КИНОЛЕТОПИСЬ БАМа. «БАМ есть, БАМ продолжается»...

Сборник «Кинопублицистика и современность». Москва, 1986 год.

29.04.2019

Опубликовано: сборник «Кинопублицистика и современность», г. Москва, 1986 год. Беседовал корреспондент «Союзинформкино» С. Юрьев. 

С 1974 по 1990 гг.  В.П. Трошкин работал над кинолетописью БАМа. Было  создано более 20 фильмов: «Даёшь БАМ! Начало летописи» (1974), «Письма из тайги» (1975), «Серебряный рельс» (1975), «Поезд номер один» (1976), «Когда рядом друзья» (1978), «Дом у дороги» (1979), «Максималисты» (1980), «Парторг» (1981), «Хлеб-соль» (1981), «Скорый до Кунермы» (1981), «Бронепоезд особого назначения» (1981), «Последний десант» (1982), «Памятник у Байкала» (1982), «Испытание» (1983), «Сибирский грузин» (1984), «К Золотому звену» (1984), «Два дня в Звёздном» (1984), «Победа на БАМе» (1985), «БАМ есть, БАМ продолжается» (1985), «Поступок Несудимова» (1990), «Безработные» (1990). 

 — Владлен Павлович, вы недавно закончили съёмки короткометражного документального фильма «БАМ есть, БАМ продолжается». В отличие от ваших прошлых картин «Поезд №1», «Письма из тайги», «Даёшь БАМ!», «Серебряный рельс», «Такая молодёжь!», снятых на ЦСДФ, эта лента создавалась на Восточно-Сибирской студии кинохроники.

— Картина «БАМ есть, БАМ продолжается»  (1985; 2 части; Производство: Восточно-Сибирская студия кинохроники; автор сценария и режиссёр: В. Трошкин; операторы: Н. Григорьев, В. Дурандин, С. Черкасов) в кинолетописи Байкало-Амурской магистрали по счёту двадцать первая. Естественно, в какой-то мере эта лента – своего рода подведение итогов проделанной работы. Одиннадцать лет вместе с первопроходцами мы шли через тайгу, горные хребты, болота, наледи, большие и малые реки. И вот уложено последнее «Золотое звено», сомкнулись рельсы, поезда пошли, и нам, кинематографистам, сейчас можно тоже со стороны посмотреть на пройденный путь. Фильм «БАМ есть, БАМ продолжается» – это взгляд и на то, что сделано, и на то, куда ведут  рельсы, что дали они тем, кто укладывал их, а теперь остался обживать, осваивать просторы Сибири, и те, кто приедет сюда в ближайшие годы. Картина небольшая, но тем не менее она подводит итог многим годам работы. Её нельзя было бы  снять, скажем, в течение доже года, если бы сидеть на БАМе и снимать каждый день с утра до вечера. В фильм вошли материалы, которые мы начинали буквально с первых шагов, с того времени, когда бойцы Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ, а их было 600 из разных уголков страны, из всех братских республик, отправились специальным поездом №14 на грандиозную стройку века. Теперь уже стали уникальными и самые первые кадры этой кинолетописи, когда бойцов отряда провожают на Ярославском вокзале. Это удивительные эпизоды, они волнуют всех прежде всего тем, что передают подлинный энтузиазм, желание молодёжи ехать на стройку.

— 2 мая 1974 года в Усть-Кут, в западной точке БАМа, через неделю после того, как поезд отошёл от перрона Ярославского вокзала, высадился десант. В фильме «БАМ есть, БАМ продолжается» есть кадры палаточного посёлка Звёздный. Ещё впереди три тысячи километров сквозь горные хребты, через реки, топи, тайгу предстоит пройти строителям Байкало-Амурской магистрали, ещё предстоит создать тот сплочённый коллектив, который построит магистраль, посёлки и города Звёздный, Тында, магистральный, Северобайкальск, Ургал, Таксимо, Кунерму, Кодар, Куанду… Вспомните о тех первых днях. Что вам особенно запомнилось на стройке века?

— Палаточный посёлок Звёздный стал уже историей БАМа. Отсюда уходили рубить просеки, обживать тайгу. Для тысяч и тысяч молодых юношей и девушек БАМ стал экзаменом на гражданскую зрелость, экзаменом ответственным, бескомпромиссным. В жизни наших героев, проживших десятилетие на БАМе – отражение судеб лучшей части поколения молодёжи, поколения дерзновенного, мужественного, стойкого. В нашей кинолетописи о стройке века есть 12 портретов полюбившихся нам строителей самых разных профессий. Конечно, в фильме «БАМ есть, БАМ продолжается» мы выбирали тех, кого мы уважаем, любим, с кем дружны, судьбы которых нам небезразличны.

