МОЯ СУДЬБА – ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО

Воспоминания кинодокументалиста. Из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»

03.06.2019

Трошкин Владлен Павлович (20 февраля 1930 — 22 ноября 2015) — оператор, режиссер-документалист. Народный артист РСФСР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1986) за кинолетопись Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Удостоен высшей награды республики Перу — Орден Командора.

Источник: www.svclub.ru. На фото участники творческой Конференции ЦСДФ, которая проходила 5-7 мая 1986 года в Москве в Лиховом переулке, дом 6. На фото: режиссёр В. П. Трошкин (стоит в первом ряду второй справа).

Жизнь в документальном кинематографе позволила мне за государственный счет объездить всю нашу немаленькую страну.

Особенно привлекательными были по молодости экспедиции на Север, Сибирь и Дальний Восток.

Полуостров Сахалин, где я снимал фильм – "Сахалинские лесорубы" (1965; оператор Ф. Фартусов; звукооператоры: К. Никитин, Ю. Зорин. - Прим. ред. #МузейЦСДФ). Текст к нему тогда написал начинающий литератор, впоследствии автор "Чонкина" – Владимир Войнович.

Фильм "Командоры" (1965; оператор И. Бганцев) рассказывал о заброшенном богом и людьми острове, населенном тысячами котиков, где в маленьких речках красная рыба идет на нерест стеной, где в одиночестве стоит памятник первооткрывателю острова – капитану Берингу.

Фильм "Вулканы зовут" (1966; оператор И. Бганцев; автор текста Г. Гурков; музыка Б. Шнапер; звукооператоры И. Гунгер, Ю. Игнатов. - Прим. ред. #МузейЦСДФ) – о мужественной, увлекательной работе камчатских вулканологов, о красивейших природных явлениях, грязевых ваннах, водопадах...

"Месяц доброго солнца" (1965; автор сценария В. Горохов; операторы И. Бганцев. - Прим. ред. #МузейЦСДФ) – короткий динамичный рассказ о камчатских оленеводах, их жизни, быте, бескрайности тундры...

Хочу похвастаться – за этот фильм я получил свой первый приз на международном кинофестивале в Москве.

"Трасса" (1973; оператор  Л. Гончаров) рассказывает, как на крайнем Севере на полуострове Таймыр в дикие пятидесятиградусные морозы, когда отказывалась работать кинокамера, строители прокладывали мощный газопровод.

Много раз я возвращался на Дальний Восток, когда снимал кинолетопись БАМа, но об этом отдельный разговор.

За время своих путешествий я познакомился со многими интереснейшими людьми, о которых мне хотелось рассказать в сюжетах киножурналов, эпизодах фильмов.

Вот некоторые из них...

Алексей Леонов – космонавт, первый покинувший кабину космического корабля и познакомившийся с тайнами открытого космоса. Я брал у него интервью, а он показывал свои картины, полные загадок, посвящал в мир космических воспоминаний.

Майя Плисецкая – о ней снимал новеллу для широкоформатного (на пленке в два раза шире обычной) цветного фильма, когда она репетировала и исполняла свою знаменитую "Кармен сюиту".

Сегодня многие не знают имя – тогда всемирно известной певицы Иммы Сумак. "Перуанский соловей" приезжал к нам в страну и поразил всех своим необычным тембром и потрясающе широким голосовым диапазоном от завораживающе низких до самых высоких поднебесных звучаний. Мы снимали о ней сюжет для киножурнала "Искусство". Познакомились, подружились и весело гуляли у нас дома всей съёмочной группой. Хотя в то время сближение с иностранцами не приветствовалось и могло иметь негативные последствия.

Да что там говорить, все, о чем пойдет речь далее, связано с судьбами людей – мы в документальном кино почему-то называем их героями фильмов. В игровом кино их обозначают, как исполнителей главных ролей.

Первым героем моего фильма стал бригадир-целинник из совхоза "Ярославский" – Михаил Довжик.

Добровольцем приехал он из Запорожья в пыльноморозные казахстанские степи, чтобы вместе с другими комсомольцами поднять целину. Трудился так, что вскоре стая примером, или как тогда писали и говорили, – маяком.

За неоднократно выращенный богатый урожай ему присвоили звание Героя Социалистического труда, избрали Депутатом Верховного Совета СССР. В те времена депутатами становились по результатам труда рабочие и крестьяне.

К сожалению, сегодня в фильмах славят не труд, а деньги.

Бережно храню фотографию с надписью:

"За долгую и добрую память хорошему товарищу и другу. 8 сентября 1961 год. М.Ё. Довжик".

Сегодня осуждают целинные подвиги комсомольцев тех лет. Но я уверен, что Михаил Довжик не только дал вторую жизнь заброшенной целинной земле, но, перевезя в пустынные края своего брата, троих сестер, мать и, вырастив в семье шестерых детей, – принес в казахстанские степи жизнь. А это дорогого стоит.

Фильм "Отец и сын" (1966) – рассказ о людях, сначала устанавливающих советскую власть, а позже защищавших родину в боях с фашизмом.

Отец – Иосиф Маковский. Вот отрывок из его автобиографии:

"Маковский Иосиф Иванович, родился в девяносто пятом году под Запорожьем. Я сам рабочий, шофер-механик и электромонтер. В период февральской революции вступил в Красную гвардию... Был ранен во время июльской демонстрации, кровью своей облил Литейный мост Петрограда, был заключен в крепость как ленинец… В партию большевиков вступил и был утвержден в марте семнадцатого года. В боях против Колчака в Сибири был схвачен, закован в кандалы, а при отступлении колчаковцев приколот штыками в числе тридцати пяти жертва партийных и советских работников..."

