Операторы и работники фронтовых киногрупп. Михаил Гольбрих

Из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (2018).

24.06.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 811  — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Фронтовые кинооператоры в Сталинграде". 1943 год. На фото (слева направо): Кацман Исаак Соломонович – инженер-капитан, кинооператор и звукооператор политического управления фронта; Кузнецов Александр Георгиевич – военинженер 2-го ранга, начальник киногруппы политического управления Донского фронта (на груди орден Красной Звезды); Орлянкин Валентин Иванович – военинженер 3-го ранга, военный кинооператор; Гольбрих Соломон Михайлович – военинженер 3-го ранга, военный кинооператор Донского фронта. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 10488284).

Гольбрих Михаил (Соломон) Михайлович (1916–2001)   

Оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств УССР. Родился в Твери. Однако, как признаются сегодня его земляки, практически вся его жизнь была связана с Украиной. Еврей. В середине 1930-х – ассистент кинооператора на Украинской студии кинохроники в Харькове. В 1937 году был призван в Красную Армию. Отведал пороху в боевых действиях против японской армии в Монголии.

С началом войны Гольбрих оказался в киногруппе, в составе которой собрались в основном операторы бывшей Укркинохроники. Вместе с войсками ей довелось прошагать весь тяжкий путь трагического отступления до берегов Волги. А там снимать весь ход великой Сталинградской битвы, переломившей ход войны и всей мировой истории. Это был звездный час, пожалуй, для всей киногруппы Сталинградского фронта. В том числе и для Гольбриха.

«Проявляет инициативу в боевых съемках, – отмечалось в отчете руководства. – Умело заснял большое количество боевых сюжетов, дал хорошие сюжеты "В боях за Лозовую", "В освобожденном городе Ливны", "Взятие Ельца" и др. С первых дней обороны Сталинграда снимает в городе».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 6.)

А далее после победы в Сталинградском сражении прославившаяся киногруппа двинулась на Запад тем же маршрутом, что отступала. Гольбрих снимал освобождение Украины и особенно отличился в съемках фильма о Корсунь-Шевченковской операции, сняв с самолета знаменитую панораму штурма города.
Сохранились воспоминания об этой уникальной съемке:

«Корреспондентская "эмка" застряла на подступах к только что освобожденному городу. Дороги были забиты военной техникой, да еще распутица. Гольбрих взял свой киноаппарат, кассетник и пешком пошел в город. Еще горел вокзал, дымились подбитые танки… Нашел он штаб командующего, представился и попросил транспорт. Машин, естественно, не было. Соломон Михайлович попросил самолет, чтобы снять панораму битвы с воздуха. "Есть только мой самолет", – сказал командующий. "Так, товарищ генерал, дайте свой", – не растерялся Гольбрих. Командующий опешил, но, подумав, самолет дал. Так был снят этот легендарный кадр Корсунь-Шевченковской битвы, который стал уже хрестоматийным».

Когда всем фронтовым операторам весной 1945 г. начальники писали итоговые характеристики, во многом определившие их дальнейшие судьбы, работа Гольбриха была отрецензирована следующими словами:

«…проявил себя во время съемок боев на Украине, за Сталинград награжден орденом Отечественной войны II степени, снимал в Румынии и Венгрии, его съемки использованы в фильмах "Битва за нашу Советскую Украину", "Победа на Юге", "Будапешт".

<…> дисциплинированный, исполнительный, но очень вялый работник. Съемки, проведенные им до начала Будапештской операции, были невысокого качества. За период с декабря по февраль работа тов. Гольбриха не отличалась особой производительностью.

В период Будапештской операции он снимал главным образом артиллерию, находясь на некотором удалении от переднего края. Оценка Москвы его материала показала, что в его съемках нет подлинно боевых кусков. 4 марта 1945 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 103.)

Как бы хотелось прочесть вместо этой кислой характеристики сквозь зубы более воодушевляющий текст! Но не подделывать же документ… Зато наградами Гольбрих все же не был обойден. Был дважды награжден орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина».

После войны с 1945 по 1988 год работал кинооператором и кинорежиссером в Киеве, на Украинской студии хроникально-документальных фильмов.