В первую очередь Саша Бондарь и его удивительная бригада путеукладчиков. Он приехал на БАМ одним из первых и остался до конца, до победы. Это его бригада, начав с рубки просеки, прошла затем путеукладчиков почти семьсот километров. От Давана, вдаль Байкала, через хребты Бурятии до Кодарского перевала! Если общая длина БАМа 3000 км, то почти на четверти пути рельсы уложены руками бондаревцев. Они строили на самом труднодоступном участке, почти на каждом километре которого водная преграда. В горах подъёмы, каких не знала практика укладки железных дорог… Летом – жара и гнус, зимой – морозы до 50°! Поразительно, но бригада от первого до последнего дня дошла всем составом и вместе праздновала прекрасный миг стыковки и укладки «золотого звена». Бригада стала легендарной, а бригадир заслуженно получил высокое звание Героя Социалистического Труда. В напряжённой, трудной работе сплотился коллектив, прочно спаянный духовно, зрелый профессионально. Ведь на БАМе нельзя было спрятаться за слова. Жизнь требовала дел, характера, воли. Не секрет, что не все выдержали испытания, некоторые уезжали.

Особенно дороги первые дни жизни на БАМе. До этого мне не приходилось жить в палатке, где 30 лесорубов, одна печурка, общий котёл, общие интересы, общие трудности и разговоры до утра. Такая обстановка для меня была внове. Я много снимал и до БАМа, часто среди молодёжи, попадал в рабочие коллективы, но чтобы так приехать, скажем, в посёлок, поселиться в палатке и многие месяцы жить бок о бок, помогать своим героям, откладывая зачастую в сторону кинокамеру, было впервые. Поэтому это незабываемо. Или когда ты, сам укутанный до носа, обогреваешь под тулупом кинокамеру и переживаешь, а вдруг получится брак, ведь переснять невозможно…

— В одном из своих интервью, Владлен Павлович, вы сказали: «Мне всегда везло на героев…» Ваша основная тема в творчестве – трудовая героика будней, сильные и целеустремлённые натуры, молодёжь активного действия. Расскажите о некоторых из них. Чем они вам близки?

— В течение последних десяти лет мне действительно везло на героев.. У каждого режиссёра-документалиста свои личные пристрастия к героям, которых он выбирает. Мои герои близки мне не только своими производственными успехами, но прежде всего человеческими, духовными качествами, своим общественным лицом. Скажем, когда героем фильма я выбираю Сашу Бондаря, то это определено в первую очередь тем, что он близок мне своими устремлениями и взглядами на жизнь. Это человек, который не боится принять смелое, рискованное решение, не боится отвечать за него, не боится ошибаться в своей работе. Всё он делает увлечённо, честно, чистыми руками, и поэтому его поддерживает весь коллектив, хотя иногда члены бригады могут не соглашаться с его мнением, но, видя его увлеченность, зная, что он делает прежде всего не для себя, а для пользы общего дела, идут за ним. Для меня он современный человек, современный тип руководителя. Без отрыва от такой сложной работы он закончил институт в Иркутске.

Второй герой, о котором я хочу рассказать, Виктор Лакомов – командир Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. О нём шла речь в фильме «Такая молодёжь». Он совсем не такой как Саша Бондарь. И не скажу, чтобы я испытывал к нему такую же симпатию, как к Саше и другим членам его бригады. Виктор – другой тип нашего современного рабочего. Человек суровый, замкнутый, немногословный, способный, сдержанный, он даже в каких-то проявлениях не всегда бывает понятен, но как рабочий человек, который больше ценит дело, чем слово, он удивителен. Он сам всё умеет делать и лучше, чем все остальные. Глаз точный профессиональный. Он и монтажник, и плотник, и бетонщик, и слесарь… А ведь ему в первый год строительства исполнилось только 25 лет. Поэтому люди тянутся к нему, идут за ним. Он прирождённый рабочий и его не привлекают ранги более высокие, чем руководитель бригады. Или ещё один мой герой Анатолий Иванович Подзарей, приехавший на БАМ с Донбасса. Самым трудным оказалось строительство 15-километрового тоннеля под Северо-Муйским хребтом. Его избрали парторгом. И для него с того времени главным было создание надёжного рабочего коллектива. И они пробили четыре тоннеля…

Или супруги Давыдовы, приехавшие из подмосковного города Пушкино с твёрдым намерением создать в Северобайкальске «Школу искусств». Она теперь известна не только в Бурятии. К Давыдовым едут за опытом, о них пишут статьи, снимают фильмы. И мы рассказываем о них в картине «БАМ есть, БАМ продолжается». Ведь такие энтузиасты, как Давыдовы, немало делают для культурного освоения Сибири.

