Опубликовано: журнал «Огонёк» № 43, октябрь 1983 года. Фото: "Подписание Пакта Рериха в Белом Доме". В центре на фото: 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт. Вашингтон, США. 15 апреля 1935 года. Фото: Общественное достояние. Материал к публикации подготовила И.Г. Никитина.
«...Завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество... В мирном труде познаётся и мир всего мира».
Произведениям Рериха, художника и учёного, писателя и поэта, отведено сегодня особое место – в сердцах миллионов людей. И не случаен интерес ко всему, что связано с именем и творчеством Рериха, – к его книгам, к книгам о нём, к фильмам о нём.
Вслед за первым серьёзным экранным исследованием жизни и творчества Николая Константиновича – фильмом Р. Сергиенко и Р. Григорьевой «Пакт Рериха» – творческое объединение «Экран» Центрального телевидения представило на голубые экраны свой фильм о великом русском художнике – «Рерих» (авторы сценария В. Жданов и Ю. Белянкин, режиссёр-оператор Ю. Белянкин, оператор В. Сеткин).
Поразительное свойство телевидения, позволяющее принять экранного героя как желанного гостя, как друга и собеседника, и на этот раз подарило встречу трепетную и прекрасную.
Телевизионный «Рерих» не биографический фильм. Это свободное течение мысли Николая Константиновича Рериха в пространстве и времени – неожиданные ассоциативные связи, выявленные в его картинах, дневниках, воспоминаниях о нём современников. Все это позволило воплотить на экране талант Рериха – художника, общественного деятеля, патриота.
Это не фильм о затворнике, ушедшем от мира на вершины Гималаев, но о человеке, который всегда оказывался на переднем крае борьбы за человечность и культуру, за взаимопонимание между людьми, за мир. Недаром его именем назван международный Пакт Мира – «Пакт Рериха», чья любовь к Родине и преданность Советской России стали основой глубокого понимания других народов, и, в частности, народа Индии, понимания и выявления духовной сущности двух культур – русской и индийской.
И как своевременно сегодня, когда мировая реакция делает всё возможное для того, чтобы вбить клин между нашим государством и странами Востока, напоминание миру об их единстве и о человеке, который поистине стал символом такого единства, – о Николае Константиновиче Рерихе.
Этот фильм не вся жизнь Рериха. Такую жизнь невозможно уложить в один, даже самый длинный фильм. Этот фильм не всё творчество художника. Представить все сделанное Рерихом – задача недостижимая. Экран то обращает нас к чудесным пейзажам Извары, где выпестовалась любовь Рериха к Родине, России, то к изящным, строгим ансамблям Петрограда, то в сказочные места Талашкина, то на пронзительной красоты берега Карелии, то в поднебесные выси Гималаев.
Очень хороша связь текстов Рериха, которые читает Иннокентий Смоктуновский. В ней само ощущение «державы Рериха». И понимаешь, как справедлива мудрость древнего Востока, гласящая: из всех созидательных энергий самой высокой остается мысль. Жемчужины восточной мудрости отделяют друг от друга главы фильма, этапы жизни и творчества Рериха.
Для режиссёра Юрия Белянкина фильм этот стал своего рода этапом, подведением итога почти двадцатилетней работы. За эти двадцать лет он делал фильмы о Маяковском («Товарищи потомки») и о Конёнкове («Выставка»), о космонавте Леонове («Один час с Леоновым») и Льве Толстом, о Свиридове и о Шостаковиче, о композиторе Тактакишвили и скульпторе Аникушине.
Возможно, новый фильм стал итоговым потому, что сама личность Рериха вспомоществовала тому качественному скачку, которым отмечена последняя лента режиссёра.
Всеволод Иванов сказал о жизни Рериха: «Это и есть подвиг. Это – требование подвига. Это – сознание необходимости подвига для всего живущего, сознание его неотвратимости, необорности... Из России несёт Рерих этот зов, из той удивительной России, в которой всегда главным вопросом человеческого существования было: – Как жить, чтобы святу быть?»
И не случайно именно Рериху в 1943 году, после Сталинграда и Курска, писал внук Чарльза Диккенса:
«Ваша страна всегда нам велика, ибо знаем её предназначение, а теперь велика всему миру. Истинно, ваша страна спасла мир, но совершит она и ещё величайшее. Будущее России может быть сравнено с вашей картиною, где великая светлая звезда блистает на заре. Россия поведёт весь мир!»
Что это – дань историческому моменту, славным победам нашего оружия на поле брани или безудержная восторженность? Скорее предвидение.
Сегодня, когда вокруг сил зла, персонифицированных в тех, кто верит в возможность ограничения ядерных войн, которые якобы можно выиграть и пересидеть, когда вокруг тех, кому это выгодно, сгущается поле зла – не бесплотный образ, но вполне ощутимая реальность, сегодня эти слова – словно слова человека, заглянувшего из 1943-го в наш, 1983 год. Ибо реальность этого поля зла – страх, основанный на ожидании неминуемого апокалипсиса, и отсюда – культ насилия, потеря нравственных критериев, угасание духовности в западном мире, который так упорно и так безрассудно толкают к новой мировой войне. И как же важно сегодня нести миру – напряжённому и отчаявшемуся – свет высокой духовности, позитивные ценности прошлого, альтернативную человечность и стойкость духа. Это то поле добра, которое противостоит разрушительным тенденциям, угрозе всеобщего уничтожения. И не случайно, что именно сегодня мир как бы вновь открывает для себя многие страницы скрижалей духа человеческого, и среди них страницы жизни и творчества Рериха. И не случайно, что носителем этой высокой духовности, хранителем памяти и высших ценностей человеческого духа является страна, декларирующая отказ от ядерного оружия, от политики силы, от традиционного мышления «по-старому».
Ещё в 1935 году, подписывая Пакт Рериха, Франклин Рузвельт сказал: «...Мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа»
И сегодня, окидывая благодарным взором путь Рериха, «державу Рериха», можно сказать: жизнь эта имеет более глубокое значение, чем внешние её факты и проявления.