Личный архив В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ: история формирования и состав творческих документов


Личный архив В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ: история формирования и состав творческих документов

25.12.2018


Автор:
А.Л. Евстигнеева, кандидат исторических наук

Опубликовано: www.meyerhold-rgali.ru. Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 13-04-00294а «Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. Подготовка к публикации аннотированного указателя архивных материалов». Руководитель Г. Р. Злобина. Фото: Мэй Ланьфан, Вс.Э. Мейерхольд, С.М. Эйзенштейн. Источник фото: www.aoimevelho.blogspot.com.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) - один из величайших режиссеров мира, реформатор театра, актер, педагог, народный артист Республики (1929). Документы о его жизни и деятельности, позволяющие заглянуть в творческую лабораторию неординарной личности на разных этапах ее развития, в основном сосредоточены в личном архиве В.Э. Мейерхольда, хранящемся в РГАЛИ[1].

По окончании Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества В.Э. Мейерхольд поступил в труппу Художественного театра. В 1898-1902 гг. работал в МХТ, затем в провинции, а в 1906-1907 гг. был главным режиссером Театра В.Ф. Комиссаржевской, развивал символистскую концепцию «условного театра». В 1908-1917 гг., работая в Санкт-Петербургских императорских театрах (Александринском, Мариинском, Михайловском), утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру «яркость и праздничность». С 1917 г. он возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-1938 гг. руководил театром в Москве (с 1923 г. - театр им. Вс. Мейерхольда - ТИМ, с 1926 г. – ГосТИМ) и существовавшей при нем школой. В.Э. Мейерхольд разработал методику актерского тренажа – биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Параллельно с работой в ТИМ и ГосТИМ В.Э. Мейерхольд руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде. После закрытия ГосТИМ К.С. Станиславский пригласил режиссера в Оперный театр своего имени на должность режиссера. После смерти К.С. Станиславского В.Э. Мейерхольд стал главным режиссером этого театра. В 1939 г. он был арестован, погиб в феврале 1940 г., посмертно реабилитирован (1955).

Фонд В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ (№ 998) формировался в течение нескольких десятилетий. Первое поступление относится к 1941 г., когда из Государственного литературного музея было передано небольшое количество материалов, привезенных в музей в 1938 г. самим режиссером. В октябре 1948 г. от вдовы С.М. Эйзенштейна П.М. Аташевой поступил основной комплекс архива В.Э. Мейерхольда, составивший в дальнейшем его наиболее ценную часть. Эти материалы до передачи в архив хранились в городской квартире С.М. Эйзенштейна и на его даче в Кратово.

Об истории передачи документов В.Э. Мейерхольда вспоминал непосредственный участник событий, один из старейших сотрудников архива Ю.А. Красовский:

«8 октября 1948 года в одной из рабочих комнат Литературного архива на Большой Пироговской 17 раздался телефонный звонок: “Говорят из квартиры Сергея Михайловича Эйзенштейна. Здесь есть архивные материалы, которые могут Вас заинтересовать. Прошу заехать и взять их. Если можно, срочно”. Срочно, так срочно. Приезжаем на Потылиху. Дом рядом с киностудией “Мосфильм”, где живут киноработники, где жил в последнее время и Эйзенштейн, умерший в феврале 1948 года (сейчас этот дом уже снесен!). Подымаемся, кажется, на третий этаж. Дверь приоткрыта. Много народа. Недавно сняты нотариальные печати, которыми была опечатана квартира. Нас встречает женщина средних лет: “ Да, это я звонила. Пожалуйста, вот то, что Вам нужно”. Несколько папок с какими-то рукописями и письмами. На многих надпись: “Вс. Мейерхольд”. Откуда? Почему? “Не знаю. Вот разбираемся и нашли…” Так в квартире Эйзенштейна на Потылихе была обнаружена часть архива В.Э. Мейерхольда. 21 октября снова звонок, и снова уже знакомый голос приглашает приехать на дачу Эйзенштейна в Кратово. Здесь под лестницей был найден основной архив Мейерхольда. О том, что этот архив хранится у Эйзенштейна, знало два-три человека. В их числе был и Максим Максимович Штраух, его большой друг с детских лет, соратник Эйзенштейна по его первым фильмам. Вот что он написал об этом в своих воспоминаниях: “Однажды он (Эйзенштейн) к нам приехал и взволнованно сообщил: У меня на даче находится весь творческий архив Мейерхольда”.

