Опубликовано: Королев А.А., Королева Л.А., Молькин А.Н. Движение пятидесятников в СССР. 1950-1980 гг. // Genesis: исторические исследования. — 2013. - № 6. - С. 125-131. Источник: www.e-notabene.ru / 01-12-2013. Фото: кадр из документального фильма "Это тревожит всех" (1960).
В статье анализируется положение пятидесятничества в СССР в 1950-1980-х гг. В 1944-1945 гг. пятидесятники были объединены с баптистами, но часть пятидесятнических общин отказалась подчиниться данному «проекту». География распространения пятидесятников в СССР охватывала Украину, Россию, Белоруссию, Казахстан, Молдавию, Киргизию, Грузию. Некоторые пятидесятники следовали доктрине «непротивления злу» и отказывались брать в руки оружие, за что подвергались гонениям в СССР.Со второй половины 1960-х гг. основным содержанием оппозиционной деятельности пятидесятников становится борьба за эмиграцию. До 1974 г. советское руководство даже не рассматривало прошения пятидесятников об эмиграции, поскольку отсутствовали вызовы и визы. Пятидесятники использовали в своей борьбе как основное средство, - обращения к международным организациям, к конкретным официальным лицам; кроме того - голодовки, пресс-конференции, самовольные проникновения в иностранные посольства, попытки нелегальной эмиграции и т.д. Однако следует отметить, что в отличие от баптистов, деятельность пятидесятников не встречала широкого резонанса на Западе. Реальную помощь пятидесятникам пытались оказывать московские правозащитники. В 1979 г. в СССР был создан «Совет церквей пятидесятников». В 1980 г. была образована правозащитная группа евангельских христиан-пятидесятников РСФСР. С конца 1980-х гг. в государственно-конфессиональных отношениях происходит перелом. В настоящее время на территории России действуют Российская церковь ХВЕ; Объединенная церковь ХВЕ; Российский объединенный союз ХВЕ.
В 1944-1945 гг. пятидесятники («Христиан веры евангельской») были объединены с баптистами. Около половины пятидесятнических общин отказалась подчиниться данному «проекту». К 1964 г. таких оппозиционеров среди пятидесятников оказалось свыше 20 тыс. человек.
Общее количество верующих-пятидесятников в СССР оставалось достаточно стабильным в 1960-х гг.: 1961 г. — 26,2 тыс. человек; 1962 г. — 24,6 тыс. человек; 1964 г. — 20,5 тыс. человек; 1965 г. — 24,9 тыс. человек; 1968 г. — 23 тыс. человек; 1969 г. — 25,8 тыс. человек. В 1970 г. было зафиксировано 910 самостоятельных религиозных объединений пятидесятников. В 1974 г. численность членов секты составила около 60 тыс. человек.
География деятельности пятидесятников в 1970-е гг. секты выглядела следующим образом: Украина — около 19 тыс. человек, Россия — 7,2 тыс. человек, Белоруссия — 3,4 тыс. человек, затем по убывающей — Казахстан, Молдавия, Киргизия, Грузия [1].
Некоторые пятидесятники следовали доктрине «непротивления злу» и отказывались брать в руки оружие. В начале 1960-х гг. в Черногорске и Канске Красноярского края 13 молодых сектантов отказались служить в рядах Советской Армии; несколько десятков человек принципиально не участвовали в выборах; 6 человек вышли из комсомола [2].
Примерно с этого же времени набирает силу тенденция к выезду из СССР, хотя сама идея о необходимости покинуть «безбожную» страну, на которую обрушится гнев Божий, витала еще с 1940-х гг.
Одной из первых с прошением о разрешении на эмиграцию обратилась семья верующих-пятидесятников Ващенко из Черногорска Хакасской автономной области. В своем заявлении они мотивировали свой отъезд тем обстоятельством, что «в СССР детям не преподают в школах закон Божий». Им было отказано. Тогда семья Ващенко и еще несколько пятидесятников — всего 32 сектанта, 2 января 1963 г. побывали в американском посольстве, где описали все сложности своего положения в СССР. В этом же году пятидесятники Черногорска и Канска проникли в американское посольство и передали письма в ООН, в которых содержались жалобы на притеснения верующих в СССР и просьба предоставить им убежище в США или Израиле [3].
В 1965 г. пятидесятник Находки Сиденко передал японцу Исидо Исао письма в адрес ООН и Конгресса США с заявлениями всей его семьи и единоверца Боева с отказом от советского гражданства.
