14.12.2020

Владимир Кремень

Автор:
Владимир Кремень

Киновед, сценарист, режиссёр-документалист.

Источник: www.elohov.ru. Статья «Великая Отечественная война и телевидение» была впервые опубликована в научно-техническом журнале телевидения «625» в № 4 за 2005 год, к юбилею Победы. Шуховская башня на картине С. И. Маркина 1938 года (Общественное достояние).

В дни празднования 71 годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне хотелось бы напомнить о достижениях, которыми могло гордиться отечественное телевидение прошлых лет: предвоенных, военных и послевоенных.

Сейчас мало кто знает о том, что уже за 10 лет перед войной в стране существовало регулярное телевещание. Сначала механическое, а затем и электронное.

Стоит сказать и о том, что развитие телевидения, прерванное войной на взлете своих достижений, продолжалось в военных разработках. В те далекие теперь годы происходили поразительные события, о которых рассказывается в этой статье.

Шуховская башня и школа на Дровяной площади. 1940 год. Источник фото: www.artandyou.ru.

Для немногих специалистов и любителей, знакомых с историей телевидения, памятны две даты, между которыми большой временной пробел.

В мае 1941 года Московский телецентр был остановлен на реконструкцию. А 7 мая 1945 года — за два дня до Победы — состоялась первая после окончания войны пробная передача Московского телецентра.

После длительного перерыва, вызванного войной, московское телевидение вышло в эфир.

Есть еще одно важнейшее событие в мире телевидения. После войны — 15 декабря 1945 года Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярное вещание.

Но что предшествовало четырехлетнему трагическому периоду в нашей истории и что происходило с телевидением и его специалистами во время войны, об этом сейчас уже помнят единицы.

Нужно отметить, что предчувствие войны возникло задолго до ее начала. Вернее, наша страна жила в постоянном напряжении, готовясь отразить нападение врага.

Интересно, что уже в 1931 году появилась статья «Радио как средство пропаганды в мирное и военное время». В ней, в частности, говорилось и о телевидении.

Надо сказать, что научно-технический уровень отечественного телевидения был не ниже, а в чем-то превосходил мировой.

В 1940 году в Москве вышел солидный учебник «Основы телевидения» под общей редакцией выдающегося ученого С. И. Катаева. В издании приняли участие Н. Н. Васильев, А. И. Корчмар, С. В. Новаковский, Д. В. Степанов, А. М. Халфин, А. П. Чернышев. Редактированием книги занимались крупнейшие специалисты того времени: П. Г. Тагер, И. С. Джигит, П. В. Шмаков и другие сотрудники кафедр телевидения ЛИИСа и МИИСа.

В предисловии говорилось:

— Телевидение по справедливости считается вершиной современной техники связи, самым последним ее достижением. Ни одно сколько-нибудь важное звено современного телевизионного аппарата не может быть построено без того, чтобы не использовать в нем самых последних новинок радиотехники. Но если заглянуть в историю техники, то окажется, что новизна эта относится не столько к основным принципам, на которых построена техника телевидения, сколько к конкретным техническим средствам реализации этих принципов. Сами же эти основные принципы, основные идеи, на которых построено современное телевидение, получили свое зарождение еще в прошлом столетии и являются, таким образом, не более новыми, чем сама радиотехника.

И далее С. И. Катаев писал:

— Подлинно успешные разработки и практическую реализацию телевидения мы наблюдаем лишь в последнее десятилетие. В последние 8-10 лет десятки крупнейших мировых фирм, институтов и лабораторий приступили к реализации телевидения.

Этот бум телестроительства автор связывал с несколькими важными достижениями техники: появлением чувствительных фотоэлементов, широкополосным УКВ-радиоканалом, необходимым для передачи телесигналов, новыми электронно-лучевыми трубками и современными электронными усилительными лампами — результатом развития электровакуумной индустрии.

— Телевидение, — продолжал С. И. Катаев, — как самая совершенная и комплексная форма радиовещания, у нас в Советском Союзе в предстоящие годы приобретает особо важное значение.

Он имел в виду и подготовку к защите Отечества.