А вот медсправка:

"Тов. Маковский от 27 ноября пролежал в трупах до прихода советских войск. 29 ноября был извлечен из трупов 26 советской дивизией 3-ей армии и привезен из тюрьмы в Павлодарскую уездную больницу со следующими ранениями: 5 ран в грудь, из которых 4 с поражением легких (выход воздух)/ одна рана в живот без повреждения брюшины, 6 ран в спину и бока, не считая ранений в ноги и руки. Благодаря здоровой натуре выздоровел. Что и удостоверяется приложением партийной и советской печати".

Со временем Иосиф Маковский вручил свою автобиографию сыну, когда тот окончил школу военных летчиков.

"Дорогой сын мой, Спартак! Даю тебе свою крат. биографию, которая будет тебе заветом на всю твою жизнь для преданности партии Ленина. Твой отец Маковский".

Сегодня можно улыбаться возвышенному стилю революционера, но историю исправлять негоже. Свою героическую биографию Иосиф Маковский закончил, как жил. В самом начале Великой Отечественной войны он ушел добровольцем на фронт. Воевал под Сталинградом и был дважды контужен, ранен. Вернулся домой. Работал в колхозе. В одну из ночей был коварно убит теми, кто служил немцам.

Военный летчик – Спартак Маковский исполнил волю отца. Семь боевых орденов и звезда Героя Советского Союза – тому свидетельствуют.

Своему боевому другу – Виктору Кузнецову он спас жизнь, совершив геройский поступок. Впоследствии он стал учебным примером для других летчиков во время войны.

Наши самолеты атаковали немецкий военный аэродром. Ведомый самолет Виктора Кузнецова был подбит, загорелся и совершил вынужденную посадку в поле. К нему устремились немцы. Спартак развернул свой одноместный истребитель и посадил его рядом с товарищем. Виктор встал одной ногой на крыло, а голову и часть туловища втиснул в кабину, почти перекрыв видимость летчику. Спартак с трудом оторвал самолет от земли и над головами стрелявших солдат увел перегруженный истребитель на свой аэродром.

Более 80 воздушных боёв выдержал лейтенант Маковский. Во время съёмок фильма я несколько раз бывал в гостях у Спартака. После войны он тяжело заболел диабетом. Ездили мы на рыбалку на его моторке, где меня укачало хуже, чем на море. Вели долгие дружеские беседы с рассказами о прошедшей войне.

С авиацией, вернее, с судьбой Валерия Хайрюзова меня связали съёмки ещё одного фильма – "Взлётная полоса" (1986; оператор Л. Ермолаев).

Во время съёмок на Байкало-Амурской магистрали я услышал имя Валерия Хайрюзова – летчика-писателя. Достал в местной библиотеке его книгу "Приют для списанных пилотов" и проникся интересом к личности писателя. В той книге он исследует трагедию человека, вынужденного расстаться с любимым делом и искать новую точку опоры. Его герой – человек, наделенный обостренным чувством справедливости, не умеющий жить вполовину сердца.

Захотелось познакомиться поближе. Знакомство с Валерием Хайрюзовым переросло в дружбу. Я бывал у него дома в Иркутске, приглашал он и в свою родную исконно сибирскую деревню. Снимали мы и зимой, когда деревня по крыши утопала в снегах и летом на берегу бурной речки.

Подробные разговоры у печурки познакомили с внутренним миром летчика-писателя.

Любимый писатель Валерия – такой же потомственный сибиряк Виктор Астафьев. В его произведениях он всегда улавливает оптимистические ноты. "Есть писатели в мире героев которых, я не хотел бы жить. А у Астафьева наряду с трагизмом всегда присутствует светлое начало, оптимистические нотки".

В Москве на съезде писателей я поинтересовался у Виктора Петровича Астафьева его мнением о молодом писателе Хайрюзове.

Главное, что видел Астафьев в Хайрюзове это основательность, основательность во всём... И в летном мастерстве, которым он никогда не кичится и в его произведениях, куда она перетекает органически. Одномерной литературы не бывает, говорил Астафьев, у неё много этажей. Валерий пока находится в начале пути. И только от него самого зависит его писательское будущее, в которое лично Астафьев верит.

Летчиком Валерий стал по наследству. Оказывается, его дед ещё летал на "Формане" фотографировать неприятельские позиции во время гражданской войны.

Рос Валера слабым и болезненным. Как он сам вспоминает, мать с ним замучалась. "Не понос так золотуха" как говорили у них в деревне. Но вырос крепким, в летную школу приняли без проблем.

Ещё двадцать лет назад, когда мы снимали "Взлетную полосу", у Хайрюзова уже было 500 часов налета на трудных таёжных трассах. В перерывах между полетами летчик уступает место писателю. И он размышляет о жизни, о существовании рука об руку – добра и зла. Их неразрывной связи.

"Страшно, говорит он, когда человек живет не свою, а чужую жизнь. Особенно это видно в кабине самолета. Не представляю, как человек в кабине может делать одно, а думать другое. С черного хода на посадку не зайдешь".

Наш фильм Валерий завершил летной мудростью:

"Не оставляй налет на конец месяца, торможение на конец полосы, а любовь на старость".

Хайрюзов старается следовать этим заветам. Вместе с женой растит трех сыновей... На одной из книг он надписал:

"Дорогому Владлену Павловичу Трошкину, который надежно держит в своих руках штурвал документального кино, В.Хайрюзов. 3.2.86г. г. Иркутск".