НАЦИОНАЛЬНЫЙ КИНОАРХИВ: ДИРЕКТОРА И ДОКУМЕНТЫ

Журнал "Киноведческие записки"

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КИНОАРХИВ: ДИРЕКТОРА И ДОКУМЕНТЫ

05.08.2019

30 апреля 2020 года расторгнут контракт с гендиректором Госфильмофонда Николаем Малаковым. Новым гендиректором ФГБУК «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации» (Госфильмофонд) назначена Елена Филатова.

Бывший заместитель Министра культуры РФ Малаков Николай Алексеевич был назначен гендиректором Госфильмофонда России 25 февраля 2019 года. Ранее эту должность занимал Сергей Анатольевич Алексеев. Алексеев был назначен и.о. директора Госфильмофонда России после ухода 8 ноября 2018 года Вячеслава Тельнова (занимал пост генерального директора Госфильмофонда с 10 января 2018 года, сменив на этом посту Николая Бородачева, который руководил организацией на протяжении 16 лет).
(Прим. ред. #МузейЦСДФ)


Опубликовано: журнал "Киноведческие записки" 6-38.

Описание некоего исторического явления через подборку связанных с ним документов сегодня видится наиболее продуктивным исследовательским подходом к истории. В окружении множащихся культурологических концепций существует острая потребность в восстановлении собственно первичного материала — систематизации, каталогизации, реставрации и архивировании. Этот подход всегда задавал направление научной работы Госфильмофонда. Посему, учитывая многие публикации, рассказывавшие об истории создания и научной эволюции Государственного фонда кинофильмов, мы решили представить Госфильмофонд РФ сообразно его деятельности — систематизированными архивными материалами*. Особое внимание мы уделяем хронологии правления директоров, через смену которых можно проследить этапы развития Госфильмофонда, отраженные в заверенных директорами документах. От начала строительства Всесоюзного Фильмохранилища и по сегодняшний день полный список его руководителей, за исключением временных и.о. директора, выглядит следующим образом:
ИЗ ИСТОРИИ ГОСФИЛЬМОФОНДА (I)
__________________________________
* Пересказ небольшого числа публикуемых документов с отдельными выдержками из них был дан в кн.: М а л ы ш е в В. Госфильмофонд: Земляничная поляна. М., «Пашков дом», 2005.

Список руководителей Всесоюзного Фильмохранилища и Государственного фонда кинофильмов за период его строительства и деятельности

Богатырев В.М.          1936–1937 г. начальник Белостолбовского киностроительства
                                         1937–1938 г. Директор Всесоюзного Фильмохранилища

Ильин Василий
Васильевич                1938–1940 г.                   —”—

Купчик Исаак
Ефимович                    1940–1941 г.                  —”—

Амигуд Борис
Соломонович              1941–1942 г.                  —”—

Павлов Николай
Яковлевич                    1942–1943 г.                  —”—

Спиченков Василий
Федорович                    1943–1944 г.                  —”—

Бабинчук-Рабинович
Эммануил Иванович 1945–1946 г.                  —”—

Привато Виктор
Станиславович             1946–1948 г. Директор Всесоюзного Фильмохранилища
                                            1948–1978 г. Директор Госфильмофонда

Строчков Марк
Акимович                          1979–1989 г.                —”—

Малышев Владимир
Сергеевич                         1990–2001 г. Генеральный директор Госфильмофонда

Бородачев Николай
Михайлович                     2001 по н/в (уволен 10 января 2018. - Прим. ред. сайта)

Публикуемые материалы разделены нами на три исторических этапа: 1936 – 1948 гг. (принятие Постановления о строительстве Фильмохранилища и начальный этап функционирования, эвакуация — реэвакуация, предпосылки к реорганизации); 1948 –1970-е (реорганизация Фильмохранилища во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов и дальнейшая его работа по реставрации, изучению и систематизации фильмового материала); 1970 – 2000-е (краткий обзор периода 1970 – 1980-х и переход Госфильмофонда в условия рыночной экономики).

Мы сочли возможным опустить комментарии руководящего чиновничьего состава, который постоянно фигурирует в постановлениях, сконцентрировавшись главным образом на краткой справочно-хронологической характеристике некоторых сопутствующих реалий. Все представленные документы и их копии машинопись, публикуются по подшивке, хранящейся в Музее Госфильмофонда. Документы, цитируемые в справочных врезах, за исключением специально оговоренных случаев, также входят в эту подшивку.

Редакторы-составители номера благодарны заведующей Музеем Госфильмофонда Марии Сергеевне Грешновой, которая пытливо собирала публикуемые материалы для экспозиции Музея и чей бескорыстный труд позволил этой публикации состояться.

 К ИСТОРИИ ВСЕСОЮЗНОГО ФИЛЬМОХРАНИЛИЩА (1936 – 1948)

Потребность в создании хранилища кинофильмов осознавалась еще дореволюционной прессой и неоднократно поднималась затем в советской печати.
Виднейшие кинематографисты — С. М. Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, А. М. Роом и др. заявляли об исторической важности организации специального архива для хранения фильмовых материалов. В то время, когда уже начали создаваться первые зарубежные архивы и синематеки, был дан толчок к возникновению советского учреждения подобного типа — принятием 11 февраля 1933 года Постановления об организации Главного Управления кино-фото-промышленности (ГУКФ) при СНК СССР, в ведение которого вменялся в том числе вопрос о создании Всесоюзной фильмотеки. Однако лишь после идеологической победы «Чапаева» проблема сохранности ряда картин, творящих советскую мифологию, встала особенно остро. Благодаря их массовой популяризации и в связи с неконтролируемым хранением и копированием, превышающем все допустимые технические нормы, эти фильмы находились под угрозой уничтожения.
Публикуемые ниже документы знакомят с предысторией строительства в Белых Столбах Всесоюзного Фильмохранилища.

1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОРГБЮРО ЦК ВКП (б) от 2.XII.35 г. О КИНО-НЕГАТИВНОМ ФОНДЕ

ЦК ВКП (б) констатирует, что негативный фонд на кинофабриках находится в совершенно неудовлетворительном состоянии, причем негативы из производства выходят уже со значительным количеством повреждений и дефектов (царапины, следы пальцев, пятна и т.д.). Хранение негативов поставлено плохо, отсутствуют приспособленные помещения, нет установленного режима температуры и влажности, работники складов не инструктированы об условиях хранения негативов. Порядок выдачи и приема негативов не гарантирует их сохранности. В таком же положении находится и негатив картины «Чапаев».
Негатив картины «Чапаев» был выпущен из производства с рядом технических дефектов. Вследствие плохой промывки на негативе выступил фиксаж. В процессе массовой печати (с оригинала негатива были сняты 72 копии) состояние негатива еще более ухудшилось, что вызвало необходимость отправления его для регенерации за границу. После исправления состояние негатива, по заключению комиссии ГУКФ’а, улучшилось. Негатив находится на общем складе в условиях, не обеспечивающих его сохранность. Исходя из этого, ЦК ВКП (б) постановляет:
1. Для сохранности негатива «Чапаев»:
а) хранить негатив картины «Чапаев» в специальном сейфе в ГУКФ’е под личной ответственностью т. Шумяцкого, без разрешения которого никто доступа к негативу не должен иметь;
б) разработать на фабрике «Ленфильм» остатки снимков с картины «Чапаев», привести их в порядок и подготовить для использования в целях восстановления негатива «Чапаев».
2. Предложить ГУКФ’у снять с исправленного негатива «Чапаев» лавандовые копии и изготовить контратипы для тщательной проверки всего состояния негатива «Чапаев» после регенерации и печатания в дальнейшем фильмо-копий. Предложить ГУКФ’у о результатах в месячный срок доложить ЦК ВКП (б).
3. Лавандовые копии и контратипы «Чапаева» хранить наравне с негативами других ценных картин: 1. Хроникальные и документальные съемки
и кадры с участием Ленина и Сталина. 2. «Юность Максима». 3. «Крестьяне». 4. «Аэроград». 5. «Счастливая юность»[1]. 6. «Борьба за Киев»[2]. 7. «Последний маскарад»[3]. 8. «Герои Арктики» («Челюскин»)[4]. 9. «Поход “Сибирякова”» («Два океана»)[5].
4. Предложить ГУКФ’у установить порядок, при котором выдача негативов со склада и возврат их должны происходить по нарядам, подписанным самим директором фабрики, под личную расписку того работника, который в данный момент отвечает за сохранность негатива. 5. Для улучшения качества обработки негативной пленки и создания необходимых условий хранения негативов:
а) предложить ГУКФ’у максимально форсировать переход с ручной обработки негативов на механическую, предусмотрев в плане 1936 г. необходимые для этой цели ассигнования;
б) массовую печать, за исключением 12–15 контрольных, лавандовых и экспортных копий, производить исключительно с дубльнегативов, а оригинал негатива после снятия лавандовой копии хранить в запломбированном виде, как неприкосновенный фонд;
в) хранение всего негативного фонда сосредоточить при наиболее крупных кино-фабриках (Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Тифлис, Ташкент),
построив оборудован[ные] и вполне приспособленные хранилища, имеющие автоматическую регулировку температуры и влажности;
г) для хранения негативов особенно ценных художественных, а также хроникальных и документальных фильм, имеющих особую историческую ценность, предложить ГУКФ’у построить в 1936 г. центральное хранилище негативов в Москве, с привлечением иностранной консультации. ГУКФ’у в месячный срок представить в СНК СССР проект постройки этого хранилища.
6. Провести паспортизацию всего негативного фонда, подобрать и привести в полный порядок контрольные копии негативов, установив порядок тщательного хранения наряду с негативами, также и контрольных копий.
7. Подобрать для заведывания хранилищами негативов квалифициро-ванных работников — членов партии, обеспечив для них соответствующие материально-бытовые условия работы.
8. Предложить ГУКФ’у разработать:
а) стандартную рецептуру проявителей, фиксажа и времени, необходимого для проявления;
б) порядок хранения негативов на складах (температура, влажность, охрана и т.д.)
_________________________________________
Документ подписан Б. Шумяцким, В. Усиевичем и др.
1. «Счастливая юность» (1935), реж. М. Кауфман, С. Гуров, И. Посельский, И. Сеткина.
2. «Борьба за Киев» (1935), реж. С. Бубрик, Л. Анци-Половский, Н. Кармазинский,
П. Малахов.
3. «Последний маскарад» (1934), реж. М.Чиаурели.
4. «Герои Арктики» («Челюскин») (1934), реж. Я. Посельский, авторы-опер. А. Шафран,
М. Трояновский.
5. «Поход “Сибирякова”» («Два океана») (1933), сцен. и реж. В. Шнейдеров, сореж.
Я. Купер.