Серьезные исследования в области телевидения перед войной велись в Ленинграде. Сведения об этих работах можно почерпнуть из очень содержательной, но быстро ставшей раритетом книги Н. В. Дунаевской, А. И. Кримина и В. А. Урвалова о выдающемся ученом — Борисе Васильевиче Круссере.

Ленинградский НИИ-8 (бывший ВНИИ телевидения) перед войной принадлежал Наркомату авиационной промышленности. Уже тогда основными направлениями работ стали оборонные. Самыми приоритетными были радиоразведка, пеленгация и радиолокация самолетов, оборонное и гражданское телевидение. Применение высокочастотной техники в народном хозяйстве, электровакуумная техника для военных целей.

Ленинградский электрофизический институт стал называться НИИ-9. В нем работали многие известные специалисты, в том числе и по телевидению. Заместителем директора стал бывший научный руководитель Нижегородской радиолаборатории М. А. Бонч-Бруевич. Вместе с ним пришли В. В. Татаринов, Д. Е. Маляров, Н. Ф. Алексеев, А. М. Кугушев. Из Москвы в Ленинград перешли Б. А. Введенский, М. А. Слиозберг и другие.

НИИ-9 особое внимание уделял неким «Таинственным лучам», о которых появились сообщения в СМИ стран Запада. Предполагалось, что эти лучи могут быстро уничтожить войска противника на большом расстоянии, выводить из строя военную технику. Словом, примерно такой луч изобрел ученый в романе Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Александр Беляев описал в романе «Властелин мира» воздействие радио на психику масс. Работы в этой области были засекречены.

**********

НИИ-9 стал первым исследовательским центром, в котором разрабатывались мощные генераторные лампы, и исследовалось воздействие СВЧ-излучения на человеческие органы и различные технические приборы и двигатели. Часть работ велась совместно с Всесоюзным институтом экспериментальной медицины. Впоследствии эти исследования имели не столько военное, сколько мирное значение для медицины. Отсутствие эффективных разработок в области массовых поражающих методов послужило поводом для ареста нескольких сотрудников института, в том числе и директора. Два года спустя Н. И. Смирнов был освобожден.

Работа НИИ-9 оказалась востребованной в несколько иной области. Мощные высокочастотные генераторы использовались для радиосвязи, в радиолокации, радиопеленгации и даже при высокочастотной закалке танковой и корабельной брони.

В 1939 году НИИ-8 и НИИ-9 объединились под номером 9. Основной задачей ставилась разработка систем радиолокации и телевидения. В лаборатории В. И. Красовского была разработана система ночного видения танков и кораблей, артиллерийской стрельбы в темноте.

В лаборатории Е. С. Губенко создали военную телевизионную аппаратуру для командных пунктов и теленаблюдения с самолетов для авиаразведки. Б. В. Круссер разрабатывал два типа электронных трубок: небольшого размера с меньшей чувствительностью и более крупных трубок — с повышенной. Супериконоскоп был создан с разрешающей способностью на 1000 строк и чувствительностью 100…300 лк.

Советские ученые продолжали работу над усовершенствованием способностей телевидения, однако началась война.

В годы Великой Отечественной войны телевидение в СССР не функционировало. Все оборудование было эвакуировано в Свердловск (ныне Екатеринбург). Руководил эвакуацией и возвращением оборудования А. И. Сальман. Знаменитый Московский телецентр начали восстанавливать уже в 1944 году, когда война была далеко.

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий, 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро вменялась оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран. 25 июня в советской печати появилась первая сводка Совинформбюро, а всего за годы войны их было передано свыше 2,5 тысяч.

++++++++++

В блокадном Ленинграде телецентр сначала был закрыт, а затем переоборудован для военных нужд.

Сразу после начала войны сотрудники НИИ-9, оставшиеся в Ленинграде, были ориентированы на разработку проектов военной тематики. Засекречено велись разработки самолетной телевизионной установки «Планета». Телевизионного передающего и приемного устройства упрощенного вида — «Комета». Источников инфракрасного излучения «Болид». Индикаторов в области длинноволновой части спектра «Марс». Радиоискателя для зенитной артиллерии «Мимас». Зенитного радиодальномера «Стрелец». Инфракрасных окуляров и биноклей. Установки для высокочастотной закалки листов корабельной брони модели 0608.

+++++++++++

Многие инженеры были переведены в осажденном Ленинграде на обслуживание радиолокации. Самолеты противника обнаруживались примерно за 150 километров, т.е. примерно за 30 минут до нападения. Но для передачи информации с радиолокационной станции на командный пункт ПВО требовалось чрезвычайно много времени. Тогда сержант Э. И. Голованевский предложил использовать аппаратуру Ленинградского телецентра.

Оборудование радиостанции было смонтировано в укрытом в зелени сада здании бывшего буддийского храма на Приморском проспекте.

Из бывшего Опытного ленинградского телецентра велись передачи информации с радиолокаторов непосредственно на командный пункт. Телеприемники были установлены прямо перед командующими зенитной артиллерией и истребительной авиации ПВО.

С весны 1942 года Телецентр начал выполнять свою воинскую повинность и нес ее вплоть до освобождения Ленинграда в 1944 году.

 В Москве подготовка к открытию телецентра началась задолго до Победы. Крупнейшие специалисты были отозваны с фронта для возвращения оборудования из эвакуации и его установки.

Во время Великой Отечественной войны телецентр был демонтирован. Главный инженер Сергей Васильевич Новаковский ушел на фронт, где, по информации, предоставленной его дочерью, он служил в центре связи командования.

В 1943 году было принято решение правительства о скорейшем возобновлении телевизионного вещания в МТЦ. Новаковского срочно отозвали с передовой и назначили главным конструктором завода № 5 Наркомата связи.

--------------

В 1944 году Новаковский вновь становится главным инженером Московского телецентра. Вместе с его директором Федором Ивановичем Большаковым он руководил восстановлением телецентра.

Еще во время войны С. В. Новаковский параллельно с работой на МТЦ закончил аспирантуру в МЭИСе. В то же время он вместе со своим учителем профессором С. И. Катаевым начал разработку нового телевизионного стандарта с разложением на 625 строк.

В 1945 году этот стандарт, предложенный Межведомственной комиссией, был официально принят как национальный ГОСТ 78 — 45.

Осенью 1945 года Совнарком СССР принял решение о реконструкции Московского телецентра для перевода его на новый, ставший впоследствии мировым, стандарт в 625 строк.

============

Техника за годы войны уже обветшала и требовала обновления. Тогда решением правительства и командования группа отечественных инженеров была отправлена в Германию и Чехословакию, где размещался завод «Фернзее», для подбора немецкого оборудования. В этих поисках участвовали С. В. Новаковский, А. И. Сальман, Б. В. Круссер, В. В. Раковский и др. Для конспирации им присвоили воинские звания и одели в форму.

В это же время в СССР были приглашены крупнейшие германские ученые, которые работали в закрытом НИИ-17 под Москвой во Фрязино, в том числе и над телевизионной тематикой.

12 октября 1945 года газета «Известия» опубликовала сообщение о том, что Совнарком СССР принял постановление «О мероприятиях по развитию телевидения». В нем предусматривалась организация телевещания в Москве — сначала на довоенном стандарте четкости в 343 строки, а после реконструкции телецентра — в 625 строк. В постановлении также говорилось о строительстве телецентров в Ленинграде и Киеве.

Специально организованное во Фрязино (НИИ-17) конструкторское бюро разработало телеоборудование. В том числе супериконоскопы ЛИ-7. ВНИИТ в качестве головной организации разработал и наладил производство унифицированной аппаратуры для экспериментальной студии со стандартом 625/50. Этот же институт отвечал за монтаж оборудования на МТЦ.

Технические службы Московского телецентра во главе с С.В. Новаковским участвовали в разработке и монтаже оборудования и отвечали за наладку и ввод комплекса аппаратуры в эксплуатацию.

7 мая, за двое суток до Победы, в день, объявленный праздничным Днем Радио, Московский телецентр приступил к вещанию.

Удивительный документ, хранящийся в личном архиве автора, объясняет, как и почему именно в День Радио возобновилась работа телевидения. Этот материал никогда не публиковался. Первыми с ним познакомятся посетители сайта Богоявленского Собора.

Автор записки Борис Алексеевич Введенский — заведующий отделом Института радиотехники и электроники Академии наук СССР, академик Академии наук СССР. Родился будущий выдающийся ученый с мировым именем 7 (19) апреля 1893 года в Москве в семье священника, преподавателя Московской духовной академии.

Введенский участвовал в разработке целой серии радиостанций и иной радиоаппаратуры для вооружения Армии. С 1935 по 1940 годы — начальник лаборатории в НИИ-9 в Ленинграде и научный руководитель лаборатории в НИИ физики при Московском государственном университете. С 1940 по 1941 годы — консультант в НИИ-9.

==============

С 1944 года Б.А. Введенский — начальник лаборатории и научный руководитель НИИ-108. С 1954 года до конца жизни — заведующий отделом Института радиотехники и электроники Академии наук СССР. Председатель секции по научной разработке проблем радиотехники АН СССР (1944-1954).

В годы войны академик Введенский разработал систему влияния тропосферной дифракции на распространение радиоволн. Выполнил ряд работ по прогнозам радиосвязи по заданиям Генерального штаба. Разработал один из образцов вооружения для войск связи.

Именем учёного названы: улица в Москве, площадь в городе Фрязино Московской области там, где велись секретные разработки.

Именно этому человеку, мы во многом обязаны тем, что в нашей стране возобновилось телевещание за два дня до окончания войны.

В то время, когда была составлена историческая записка 28 марта 1945 года, академик Введенский возглавлял Комитет по проведению 50-летия со дня изобретения радио А. С. Поповым.

В документе направленном Председателю Всесоюзного радиокомитета при СНК СССР А. А. Пузину сказано о том, что готовится юбилейная выставка. А в конце приписка:

— Прошу сообщить возможность пуска Московского телевизионного центра для демонстрации телевидения на выставке в дни юбилея.

Имя академика Введенского было столь значимо, что Председатель Всесоюзного радиокомитета Пузин тут же на записке сделал указание т. Козакову:

— Нужно успеть. Займитесь этим делом.
А. Пузин 

Москвичи, кстати сказать, не только первыми увидели послевоенные передачи, но и первыми в послевоенной Европе стали зрителями регулярного телевещание.

15 декабря 1945 года Московский телецентр первым в Европе после войны возобновил регулярные телепередачи программ. Они велись с разложением изображения на 343 строки.

Программы передавались два раза в неделю.

В первые месяцы телевизионного вещания зрители, которых было примерно три тысячи человек, увидели сцены из спектаклей, отрывки и смонтированные куски из опер, оперетт и драматических пьес в исполнении артистов московских театров. Актеры играли в театральном гриме и костюмах, в декорациях театров. Были показаны сцены из опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», из опер Гуно «Ромео и Джульетта» и Верди «Риголетто». Были сыграны отрывки из пьес А. К. Толстого «Иван Грозный», Н. В. Гоголя «Мертвые души», В. Шекспира «Укрощение строптивой». Телезрители увидели также сцены и танцы из балетов.

Знаменательно, что в отличие от зарубежного телевидения, отечественное ориентировалось в первую очередь на классические произведения, воспитывая вкус зрителя.

========

Во время войны не было системы записи телеизображения, поэтому операторы работали с кинокамерами, запечатлевая важнейшие события грандиозной битвы за свободу человечества.

В Гостелерадиофонде хранятся уникальные телефильмы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне. Среди них документальные картины: «Зима и весна сорок пятого» (4 серии), «Солдатские мемуары» (6 серий), «Страницы Сталинградской битвы» (7 серий), «Стратегия Победы» (14 серий), «22 июня 1941 года», «9-е мая», «Автографы Победы», «Александр Покрышкин», «Бастион на Неве», «Летопись полувека» (фильмы о военных годах). А также уникальная кинохроника 1941-1942 годов. Воспоминания участников войны и деятелей культуры и многие другие редкие видео- и аудиоматериалы. Многие операторы ТВ во время войны стали фронтовыми кинооператорами.

Таким образом, телевидение и его работники внесли свой вклад в Победу советского народа над фашизмом.

Телевидение в годы войны выполнило свой долг перед Отечеством так же, как и все другие отрасли нашей науки, техники и культуры.

Статья «Великая Отечественная война и телевидение» была впервые опубликована в научно-техническом журнале телевидения «625» в № 4 за 2005 год. К юбилею Победы.