Опубликовано: http://www.portal-slovo.ru/art/35976.php
"Неизвестная война" — так назвали в США двадцатисерийную документальную киноэпопею "Великая Отечественная", в которую вошли сотни и тысячи метров пленки, снятой советскими фронтовыми кинооператорами. Этот гигантский фильм был сделан в конце 1970-х большим коллективом документалистов во главе с Романом Карменом. В нашей стране для человека любого возраста и сегодня, по прошествии более полувека, слова "неизвестная война" — нонсенс. Нам эта война слишком хорошо известна. Она стояла у порога каждого дома. Вряд ли найдется семья, где не было бы погибших, счет идет на десятки миллионов. Хотя растет уже третье послевоенное поколение и давно восстановлено то, что было разрушено бомбами и снарядами, незримые раны этой войны до конца не залечить никогда. Она навсегда останется для нас Великой Отечественной, священной освободительной войной.
Ее испытания разделили со всем народом, и прежде всего с армией, кинематографисты, в первую очередь фронтовые хроникеры. Старейший и бесстрашный кинооператор Владислав Микоша, не расставаясь с камерой с первых до последних дней войны, запечатлел в 41-м оборону Севастополя, отступление через Сиваш, горящий от гитлеровских бомб Архангельск. В 42-м, снимая конвой кораблей из Англии и Америки, он сохранил на пленке руины зданий Лондона, разрушенных фашистской авиацией. Далее взятие Керчи, освобождение Крыма, победный марш Бухарест — София — Варшава, весна 1945-го на Одере — это лишь некоторые страницы одной фронтовой биографии кинематографиста. Вместе с солдатами прошли смертельными путями войны 250 кинохроникеров. 250!
Более трех миллионов метров пленки было снято этими людьми, чьим единственным оружием действительно была кинокамера, каждый пятый из них погиб[1].
...Мария Сухова в партизанском лесу была ранена осколком немецкой мины. Перед смертью она успела cказать, где зарыт снятый ею материал. Маша Сухова — совсем молодое, веселое русское лицо, гладко зачесанные светлые волосы под пилоткой.
...Владимир Сущинский снимал на Волхове, под Ленинградом, в Крыму, в Карпатах, в Польше. Погиб в боях за Бреслау. После смерти из его аппарата вынули пленку: съемки боя заканчивались взрывом — человек снял собственную смерть. Коробка с пленкой была прислана в Москву другом Сущинского, оператором Николаем Быковым. Тот просил извинения: "На поле боя снять его я не мог— был ранен этим же снарядом". Через несколько дней погиб и Быков.
На всех киностудиях страны, в Домах кинематографистов установлены мемориальные доски, где золотыми буквами вписаны имена павших в боях фронтовых операторов.
С первых дней войны концертные актерские бригады отправлялись в действующую армию. Семьсот таких бригад было создано только в Москве, в дни, когда фронт стоял совсем рядом, час езды на машине. Как трогательно было потом узнавать, что в эти же дни в Лондоне Вивьен Ли щипала для госпиталей корпию, а Ингрид Бергман в Америке выступала в концертах для раненых!
У нас охватить и обслужить всю армию, все госпитали, разумеется, было нельзя, решили снять специальный фильм "Концерт фронту", чтобы крутить его во всех частях.
Лучшие певцы Большого театра, мастера эстрады, знаменитая исполнительница русских народных песен Лидия Русланова приняли участие в этом кинематографическом представлении. Отдельные номера связывались нехитрым конферансом: фронтовой киномеханик, которого играл уже тогда популярный Аркадий Райкин, развозил по частям коробки с пленкой, показывал кино и обращался к солдатам с призывом бить врага покрепче. Номера запечатлевали и тем самым тиражировали выступления артистов на передовой...
Ленинградский фронт. Наспех сколоченный помост в березовой роще. Звезда эстрады Клавдия Шульженко поет "Синий платочек", на глазах слезы. Долгие годы потом Клавдия Ивановна и другие певицы исполняли эту песенку, столь же распространенную тогда, как и фаворитка всех широт "Катюша". Но те мгновения неповторимы: пение перед амфитеатром бойцов, под аккомпанемент артиллерийских орудий и под смертоносным небом летней белой ночи, когда в любую минуту могут нагрянуть "мессершмиты"...