2

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТОВ РК и КД.
от 2-го марта 1936 г. 
№ 474

Об отводе Главному Управлению Кино-фотопромышленности участка под строительство Экспериментального Института и ф-ки «Техфильм»


1. — Разрешить строительства Эксп. Института и фабрики «Техфильм»
ГУКФ на территории участка лесов местного значения в Михневском районе, расположенного около ст. Белые Столбы между Моск. Курской ж.д. и Каширск. шоссе.
2. — Площадь отвода определить после представления проекта планировки на месте строительства с учетом необходимости использования имеющихся вырубок и полян и максимального сохранения лесонасаждений, как входящих в 50 км. зону.
3. — Отделу Планировки произвести за счет ГУКФ’а геодезическую съемку отводимого участка.
4. — Обязать Главное Упр. Кино-фотопромышленности представить в Моск. Обл. Ком. Отдел проект планировки жилого поселка и проекты жилых и других коммунальных зданий.
Воспретить ГУКФ’у впредь до утверждения проекта планировки и проекта зданий Моск. Обл. Коммун. Отделом начинать строительство жилого поселка.
Разрешить ГУКФ’у построить на отводимой территории временные жилища для строителей, с тем, чтобы эти жилища были снесены по окончанию строительства.
5. Предложить Отделу Планировки за счет ГУКФ’а составить проект озеленительных мероприятий в жилом поселке.
6. Возложить контроль за выполнением утвержденных проектов планировки на Райисполком и Отдел Планировки.

П.п. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСОБЛИСПОЛКОМА — Н. ФИЛАТОВ
СЕКРЕТАРЬ МОСОБЛИСПОЛКОМА — К. БИДИНСКИЙ

Постановление послано:
1) Гл. Упр. Кино-фотопромышл.,
2) Отд. Планировки,
3) Упр. Лес. м/зн.,
4) Отд. Лесн. Охр. НКВД,
5) МОКО,
6) Михневскому РИК’у.

3

СОВ. СЕКРЕТНО

Председателю комиссии партийного контроля тов. ЕЖОВУ В.И. Зам.председателя комиссии партийного контроля тов. ШКИРЯТОВУ М.Ф.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ РЕШЕНИЯ ЦК ВКП (б)
от 2.XII.1935 года

О КИНО-НЕГАТИВНОМ ФОНДЕ

Проверяя постановление ЦК ВКП (б) от 2.XII.1935 г. о кино-негативном фонде мы установили, что оно в значительной части не выполнено. Проверка была произведена: в ГУКФ’е, на московских кино-студиях и складах Союзхроники, Союзтехфильма, Межрабпомфильма, «Мосфильм’а», Московской копировальной фабрике, в складе радиокомитета, в Центроархиве и в Институте Ленина. Всего проверено 9 складов, 2 кино-студии, 1 копир. фабрика и 2 лаборатории. Отсутствие инструктажа Начиная с 5.XII.1935 г. ГУКФ издал ряд приказов и распоряжений во исполнение решения ЦК от 2.XII.1935 г. Об издании этих приказов тов. Шумяцкий 23.I.36 г. сообщил докладной запиской Секретарю ЦК ВКП (б) тов. Андрееву как о мероприятиях, приведших или долженствующих привести к выполнению решения ЦК. Так, т. Шумяцкий писал тов. Андрееву: «Издал специальный приказ» от 20.I. о порядке выдачи и возврата негативов со склада и на склад; 5.II. будут «переработаны <…> новые правила и технические условия хранения негативов на складах»; к 1.II. «будет разработана инструкция об изменении и упорядочении общей и пожарной охраны»;

«по пункту “б” решения ЦК (снимать с негатива не больше 12–15 копий, а негативы хранить в запломбированном виде как неприкосновенный фонд) изданы соответствующие приказы и распоряжения» и пр. Чтобыоценить действенность этих приказов, изданных тов. Шумяцким, достаточно отметить, что ни в одном негативохранилище, кроме Москов- ской копировальной фабрики, этих приказов в период нашей проверки не оказалось, они туда и не поступали. Никто из завед. складов, кроме одного, не читал приказов, не знал их. Больше того, аппарат треста Союзтехфильм, находящийся в одном здании с ГУКФ’ом, не получил даже инструкции. Ни один приказ и инструкция на складе Союзтехфильма не выполнены. В кино-студии Союзхроники прочитали приказы и пришили их к делу.

Зав. складом киностудии «Мосфильм’а» Калганов спрашивал нас при проверке, какая должна быть температура и влажность в складе; зав. складом киностудий Союзтехфильма (Журавский), Союзхроники (Лузгин), зав. складом негативной пленки на киностудии «Мосфильм’а» Пудалов, в складе которого 3/4 помещения занято под негативами, зав. складом пленки и негативов треста Союзхроники Побережский и др. не знали приказов, их в делах у них нет. Этих приказов и инструкций не знали и не видели ряд руководящих работников (Фролов — директор копировальной фабрики и киностудии «Мосфильма» и др.), которые обязаны были их получить. Никакой массовой работы вокруг выполнения этих приказов и инструкций, в которых отражено решение ЦК партии, не было проведено. Таким образом, работники проверенных складов, ряд работников аппаратов трестов, студий не были инструктированы о новых условиях и порядке хранения негативных фондов, несмотря на то, что в решении ЦК указывалось на отсутствие инструктажа в прошлом как на одну из причин, приведших к неудовлетворительному состоянию негативного фонда.

Качество негативов

Качество вновь выпускаемых негативов пока заметно не улучшилось, хотя в «Мосфильме» и «Ленфильме» перешли на механическую обработку негативов. Если взять последние фильмы, «Партбилет»[1], «Мы из Кронштадта»[2], «Цирк» и др., то качество их негативов оставляет желать много лучшего. Негативы из производства все еще выходят со значительным ко- личеством дефектов, повреждений. Например, фотографическое состояние «Мы из Кронштадта» признано техническим контролем неудовлетворительным. Вообще весь негатив пестрит дефектами: разложившаяся эмуль- сия из-за порчи пленки, полосы, белый налет, много подтеков, царапины,
потертость, негатив сухой — коробится и т.д. А после того, как с негатива сняли на Московской копировальной фабрике первые копии, состояние негатива еще более ухудшилось.

Негатив последней картины «Цирк» также имеет много дефектов, как их имеет и лавандровая копия, снятая с негатива в кино-студии «Мосфильм’а»: все части по свету неровные, большинство частей отпечатано на передержку и запроявлено, имеется много блесток, царапины, грязь, залито клеем, захваты, побои и т.д. То же самое в разной степени и в других негативах, выпущенных за последнее время.

Ввиду того, что в кино-студии «Мосфильм’а» перешли с ручной на механическую обработку негативов и создана специальная лаборатория (в этом пункте решение ЦК выполнено), дефекты, присущие ручной обработке, частично исчезают, но так как процесс работы еще не освоен, то дефек- ты имеют место. На появление дефектов влияет еще и то, что все работники работают без перчаток, что разливочное и составительное отделения так безобразно были оборудованы, что в них невероятная грязь, со всех сторон льется вода, стены разрушаются, проявитель загрязняется. Закончить ремонт никак не удосужатся. Несмотря на приказы ГУКФ’а об обязательной работе в белых перчатках, которые должны ежедневно меняться, почти никто этого распоряжения не выполняет. Руководители ссылаются на отсутствие перчаток на рынке.

Но буквально на другой день после проверки на Московской копировальной фабрике их достали. Работа без перчаток или в рваных перчатках, как это имеет место, увеличивает дефекты негатива.

До сих пор имеются случаи, когда прямо с негативов снимают копии в большем количестве, чем разрешено решением ЦК (разрешено не больше 12 — 15). В Союзтехфильм[е], например, имеются случаи, когда с негатива производят массовую печать по 20 — 28 экз. Трест Союзхроники напечатал в Московской копировальной фабрике с негатива «Герои Арктики» 43 звуковых и 53 немых позитива, с негатива «Праздник весны социализма»[3] (1-е мая 1936 г.) снято 86 копий. Как правило, со всех негативов трест Союзхроники снимает от 60 до 90 копий. В отдельных случаях печатают с контратипа. Совершенно несомненно, что эти негативы быстро амортизируются. Негативный фонд документальных снимков нашей эпохи портится. До последнего времени не было контратипов с ряда документальных негативов, имеющих величайшее значение даже в Ин-те Ленина, в Союзхронике и нет их еще в Центроархиве, как в ряде случаев нет и контрольных копий, а имеющиеся контрольные копии в негативохранилищах киностудий находятся в неудовлетворительном состоянии, многие из них на 60 — 70% амортизированы. Контрольные копии еще не везде хранятся как неприкосновенный фонд, как это предусмотрено решением ЦК. На Ленинградской копировальной фабрике было снято 60 позитивов с изображением и звукозаписью речи тов. Сталина (8,5 тысяч метров), которые затем были забракованы. Виновники до сих пор не привлечены к ответственности. Решением ЦК было предложено разработать стандартную рецептуру проявителя, фиксажа и пр. Рецептура проявителя разработана и проверена, но ни на одной фабрике в производство она еще не внедрена.

