Опубликовано: журнал «Наш прокат», январь 2005 года. Фото: Татьяна Юрина и Валерий Никонов на съемках документального видеофильма «Покушение на очевидное» в Санкт-Петербурге. Материал подготовлен к публикации И. Никитиной.
«Хмурое уро. Красная Армия», «Сказки для Золушек», «Без героя», «Рождественская открытка изъ 1913 года», «Аншлаг в театре абсурда» и ещё много других – всего около 40 кино- и телевизионных фильмов сняла за годы профессиональной деятельности член Союза кинематографистов России, кинорежиссёр Татьяна Юрина.
Она без особого энтузиазма восприняла мой интерес к её творческой жизни.
«Кто меня знает, и очень долго, вправе оценивать как творческую личность. За последние годы людям, связавшим свою жизнь с кино, пришлось многое испытать и пережить. И не мне одной довелось сожалеть о потерянном времени» – говорит Юрина.
Десятилетие мало кто интересовался в России – серьёзным – документальным кино. Оно и в советское время не приносило больших денег. А сегодня на кинорынке, так вообще лишь один вопрос – получение прибыли. О «настоящей» кинодокументалистике в кинопрокате практически забыли.
«Конечно, очень трудно найти подлинные исторические факты, доказать их. Однако ещё труднее собрать воедино единомышленников и довести начатое дело до завершения» – делится своим мнением Татьяна.
Новый фильм – это работа, которую очень давно «вынашивала», долго ждала, по крупицам собирая материалы, и для воплощения которой наконец нашла единомышленника – продюсера кинокомпании – НИКИНО – Николая Иванова. Он давно был «в теме» и искал под подобный проект финансирование. И вот всё совпало: и сценарий, и режиссёрское и продюсерское видение, и материальное обеспечение – Федеральное агентство по кинематографии поддержало проект.
Подобралась хорошая команда грамотных, деятельных, любящих ценящих интересную работу людей. Не только в кинокомпании – НИКИНО – , но и в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии: сама Юрина, Николай Иванов, Ирина Пичнеева, Ирина Пахомова, Раиса Романенко, Сергей Лазарук, Елена Минева, Елена Громова, Валерий Никонов.
Татьяна уверена, что ей действительно повезло: все, с кем ей пришлось столкнуться в процессе работы – настоящие профессионалы. Да и говорят они на одном языке, потому что все они выпускники ВГИКа. Причём того времени, когда знаменитые на весь мир педагоги отбирали готовили и отправляли в большую жизнь в основе своей «до блеска отшлифованных» специалистов, ещё и с достойными человеческими качествами: взаимопониманием, взаимовыручкой, грамотностью, эрудированностью, любовью к профессии. Убеждённых, что нужно делать серьёзное кино, а не слезливые однодневки для сбора призов на фестивалях.
Их кино – серьёзное, потому что сегодня мало кто задаётся вопросами: как жила Древняя Русь и какой была её история до XVII века? Не по скалигеровской традиционной хронологии древности, а основанная на современных методах математической статистики, досконально изученная, подтверждённая фактами из подлинных исторических документов, начиная с XIV века. Не восстановленных спустя четыре столетия группой немецких учёных, находящихся на службе у российского государя, а написанные её очевидцами из самой древней Руси и из близких по духу, религии, культуре государств. Где подлинные книги и рукописи? Их нет, они исчезли. Неужели «иной» могла быть судьба прежней России и нашей современной, в которой находимся мы, живущие сейчас, в данном временном отрезке? Эти и другие вопросы ставит автор и предлагает ответы на них в своём фильме, основываясь на теории академика А.Т. Фоменко и его коллег, доказавших, что история России была переписана в угоду власти XVIII века. Русская историография – это сборник интереснейших детективов или подлинных документов? Орда – это монгольское государство или русская армия?
Куликовская битва – кто с кем и где сражался? Иван Грозный – один реальный человек или «сумма» нескольких царей? Борис Годунов – законный наследник или узурпатор престола?
«В фильме мы не пытались оценить работу учёных, навязать зрителю их точку зрения, заставить его поверить в теорию. Просто им, наконец, дали возможность высказаться и на документальной основе представить иную, подлинную, Россию, её истоки и корни. Группа учёных-энтузиастов уже четверть века занимается этой проблемой. Правда, они не были первыми. Как минимум, в разные века эта идея увлекла ещё двоих: М. Орбини и Н. Морозова – тоже героев фильма. На сегодня собран огромный материал, сделаны выводы путём математических расчётов. Кроме того, существуют свидетельства, что летописи и древние книги уничтожались планомерно, – значит, кому-то это было выгодно», – говорит Т. Юрина.
Теория российских учёных о единстве народов Древней Руси, общих истоках веры и культуры – это и есть покушение на очевидное. То самое «очевидное», что навязали российскому народу заезжие «историки». И именно эта самая теория очень похожа на истину и имеет полное право на существование. Так же, как вытекающая отсюда возможность возникновения новой национальной идеи: страна наша могла (и сейчас ещё может!) пойти по другому пути, минуя жестокие войны и потрясения, исключив обиды и взаимные претензии – избежать разобщённости народов, а будущее России – в единстве всех нас, чьи предки жили здесь десятки столетий…
«Покушение на очевидное» – первый фильм в историческом цикле о «действительной» России. Будут и ещё: о сыне Ивана Грозного, о приходе к власти рода Романовых, о царствовании Павла I и другие. И они тоже – о том, как пытались «исправить» нашу историю и что из этого получилось.
«Тем, кто любит историю, детективы, допускает иную точку зрения, кроме своей, кого интересуют труды академика Фоменко и его коллег, а также противникам его теорий и адресованы наши фильмы» – говорит Татьяна Юрина.
Истина нужна и какой бы горькой она ни была – все же реальная история страны, в которой живем, дороже.
«Покушение на очевидное» (2004), видеофильм; 52 мин.
Производство: «НИКИНО»
Продюсер: Николай Иванов
Режиссёр и автор сценария: Татьяна Юрина
Оператор: Валерий Никонов
Редактор: Е. Кузнецова
Директор фильма: Ирина Пахомова