После того, как с Мейерхольдом стряслась беда, после того, как началась война и бомбежки, к Эйзенштейну обратилась дочь Райх и Есенина с просьбой спасти от возможной гибели архив Мейерхольда, хранившийся на их даче в Горенках. Эйзенштейн немедленно перевез его на грузовике к себе в Кратово. Несколько раз он звал меня на помощь разбирать эти ценнейшие документы. Надо было видеть в эти мгновения Эйзенштейна! Он весь сиял. Он мог просиживать с утра до поздней ночи, любовно перебирая листок за листком. Он брал их в руки, читал, перечитывал, не мог налюбоваться…

— Ты подумай, - говорил он мне,- вот записка к Мейерхольду от Варламова! Ведь это же целая эпоха в театре!

Его охватывал какой-то священный трепет - не могу точно определить его состояние».
(М. Штраух. Эйзенштейш – каким он был. Сб. «Эйзенштейн в воспоминаниях современников». М.,1974, с.58).

Целый день разбирали и упаковывали архивисты мейерхольдовское наследие в Кратово и поздно ночью привезли его в Москву. Оно было постепенно приведено в порядок и стало доступным для исследователей, для историков советского театра.

Так Мейерхольд познакомил нас с Перой Моисеевной Аташевой, другом и женой Эйзенштейна, с человеком, который сыграл большую роль в его жизни. Аташева была человеком далеко незаурядным, очень энергичным, веселым и жизнерадостным. С ней легко устанавливались дружеские контакты, она понимала человека с полуслова, охотно и щедро помогала людям, шла им навстречу»[2].

Архив режиссера сохранился достаточно полно, хотя определенные пробелы в составе его материалов все-таки были (например, немногочисленность фотоматериалов). Дальнейшие поступления документов В.Э. Мейерхольда на государственное хранение на протяжении четверти века (с середины 1950-х до конца 1970-х гг.) носили в основном единичный характер. Но в целом они составили солидное пополнение фонда. Материалы режиссера, в том числе и творческие, поступали от его внучки М.А. Валентей, его сотрудников и учеников: Н.А. Басилова, В.П. Веригиной, Л.С. Ильяшенко (Панкратовой), М.М. Коренева, А.В. Февральского, а также от составителей и редакторов сборника воспоминаний «Встречи с Мейерхольдом» (М.,1968) и др. Эти документы были обработаны в начале 1950-х гг. С течением времени многочисленные поправки и исправления в описях, а также путаница в систематизации материалов затруднили работу с ними. ​

Ввиду этого была проведена повторная обработка материалов фонда. Документы, поступившие в него до 1978 г., вошли в опись № 1, которая объединила 3754 единицы хранения[3].

Документы, составившие опись № 2 фонда В.Э. Мейерхольда, поступили в РГАЛИ в 1980-1990-е гг. от его внучки Марии Алексеевны Валентей (дочери Татьяны Всеволодовны Мейерхольд-Воробьевой). М.А. Валентей всю жизнь спасала и сохраняла документы деда, боролась за восстановление его доброго имени, которое долго оставалось вычеркнутым из истории театра, а его роль в истории мировой театральной культуры замалчивалась. Во многом благодаря М.А. Валентей, произошла гражданская и творческая реабилитация В.Э. Мейерхольда. Завершающим этапом этого процесса стало создание в Москве в Брюсовом переулке Музея В.Э. Мейерхольда, первым директором которого стала М.А. Валентей, и Театрального центра им. Вс. Мейерхольда, а документы об их создании были переданы в РГАЛИ.

Вот письмо, направленное М.А. Валентей в РГАЛИ в связи с одной из последних передач документов из наследия ее деда:

«Передаю документы, которые удалось собрать за свою жизнь, связанные с ужасными днями несправедливости. Уверена, что моей жизни не хватит, чтобы все это по-настоящему было достоянием народа. Пусть исследователи, которые будут заниматься изучением Вс<еволода > Э<мильевича>, знают все ужасы его последних дней. 26.04.1989. М. Валентей.»

По просьбе председателя правления Союза театральных деятелей РСФСР М.А. Ульянова в Центральном архиве КГБ СССР были выявлены отзывы советских деятелей культуры о творчестве В.Э. Мейерхольда. Ксерокопии этих документов поступили на хранение в РГАЛИ. Список авторов отзывов включает 52 фамилии, среди которых: Д.Д. Шостакович, И.Г. Эренбург, Н.П. Охлопков, Н.Н. Асеев, Э.П. Гарин, М.И. Жаров, М.И. Царев, С.В. Гиацинтова, В.Б. Шкловский, С.В. Образцов, Ю.А. Шапорин, Н.П. Акимов, И.В. Ильинский, Л.Н. Оборин, В.В. Меркурьев, С.И. Юткевич, Л.Н. Свердлин, М.И. Бабанова, Н. Хикмет и др.

Кроме документов из следственного дела в РГАЛИ поступили материалы, вошедшие реабилитационное дело В.Э. Мейерхольда. В частности, это касается значительного по объему комплекса автографов заявлений известных деятелей отечественной культуры: Н.П. Охлопкова, А.Д. Попова, В.Н. Плучека, В.Б. Шкловского, В.Я. Шебалина, Н.Р. Эрдмана, Э.П. Гарина, В.А. Каверина, Л.Н. Оборина, Н.К. Черкасова, В.В. Софроницкого, М.Ф. Гнесина, В.М. Бебутова, Е.В. Самойлова, Кукрыниксов, А.В. Февральского, С.И. Юткевича, В.В. Меркурьева и др.

В период с 2000 г. и до настоящего времени фонд № 998 продолжал пополняться, в том числе и творческими документами, среди которых следует отметить запись беседы Л.В. Варнаховского с Д.Д. Шостаковичем о В.Э. Мейерхольде, фото артиста Е.В. Самойлова и др.

Обзор документов о творческой деятельности В.Э. Мейерхольда до октября 1917 г., сделанный в основном по документам личного фонда режиссера в РГАЛИ (тогда ЦГАЛИ), появился на страницах первого выпуска сборника «Встречи с прошлым»[4].

Таким образом, в истории формирования личного фонда В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ можно выделить два основных периода:

1) 1940-е годы – поступление материалов из личного архива режиссера;

2) 1950-е – по настоящее время – менее крупные, единичные поступления от разных лиц.

Документы о творческой деятельности В.Э. Мейерхольда составляют ядро, ценнейшую и важнейшую часть его личного архива. Здесь представлены многочисленные материалы о работе В.Э. Мейерхольда в театре и кино, в них отражена его преподавательская деятельность, литературный труд, переводы, художнический дар мастера.

Творчество В.Э. Мейерхольда как театрального режиссера и актера освящается в документах с разных сторон. В архиве хранятся режиссерские экземпляры пьес, режиссерские разработки, планировки и монтировки спектаклей, эскизы декораций и костюмов, фотографии В.Э. Мейерхольда в ролях и фотографии сцен из спектаклей им поставленных.

Эти материалы сохранились довольно полно, хотя неравномерно. Например, период деятельности режиссера в МХТ представлен фотографиями в трех ролях: Василия Шуйского, Треплева и Иоанна Грозного. Гораздо больше в фонде документов о его работе в Труппе русских драматических артистов, Товариществе новой драмы, Театре-студии на Поварской, Драматическом театре В.Ф. Комиссаржевской, в императорских театрах в Петербурге и, конечно, преобладают материалы о работе в театре его имени в Москве. Фотографии сцен из спектаклей, поставленных В.Э. Мейерхольдом, имеются в составе фонда лишь за советское время.

Менее полно сохранились документы о работе В.Э. Мейерхольда в кино, хотя поставленные и намеченные им к постановке фильмы в них представлены: «Портрет Дориана Грея», «Сильный человек», «Навьи чары», «Евгений Базаров» и др.

Не меньшую ценность имеет комплекс рукописей в архиве В.Э. Мейерхольда. Это многочисленные статьи, выступления, беседы мастера. Во многих этих работах режиссер выступает как теоретик и реформатор театра. Также он обыкновение кратко, тезисно протоколировать выступления участников различных совещаний, диспутов, на которых присутствовал. Эти записи при обработке фонда формировались либо в единицы хранения вместе с текстами докладов и выступлений режиссера, либо составляли отдельные единицы хранения.

Лекции, прочитанные В.Э. Мейерхольдом в многочисленных учебных заведениях, которыми он руководил и где преподавал, сохранились в виде черновых набросков, стенограмм и конспектов слушателей.

