Опубликовано: www.elohov.ru / октябрь 2018 года. Фотографии: www.elohov.ru.
3 октября 1993 года, ровно 25 лет тому назад произошло необычное событие в жизни Богоявленского кафедрального собора в Елохове – Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Это было первое, и на сегодняшний день единственное, посещение Собора великой иконой.
Обычное место обитания величайшей святыни земли Русской – слева от Царских врат Успенского Собора Московского Кремля. Перед этой иконой на протяжении веков молился русский народ о спасении от многих бед и напастей.
Перед иконой совершались помазание на царство Великих Князей, Царей и Императоров Руси, поставление Митрополитов и Патриархов. После Октябрьского переворота 1917 года икону отдали в Третьяковку. Почему же в 1993 году икона посетила Богоявленский Собор? Причиной стали трагические события, произошедшие 25 лет тому назад.
Вспоминает Лидия Ивановна Иовлева:
— Всем хорошо известны события октября 1993 года. Чтобы успокоить страну, внести мир в тот ад, который был и в обществе, и на верхах, Святейший Патриарх Алексий II обратился Министерство культуры, чтобы оно позволило вывезти икону Владимирской Божией Матери из Третьяковской галереи в Елоховский храм. Я тогда исполняла обязанности директора Третьяковской галереи.
Была суббота. Нас повезли в Данилов монастырь, где происходило это тягостное совещание между представителями власти — Совета депутатов и Святейшим Патриархом. Нас ввели в небольшой зал заседаний. Святейший вышел нам навстречу. Вид у него был чрезвычайно утомленный. За большим овальным столом сидели 6 или 8 человек, сейчас я уже не помню. Должна сказать, что атмосфера там была ужасающая. Представители власти не произнесли ни слова.
Святейший обратился ко мне с просьбой о переносе иконы в Елоховский храм. Я ему сказала, что не могу решить это сама, это не в моих полномочиях.
Представитель Министерства культуры сказал: Да, мы издадим приказ. Реставратор сказал, что они сделают все, что нужно, только нужна специальная витрина. Я объяснила, что у нас пока нет хорошей выносной витрины. Там еще присутствовал хорошо всем известный отец Матфей – настоятель Богоявленского Собора. Тогда Святейший сказал: Отец Матфей, вот вам машина с шофером. Поезжайте по любым приходам. Если найдете подходящий киот, витрину, пожалуйста, берите ее. Отец Матфей нашел в одном из приходов подходящий киот. Это было в субботу. Реставраторы всю ночь подгоняли этот киот под икону.
Вы знаете, что она двухсторонняя. Нужно было выложить киот бархатом, чтобы не пострадала не только лицевая, но и оборотная сторона. Я вообще редко имела дело с милицией, но тут были бесконечные звонки начальника ГУВД Москвы с вопросами, какой нужен транспорт, какое нужно сопровождение. Все это я уже знала. Нужен был микроавтобус на особых рессорах. Было сказано, что икону будут сопровождать со стороны Патриархии крепкие молодые семинаристы, а с другой стороны милицейская охрана. На следующее утро третьего октября погода была дивная, такая же, как сейчас. За мной приехал микроавтобус с молодцами вооруженными автоматами.
Представьте себе воскресенье. Яркое солнце, голубое небо. Народу на улице почти не было. И вдруг наши реставраторы выносят на улицу икону.
Должна сказать, я долго живу на свете, но ничего более сильного в эмоциональном или каком угодно другом смысле я никогда не испытывала. Я не могу забыть этого сияния в лучах солнца.
На площади перед Богоявленским Собором икону встречали люди, вполне возможно случайно оказавшиеся здесь во время великого события. Их было не более 200. Икону вынесли из обычного автобуса. И приняли священнослужители Собора.
Все понимали, для чего принесена икона и готовы были умолять Царицу Небесную о спасении. Икону поднесли к дверям Собора, повернули ликом к молящимся и внесли в храм. И тут произошло неожиданное. Сразу после этого двери Собора были затворены. Сотни людей остались вне храма.
Почему это произошло? Кто отдал приказ закрыть двери? На этот вопрос старейшие священнослужители не смогли дать ответа. Быть может, они и не знали. Молились пред иконой вместе с Патриархом. Только все помнят, что Патриарху во время молебна стало плохо, и он потерял сознание. Когда икону вынесли из Собора, все на площади упали на колени со слезной мольбой ко Владычице Небесной. И какой была та молитва!
Дальнейшие события этого дня и последующих — известны. Невинных людей расстреливали перед Белым Домом и в нем. Провокаторы, которых хватало с обеих сторон, сначала собрали людей вокруг Белого Дома, а потом повели безоружных людей на штурм Останкино. Любому, кто знаком с телевидением ясно, что прямого эфира из Телецентра, которого якобы добивались вожди протестующих, осуществить не удастся. Спокойно можно было выти в эфир из студии Российского ТВ на улице Ямского Поля, которую охраняли лишь несколько милиционеров.
Но у тех, кто готовил провокацию, была другая цель – добиться как можно больших жертв. Для этого подходила именно открытая местность перед Телецентром. Вспоминает один из руководителей новостного ТВ, который дал интервью для Летописи Телевидения.
Уже задолго до того, как у Белого Дома было принято решение штурмовать Останкино, в его подземных коридорах были сосредоточены сотни бойцов спецназа в полном вооружении. БТРы стояли позади главного корпуса напротив парка. То, что произошло вечером того дня, он не может вспоминать без ужаса.
На одной из лекций в МГУ для будущих журналистов, заведующий кафедрой ТВ и Радио Георгий Кузнецов показал студентам уникальную передачу из своего архива. Она была подготовлена, но не вышла в эфир. В ней были живые свидетельства очевидцев преступления. Отец молодого врача, из дома рядом с Останкино рассказал, что его сын увидел, сколько убитых и раненных лежат беспомощно на асфальте, и побежал помогать им.
Отец потом нашел своего сына с огромной дырой в спине от разрывной пули. Но ему даже не дали забрать его тело. Будущие журналисты были ошеломлены. Они спрашивали у своего педагога: ну и как нам работать? Он ничего не смог им ответить.
Сейчас говорят о противостоянии властей. Это на поверхности. На самом деле, события 1993 года стали кровавым жертвоприношением. Были жрецы Молоха, готовившие жертву, и были невинные жертвы. Были палачи и обреченные на заклание. Убийцы и убиенные.
Аналогичная история произошла в 1905 году в День Кровавого воскресенья. Все знают попа Гапона, которого потом убили соратники. Но мало кто знает, кто руководил им. И о провокаторах, как среди демонстрантов, так и среди властей. Обвинили Императора и утаили об истинных инициаторах расправы.