Опубликовано: www./tvkultura.ru /28.12.2015 / 15:51.
Ее называли «странная птица», «глубинная ведьма», «пришелец» со «странной красотой». Джемма Фирсова снялась лишь в 10 фильмах, и то - на вторых ролях, но их невозможно было забыть: мать Грея из «Алых парусов», Катиш в «Войне и мире», ведьма из «Вечеров накануне Ивана Купала».
«Я думаю, она не столько играла, сколько посылала энергию свою с экрана. Редкий случай, у нас актрисы именно играют. А у нее был такой энергетический запас мощный, ей было не нужно играть Маргариту. Она и есть Маргарита», - уверен режиссер Сергей Мирошниченко.
Слишком самостоятельная, чтобы быть актрисой, совершенно непохожая ни на кого, неординарная. Джемма Фирсова предпочла снимать фильмы сама.
Она окончила факультет игрового кино ВГИКа в Мастерской Довженко, но нашла себя в документальных картинах.
В 70-х сняла фильм о Дне Победы – «Зима и весна 1945». Он принес Государственную премию СССР и должность главного редактора групп военно-патриотических фильмов Госкино. А через семь лет еще одна ее картина — «Битва за Кавказ», отмеченнаяа Ленинской премией. Она не снимала много, к каждому фильму относилась как к миссии.
«Я знаю, что эти картины отличались, прежде всего, умом и в этом была, прежде всего, сила и четкий, жесткий монтаж мужской», - считает Сергей Мирошниченко.
Фирсова говорила, что, еще учась в школе, думала, как прожить так, чтобы в этом мире было светлее и лучше. Она ушла из кино после чернобыльской катастрофы – не могла безучастно слышать о том, что «ничего страшного не произошло». Стала организатором первой научной экспертизы «Союз-Чернобыль».
«Выдающаяся совершенно личность. Абсолютно неординарная, неповторимая. Все, кто с ней соприкасались, находились под ее влиянием и всегда чему-то учились. Она очень влияла на людей», - вспоминает музыковед Вера Таривердиева.
Джемма Фирсова была убеждена, что случайностей в жизни не бывает. Ее мужем стал военный оператор - Владислав Микоша. Их брак длился 40 лет. Последняя документальная лента Фирсовой о нем – «Владислав Микоша: остановивший время».
«В ней было что-о такое от генерала в юбке, когда они с Микошей шли, ведь Микоша был ниже ее ростом, она была высокой красавицей. С нее Эрнст Неизвестный лепил портрет Анны Франк. Джемма была королевна. Невероятно аристократичный человек, с осанкой. Не только буквально с осанкой, но и с внутренней осанкой», - говорит Вера Таривердиева.
«Я начал понимать, что незаменимые люди есть. И когда такой человек уходит, образуется черная дыра. Но остались ее фильмы, осталась она на экране. И остались люди, которые объединены делом», - уверен Сергей Мирошниченко.
Всегда увлеченная - Джемма Фирсова искренне удивлялась, как можно скучать, когда в мире столько непознанного. Джемма Фирсова - первая леди документального кино, а для многих – единственная.