Опубликовано: Газета «Ленинское знамя», 10 сентября 1960 года.
Документальные фильмы — произведения, созданные на материалах действительно происходивших событий. Здесь нет ни актеров, ни декораций, а есть только живая жизнь, запечатленная объективом кинооператора. Правдивость и убедительность фактов, партийность и страстность в их подаче и освещении — отличительные черты нашего документального кино.
Я не специалист в области кинохроники, я только зритель и немного кинолюбитель. И как зрителю мне хочется высказать ряд пожеланий работникам документального кинематографа.
Помню картину «Это тревожит всех», созданную режиссёром Д. Мусатовой и кинооператором В. Трошкиным на Центральной студии документальных фильмов — о секте пятидесятников. Даже не верится, как в это время, когда советские космические корабли бороздят небо, где-то рядом с полнокровной и многообразной жизнью нашего народа течет другая жизнь — маленькая, убогая и страшная. Нелегко было создать такой фильм. Сколько изобретательности и находчивости понадобилось для того, чтобы проникнуть в секту с аппаратом и магнитофоном! Это подлинно репортёрская работа помогла тайное сделать явным. В картине нет ни одного вымышленного эпизода, только факты, только реальные типы. Но именно их достоверность так глубоко потрясает.
Конечно, инсценированность, разыграть нужную для съемок сцену, снять спектакль или концерт легче, чем непосредственно, репортёрски вторгнуться в гущу жизни. В последних работах мастеров кинохроники чувствуешь стремление уйти от штампов, от рутины, поднимать острые проблемы, волнующие людей, находить свежие формы и приёмы отображения действительности. Лучшие из этих работ созданы методом репортажа. Ибо нет ничего ярче факта, выхваченного из жизни.