Опубликовано: газета «Советская культура», 10 октября 1975 года.
Если бы я писал сценарий телевизионной кинокартины о кинооператоре Центральной студии документальных фильмов Владиславе Микоше, то попросил бы режиссёра, чтобы он начал фильм кадрами из старой игровой ленты «Праздник святого Йоргена». Это первая картина, в которой Владислав Микоша попробовал свои силы в кинематографе. Правда, его не найдёшь в титрах фильма… В то время на кинофабрике «Межрабпомфильм» он работал осветителем. Мальчишка из Саратова приехал поступать в Государственный техникум киноискусства (так тогда назывался ВГИК), приехал рано и нанялся на киностудию в цех светотехники. Протазановская группа была первичной ячейкой кино, где Микоша приобщался к этому прекрасному и сложному миру.
Сорок лет назад для Владислава Микоши началась первая студенческая практика. Эта практика продолжается до сих пор.
Тогда его назначили на кинофабрику «Совкино». Оттуда он ушёл на студию кинохроники… И снял документальный сюжет, который тал сенсацией дня, – «Прилёт в Москву дирижабля «Граф Цепелин». С тех пор он хроникёр. Заслуженный деятель искусство РСФСР, лауреат Государственных премий. Оператор-международник, «открывший» зрителю около трёх десятков стран света…
У Микоши есть одна несбывшаяся мечта – не удалось ему в своё время стать моряком. Не пришлось поступить в Ленинградское военно-морское училище имени Фрунзе. Но любовь к морю, ко всему, что несёт на себе отсветы океанских просторов, дальних походов, всё, что пахнет парусами и льдами, ракушечником Севастополя и чёрными водорослями Камчатки, – всё это неудержимо влечёт его в жизни и искусстве.
Сорок лет назад он работал кинокорреспондентом во Владивостоке, ходил с китобоями на «Алеуте», с рыбаками в Охотское мире, на Сахалин, к берегам Японии. На Командоры. В Берингов пролив… Однажды, вернувшись из дальнего плавания во Владивосток, он услышал о гибели в Арктике парохода Челюскин». И Микоша тут же отправился в Арктику на спасение челюскинцев[1].
Капитан третьего ранга Микоша – военный корреспондент – был среди защитников Севастополя в грозные дни Великой Отечественной войны. Фильм «Черноморцы» начинался в 1941 году. Закончен был в 1942-м. Микоша и Рымарев сняли фильм «Героический Севастополь»[2] – хронику , потрясшую людей героизмом фактом. Писатель Сергеев-Ценский писал в рецензии на кинокартину: «Это волнующая повесть о доблести русских воинов, которая сильнее смерти…» Для того, чтобы написать рецензию, ему пришлось посмотреть фильм два раза. Первый раз глаза застилали слёзы…
В тех съёмках – на войне, в бою, рядом со смертью – была заложена огромная эмоциональная сила. Она сделала Микошу одним из лучших художников документального кино…
Закончена была черноморская киноэпопея оператора фильмом «Битва за Севастополь»[3] в 1944 году. В этот отрезок времени уместилось много событий. И все они были связаны с морями и океанами. Микоша был кинооператором, который вместе со своими товарищами Лыткиным и Халушаковым[4] снимали проводку караванов судов из Мурманска и Архангельска в Англию и Америку во время войны. В холод и морось ночных бодрствований, под постоянной угрозой нападения подводных лодок врага. Он свидетель гибели десятков кораблей в открытом, страшно открытом для всех опасностей океане. Вот что такое эта киноэкспедиция. Потом он шёл из Сан-Франциско до Владивостока на «Трансбалте», тоже рядом с кораблями каравана. И тоже под постоянной угрозой нападения подводных лодок врага.
В Америке состоялась встреча с Чарли Чаплином. И это была не случайная встреча. По личному приглашению великого артиста.
«Мы пробыли у него несколько часов, – вспоминает Владислав Владиславович. – Он нам показывал свои старые фильмы. А мы ему – «Черноморцев»… Он плакал. На прощание Чаплин нарисовал мне свой автограф: усы, котелок, трость, большие башмаки и чёрные грустные глаза…»
А в сорок четвёртом был десант на крымскую землю и победный бросок от Керчи д Севастополя. И атака Севастополя, яростный бешеный штурм. Снова бои. Снова огонь. Снова смерть. И снова утверждение жизни! В кадрах огромной впечатляющей силы.
Затем он снимал на многих фронтах в Европе: в Румынии, Болгарии, Польше, Германии. Снимал дни Победы в Европе и Азии. Микоша вместе со своими товарищами Ошурковым, Посельским, Прудниковым и Сологубовым включал камеру на палубе линкора «Миссури» во время подписания акта капитуляции милитаристской Японии…[5]
Помните песню «Морями тёплыми омытая, лесами древними покрытая…»? Она привезена Микошей из Индонезии, где он вместе с Иваном Сокольниковым снял фильм о стране трёх тысяч островов – «По Индонезии». Песня была обработана композитором Виталием Гевиксманом. А короткая картина «В гостях у Битструпа была рождена в Дании, в Копенгагене…
Всю свою жизнь Владислав Микоша – мастер кинорепортажа – посвящает кинонаблюдениям, пополняя и обогащая великую кинолетопись жизни, борьбы и труда советских людей, летопись нашего неповторимого времени.
Одна из работ Микоши – документальный фильм «Поезд в революцию» (совместно с Д. Фирсовой)[6] – ещё одна из попыток создания образа Владимира Ильича Ленина. Этот фильм был удостоен Золотого голубя на Лейпцигском кинофестивале. В фильме собраны уникальные исторические кинодокументы. Их вообще мало осталось. Они редки – по пальцам перечесть. И Микоша проделал огромную работу, когда снимал новые кадры, чтобы они точно «состыковывались» с кадрами старыми… Они сошлись по стилистике, по манере, по образной атмосфере, дава авторам фильма дополнительный материал для осмысления, философских размышлений.
Удивительна способность Микоши входить в атмосферу прошедших дней. Ему достаточно увидеть какой-нибудь туманный план фрегата на лондонской набережной, чтобы далее, используя множество кадров других предметов, сделать сюжет про то время… Эта поразительная способность проявилась в съёмках большой документальной ленты «Память навсегда»[7] – фильма о героических страницах битвы за Кавказ, за Новороссийск. Казалось бы, война окончилась и кончились кадры войны, но Микоша продолжает снимать размышления про войну. В фильме (режиссёр Д. Фирсова) собраны редчайшие кинодокументы, и для картины Микоша снял новые кадры[8] – сегодняшний день, сегодняшние встречи ветеранов войны на героической земле, – которые по стилистике, духу, настроению вошли в мир кинодокументов, стали рядом с ними и не выбиваются из их строя… Мы видели кадры Микоши для этой исторической ленты о сражении за Кавказ… Они удивительно сделаны. Они про то незабываемое время…
Владислав Владиславович Микоша, как и прежде, в годы, которые принято называть молодыми, готов идти, лететь, бежать туда, где грядёт событие, где он может снять то, что становится художественным кинодокументом нашей эпохи. И в этом разгадка его таланта.
_____________________________________
1. 1934 — «Челюскин. Герои Арктики» (арктическая экспедиция 1933-1934 гг. на полуледокольном грузовом пароходе «Челюскин» под руководством начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта и капитана Владимира Воронина); полнометражный (учетный № РГАКФД: 4981); режиссер: Яков Посельский; операторы-члены экспедиции «Челюскина»: Марк Трояновский, Аркадий Шафран; операторы съемок экспедиции по спасению «челюскинцев» , в том числе: съемок воздушной экспедиции, двигающейся к лагерю Шмидта, Николай Вихирев, Николай Самгин; оператор съемок на «Смоленске» и прибытия участников экспедиции во Владивосток: Владислав Микоша
2. 1941 — «Героический Севастополь» (Союзкиножурнал № 91 — Улицы обороняющегося г. Одессы: баррикады, уличные заграждения. Одесситы на рынке, строительстве баррикад, у газетного киоска. Автомобили с красноармейцами. Отплытие военных кораблей из г. Севастополя. Самолеты в воздухе); операторы: М. Трояновский, С. Коган, В. Микоша
3. 1944 — «Битва за Севастополь»; полнометражный; реж.: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолка, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевиx
4. В конце 1942 года четыре кинооператора — Н. Лыткин, В. Микоша, В. Соловьёв, Р. Халушаков — отправились с конвоем судов в Соединенные Штаты Америки. Первоначально, 17 ноября 1942 года, кинооператоры отправились на 2-х советских судах — теплоход "Комилес" и пароход "Тбилиси", из Архангельска в Англию. Их маршрут: Архангельск — Лондон — Нью-Йорк... В Америку они попали в 1943 году. Микоша и Лыткин шли на таваро-пассажирском параходе "Тихая роща", Халушаков и Соловьёв шли другим караваном. Корабль "Пасифик гроуд" ("Тихая роща"), на котором шли операторы, чудом достиг берегов Америки. Большинство кораблей конвоя легли на дно Атлантики. Из восьми советских дошли четыре.
5. 1945 — «Подписание акта о капитуляции Японии»; реж.: С. Бубрик; операторы: В. Микоша, М. Посельский, М. Ошурков, А. Погорелый, М. Прудников, А. Сологубов
6. 1969 — «Поезд в революцию» (фильм о Февральской буржуазной революции в России); полнометражный; По заказу Центрального Телевидения СССР; авторы сценария: Микоша В., Фирсова Д., Московский П., Лыткин Н., Семенов В.; режиссер: Микоша В.; Главный приз «Золотой голубь» на международном кинофестивале в Лейпциге
7. 1975 — «Память навсегда» (фильм посвящен одному из решающих периодов Великой Отечественной войны — битве за Кавказ; вошли съемки фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны); режиссер и автор сценария: Фирсова Д.; операторы: В. Микоша (всего снимали 34-х фронтовых кинооператора ЦСДФ); звукооператор: И. Гунгер; редактор: С. Суркова; редактор кинолетописи: С. Притуляк; асс. режисссера: Л. Капралова, В. Соловьева; дир. картины: К. Иванов, Р. Агаджанян
8. Речь идет о документальном фильме «Город-герой Новороссийск» (1975; присвоение городу Новороссийску звания Города-героя; прибытие Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в Новороссийск, посещение "Малой земли", братской могилы); ЦСДФ; режиссер: Д. Фирсова; оператор: В. Микоша