Во второй половине 1960-х гг. получает распространение анонимный «антиобщественный» документ «Решения братской беседы по вопросу устройства церквей христиан веры евангельской». Авторы «Решения» агитировали верующих не служить в советской армии, не брать в руки оружия, не вставать на учет в советских государственных и партийных органах, воспитывать детей в религиозном духе, принимать участие в благотворительности и т.д. [4].
Интересно, что возвращение из заключения лидеров пятидесятников, в отличие от членов СЦЕХБ, не вызвало широкого общественного резонанса среди верующих.
Советское руководство продолжало гнуть свою линию на консолидацию верующих, для чего на пленуме ВСЕХБ в 1972 г. было принято специальное обращение к пятидесятникам. После пленума активисты ВСЕХБ побывали в Волынской, Ворошиловградской, Донецкой, Львовской, Ровенской, Харьковской, Хмельницкой областях, Краснодарском и Ставропольском краях, призывая к объединению.
Со второй половины 1960-х гг. основным содержанием оппозиционной деятельности советских пятидесятников становится борьба за эмиграцию. В 1973 г. свыше 400 человек пытались получить разрешение на выезд: Находка — около 300 человек, Старотитаровская станица — около 100 человек и т.п.
«Пикантность» ситуации заключалась в том, что пятидесятников, с одной стороны, активно поддерживали США, с другой. «Советы не хотели создавать прецедент для эмиграции славян». Выход был найден: к пятидесятниками начали подходить, как если бы они были евреями. Желавшие эмигрировать должны были предъявить приглашения в Израиль и получить израильские визы, прежде чем им будет разрешено выехать.
До 1974 г. советское руководство даже не рассматривало прошения пятидесятников об эмиграции, поскольку отсутствовали вызовы и визы. Как только все определилось, пятидесятники создали «вызовоизготовительную» контору в Риме. Позвонив по определенному номеру телефона и сообщив имена членов семьи, можно было «заказать» вызов. Не прошло много времени, и уже КГБ стал сообщать римский номер телефона» [5].
Так же, как баптисты, пятидесятники использовали в своей борьбе, как основное средство, - обращения к международным организациям (Всемирный Совет Церквей, Комитет по правам человека при ООН, ООН и пр.), письма к конкретным официальным лицам (Президент США и т.д.); кроме того — голодовки, пресс-конференции, самовольные проникновения в иностранные посольства (с конца 1970-х гг.), попытки нелегальной эмиграции и т.д. Однако следует отметить, что в отличие от баптистов, деятельность пятидесятников не встречала широкого резонанса на Западе.
Реальную помощь пятидесятникам пытались оказывать московские правозащитники. Изданный пятидесятниками в 1976 г. сборник «Выходи из нее, народ мой» по проблемам эмиграции Московская Хельсинская Группа разослала правительствам стран, принимавшим участие в Хельсинкском Совещании, и зарубежным корреспондентам. Правозащитница Л. Воронина по заданию МХГ занималась проблемой секты пятидесятников Находки и ст. Старотитаровской. В декабре 1977 г. А.Д. Сахаров, МХГ, Христианский комитет прав верующих в СССР, Рабочая комиссия по рассмотрению использования психиатрии в политических целях обратились к делегатам Белградской встречи с документом о движении пятидесятников в Советском Союзе. В 1979 г. В. Елистратов по поручению МХГ выезжал в Находку для изучения положения пятидесятников, добивавшихся эмиграции из СССР.
В 1979 г. был создан «Комитет борьбы за свободную эмиграцию из СССР», который стал заниматься делом пятидесятников Находки.
16 июня 1979 г. на съезде представителей церквей пятидесятников в СССР был создан руководящий центр — «Совет церквей пятидесятников» [6]. Совет намерен был координировать усилия членов церквей в борьбе за свободу совести и оказание помощи членам церквей, пытавшимся выехать из Советского Союза. К этому времени желавших эмигрировать насчитывалось около 30 тыс. чел. Буквально сразу же были арестованы лидеры движения — Н. Бобарыкин, Н. Горетой, Б. Перчаткин, Ф. Сидоренко и др.
Весной 1980 г. была образована правозащитная группа евангельских христиан-пятидесятников РСФСР. К данному событию было приурочено издание альманаха пятидесятников «Красное и черное» [7]. Группа должна была содействовать выявлению и преданию гласности всех незаконных действий властей в отношении пятидесятников.
Аресты пятидесятников 1982 г. были масштабнее предыдущих, но не ослабили их стойкости и фанатизма.
С конца 1980-х гг. в государственно-конфессиональных отношениях происходит перелом. В настоящее время на территории России действуют три основных объединения: Российская церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ); Объединенная церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ); Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ).