ПРАВДА О ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ

В 1979 году на экраны вышла 20-ти серийная киноэпопея «Великая Отечественная».

10.01.2019

Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980). Ч

Опубликовано: журнал «Агитатор», № 9, май 1979 года.

На экранах кинотеатров страны демонстрируется новая грандиозная киноэпопея «Великая Отечественная», состоящая из двадцати историко-публицистических фильмов.

Значение этого произведения, созданного советскими документалистами, выходит далеко за рамки явления чисто кинематографического. До сих пор мы ещё не рассказывали о войне столь подробно и последовательно. Но документальных фильмов о войне было создано немало. Операторы военной кинохроники оставили зримую память войны.

«Опиши героев бывших, и тогда история твоя родит героев будущих», – писал участник Отечественной войны 1812 года декабрист Ф.Н. Глинка. Как это глубоко созвучно нашему времени!

Из множества писем, которые приходят в редакцию журнала «Агитатор» от зрителей – молодых людей и ветеранов, я выбрала письмо участницы обороны Брестской крепости, медицинской сестры А. Аршиновой. Вот что она пишет:

«С чувством глубокого волнения просмотрела я первый фильм киноэпопеи «Великая Отечественная». Снова вспомнились суровые июньские дни сорок первого года, страшное начало войны.

Для меня и моих товарищей она началась с героического подвига защитников Брестской крепости, уже на первом километре советской земли показавших гитлеровским захватчикам, что значит стоять насмерть, защищая Советскую Родину. Очень верно сказано в фильме, что мало кто из солдат сорок первого года доил до Победы, но не будь их, не было бы и Победы.

Как сейчас вижу пред собой лицо погибшего в цитадели под Бугом старшего политрука Николая Васильевича Нестерчука, приползшего к нам, в крепостной госпиталь, на четвёртый день войны. Большой души человек, он по0отечески умел ободрить в трудную минуту каждого. Запомнились его слова: «Нас остаётся горсточка, но мы не оставим участка обороны. Если останетесь в живых, передайте, что мы свой долг выполнили».

Да, защитники цитадели свой долг перед Родиной выполнили!

Знакомство с первой лентой эпопеи было для меня волнующим свиданием с молодостью, опалённой огнём сражений. Нужно, чтобы эту ленту посмотрели молодые. И очень хорошо, что перед просмотром каждой серии организуются встречи молодёжи с ветеранами войны, чьи боевые дороги показаны на экране. Мы снова стали пламенными агитаторами. Перед молодыми зрителями в кинотеатрах Бреста выступили бывшая партизанка и подпольщица, почётный гражданин Бреста В. Селивоник, командир партизанского отряда имени Чернака С. Шиканов, начальник штаба партизанского отряда имени Шестакова М. Оборотов, участник боёв под Ленинградом В. Герман, полковник запаса В. Бураковский и многие другие.

Сказанное перед демонстрацией фильма слово агитатора – участника войны помогает воспитывать у молодых чувство патриотизма, готовности во всём брать пример с героев Великой Отечественной».

В этой статье хочется отдать дань тем, кто совершил вместе с советскими солдатами беспримерный подвиг – прошёл смертельными дорогами войны и оставил нам зримую память войны, – фронтовым кинооператорам. Их было 252, и каждый пятый из них погиб. Они честь, гордость и слава нашего кино. Более трёх миллионов метров плёнки прислали они с фронтов войны на студию. 20 тысяч вошли в серию «Великая Отечественная». И каждый из них – это разорвавшийся рядом снаряд, пикирующий вражеский самолёт, атака пехоты или жестокий морской бой. Многие метры плёнки оплачены ценой жизни наших операторов – И. Быкова, С. Сущинского, С. Стояновского, В. Муромцева, М. Суховой, Б. Вакара, П. Лампрехта, А. Быстрова… Более пятидесяти человек погибли, держа в руках кинокамеру. Героями были и те, что остались живы. Их кадры тридцать лет «шли в бой» из фильма в фильм, они сражались яростно и неустанно, как истинные солдаты – и в фильмах наших документалистов, и в фильмах режиссёров художественного кинематографа – Ордынского, Чухрая, Ромма, и в телевизионных сериях «Летопись полувека» и «Наша биография».

Всю свою творческую жизнь и я обращаюсь к ним с трепетом, с чувством сопричастности, пытаясь воссоздать то пронзительное, то невероятное время – и в «Зиме и весне сорок пятого», и в «Памяти навсегда», и вот теперь в «Битве за Кавказ», одной из серий «Великой Отечественной».

Над этими двадцатью фильмами работали ведущие режиссёры Центральной студии документальных фильмов – И. Гутман, Т. Семёнов, В. Катанян, И. Григорьев, Л. Кристи, С. Пумпянская, З. Фомина, С. Киселёв, Л. Данилов, И. Гелейн, Н. Соловьёва, А. Рыбакова. Среди тех, кто участвовал в войне, были в режиссёрской группе и совсем молодые люди, которые войны не знали, но их фильмы отмечены той же человеческой чертой, что и фильмы старших, знающих войну по своему жизненному опыту, – сопричастием.

Сопричастие великой войне, сопричастие великому потрясению, сопричастие великому подвигу! И как ни в каких других фильмах о войне, сделанных до этого Романом Карменом, художественным руководителем всей серии, сопричастие – сильнейшая черта и его двух фильмов: первого и последнего.

Роман Кармен – один из фронтовых кинооператоров. Он был и одним из режиссёров, которые создали первые документальные фильмы: «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Л. Варламова и И. Копалина, «День войны» М. Слуцкого, «Черноморцы» и «Народные мстители» В. Беляева, «Сталинград» Л. Варламова, «Ленинград в борьбе»[1Р. Кармена и Е. Учителя, «Победа на Правобережной Украине» и «Битва за нашу Советскую Украину» А. Довженко, «Освобождение Советской Белоруссии» В. Корш-Саблина, «Урал куёт победу» В. Бойкова и Ф. Киселёва, «Берлин» Ю. Райзмана, «Освобождённая Чехословакия» И. Копалина[2], «Разгром Японии» А. Зархи и И. Хейфица. То был невиданный взлёт документального кино. В тех фильмах и заложена основа, на которой выросла сегодня последовательная, подробная и эмоциональная серия «Великая Отечественная».

Неоценимое значение включённых в фильм интервью товарище Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина и Д.Ф. Устинова. Их выступления сделали всю серию ещё более актуальной и необходимой сегодня, они как бы перекинули мостик из годов минувших в дни нынешние.

«Память об этой войне, – сказал Леонид Ильич Брежнев, – это  для нас призыв к бдительности в отношении замыслов любых новых происков агрессивных сил, и, самое главное, призыв к неустанной, последовательной борьбе за прочный мир, за прекращение гонки вооружений, за мирное сотрудничество между государствами».

Фильм, созданный большим авторским коллективом Центральной студии документальных фильмов СССР по заказу и при участии американской компании «Эйр Тайм Интернейшнл», увидят миллионы людей во многих странах мира – таково условие договора. Десятки миллионов американцев следили за событиями более чем тридцатилетней давности. 20 фильмов серии «Неизвестная война. Восточный фронт», так называлась она в США, потрясли американцев.

На съёмках киноэпопеи «Великая Отечественная» («Неизвестная война»). На фото (слева направо): продюсер Наум Клейнерман, актёр и ведущий Берт Ланкастер, продюсер и режиссёр Роман Кармен, снимает оператор Юрий Орлов. Ленинград, 1976-1977 гг.

Американцев нельзя упрекнуть в отсутствии интереса к истории. Сегодня в 110 колледжах и университетах США читается 150 спецкурсов по истории второй мировой войны. Но как случилось, что события на решающем театре военных действий – советско-германском фронте оказались «неизвестной войной»? Как случилось, что битва за Сталинград, Курская битва, битва за Берлин не попали в американский телевизионный фильм «Величайшие сражения», а вклад СССР в войне – в фильм «Мир в войне»?

Преднамеренность такого «забвения» продиктована организаторами «холодной войны» уже вскоре после победы. Историки-антисоветчики последовали небезызвестному изречению фальсификаторов: «Правда есть многократно повторённая ложь». Они старательно повторяли эту ложь и выстроили такую систему ответов на важнейшие исторические события второй мировой войны, что в этом кривом зеркале отошли в забвение её главнейшие события, происшедшие на восточном фронте, в ходе которых и был разгромлен немецкий фашизм – коричневая чума, грозившая самому существованию человечества.

Показ на Западе 20-серийного фильма восстанавливает великую правду о великой войне, разрушает лживые версии антисоветских  интерпретаторов.

Создавая эти фильмы, мы понимали, насколько важно сделать их содержание предельно доходчивым и убедительным. Мы стремились достигнуть этого при помощи образов и ассоциаций, изображения и монтажа, музыки и текста, экономного, но эмоционального. Текст прекрасно прочитан на английском языке известным американским актёром Бертом Ланкастером и в русском варианте Василием Лановым.

Эмоциональному характеру фильма помогла музыка времён Великой Отечественной и специально написанная для фильма. Особенно хотелось бы отметить музыку В. Гевиксмана, который был композитором большинства фильмов серии. Его прекрасная музыкальная тема – тема Родины стала лейтмотивом всей серии. Внёс свою посильную лепту и американский композитор, поэт и певец Род Маккьюен, проникновенно исполнивший песни Виталия Гевиксмана.

Не следует думать, что наша серия безупречна. Наверное, если бы у нас было больше времени в начале работы, мы бы смогли тщательнее продумать то, что сегодня не удовлетворяет. Теперь, когда можно охватить взором всю серию, некоторые композиционные и драматургические просчёты становятся очевидными. Конструкция, расчленившая ход Великой Отечественной на отдельные составные, мало связанные друг с другом части, в ряде случаев лишила события масштабности и взаимозависимости в рамках данной кампании, данного года всей войны в целом. Так, за прекрасно режиссёрски выстроенной историей блокады Ленинграда несколько блекнет Ленинградская битва – самая протяжённая битва второй мировой войны. Расчленение операции «Багратион», да и всего 1944 года, лишает зрителя возможности в полную меру оценить значение победоносных кампаний этого года. Блистательно сделанный фильм «Величайшее танковое сражение» показывает сражение под Прохоровкой, но не передаёт грандиозности всей Курской битвы, её исторического места и значения в ходе войны.

Уроки истории нельзя забывать. Особенно уроки минувшей войны. Очень важно, чтобы те, кто сейчас готов пестовать потенциального агрессора, не забывали, как начинаются и как кончаются войны.

И только человек, прошедший войну, глубоко прочувствовавший всё, что с воной связано, может сказать так весомо, как это звучит в воспоминаниях Леонида Ильича Брежнева: «Быть войны не должно никогда».

Уроки истории и особенно уроки нынешнего, XX века говорят: за мир нужно бороться. И бороться вместе, сообща, как в годы второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции боролись против гитлеровской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии.

Вместе с могучими силами, борющимися за мир и безопасность народов, в тесном союзе с братскими социалистическими государствами, опираясь на поддержку независимых свободолюбивых стран Африки, Азии и Латинской Америки, сотрудничая со всеми миролюбивыми государствами и общественными силами в капиталистической части мира, мы отстаиваем мир во имя счастья всех людей земли.

Фильм «Великая Отечественная» вновь даёт всем нам возможность прочувствовать и понять события и значение минувшей войны, жгучую необходимость неустанно бороться за прочный мир и безопасность народов.

Американский актёр Берт Ланкастер в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) во время съемок киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война».

____________________________________

1. 1942 — «Ленинград в борьбе» (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; Производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, И. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; операторы: Н. Гладков, Н. Голод, И. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печил, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, В. Страдин, Я. Славин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. оператора: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года; Сталинская премия первой степени (1943) [о фильме в статье Марии Голик «Ленинград в борьбе»: Фильм блокадного города]

2. 1945 — «Освобожденная Чехословакия»полнометражный; режиссеры: И. Копалин, П. Аташева; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, К. Кутуб-Заде, Г. Могилевский, С. Шейнин, А. Шафран, В. Смородин, А. Эльберт, О. Рейзман, Н. Прозоровский, М. Пойченко, П. Касаткин, Ю. Монгловский, Д. Каспий, М. Глидер, Б. Пумпянский, М. Барбутлы, В. Цеслюк, Л. Зайцев; нач. группы: А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин; музоформители: А. Ройтман, Д. Штильман: звукооператоры: В. Нестеров, С. Егоров; диктор: Л. Хмара; художник: Б. Беляев; консультанты: В. Волчек, Ю. Тауфер, Ермашев


Материалы по теме