Условия и порядок хранения

Внешняя вооруженная охрана негативохранилища в киностудии «Мосфильм’а» организована неплохо, доступ в негативохранилище допускается только по разрешению директора студии. Но когда негатив берут для паспортизации, то комната, где они оставляются, на ночь не пломбируется. В кино-студии Союзхроники негативы с изображением Ленина, Сталина, Ворошилова, «Борьба за Киев», «Киров»[4] и многие другие по месяцу лежали в отделе фильмотек — на полу, на столах, в комнату свободно все ходят. Дверь на ночь не пломбируется, окна не имеют решеток. По приказу ГККФ’а негатив — «Борьба за Киев» приготовили к сдаче в специальное хранилище, согласно решения ЦК, но из ГУКФ’а до сих пор не удосужатся за ним приехать. Как правило, с кино-студий привозят негативы на московскую копировальную фабрику в незапломбированном виде. Трест Союзхроника в таком же виде получает их обратно. В негативохранилище кино-студии «Мосфильм’а» и Московской копировальной фабрики во исполнение приказа повесили термометры и гигрометры, ведут запись температуры и влажности. Но это для видимости. А по существу: в негативохранилище Московской копировальной фабрики гигрометр показывал влажность 80 – 97, вместо нормальных 60 – 70. В феврале-марте, в комнатах, где хранились негативы, температура ночью падала до 1 – 11 / 2º при установленной ГУКФ’ом норме в 15º, а сейчас днем достигает 17 – 20º. В цехах Московской копировальной фабрики, где работают над негативом, температура достигает теперь 17 – 20º. Висят измерители, люди измеряют, записывают, но никто не регулирует температуру, влажность, ибо на Московской копировальной фабрике вентиляции почти нет — лишь в потолке пробита дыра. В негативохранилище кино-студии «Мосфильм’а» работники, ведающие хранением (Гуков, Калганов) только в ходе проверки узнали, что имеется неплохая вентиляция, хотя и недостаточная. На складах Союзтехфильма, Союзхроники, Межрабпомфильма никаких термометров и гигрометров, очевидно, не признают, ибо их нигде нет, хотя по приказу быть должны. В негативохранилищах должна быть идеальная чистота, это одно из решающих условий сохранности негативного фонда. Приказы о чистоте изданы. По приказам: стены должны иметь глазированную поверхность, на полу — линолеум, вход разрешается в галошах и халатах, стены и пол должны протираться глицериновым раствором и т.д. В склад киностудии «Мосфильм’а» можно входить только в специальных галошах и халатах. Но в этом же складе стена, около которой хранятся негативы в очень пло- хом состоянии, краска слетела, местами покрыта плесенью, пылью. Но здесь хотя [бы] моют, выметают пол. В складах Союзтехфильма и киностудии Союзхроники не моют полов, не говоря уже о протирке стен и потолков, несколько месяцев. В складе Союзтехфильма грязь, пыль лежит толстым слоем, в складе лежит тара, ящики, бумага и пр. Из складов Союзтехфильма и Межрабпомфильма экспедируют позитивы. 4 июня на другом складе киностудии «Мосфильм’а», где хранится чистая пленка и различные негативы, первый раз за целый год вымыли пол.
Стены не только не имеют глазированной поверхности, но они вообще не красились по несколько лет.
В складах нет шкафов, огражденных металлическими сетками, как указано в инструкции, специальных столов, «обитых бархатом», для вскрытия на них коробок с негативами, не введена табельная система движения негативов и т.д.
Таким образом, большинство пунктов инструкции т. Шумяцкого об условиях и порядке хранения не выполняется.

Из проверенных нами складов лучший порядок выдачи негативов и возврата их установлен лишь в одном складе киностудии «Мосфильм’а».
Негативы выдаются и возвращаются по нарядам, подписанным директором, отмечается движение, имеются расписки получателя. Но и здесь не все еще сделано. Имеются случаи выдачи копий, которые хранятся на правах негативов, прямо на экран, как это было на киностудии «Мосфильм’а» («Летчики» дали в «Ударник»). Запрещенный позитив о событиях в Китае был выдан по разрешению в институт Востоковедения, где он находился несколько месяцев, и только в ходе проверки за ним поехали и привезли на склад. Основной пункт приказа, являющийся прямым изложением постановления ЦК, что негативы выдаются по разрешению только директора киностудии или фабрики, как правило, не выполняется. На Московской
копировальной фабрике нами установлено, что негативы выдавали 3 человека, в киностудии Союзхроники — 6 чел., Союзтехфильме — несколько человек, а тресте Союзхроники — три человека, управляющий никогда не подписывает.
На складе киностудии Союзхроники заведующий выдает по неподписанным нарядам, без расписки получателя.

Несмотря на строгие приказы, паспортизация негативного фонда еще не произведена. Из 915 негативов, находящихся в негативохранилище при киностудии «Мосфильм’а», за 7 месяцев паспортизировано окончательно только 6 негативов, 56 паспортизировано, но они еще проверяются, ибо так плохо провели эту работу, что сейчас приходится все заново проверять, переделывать. В киностудии Союзхроники сотни коробок, особенно с остатками, еще не просмотрены, что в них хранится —неизвестно. Эта работа начата.

После решения ЦК составляется акт о техническом состоянии каждого негатива, выходящего из производства киностудии. Теперь паспортизировать будет легче. В области противопожарных мероприятий также не все сделано. По приказу ГУКФ’а в каждом складе должно быть 6 огнетушителей, 5 одеял, 3 ведра с песком. Но сплинкерская система находится в бездействии. В складе киностудии «Мосфильм’а», кроме огнетушителей, повешено одно одеяло в качестве противопожарного мероприятия. Зарядов для огнетушителей не хватает. В негативохранилищах Союзтехфильма, Межрабпомфильма, в складе пленки и негатива киностудии «Мосфильм’а» всего по одному огнетушителю. Ведер с песком нигде нет.

Заведующими проверенных нами складов, за исключением склада в киностудии «Мосфильм’а», работают беспартийные, хотя решением ЦК предложено было везде поставить членов партии. Лучше материальные условия работникам не созданы. По сообщению ГУКФ’а, в ряде киностудий по СССР заведующими складов поставлены члены партии.

Негатив, контратипы, контрольные копии картины «Чапаев» собраны и хранятся не в ГУКФ’е, как было указано решением ЦК, а в общем помещении негативохранилища при киностудии «Мосфильм’а», в котором выделено место, обитое металлической сеткой, опечатанное, доступ к которому возможен только по разрешению товарища Шумяцкого.

Во исполнение решения ЦК уже собраны в одно негативохранилище негативы «Аэроград», «Счастливая юность», позитивы и контратипы речей товарища Сталина, негативы и позитивы речи товарища Молотова, товарища Кагановича. Негативы «Борьба за Киев», «Герои Арктики», «Последний маскарад», «Крестьяне», «Юность Максима», «Летчики», «Поход “Сибирякова”» и копии с них, согласно решению ЦК, должны были храниться в таких же усло- виях, что и «Чапаев», но до сих пор они находятся в разных местах. Из них негатив «Борьба за Киев» лежит больше месяца в кино-студии «Союзхроники», «Герои Арктики» и «Последний маскарад» — в складе при ГУКФ’е и т.д.

Выполнить этот пункт решения ЦК полностью можно было давно.

По решению ЦК ГУКФ должен построить в 1936 г. новое негативохранилище. Соответствующие приказы были изданы, однако к постройке еще не приступили. Проект утвержден только в мае месяце. Технического проекта до сих пор нет. Только на днях заключен договор. Научно-исследовательская работа по уточнению температуры и влажности начата только теперь. Будет ли построено — гарантии не дает даже начальник строительства — тов. Иттенберг, который утверждает, что само здание можно построить в 1936 г., но его оборудование и создание в нем условий для хранения — вряд ли, так как до сих пор не разрешен вопрос о строительстве кооперированного хозяйства (вода, пар, энергия), не установлены источники
питания электроэнергией и т.д. По мнению тов. Усиевича — зам. начальника ГУКФ’а — негативохранилище может быть пущено в эксплуатацию в 1-м полугодии 37 г. Вместо того, чтобы обеспечить выполнение решения ЦК, руководители уже теперь ориентируются на пуск в эксплуатацию негативохранилища в 1-м полугодии 1937 г. Состояние негативного фонда требует от руководителей ГУКФ’а безусловно безоговорочного выполнения решения ЦК в указанный срок. Ни одно негативохранилище до сих пор не ремонтируется, ничего не делается для того, чтобы была обеспечена автоматическая регулировка температуры и влажности.

О документальном негативе

Совершенно недопустимо хранятся документальные негативы в кино-студии «Союзхроники». Все помещение негативохранилища завалено негативами. Никто не может сказать, в каком техническом состоянии находятся эти негативы. Миллионы метров негативов лежат в складе «Союзхроники».

Отдельные негативы месяцами лежат в кино-студии «Союзхроники», ибо их некуда класть. Хранятся они в невозможной для негатива температуре.

При проверке книжных записей с фактическим состоянием негативного фонда в негативохранилище обнаруживаются расхождения. Сейчас, когда выдают негативы из негативохранилища по разрешению 5 — 6 человек, причем зав. складом не имеет у себя в складе оправдательных документов лица, выдавшего разрешение, и лица, получившего негатив, пропажи вполне возможны.

