«Только с 15/VI по 4/VII–1942 г. Микоша снял 14 сюжетов, из которых одна часть войдет в фильм "День войны", другая – в фильм "Черноморцы". Общий метраж съемок за это время – 1196 метров. Из них технический брак – 171 м.
Тов. Микоша – один из талантливых операторов, обладающий качествами кинохроникера, журналиста: политически устремлен, инициативен, глубоко осмысливает материал, умело строит сюжет и дает высокое качество фотографии.
Директор Центральной студии кинохроники Головня.
Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 69.)

Другая характеристика еще круче:

«…тов. Микоша является одним из ведущих военных корреспондентов кинохроники.
Его работа по съемкам обороны Севастополя в 1942 году получила всеобщее признание.
Им сняты решающие событийные эпизоды для фильма "Черноморцы", за что ему была присуждена Сталинская премия.
В декабре 1943 года приступил к съемкам освобождения Крыма. Шел вместе с армией, в ее боевых порядках, начиная от переправы у косы Чушка на Керченском полуострове и кончая ликвидацией остатков немецких войск, прижатых к морю у мыса Херсонес.
Дал ряд прекрасных эпизодов, среди которых особенно выдаются кадры боя на подступах к Севастополю. Кроме того, оператором была образцово использована телеоптика: сняты редчайшие кадры обстрела немецкого транспорта в море и воздушный бой, позволяющие зрителю видеть падение трех сбитых немецких самолетов.
За свою смелую и творчески интересную работу в период освобождения Крыма тов. Микоша, безусловно, заслуживает представления к правительственной награде.

Зам. директора Центральной ордена Красного Знамени студии документальных фильмов Сааков».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 91. Л. 91.)

Однако последний начальник киногруппы Марк Трояновский, исходя из поговорки про пятна на солнце, углядел у своего подчиненного слабые, по его мнению, местечки:

«В группе 2-го Белорусского фронта с января 1945 г. Все это время участвует в съемках наступления фронта. Побывал в нескольких опасных операциях; проявил себя смелым оператором.
Вместе с этими положительными качествами надо отметить имеющуюся у Микоши неорганизованность. При съемке события у него сильно развита ориентация на самотек, т.е., когда материал перед глазами, он его сходу снимает. Проявляет при этом присущие ему качества оператора-хроникера с хорошим вкусом. Когда же надо приложить усилия отыскания материала или некоторой его организации, чтобы выполнить задание, то он это не всегда делает. Занимает выжидательную позицию. Отсюда сравнительно небольшая продуктивность его работы.
Микоша, безусловно, хороший и смелый кинооператор, но у него есть элементы какой-то избалованности. Наверное, это идет от привычки работать с прохладцей в условиях Черноморской группы, где вообще мало снимали и у него был ассистент и администратор.
Поэтому тяжелые во всех отношениях условия работы в пехоте он принимает нелегко и без особой охоты.
К сожалению, ничего не знаю о качественных результатах его работы за истекшие 3 месяца.
Считаю, что изменение его категории проводить оснований не имеется.

Начальник киногруппы 2-го Белорусского фронта Трояновский.
19 марта 1945 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 77.)

Вот, бывало, и так непросто складывались отношения между самыми авторитетными
мастерами фронтового кинорепортажа.

А зато кинокритик Дая Смирнова по сумме всего заснятого Владиславом Владиславо-
вичем на войне заслуженно причислила его к самой высокой категории:

«Микоша, неутомимый кинохроникер 1930-х, был не только фронтовым кинооператором и фотокорреспондентом, журналистом, спецкором центральных газет. Он написал книги "С киноаппаратом в бою", "Рядом с солдатом", "Годы и страны". Снятые им кадры, запоминающиеся, пластически выразительные и эмоциональные, включали в свои фильмы известные режиссеры, в частности, Игорь Савенчко воспроизводил композиции Микоши в игровом фильме "Третий удар". Микоша – один из тех документалистов, тех фронтовых операторов, чьи киноматериалы позволяют сделать вывод, что военная хроника внесла существенный вклад не только в историческую летопись, но и в художественный образ войны».

И это, в самом деле, так.

Награжден орденами Красного Знамени, Высшим офицерским крестом (Польша), Ру-
мынским офицерским крестом, медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За освобождение Варшавы», «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны – на ЦСДФ.
Автор нескольких замечательных книг воспоминаний, из которых лучшая, посмертно
изданная – «Я останавливаю время».