В.Э. Мейерхольд выступал в качестве автора литературных произведений и как переводчик. В фонде сохранились его рукописи за 1904-1918 гг.: перевод драмы Г. Гауптмана. «До восхода солнца», пьеса-гротеск «Двадцать пять эпизодов из жизни Наполеона» (переделка немецкой пьесы), в соавторстве с Ю.М. Бонди и В.Н. Соловьевым пьесы «Огонь», «Игроки Венеции», «Алинур» и др.

Около ста единиц хранения составляют в фонде В.Э. Мейерхольда дневники, записные книжки, записи на отдельных листах, а также библиография, составленная режиссером по определенным темам, конспекты и выписки.

Немногочисленны, но весьма интересны рисунки, сделанные рукой В.Э. Мейерхольда: это эскизы декораций, костюмов и планировки спектаклей «Трагедия любви», «Жизнь человека» (1907, театр В. Ф. Комиссаржевской), «Снегурочка» (1917, Мариинский театр), «Уважаемый товарищ» (1930, ГосТИМ, постановка не осуществлена); рисунки к статье «Балаган» (1914) и шуточные рисунки о гастрольной поездке группы актеров бывшего Товарищества новой драмы по городам южной России. (1908); автошарж (1925).

Видовой состав личного архива В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ очень широк.

Его театральная деятельность, например, представлена многочисленными видами документов, в которых зафиксирована работа над спектаклем режиссера, актера, музыканта, писателя, переводчика, художника, бутафора, суфлера, костюмера, а также материалы обсуждений пьес, рецензии и пр. Это режиссерские экземпляры пьес, тексты ролей, заметки к ним, распределение ролей; беседы с актерами перед началом работы; эскизы, наброски, зарисовки костюмов, деталей костюмов, декораций, грима; перечни реквизита по спектаклям; режиссерские разработки музыкального оформления спектаклей; музыка к спектаклям, партитуры для хора, клавиры; хронометраж действия в спектаклях; списки действующих лиц и исполнителей в спектаклях; беседы с актерами, замечания исполнителям; заметки о статистах и их участии в репетициях; расписание репетиций, дневники репетиций; расписание выходов действующих лиц; записи для художников; монтировки мебели, бутафории, освещения; проекты афиш и программ спектаклей; фотографии конструкций сцен из спектаклей; проекты афиш и программ спектаклей и др.

Эти документы, выстроенные в хронологическом порядке, охватывают период 1898-1939 гг. Они позволяют установить хронологию театральных постановок режиссера в разных театрах. Это касается как поставленных, так и неосуществленных спектаклей. Сохранились в архиве не только окончательные тексты, но и наброски, черновые варианты, эскизы. Кроме того, имеется информация о соавторах Мейерхольда, работавших с ним над спектаклями: сорежиссерах, художниках, композиторах и др.

Способы воспроизведения документов: автографы, рукописи, машинопись, машинопись с пометами и др.

Документальные материалы личного фонда В.Э. Мейерхольда в РГАЛИ являются основным источником для изучения творческой лаборатории мастера. Этот комплекс существенно дополняется материалами из фонда ГосТИМ, личных архивов его учеников - театральных деятелей Э.П. Гарина и Х.А. Локшиной, И.В. Ильинского, М.М. Коренева, Е.А. Тяпкиной, А.В. Февральского и др.

_________________________________
1. Незначительные по объекту комплексы документов В.Э. Мейерхольда имеются ИМЛИ и ГЦТМ.- См.: Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР. Указатель,Т.1, М, 1969, с.442.

2. Красовский Ю.А. Эйзенштейн-Довженко-Пудовкин. (Как мы собирали материалы по истории кино). Встречи с прошлым. Вып.4. М., 1982.С.455-456.

3. Опись №1 фонда В.Э.Мейерхольда была создана в результате переработки ранее составленных описей №№ 1-3 (см. Путеводители по РГАЛИ. Вып.1.(М., 1959, с.121-123); вып.3 (М., 1968, с.136-137).

4. Стиковецкая М.М. В.Э. Мейерхольд до Октября.// Встречи с прошлым. Вып.1, М., 1970, с.299-338.

Постоянная ссылка: http://www.rgali.ru/object/314319865


Материалы по теме