Сдача негативов из цеха в цех в кино-студии никакими документами не оформляется. Например, негатив «Борьба за Киев» сдан был из фильмотечного цеха в лабораторию до 1-го мая без всякой расписки. До 29 мая он лежал на полу, в комнате, которая никогда не пломбируется. В период нашей проверки над ним проделали в течение трех дней все необходимое. 31 мая закончили работу, а 1 июня оформили заказ на эту работу. 8-го июня негатив еще лежал на полу там же. Заместитель начальника ГУКФ’а тов. Усиевич в справке, присланной в КПК, сообщает, что «Борьба за Киев» находится «в процессе чистки и матировки». Поэтому-де не могли его взять в сейф. Тоже самое с негативом «Киров». Этот негатив лежал больше месяца в лаборатории, теперь лежит 1 1/2 месяца в монтажном цеху в ящике на полу. Ничего с ним не делают, а вся работа — исправить с него лавандовую копию.

Во дворе кино-студии в складе, которым ведает фильмотечный цех, хранятся различные негативы и позитивы. Склад не пломбируется, двери не обиты. В складе есть различные остатки негативов с изображениями политических деятелей нашей страны. Эти негативы должны были бы храниться в негативохранилище, а не здесь.

Совершенно безобразно обстоит дело с секретными запрещенными негативами, которые хранятся в помещении спец.части треста «Союзхроники». Мы обнаружили полное отсутствие какого бы то ни было учета этих негативов. Кто-то когда-то приносил негативы, куски, отдавал зав. спец. частью на хранение, тот клал их в шкаф или в стол, или на окно. В таком состоянии мы это и обнаружили. На окне лежали в бумаге отдельные кадры, снятые на конгрессе Коминтерна (очевидно, делегаты, приехавшие нелегально). Нашли целую коробку кадров, снятых на конгрессе, хотя все негативы в свое время были сданы в Коминтерн. Найдено 7 кадров: «товарищ Сталин на трибуне мавзолея в 1927 году — на трибуне стоит Енукидзе», товарищ Сталин в 1928 году, в 30 году и т.д. Такое положение обнаружено почти рядом с кабинетом управляющего трестом т. Фельдман. Наша проверка установила, что до последнего времени негативы и сохранившиеся позитивы с изображением Ленина и Сталина находятся в разных местах: Союзхронике, Центроархиве, в Институте Ленина и теперь
часть их будет храниться в «Мосфильме». До сих пор многие негативы с
изображением товарища Сталина в неизвестном техническом состоянии, еще непаспортизированы. Большое количество изображений и звукозаписей речей соратников товарища Сталина находится также в различных местах, в неизвестном техническом состоянии. Только в последнее время, по распоряжению т. Шумяцкого, в кино-студии «Союзхроника» начата работа над приведением в порядок этих богатств.

Совершенно нетерпимо хранение негативов в «Центроархиве». В складах невероятная сырость, влажность достигает 100%. Большое количество коробок покрыто ржавчиной. В самом худшем складе хранятся самые ценные негативы — Ленина, Сталина и др. После 28 года негативы «Центроархив» не принимает, ибо их некуда класть. В отдельных случаях, очень редких, копии снимались прямо с негатива. В помещении, где хранится негативный фонд, вдобавок ко всему появилась большая трещина, угрожающая общему разрушению здания. Негативный фонд в «Центроархиве» находится в опасности. В Институте Ленина негативы хранятся в герметически закрытом сейфе. Некоторые специалисты утверждают, что такое хранение вредно для негатива. Но до сих пор никто не может гарантировать — при каких условиях и сколько времени могут сохраняться негативы. До последнего времени в Институте Ленина не было контратипа. Поэтому копии снимались, правда, очень редко и только по специальному разрешению дирекции, с негативов. Теперь имеется контратип. Таким образом, несмотря на то, что имеется некоторый сдвиг в области улучшения хранения негативного фонда, общее состояние его явно неудовлетворительно. И дальнейшая сохранность его подвергается большой опасности, если руководители ГУКФ’а в ближайшее время не выполнят решения ЦК ВКП (б) полностью, если руководители ГУКФ’а и «Центроархива» немедленно не приведут в порядок существующие негативохранилища, их не отремонтируют и срочно не построят нового, хорошего негативохранилища.

Вносим на рассмотрение бюро следующий проект предложений (см. приложение).
Руководитель группы просвещения (ШОХИН) и здравоохранения КПК
Ответственный Контролер (БАНДИН)
10.VI.36.
__________________________________
1. Очевидно, имеется в виду фильм «Партийный билет» (1936), реж. И. Пырьев.
2. «Мы из Кронштадта» (1936), реж. Е. Дзиган.
3. «Праздник весны социализма» (1936), реж. С. Гуров, С. Бубрик, И. Сеткина.
4. «Киров» (1934), реж. Я. Блиох, С. Гуров.

В 1936 году начинается строительство, начальником которого назначен
В. М. Богатырев — в будущем (с 1937 по 1938 гг.) первый Директор Всесоюзного
Фильмохранилища. Из Постановления СНК СССР от 21.VII.1936: «Разрешить
НКФ СССР, впредь до утверждения ГУКФП’ом проекта и сметы строительства
фильмохранилища, финансирования его в размере 200 т.р.». Протокол заседания у заместителя начальника ГУКФ В. Усиевича, датированный 22.VII.1936 г., в ряду сообщений содержал упоминание о ходе строительства в Белых Столбах.

4
П р о т о к о л Совещания у т. Усиевича 22.VII.36 г. по вопросу о ходе строительства на Мосфильме, Союзкинохроники и фильмохранилища

<…> Слушали:
3. Сообщение т. Итенберга о ходе строительства фильмохранилища в «Белых столбах».
Постановили:
1. Обязать т. Цыпкина обеспечить утверждение в МОИК’е генерального плана всей строительной площадки не позднее 28-го июля.
2. Обеспечить строительство легковой машиной, оформить этот вопрос у т. Шумяцкого.
3. Предложить начальнику стр-ва т. Цодкину при разработке плана организации работ и графика обеспечить также строительство дороги до шоссе.
4. Предложить т.т. Заславскому, Когану и т. Итенбергу обеспечить стройматериалами (цементом, лесом, метлахской плиткой, оцинкованным железом и другими спец. материалами) строительство фильмохранилища. Определение и утверждение фондов провести в особом порядке: целевым назначением.
5. Предложить т. Итенбергу не позднее 28-го числа заключить договор с Кинопромстроем на производство строительства.
6. Кинопромстрою немедленно приступить к завозу материала с тем, чтобы не позднее 1 августа приступить к началу работ. Кинопромстрою закончить стр-во основных корпусов вчерне к 1-XI- и пустить один склад в эксплуатацию к 1.1–37 г. <…>

ЗАМ. НАЧ. ГУКФ
(Усиевич)

5

Секретно

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 189–43с Совета Народных Комиссаров Союза ССР
2-го февраля 1937 г. Москва, Кремль

О государственном фильмохранилище

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР постановляет:

1.—Предложить Главному Управлению Советской Кинематографии (тов. Шумяцкому) организовать в Москве хранение негативов и лавандров, 20 увеличивающих долголетие негативов с важнейших художественных, документальных и хроникальных кинофильмов, достроив для этого в кратчайший срок государственное фильмохранилище возле станции Белые Столбы Московско-Донбасской ж.д. (Михневский район Московской области). Оборудовать в нем и к 1-му июня 1937 г. пустить в эксплуатацию специальные камеры для хранения названных негативов и лавандров по осо- бому списку.

СОВ.СЕКРЕТНО.

2.—Выделить ГУК’у для приобретения новейшего оборудования фильмохранилища (специальные камеры и сейфы) импортный контингент в размере 846.000 рублей (167.857 долларов).
3.—Выделить ГУК’у (т. Шумяцкому) в 1937 г. дополнительный лимит в размере 1 миллиона руб. специально для сооружения жилищ персонала Государственного Фильмохранилища на Белых Столбах, — с финансированием этого строительства за счет резервного фонда СНК Союза ССР.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР — (В. МОЛОТОВ)

УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР — (И. МИРОШНИКОВ)

Строительство, отягощенное множеством технических проблем, идет медленно. Проведение в жизнь партийной установки по срокам запуска в эксплуатацию, а, следовательно, и относительно начала регенерации негативов «по особому списку», отодвигается.

6

СЕКРЕТНО
Тов. СТАЛИНУ И.В.

Постановлением Оргбюро ЦК от 1.II с.г. на ГУК возложена обязанность произвести регенерацию хранящейся в ИМЭЛ негативной кинопленки со снимками В.И. ЛЕНИНА.

13.II с.г. я сообщил т. АНДРЕЕВУ о том, что у нас в СССР нет ни одного аппарата для регенерации кинофильмов, и в крайних случаях мы прибегали к помощи заграничных лабораторий (так было, напр., с негативом «Чапаев»).

Первый регенерационный аппарат будет нами ввезен из заграницы в составе оборудования для Союзного Фильмохранилища не ранее третьего квартала. Для его установки и освоения потребуется несколько месяцев, так что приступить к регенерации этого материала в Союзе мы сможем в лучшем случае только в конце этого года.

Учитывая это обстоятельство, прошу разрешения отправить подлежащие регенерации кинонегативы в Париж для производства нужных работ — под особым контролем нашего представителя т. САДОВСКОГО, или же, если это будет признано нецелесообразным, разрешить отложить осущест- 21 вление регенерации силами наших специалистов на начало будущего года, когда мы освоим импортируемые аппараты.