— Владлен Павлович, мне кажется, что для режиссёра-документалиста одним из главных является умение не только выбрать будущего героя картины, но и установить с ним контакт.

— Я вообще очень трудно схожусь с людьми. Для меня большая сложность познакомиться с новым человеком, быстро установить с ним хорошие дружеские отношения. Поэтому я стараюсь как можно лучше узнать своего героя. Конечно, для меня большое значение имеет первое впечатление о человеке, его внешний облик. Многие мои герои, хотя это, может быть, и недостаток, похожи друг на друга своим оптимизмом, внешней схожестью, Но я ничего не могу с собой поделать, я снимаю тех, кто мне близок, дорог. Очень важно, чтобы возникла внутренняя симпатия. Поэтому я много времени трачу на общение с будущими героями и подготовку к съёмкам. Это оправдывает себя. Большинство людей, с которыми свели меня дороги жизни, остаются моими друзьями, мы переписываемся, помогаем друг другу…

— В чём, на ваш взгляд, сегодня должно проявляться «острое социальное зрение кинодокументалиста»?

— Для меня это смыкается с таким понятием, как общественная позиция автора. Работали над фильмами о БАМе, мы, конечно, вольно или невольно хотели заявить и своё отношение к тому, какими методами ведётся работа. Ведь не секрет, что при строительстве БАМа были допущены серьёзные просчёты – и в планировании, и в самом производстве. Да и сейчас ещё кое-где очевидны последствия этих ошибок. Наша задача была вовремя их увидеть и сказать о них. Я считаю, что в таких фильмах, как «Дом у дороги», «Испытание», мы имели возможность поговорить со зрителем всерьёз о тех проблемах, с которыми строители столкнулись во время создания магистрали. И очень хорошо, что мы не упустили этой возможности, честно, открыто сказали о реальных трудностях и проблемах. Не секрет и то, что даже некоторые руководители стройки мечтали увидеть летопись БАМа приглаженной, без теневых сторон. Сейчас я думаю, что, может быть, и мы где-то недоработали, не проявили настойчивости, смелости. Нужно было ещё острее рассказывать о сложностях, которые почти на каждом шагу подстерегали строителей. Дело это очень благородное, и оно делается не ради критиканства, а для общего успеха.

— Когда вы начинали снимать свои первые ильмы о БАМе, вопрос о научно-техническом прогрессе ещё так остро не стоял. И всё же скажите, как вы связываете строительство БАМа с требованиями научно-технического прогресса?

— В этом вопросе для себя я вижу две стороны. Первая – это техническая сторона стройки. Должен сказать, что я был поражён с первых дней оснащённостью самой современной отечественной и зарубежной техникой, которую государство предоставило строителям БАМа. Такого количества самых современных механизмов, которые были сосредоточены там, я нигде раньше не видел. Строилась магистраль на высоком техническом уровне. Но для меня научно-технический прогресс связан и с организацией производства, и с человеческим отношением к работе. Один из важных факторов, который меня поразил на строительстве БАМа, это сознание современного рабочего. В той же самой бригаде Саши Бондаря, например, люди не хотели получать зарплату за те дни, когда они не по своей вине вынуждены были находиться в простое, им не был предоставлен фронт работ. Такое отношение я считаю знамением времени. Техническое оснащение БАМа и отношение каждого человека к своей работе, к работе других, на мой взгляд, признаки той научно-технической революции, которая уже началась в сознании людей. На БАМе это было особенно заметно. Ведь БАМ – стройка, обращённая в XXI век.

— В печати много говорится о значении БАМа для будущих поколений. Что вы, как человек, проехавший по всем участкам стройки, думаете об этом?

— Я действительно проехал весь БАМ, а на некоторых участках бывал неоднократно, «протопал» их вдоль и поперёк. Стройка уже сегодня имеет огромное значение для десятков тысяч тех, кто её строил и кто сейчас начинает обживать её посёлки и города. В зоне БАМа сейчас живёт более миллиона человек. Многие из них даже не предполагали, в какой коллектив они попадут, и тем более, что останутся здесь жить навсегда. В день праздника, посвящённого укладке «золотого звена», мы спросили Володю Графова о том, какие чувства вызывает у него это событие. И он со слезами на глазах ответил: «Я даже не представлял себе 10 лет назад, что останусь на стройке до конца. У меня и в мыслях не было, что 10 лет жизни, лучшие свои годы, я отдам стройке. Эти 10 лет прошли, теперь я счастлив, что прожил их здесь». БАМ – большая трудовая и нравственная школа. БАМ – будущее богатство нашей страны, ведь он открывает доступ к богатствам Сибири и Дальнего Востока.