Бедные декорации, кустарный реквизит, очень маленькие массовки — это игровые короткометражки первых месяцев войны. Они объединялись в "Боевые киносборники" под девизом "Враг будет разбит, победа будет за нами!" и состояли из нескольких новелл. Это могла быть экранизация какого-то боевого эпизода из сводок Советского информбюро или военного рассказа, документальный очерк, сатирическая миниатюра и просто концертный номер — еще "довоенные", незрелые.
Осенью 1941 года киностудии "Мосфильм" и "Ленфильм" были эвакуированы в Среднюю Азию и в Казахстан. В городе Алма-Ате, на базе строящейся местной киностудии скоростным порядком оборудовали павильоны и за три месяца создали Центральную объединенную киностудию художественных фильмов (ЦОКС). Украинские киноработники и Киевская киностудия обосновались в Ашхабаде. Часть кинематографистов из европейской части страны эвакуировалась в Ташкент. Документалисты остались на фронте.
Этапом для советской военной кинодокументалистики стала лента "Разгром немецких войск под Москвой" — о наступлении в декабре 1941 — январе 1942 года, которое привело к провалу гитлеровского плана окружения и взятия столицы. Как известно, Гитлер предполагал затопить Москву и превратить ее в озеро.
5 — 6 декабря советские войска, державшие ожесточенную оборону, перешли в контрнаступление, а затем в наступление по всему фронту. Фильм помог узнать правду о великом сражении.
Традиционный парад 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся, хотя враг стоял в двадцати семи километрах от Москвы, которая была затемнена, покрыта противотанковыми заграждениями, зенитными батареями на крышах домов, в небе — защитными аэростатами.
На параде колонны вооруженных солдат, мерно чеканя шаг, проходили мимо Мавзолея и шли на фронт. Зарубежные корреспонденты увидели в этом образ "загадочной" России с ее несокрушимым духом. Впервые на экране в таких масштабах открылось миру во всей его бесчеловечности лицо фашизма. Камера запечатлела обугленные трупы военнопленных, расстрелянных партизан, горящие дома, виселицы в Волоколамске, пустые проемы окон Новоиерусалимского храма; разоренный дом-музей Льва Толстого в Ясной Поляне, полусгоревший дом Чайковского в Клину — в комнате, где когда-то работал композитор, гитлеровцы ремонтировали мотоциклы.
Фильм был создан режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным на основе съемок пятнадцати фронтовых операторов. Они снимали под обстрелом, в тридцатиградусный мороз. Снег забивался в валенки, в полушубки, в объектив аппарата. Мерзли руки, лицо; замерзал механизм киноаппарата, и перед каждой съемкой приходилось, лежа в снегу, отогревать его у себя на груди под полушубком.
Американская киноакадемия в 1942 году присудила ему "Оскара" за лучший документальный фильм (в американском прокате — "Москва наносит ответный удар").
"Сталинград" — монтажный фильм Л. Варламова (1943) на основе героических съемок сталинградских операторов, запечатлевших эпопею великого волжского сражения. "В смоленском лесу" (1943) Г. Боброва, "Орловская битва" (1944) оператора А. Софьина и множество других документальных лент, больших и малых, сохранили для будущего подвиг народа.
К документалистике во время войны обращаются и ведущие режиссеры игрового кино: Александр Довженко, Сергей Юткевич, Юлий Райзман. "Битва за нашу Советскую Украину", "Освобожденная Франция" — эти полнометражные документальные картины впечатляют не только материалом, всегда безотказно воздействующим, но и мастерством монтажа, режиссерским темпераментом, четкостью художественного замысла. Каждый из этих больших, по сути художественно-документальных фильмов, продолжающих традиции Дзиги Вертова, запечатлевал какой-либо один исторический этап войны. "Берлин" — это фильм об окончательном крушении гитлеровского рейха.