(Б. ШУМЯЦКИЙ)

____________________
Документ датирован 5/V — 1937.

К концу 1937 года в Белых Столбах построен административный корпус и хранилище, куда начинают свозить фильмоматериалы. В специальной Комиссии по проверке состояния хранения и учета негативного и позитивного фонда киностудий г. Москвы обсуждается вопрос о предоставлении точных списков всех негативов, а после того, «как битая пленка со всех складов будет передана в подвал», «установить, какие негативы должны быть отвезены в “Белые Столбы”». В Фильмохранилище тем временем остро стоит вопрос о квалифицированном техперсонале, по причине отсутствия коего фильмы лишь нумеруются и по большей части бессистемно складируются.

7

З А М Е Ч А Н И Я
ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ФИЛЬМОХРАНИЛИЩА «БЕЛЫЕ СТОЛБЫ» С ЦЕЛЬЮ ВЫЯСНЕНИЙ ВОЗМОЖНОСТИ СКОРЕЙШЕЙ ЕГО ЗАГРУЗКИ
26 м а я 1938 г.

Установить, что для оборудования Фильмохранилища шкафами для двух основных отделений склада потребуется 388 шкафов. Директор Фильмохранилища тов. Богатырев считает, что все эти шкафы могут быть из- готовлены только в 1939 году. Для склада № 2, уже готового, но не обору- дованного шкафами, потребуется 120 шкафов, каковые, ориентировочно, могут быть сделаны через 4 месяца.

Тов. Волькенштейн[1] считает, что вопрос о загрузке склада еще преждевременен. Это свое мнение т. Волькенштейн мотивирует главным образом тем, что при Фильмохранилище еще не создано контролирующего пункта по приемке прибывающих фильмов и, следовательно, Фильмохранилище не сможет отвечать за качество принятой к хранению продукции. Кроме того, рядом с загруженным складом будут производиться работы по достройке других складов. Правда, все работающие будут находиться под специальным наблюдением, шкафы с фильмами заперты и ключи хранятся у определенного ответственного лица, но все же такое положение не является вполне нормальным.

Тов. Волькенштейн поэтому предлагает принимать фильмы в строгой последовательности, с составлением паспортов, но без всякой оценки и ответственности за качество принятого материала.

Учесть, что в первой секции склада можно загрузить сейчас 1.600 коробок в специально приспособленных для этой цели шкафах, уже установленных на месте, после окончания их окраски и постановки замков. Окраска имеющихся шкафов, при условии выделения пяти квалифицированных маляров, может быть произведена до 3-го июня включительно, после какого срока Секция склада может быть загружена.

У склада необходимо поставить сторожевой пост (временно до создания военизированной охраны), подобрав для этой цели проверенных товарищей с последующей проверкой постов. Принять во внимание, что имеющийся в данный момент начальник охраны не соответствует своему назначению и надо иметь в виду подбор лучшего работника.

Отметить также, что зав. складом хранения еще нет, и надлежит договориться с Отделом Кадров о выделении такого работника. Об этом Отдел Кадров Комитета уже поставлен в известность.

Имеющееся сейчас количество охраны — 32 человека, работающих в три смены. Вся охрана вооружена берданками. Запас патронов и пороха незначительный. Огнестрельного нарезного оружия не имеется.

Необходимо выделить 7 штук огнестрельного нарезного оружия.

Пропуска для входа на территорию хранилища еще не выработаны. Система пропусков разработана, надо только заказать пропуска.

Караульного помещения при Фильмохранилище нет, оно имеется только в километре от склада. Поместить всю охрану в помещении фильмохранилища не представляется возможным.

Гидранты должны быть установлены на полном ходу во время пуска Фильмохранилища.

В температурном отношении склады вполне приспособлены.

В настоящее время сигнализации с постов еще нет, не существует и проекта таковой.

Ввиду отдаленности участка, где расположено Фильмохранилище, а также на случай аварии необходимо выделить для свя[зи] легковую машину, т.к. имеющаяся в данный момент легковая машина требует ремонта не менее чем на полтора месяца.

Телефонная связь отсутствует.

Учитывая, что продолженный водопровод оказался сделанным предательски и не обеспечивающим Фильмохранилище по напору необходимым количеством воды, произвести проверку всей сети водопровода. Поэтому в данный момент не представляется возможным установить срок готовности водопроводной сети.

Паровое отопление готово.

Дирекцией предпринят ряд противопожарных мероприятий, но требуется еще выделение шести сыпучих огнетушителей для каждой секции склада, а также устройство пожарного водопровода.

Специалистов пожарных нет.

Считать, что две секции склада № 2, размером 50 – 60 м² каждое отделение, можно загрузить пленкой при условии хранения ее в железных ящиках и в железных коробках, ввиду того, что это помещение еще не скоро будет оборудовано шкафами.

При теперешнем состоянии Фильмохранилища ни немую, ни звуковую продукцию просматривать не представляется возможным, т.к. нет проекционных аппаратов, которые следует получить в Ленинграде.

Учесть, что для сжигания материала имеется достаточная территория и возможности.

Принять во внимание, что основные строительные работы по Фильмохранилищу будут готовы к 1 января 1939 года.

Отметить, что наружные габаритные стены складов №№ 1 [и] 3 возведены, а через 2 — 2,5 месяца будет закончена крыша склада № 3.

Жилой дом будет закончен к 1 ноября.

Производство шкафов для хранения фильмов пока не производится, подготовляются только рабочие чертежи.

В лаборатории имеется 12 штук шкафов для промежуточного хранения фильмов.

Для сохранения секретных фильмов речь может идти только о складе № 2. В секции можно будет использовать несколько шкафов для хранения секретных фильмов.

Отдельной лаборатории для обработки секретного материала не будет. Придется только выбрать засекреченных сотрудников и проводить подобную работу в вечернее время после окончания общего рабочего дня.

Штат работников, проверяющих состояние фильмов, запроектирован в количестве 20 человек, в наличии имеется 6 человек — это специалисты лабораторные работники. Для приглашения остальных специалистов необходимо окончание строительства жилого дома.

Доставка фильмов со станции из железнодорожного вагона неудобна. При дождливой погоде дорога со станции становится непроезжей, ввиду глинистой почвы. Таким образом, разгрузка этой дорогой может быть произведена только при сухой погоде. На станции закрытый пакгауз.

Ориентировочно можно загрузить 3 тонны 200 кг. продукции в готовую секцию склада; в двусекции 15 тонн.

При загрузке Фильмохранилища должны представляться списки доставляемых фильмов с наименованием картин, сроком их выпуска, метражом, указанием, в одном или двух ящиках картина находится. Никакой ответственности за доставленный материал в смысле его качества ни один из работников Фильмохранилища на себя не берет.

Доложить руководству о наличии на Фильмохранилище заграничных фильмостатов, которые можно применить при условии переделки для киностудий.

Отметить, что вновь строящиеся здания дают трещины в стенах, что указывает на преступное проектирование таковых. <…>

__________________________
1. Волькенштейн Александр Сергеевич в 1937–1940 гг. был техническим директором Всесоюзного фильмохранилища.

С 1938 года директором недостроенного Фильмохранилища становится Василий Васильевич ИЛЬИН. В списке работников системы Комитета по делам Кинематографии, служивших в органах ОГПУ-НКВД, помеченном грифом «секретно», сохранились сжатые сведения о его биографии:

«ИЛЬИН Василий Васильевич — 1891 г. рожденья, член ВКП (б) с 1917 г., с 1920 по 1924 г. работал н-ком отделения транспортной ОГПУ, по болезни перешел на хозяйственную работу, сейчас работает н-ком строительства фильмохранилища “Белые Столбы”».
Начиная с 1936 года, когда начальником ГУКа была утверждена генеральная смета строительства, она (в ходе напряженной переписки и согласований) неоднократно уточнялась и пересчитывалась. Публикуемый ниже документ отражает перипетии затянувшегося строительства на языке финансовой отчетности.

8

НЕ ПОДЛЕЖИТ ОГЛАШЕНИЮ  

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ
КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР
тов. ВЫШИНСКОМУ А.Я.

Комитет по делам кинематографии представляет на утверждение СНК СССР пересчитанную генеральную смету Всесоюзного Фильмохранилища.
Строительство Всесоюзного Фильмохранилища начато в 1936 году быв. Главн. Управлением кинематографии Комитета по делам Искусств, с целью создать условия, способствующие сохранению на возможно более длительный срок особо ценных документальных и художественных фильмов советской кинематографии. По первоначальному проекту на данной площадке предполагалось строительство комплекса кинопредприятий, общей стоимостью 143 млн. рублей. Одновременно должны были строиться: кинокопировальная фабрика, студия технических фильмов, экспериментальный завод и фильмохранилище. Обслуживание всех этих предприятий предположено было кооперировать единой системой энергоснабжения, водоснабжения и канализации, транспортного хозяйства, жилищного и культурно-бытового строительства и т.д. Однако начатая в 1936 г. подготовка к строительству была приостановлена вследствие того, что СНК СССР комплекс кинопредприятий не утвердил, разрешив только строительство фильмохранилища.

Условия площадки оказались слишком тяжелыми для столь относительно небольшого объекта, поскольку все виды обслуживания и коммуникации должны были разрешаться самостоятельно на совершенно неосвоенной территории.

Проектирование фильмохранилищ производилось впервые в Советском Союзе, и отсутствие опыта проектирования фильмохранилищ привело к тому, что проект по ходу строительства дорабатывался и изменялся, по мере того, как та или другая сторона дела получала новое освещение в литературе, на заграничном опыте или практике пробной эксплуатации.