— Какие требования, на ваш взгляд, предъявляет нынешняя эпоха кинодокументалистам?

— Прежде всего время требует совершенствования организационных форм нашей работы. Чего скрывать, они устарели, закостенели, их нужно менять в соответствии с теми задачами, которые ставит перед нами партии и правительство. Как можно скорее отбросить всё старое, отжившее, что мешает работать, что тормозит движение вперёд.

Мне хочется думать, чтобы у нас было как можно больше энтузиастов, которые бы с радостью шли в рабочие коллективы, к людям труда, достойным стать героями документальных лент. Здесь своё слово должны прежде всего сказать молодые кинопублицисты. Интереснее, чем создание  портрета трудового человека, мастерового, ничего быть не может. С этим ничто не сравнится. Нужно рассказывать о нашем современнике серьёзно, достойно, быть принципиальным, не закрывать глаза на недостатки, на те сложности, которые существуют в жизни.

— Владлен Павлович, мы с вами начали наш разговор о БАМе с вашего последнего фильма «БАМ есть, БАМ продолжается». Восточно-Сибирская студия, на которой вы работали, неоднократно снимала фильм о БАМе. Это картина «Большой десант», «Сельские спутники БАМа», «Проходчик», «Солдаты БАМа» и другие. Вы их все видели. Хотелось бы узнать ваше мнение об этих работах.

— Кинолетопись БАМа – это коллективный труд всех кинопублицистов нашей страны. Ведь каждая республика посылала на БАМ своих посланцев. БАМ – стройка уникальная. Шефство над строительством стальной магистрали было взято всеми республиками, что придало ей интернациональный характер. Поэтому документалисты каждой республики считали своим долгом снять фильм о своих земляках.

Накоплен немалый опыт создания кинолент о стальной магистрали, и теперь мы можем оглянуться, проверить, что сделано на этом пути.

Творческий коллектив Восточно-Сибирской студии кинохроники снял несколько очень интересных картин. Прежде всего это фильмы Тамары Чирковой и Валерия Хоменко. Вспоминаю съёмки, которые вела Тамара на Диване, когда она вместе со строителями спускалась в глубокий шурф и там в неимоверно сложных условиях работала под градом «воды». В её фильмах и в лентах Валерия Хоменко, особенно в «Большом десанте», нам представили галерею человеческих образов, совершенно разных. Произошло вторжение в подлинную атмосферу жизни. А это всегда производит большое впечатление.

Иркутяне, дальневосточники, мы, москвичи, сообща, по кирпичику создавали кинолетопись БАМа. А сколько интересных сюжетов, спецвыпусков, тематических киножурналов было посвящено стройке. Это большой вклад и в историю БАМа, он будет оценен по достоинству нашими потомками. И нужно отдать должное режиссёрам, операторам Восточно-Сибирской и Дальневосточной студий кинохроники.

Мне очень импонирует творчество Т. Чирковой, её ильмы честны, принципиальны. Она всегда отстаивает свою точку зрения. Вспоминается лента В. Хоменко «Мосты БАМа» – взгляд на строительство как бы с высоты, и проникнутая поэтичностью и человечностью другая его лента – «Большой десант». Творчество этих художников заслуживает самых высоких похвал.

Для нас, кинематографистов, живущих в Москве, сложнее добраться до места событий. У режиссёров Иркутска, Хабаровска преимущество – они гораздо ближе к героям БАМа. Хотелось от них получить больше живого репортажа и пожелать им поменьше заниматься восстановлением события. А ведь этим как раз и страдает наш документальный кинематограф. Мы часто рассказываем о том, как это было, вместо того, чтобы показать. Мы приезжаем на место события уже после того, как оно свершилось. А кинематографисты Сибири и Дальнего Востока могут включиться сразу, нужна для этого только энергия, желание… Мне хочется усидеть сибиряка крупным планом…. Радость общения с такими удивительными людьми, какими богата Сибирь, нужна зрителям.

— Владлен Павлович, вы сейчас работаете под картиной, посвящённой XXVII съезду КПСС. Несколько слов о будущей ленте.

— Вместе с режиссёром Леонидом Махначом я приступил к созданию полнометражного фильма о знаменательном событии в жизни нашего народа – XXVII съезде КПСС. Сейчас работаем над сценарием, собираем материал. Это будет фильм и о самом съезде, и о той атмосфере, в которой он будет проходить, и о его решениях, и, конечно, о его делегатах. В новый фильм войдут кадры о строительстве БАМа, о его людях.