Художественный руководитель сьемок Юлий Райзман и группа его фильма "Берлин" находились на фронте, продвигаясь к германской столице вместе с войсками 1-го Белорусского фронта. Кинематографисты каждый вечер объезжали передний край. 30 апреля 1945 года оператору Ивану Панову, прорывавшемуся с камерой в руках к Рейхстагу вместе со связным-автоматчиком, удалось из окна четырехэтажного дома на левом берегу Шпрее запечатлеть минуты агонии бывшего парламента: изрешеченные пулями стены, дым из проемов, обломки колонн. Через несколько минут начался последний штурм. Вместе с воинами, держа аппарат наготове, в здание под градом фашистского свинца ворвался кинооператор Иван Панов, а через несколько мгновений над куполом Рейхстага взвилось красное Знамя Победы.
Михаил Посельский с камерой в руках участвовал в опознании трупов фашистских главарей. Штурм Берлина начался в темноте, однако операторам при вспышках выстрелов удалось снять крупные планы солдат, портреты отдельных участников наступления.
Фильму "Берлин" можно было бы дать подзаголовок "Сюита Победы", что соответствовало бы эмоциональному контрапункту, который лежит в основе монтажа, музыки этой удивительной картины.
В нем нет необходимости повторять в дикторском тексте или в надписях библейское "Поднявший меч от меча и погибнет", это и так читается в кадрах. В таких, скажем, как виды Унтер ден Линден, главной улицы Берлина, на которой не осталось не только лип, но и мостовой — она превратилась в месиво, где по обеим сторонам факелами пылают шестиэтажные дома, факелами, очень похожими на те, которыми приветствовали фюрера на парадах, только увеличенными в сотни раз... Без комментариев читается позор поражения: очередь жителей Берлина к советскому кашевару-раздатчику, очередь бледных людей, с котелками, с кастрюльками, вышедших из подвалов и бомбоубежищ... Им фюрер сулил весь мир, а получили они ложку каши из рук солдата-победителя... А вот и советская регулировщица у Бранденбургских ворот — благодаря этим кинокадрам вошла в историю веселая юная красавица Раечка. Своими палочками-жезлами она не просто указывает путь машинам или колоннам пехоты, все ее движения — радостный танец, она дает интервью корреспонденту как заправская "звезда" и имеет на то право. На мощной, ободранной осколками колонне Рейхстага надпись: "Мы защищали Одессу, Сталинград, пришли в Берлин..."
Солнечное, под ветром поле аэродрома. Встреча представителей Верховного командования союзных войск 8 мая 1945 года. Один за другим приземляются самолеты: главный маршал авиации Великобритании А. Теддер, командующий стратегическими воздушными силами США генерал К. Спаатс.
Главнокомандующй французской армией генерал Ж. де Латтр де Тассиньи. Как еще молоды, как подтянуты и веселы эти славные люди! Каким внутренним светом озарено строгое лицо маршала Советского Союза Георгия Жукова! Кортеж автомашин по разрушенному, поверженному Берлину движется в предместье Карлсхорст.
Это, так сказать, "официоз", но он запечатлел минуты всемирно-исторического значения! В кратких кадрах кинохроникерам удалось передать и общий план события, и атмосферу, и тончайшие, метко схваченные индивидуальные психологические детали состояния участников, за которыми — мир их чувств.
Торжественное, с оттенком скорби лицо маршала Жукова, открывшего церемонию подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии: черные перчатки из-под рукавов мундира генерал-фельдмаршала Кейтеля; лишь одну перчатку снял для росчерка под текстом акта, но не дрогнул ни один мускул лица; дышащий ненавистью и презрением ястребиный профиль генерал-полковника Штумпфа; полные достоинства лица союзников, планы-портреты военачальников словно бы в обрамлении государственных флагов СССР, США, Великобритании, Франции над длинным столом победителей.
Прекрасные, великие мгновения XX века! Прекрасный, великий фильм.
Но до светлого майского дня советскому народу и его киноискусству еще идти и идти.
Примечание:
1. См.: Рассказы фронтовых операторов. М., 1984. Десять томов монтажных листов к материалам съемок фронтовых кинооператоров в 1942 — 1945 гг. были обнаружены сотрудниками НИИ киноискусства РФ в архиве покойного киноведа В. П. Михайлова. Этот бесценный материал, ныне хранящийся в Музее кино (Москва), содержит также монтажные записи съемок в Восточной Пруссии, по пути советских войск в Берлин вплоть до акта капитуляции, подписанного в Карлсхорсте. Из монтажных записей видно, что встречи с населением Германии привлекали особое внимание операторов.