Изложенные причинывызвали необходимость пересчета генеральной сметы, которая была утверждена СНК СССР 3/I–1938 г. в сумме 7 306,7 тыс. руб.
В результате пересчета генеральная смета Всесоюзного фильмохра- нилища представляется на утверждение в сумме 13 464,7 тыс. руб., т.е. с увеличением на 6 158 тыс. руб., которое произошло за счет включения в генсмету:
а) увеличения стоимости оборудования хранилищ сейфами (шкафы— 540 шт.) для хранения фильмов на 3 208,6 т. р. (стоимость одного шкафа установлена в 8 200 руб. против прежней
стоимости 3100 р.);
б) затрат на ряд необходимых новых объектов, отсутствующих в старой генсмете, на 1383,0 т. р.
(энергоснабжение, оборудование лаборатории и т.п.);
в) дополнительных работ по строящимся объектам на 738,7 т. р.
(в том числе 498 т. р. на асфальтирование, предупреждающее пылеобразование и обеспечивающее лучшую сохраняемость фильмов);
г) затрат на экспериментальные работы и увеличение стоимости проек- тирования на 186,8 т. р. д) по прочим затратам на 640,0 т. р. Необходимо отметить, что за время с 1936 г. на строительстве образо- вался перерасход в сумме 2 277 тыс. руб., который следует отнести за счет:
а) тяжелых условий площадки, создававшихся в результате замены строительства всех других объектов, намечавшихся на данной площадке (невозможность кооперирования);
б) удаленности от поселений и бездорожья, что увеличивало транспор- тные и коммунальные расходы;
в) затяжного характера строительства вследствие изменений и допол- нений, неоднократно вносившихся в проект;
г) неудовлетворительного хозяйственно-технического руководства строи- тельством, в связи с чем ряд лиц был привлечен к ответственности.

Прошу утвердить генеральную смету Всесоюзного фильмохранилища в сумме 13 464,7 тыс. руб. и разрешить Комитету по делам кинематографии при СНК СССР списать в убыток перерасход в сумме 2 277 т. руб. В то же время, в связи с исчерпанием средств по старой генсмете, прошу дать указание Наркомфину Союза ССР и Цекомбанку продолжить финансирование в переделах плана, установленного по строительству Всесоюзного фильмохранилища на 1940 г. впредь до утверждения пересчитанной генеральной сметы.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА
ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ
ПРИ СНК СССР (И.БОЛЬШАКОВ)
29/V–40

Сбор негативов продолжается. Из акта Государственной Комиссии по приемке Всесоюзного Фильмохранилища в эксплуатацию от 21/I–41 г.: «Закрыть для общего пользования шоссейную дорогу на участке фильмохранилища от жилдома до адмкорпуса, ввиду недопустимости с технологической точки зрения широкого автогужевого движения, вызывающего пылеобразование и затрудняющего содержание в необходимой чистоте территории вокруг фильмохранилища. (15 подписей)».

9

П Р И К А З

по Комитету по делам кинематографии при СНК СССР

г. Москва 28 марта 1941 г. № 151

______________________________________________________________________________________________________

 Содержание: О передаче негативов художественных кинокартин Всесоюзному фильмохранилищу и о порядке хранения и использования этих негативов Всесоюзным фильмохранилищем.

_______________________________________________________________________________________________________

В связи с приемкой в эксплуатацию «Главкинопрокатом» законченных строительством объектов Всесоюзного фильмохранилища

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Обязать Главное управление по производству художественных кино- картин:

а) передать Всесоюзному фильмохранилищу хранящийся в киностудиях негативный материал (негативы, лавандовые копии и контрольные позитивы) по всем выпущенным из производства художественным кинокартинам;

б) по согласованию с «Главкинопрокатом» в двухнедельный срок уста- новить порядок и сроки передачи негативного материала по каждой кино- студии с тем, чтобы закончить передачу в трехмесячный срок.

  1. Негативный материал (негативы, лавандовые копии и контрольные позитивы), переданный Всесоюзному фильмохранилищу, является собственностью Главкинопроката.
  2. По кинокартинам, выпущенным из производства после издания настоящего приказа, негативный материал передается Всесоюзному филь- мохранилищу копировальными фабриками. 4. Утвердить приложенную к настоящему приказу временную инструкцию «О порядке передачи негативов художественных кинокартин Всесоюзному фильмохранилищу и о порядке хранения и использования этих негативов Всесоюзным фильмохранилищем».
  3. «Главкинопрокату» разработать и представить в Технический отдел Комитета на утверждение к 10 апреля 1941 года инструкцию для лаборатории Всесоюзного фильмохранилища о наблюдении за состоянием находящихся на хранении фильмов.

Зам. Председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР

ХРИПУНОВ

В 1940 г. на должность директора Всесоюзного Фильмохранилища назначается Исаак Ефимович КУПЧИК, который погибнет на фронте в 1941. Его сменяет Борис Соломонович АМИГУД. На долю этого директора выпадает этап подготовки фондов к эвакуации.

10

П Р И К А З №1а

ПО ГЛАВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ МАССОВОЙ ПЕЧАТИ И ПРОКАТА КИНОФИЛЬМОВ «ГЛАВКИНОПРОКАТ»

г. Москва от 22 октября 1941 г.

  • 1 С целью подготовки к отправке (эвакуации) ценного оборудования и киноматериалов, находящи[хся] на Всесоюзном Фильмохранилище:

П р и к а з ы в а ю:

а) Директору Фильмохранилища т. АМИГУД[у] приступить немедленно к работам по подготовке к отправке материалов и оборудования, согласно указания Главка.

б) Принять на временную работу необходимое количество рабочих и обслуживающий персонал для проведения указанных работ. Для руководства работами аппарата Всесоюзного Фильмохранилища оставить в следующем составе: главного бухгалтера, кассира, главного ме- ханика, работника по хранилищу.

  • 2 Сторожевую охрану и обслуживающий персонал, главного механика сохранить по усмотрению директора.
  • 3 Главному бухгалтеру ГЛАВКИНОПРОКАТа обеспечить Всесоюзное Фильмохранилище необходимым фондом заработной платы, а также и средствами, связанны[ми] с расходами по эвакуации.
  • 4 Директору Фильмохранилища представить в Главк смету расходов, связанных с эвакуацией.

 И.О. НАЧАЛЬНИКА «ГЛАВКИНОПРОКАТ» (АВЕН)

 С начала ноября 1941 г. фильмоматериалы спешно вывозятся на Восток, в Поволжье и за Урал—в Казань, Свердловск и Новосибирск. С середины 1942 по 1943 гг. директором Всесоюзного Фильмохранилища является Николай Яковлевич ПАВЛОВ. В 1943 г. его сменяет Василий Федорович СПИЧЕНКОВ. С началом 1944 г. происходит реэвакуация фондов Фильмохранилища.

11

Директору Центрального фильмохранилища

тов. СПИЧЕНКОВУ В.Ф.

В связи с прибытием 20–23 Мая в Москву негативного фонда предлагаю:

  1. Немедленно подготовить для хранения 2 секции (1 и 4 2-го фильмохранилища), освободив их от хранимых в настоящее время материалов и оборудовав 4-ю секцию металлическими стеллажами. 2. Вызвать немедленно представителей предприятий, хранящих В/материалы для переноски их в их присутствии и под их руководством. В случае неявки указанных представителей к назначенному сроку переноску произвести самостоятельно по акту, стараясь не нарушить существующей классификации.
  2. Привести в порядок (очистив от хлама и мусора) двор хранилища и все секции, как занятые, так и свободные.
  3. Прибывающий негативный фонд хранить раздельно: негативы и весь остальной материал к нему (контратипы, промежуточная копия и др.), про- изведя при его размещении подробную опись без технической оценки.
  4. По окончании предварительной приемки приступить к технической паспортизации всего хранимого на фильмохранилище материала, потребовав от организаций присылки соответствующих представителей, проводящих данную работу под В/руководством. В случае отказа предприятий выслать своих представителей составьте выборочный акт технического качества и наименований по части хранимо- го той или другой организацией материала и представьте проект приказа по Комитету о принудительном изъятии этих материалов.
  5. Для организаций, арендующих у В/отдельные секции, срочно составьте типовой договор с техусловиями хранения, представив его в Главк для утверждения.
  6. Необходимо также немедленно отправить на фабрики Главкинопленки все имеющиеся у Вас отходы, договорившись с Главснабом о выделении В/специального вагона. Наряду с проведением этих очередных мероприятий, обращаю Ваше внимание, что Вами до сего времени фактически еще не преступлено к ремонту хотя бы в объеме первоочередного строительства (текущий ремонт). В соответствии с решением на совещании у Гл. инженера Главка т. Цукермана Вам надлежало наряду с дальнейшей этой работой по развертыванию капитальных строительных работ (линия высокого напряжения, оборудование насосной, достройка 3-го хранилища и др.) немедленно приступить к выполнению своими силами текущих работ по ремонту первой очереди: отопления, старого насоса, временной эл. станции и др., согласно утверждаемого т. Цукерман[ом] списка. Учитывая необходимость окончания этих работ, как по особым условиям хранили- ща (отсутствие света), так и из-за трудностей в их проведении, в чрезвычайно сжатые сроки, предлагаю немедленно начать их, представив в Главк календарный график по объектам и ежедекадно информируя нас о ходе ремонта.

18/V–44 г. Начальник «Главкинопрокат» (Горнов)

Главный инженер (Цукерман)

После реэвакуации немедленно встает вопрос о питании в разоренном Подмосковье. Принимается решение об организации Подсобного хозяйства на базе земельного участка при Фильмохранилище, во главе которого становится бывший директор Н.Я. Павлов.

Ниже в выдержках публикуется положение о подсобном хозяйстве.

12

ОСНОВАНИЕ:

Приказ Кинокомитета № 26 от 19 января 1944 г.,
письмо НКФ СССР от 11 янв. 1944 г. № 13–48

П О Л О Ж Е Н И Е 
о подсобном хозяйстве
при Управлении Делами Комитета
по делам кинематографии при СНК СССР

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА
  2. Подсобное хозяйство при Управлении делами Комитета по делам кинематографии при СНК СССР организовано в целях улучшения питания и продовольственного снабжения работников центрального аппарата Комитета по делам кинематографии при СНК СССР и его Главных управлений и Управлений и имеет своей задачей:

а) обеспечение буфета и столовой Комитета по делам кинематографии при СНК СССР дополнительными сельскохозяйственными продуктами, получаемыми с земельного участка подсобного хозяйства, в первую очередь овощами, картофелем, крупяными и бобовыми продуктами, а также мясомолочными продуктами с ферм подсобного хозяйства;

б) проведение мероприятий по организации и развитию других отраслей подсобного хозяйства (садоводство, сбор дикорастущих ягод и грибов и др.) с учетом местных условий и возможностей. II. ПРАВА И ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДСОБОГО ХОЗЯЙСТВА

  1. Подсобное хозяйство при Управлении Делами Комитета по делам кинематографии при СНК СССР является хозрасчетным сельскохозяйственным предприятием и имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.
  2. Подсобное хозяйство отпускает буфету и столовой Комитета по де- лам кинематографии производимые им сельскохозяйственные продукты по установленным законом розничным ценам за вычетом торговой накидки.
  3. Деятельность подсобного хозяйства определяется организационно- хозяйственным и производственно-финансовым планами, которые рассматриваются и утверждаются Комитетом по делам кинематографии.

<…>

III. ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА

  1. Земли, отведенные подсобному хозяйству, закрепляются за ним в установленном порядке.
  2. Отрезки или изменения границ земельного участка, отведенного подсобному хозяйству, допускаются с разрешения Комитета по делам кинематографии, без нарушения севооборота текущего года и других хозяйственных интересов подсобного хозяйства.
  3. УПРАВЛЕНИЕ ПОДСОБНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
  4. Подсобное хозяйство возглавляется заведующим, назначаемым и освобождаемым от работы Управляющим делами Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.
  5. В своей работе заведующий подсобным хозяйством подчиняется непосредственно Управляющему делами Комитета по делам кинематографии. <…>В связи со смертью В.Ф.Спиченкова в августе 1944 г. временно исполняющим обязанности директора Всесоюзного Фильмохранилища назначается главный инженер Эдуард Александрович Фельдбах.

В 1945 году у Фильмохранилища вновь появляется руководитель—на должность директора заступает Эммануил Иванович БАБИНЧУК-РАБИНОВИЧ.

Приводим данные на него от 2.XII.40 г., собранные для отдела НКВД:

«БАБИНЧУК-РАБИНОВИЧ Эммануил Иванович—1899 г. рожд., г.Вельц, еврей, член ВКП (б) с 1919 г., образование среднее, с 1934 по 1937 г. работал в торгпредствах Турции, Англии. Домашний адрес: ул. Правды, д. № 1/2, кв. 67, тел. Д3-10-20 доб. 3-55. С января 1940 г. работает в системе кинематографии: январь, февраль— Управляющим конторой по рекламированию фильмов “Главкинопроката”, и с 7 марта 1940 года Управляющим Делами Комитета. В деле имеется масса характеристик, рекомендующих его исключительно с хорошей стороны». С окончанием войны начинается медленное восстановление Всесоюзного Фильмохранилища.

13

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СНК СССР тов. ДЕГТЯРЬ Копия: Нач. Главкинопроката тов. ГОРНОВУ Г.А.

Согласно В/указания на Фильмохранилище с 1/VII–45 г. приступаем к ремонтно-восстановительным работам. С 29-го июня приступает к работе бригада по ремонту сантехники (отопление, водопровод) и электрохозяйство (моторы, проводка).

С 1 июля начинается монтаж полученных КЗО-22. Осуществление вышеуказанных работ, а также привлечение и подбор необходимого аппарата специалистов требует наличия каких-либо ресурсов для питания, каковые на сегодня у нас абсолютно отсутствуют. Отсутствие каких-либо рынков в Белых Столбах и фондов дополнительного питания приводит к тому, что лица, приглашаемые для работы у нас, отказываются приезжать к нам. Кроме того, установленные для нас областные нормы значительно уменьшены против Московских, не говоря о иждивенцах и детях, которые, кроме 150 грамм хлеба и 200 гр. сахара, ничем из продуктов не снабжаются.

В связи с этим вопрос питания стоит во главе угла и является одним из основных тормозов для выполнения ремонтно-восстановительных работ и подбора аппарата.

Поэтому прошу В/указания Главурсу о выделении нам дополнительных фондов для снабжения Всесоюзного Фильмохранилища:

а) Коммерческих завтраков—50 шт.

б) Горячих завтраков на—30 чел.

в) Р–4 на—8 человек. для организации питания ремонтных бригад в столовой Фильмохранилища.

Кроме того, прошу В/указания о ходатайстве перед руководством Комитета о снабжении нашей столовой необходимым количеством продуктов и овощей из ресурсов Подсобного хозяйства Комитета в размере 50% всего урожая хозяйства. Без разрешения проблемы питания рабочих бригад—задачи восстановления хозяйства Фильмохранилища и пуска его в нормальную эксплуатацию будут под угрозой срыва.

ДИРЕКТОР ВСЕСОЮЗНОГО ФИЛЬМОХРАНИЛИЩА (БАБИНЧУК)

Документ датирован канцелярией 29/VI-45.

14

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СНК СССР
 
тов. БОЛЬШАКОВУ И.Г.

Состояние Фильмохранилища Вам известно из Вашего посещения последнего. Для восстановления Фильмохранилища к нормальной эксплуатации необходимо осуществить большой объем ремонтно-восстановительных работ, которые могут быть выполнены после подбора аппарата высококвалифицированных работников и обеспечения всего аппарата и ремонтно- восстановительных бригад питанием. На сегодня Фильмохранилище не в состоянии приступить к восстановительным работам, т.к. оно не обеспечено необходимыми условиями. Главурс до сего времени никаких лимитов дополнительного питания не выделил. Подсобное Хозяйство Комитета из своих ресурсов выделяет мизерное количество продуктов, не обеспечивающее нормальное питание рабочих. Транспортных средств для доставки стройматериалов на сегодня Фильмохранилище также не имеет. Ваше распоряжение о выделении Фильмохранилищу одн[ой] грузов[ой] автомашин[ы] и одн[ой] легков[ой]—до сих пор не выполнено. Без создания нормальных условий работы и в первую очередь обеспе- чения питанием, транспортными средствами и людьми, Фильмохранилище не в состоянии выполнить работы по восстановлению последнего.

Прошу В/помощи. НАЧАЛЬНИК ГЛАВКИНОПРОКАТА (ГОРНОВ)

Документ датирован канцелярией 14/VII–45.

Проводятся организационно-технические мероприятия по приемке и обработке фильмофонда. Согласно плану, подписанному тогдашним зам. начальника «Главкинопроката» В.С.Привато, к 15/VI–1945 г. необходимо:

«Освободить занимаемую площадь Фильмохранилища от фильмоматериалов посторонних организаций—Наркомпрос, НКЗдрав, Кремлевская больница, Союз воинствующих безбожников, Всесоюзный Дом Народного Творчества», «вывезти в свои хранилища фильмоматериал, хранимый (временно) в складах Всесоюзного Фильмохранилища», «организовать временные бригады для предварительного разбора и классификации поступающего фильмоматериала без его технической инвентаризации» и пр. Руководством посылаются в Москву неоднократные просьбы о расширении технических штатов Фильмохранилища.

4/VII–1945 года принимается новое Положение о Всесоюзном Фильмохранилище, в котором уточняются профиль и структура организации.

15

Копия

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Начальник Главкинопроката М.П. (ГОРНОВ)

4/VII–1945 года

 

П О Л О Ж Е Н И Е О ВСЕСОЮЗНОМ ФИЛЬМОХРАНИЛИЩЕ

  1. Общие положения

1) Всесоюзное Фильмохранилище является подсобным предприятием Главного Управления массовой печати и проката кинофильмов «Главкинопрокат» Комитета по делам Кинематографии при СНК СССР.

2) Всесоюзное Фильмохранилище имеет своей задачей хранение и обработку всего кинонегативного фонда.

3) Всесоюзное Фильмохранилище:

а) действует на началах хозяйственного расчета;

б) в пределах плановых заданий «Главкинопроката» производит все операции, необходимые для осуществления возложенных на него задач;

в) Имеет самостоятельный баланс по осуществляемым операциям;

г) Открывает в банке расчетные и другие предусмотренные законом счета;

д) Организует подсобные предприятия на основе действующих положений;

е) Несет материальную ответственность в пределах выделенных оборотных средств.

4) Административно-управленческие расходы Всесоюзного Фильмохранилища производятся в пределах сметы расходов по финансовому плану Фильмохранилища, утвержденному Главкинопрокатом.

5) Всесоюзное Фильмохранилище возглавляется Директором Фильмохранилища, назначаемым и увольняемым Комитетом по делам Кинематографии при СНК СССР по представлению Начальника Главкинопроката.

Заместители Директора Всесоюзного Фильмохранилища и Гл.бухгалтер назначаются и освобождаются от работы Начальником Главкинопроката по представлению Директора Фильмохранилища.

6) Директор Всесоюзного Фильмохранилища руководит на основе настоящего положения и по доверенности Главного Управления массовой печати и проката кинофильмов всей работой Фильмохранилища; Издает в пределах своей компетенции приказы и инструкции по вопросам деятельности Фильмохранилища; назначает и освобождает работников аппарата Фильмохранилища, за исключением работников, входящих в номенклатуру Главного Управления массовой печати и проката кино- фильмов; Представительствует во всех местных организациях по вопросам деятельности Фильмохранилища;

Распоряжается в пределах, установленных законом, всеми средствами и имуществом Фильмохранилища; лично осуществляет функции контроля за выполнением требований вышестоящих организаций; Совершает от имени Фильмохранилища все операции, сделки и догово- ры, входящие в круг ведения Фильмохранилища; Обеспечивает трудовую дисциплину, правильную организацию труда, развитие социалистического соревнования и стахановского движения;

7) Директор Всесоюзного Фильмохранилища, Заместитель Директора и Гл.бухгалтер несут материальную, гражданскую и уголовную ответственность за хозяйственную и финансовую деятельность Фильмохранилища.

8) Всесоюзное Фильмохранилище

а) Имеет печать с изображением своего наименования;

б) Имеет местопребывание в Белых Столбах.

  1. Функции Фильмохранилища
  2. В круг ведения Всесоюзного Фильмохранилища входит:

а) прием со всех киностудий и кинокопировальных фабрик оригинальных негативов изображения и фонограмм, страховых лавандовых копий, эталонных—контрольных и позитивных копий с негатива, лавандовых копий для повторного тиража.

б) Прием из Главкинопроката и ГУРКа, а также со всех киностудий и кинокопировальных фабрик всей документации к негативам (монтажные листы, разрешения ГУРК), и актов технического состояния всего собираемого материала.

в) Обработка всего поступившего на хранение негативного материала путем контрольных операций, как при приеме на хранение, так и в процессе хранения, а также выполнения реставрационных работ.

г) Изготовление лавандовых копий, контратипов, контрольных позитивных копий взамен отсутствующего материала и перезаписей негодных для хранения фонограмм кинофильмов, записанных неусовершенствованным методом.

 д) Ведение детализированного учета и каталогизация всего негативно- го фонда.

е) Хранение всего кинонегативного фонда с подразделением долго- срочного хранения особого ценного фонда и временного хранения.

ж) Составление годовых и квартальных эксплуатационных и финансовых планов и представление их на утверждение Главному Управлению массовой печати и проката кинофильмов.

з) Производство текущего ремонта в зданиях, принадлежащих Всесоюзному Фильмохранилищу, ведение капитального строительства по специальным заданиям Главного Управления массовой печати и проката кино- фильмов.

и) Ведение складских операций по хранению фильмофонда и прочих материалов, необходимых для операций Фильмохранилища.

к) Ведение бухгалтерской и статистической отчетности по операциям Фильмохранилища, в соответствии с утвержденными формами отчетности, и представление всех этих отчетных материалов Главному Управлению массовой печати и проката кинофильмов в сроки, установленные последним.

Управление Фильмохранилища:

Структура Всесоюзного Фильмохранилища

а) Плановый отдел;

б) Главная бухгалтерия;

в) Административно-хоз. отдел;

г) Отдел снабжения;

д) Отдел рабочих кадров;

е) Пожарно-сторожевая охрана.

  1. Фильмохранилище:

а) Контрольно-испытательная группа;

б) 3-х фильмоскладов;

в) Учебно-методическое бюро.

  1. Кинолаборатория:

а) Отделение реставрации и очистки пленки;

б) Копировально-проявочное отделение;

в) Отделение перезаписи звука;

г) Монтажное отделение.

  1. Отдел главного механика с ремонтно-механическими мастерскими.
  2. Подсобные предприятия:

а) Управление жилдомами;

б) Отдел рабочего снабжения и столовая;

в) Медпункт.

Однако данное Положение уже далеко не во всем отвечает потребностям изменившегося времени. Первым звонком к началу реорганизации Всесоюзного Фильмохранилища в Научно-исследовательское учреждение послужили трофейные фильмы. Прибывающие из Германии вагонами, они требовали квалифицированной обработки, которая расходилась с характером деятельности простого хранилища негативных материалов.

 

16

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СНК СССР
тов. БОЛЬШАКОВУ И.Г.

 

На Всесоюзное Фильмохранилище в Белые Столбы прибыл Берлинский фильмофонд в количестве двух вагонов жел. дор. транспортом и 97 мест самолетами через Московский и Внуковский аэропорты. 36 К разбору вышеуказанного фонда мы приступили. Фильмокопии раскладываем на полу, что приведет к частичной порче пленки от сырости. Ваше указание об отгрузке из Берлина нам стеллажей в первую очередь—не выполняется.

Прошу Вашего категорического указания о немедленной отгрузке указанных стеллажей.

 

ДИРЕКТОР ВСЕСОЮЗНОГО ФИЛЬМОХРАНИЛИЩА (БАБИНЧУК)

 

17

Проект НАРОДНОМУ КОМИССАРУ СВЯЗИ СССР
тов. СЕЙГЕРЧУК

Всесоюзное Фильмохранилище Комитета по Делам Кинематографии при СНК СССР, находящееся при ст. Белые Столбы Московск. Донб. жел. дор. Михневского р-на, Московск. обл., в настоящее время восстанавливает свою деятельность. Государственный фонд Советской Кинематографии уже реэвакуирован и помещен на хранение в Белых Столбах. Весь трофейный фильмофонд, в том числе и материалы Берлинского фильмохранилища, по решению Комитета, также целиком сосредотачиваются в Белых Столбах. Разбор и обработка всего вышеперечисленного фонда требует разворота огромной оперативной работы как в Белых Столбах на Всесоюзном Фильмохранилище, так и в ряде Московских кинопредприятий и учреждений. Отсутствие телефонной связи Москвы с Фильмохранилищем значительно тормозит налаживанию и организации работы по приемке и обработке фильмофонда. Поэтому прошу Вашего указания о предоставлении Всесоюзному Фильмохранилищу телефонной связи с Москвой. Технически эта связь возможна по проводам НКСвязи, проходящим через Белостолбовский усилительный пункт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СНК СССР (БОЛЬШАКОВ)

 

18

НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВКИНОПРОКАТА
 тов. ГОРНОВУ Г.А.

В связи с тем, что на Всесоюзное Фильмохранилище возложены, согласно утвержденного Комитетом положения, обработка и реставрация золотого негативного фонда советской кинематографии с включением и перезаписи звука, прошу В/ходатайства перед СНК СССР о приравнении зарплаты рабочих, служащих и ИТР Фильмохранилища к группе лаборатории обработки пленки художественных киностудий. Одновременно считаю целесообразным, в связи с изменением функций Фильмохранилища, переименовать последнее в Институт по хранению и реставрации фильмофонда, с передачей его в непосредственное подчинение Комитету по Делам Кинематографии при СНК СССР.

ДИРЕКТОР ВСЕСОЮЗНОГО ФИЛЬМОХРАНИЛИЩА (БАБИНЧУК)

Документ датирован канцелярией 24/IX-45.

Последний документ—это уже прямой призыв к реорганизации, которая окончательно осуществится лишь в октябре 1948 года. В нынешней же, условно говоря, «преднаучной», стадии имеющимися силами ведется работа по инвентаризации иностранного фильмофонда, составляются фильмографические карточки и аннотации.

19

И.О. НАЧАЛЬНИКА КОНТРОЛЬНО-ИНСПЕКТОРСКОЙ ГРУППЫ КИНОКОМИТЕТА
тов. СУХОВУ

Во исполнение приказа Комитета от 12 августа за № 384, Всесоюзным Фильмохранилищем проделана следующая работа: разобрано, инвентаризировано и частично аннотировано два вагона трофейного фильмофонда, прибывшего из ПУРККА, причем:

  1. Инвентаризировано всего 723 фильмокопии, из коих:

а) полнометражных художественных комплектных фильмокопий—439.

б) полнометражных художественных некомплектных фильмокопий—79.

в) хроникальных, документальных, культурно-просветительных фильмокопий комплектных—192. г) хроникальных, документальных, культурно-просветительных фильмокопий некомплектных—13. На 554 копии составлены и заполнены фильмографические карточки, согласно приложенной к приказу формы.

Списки инвентаризированных фильмокопий отпечатаны и направлены Председателю Кинокомитета т. БОЛЬШАКОВУ И.Г., Зам. Председателя Кинокомитета т. ГРАКИНУ И.А. и Начальнику Главкинопроката т. ГОР- НОВУ Г.А. 2. Аннотировано с просмотром на экране из вышеуказанных 554 копий—180 фильмокопий, из которых: немецких—131, английских и американских—42, французских—6, еврейских—1.

Аннотации в настоящее время находятся в печати. Кроме того, инвентаризирован фильмофонд Сектора Просмотров Ки- нокомитета в процессе передачи его Всесоюзному Фильмохранилищу:

а) хроникальных, документальных, культурно-просветительных фильмокопий—37.

б) полнометражных художественных фильмокопий—510 шт.

  1. В настоящее время приступили к аннотации и инвентаризации трофейного фильмофонда, прибывшего из Конторы Главкинопроката (Эстонской, Латвийской и Литовской).
  2. Берлинский фильмофонд в настоящее время прибывает, в частности, прибыло жел.дор. транспортом 2 вагона (98 мест), которые разгружены и перевезены на Фильмохранилище, и самолетами в количестве—97 мест, также перевезенного нами из Московского и Внуковского Аэропорта на Фильмохранилище. К разбору и инвентаризации Берлинского фильмофонда приступили с 1/XI—1945 г. Для разбора, инвентаризации и аннотации трофейного фильмофонда, прибывшего из ПУРККА (два вагона), были составлены спец. бригады переводчиков в количестве 10 человек, из которых 5 человек, владеющих немецким языком, консультант из ВГИК’а; монтажниц в количестве 4-х человек; подсобных рабочих в составе 5 человек и бригада киномехаников в количестве 5 человек. В настоящее время на разборе, инвентаризации и аннотации трофейного фильмофонда занято два переводчика, владеющи[х] немецким языком.
    ДИРЕКТОР ВСЕСОЮЗНОГО ФИЛЬМОХРАНИЛИЩА (БАБИНЧУК)

Документ датирован канцелярией 2/XI–45.


Материалы по теме