«Из жизни кадра не выбросить»


«Из жизни кадра не выбросить»

20.11.2018


Автор:
Герман Елагин

Опубликовано: Лаборатория кинодокументалистики "Архикино" при Главархиве Москвы - 22.03.2013 г. На фото: оператор Борис Соколов и режиссер Игорь Мордмиллович во время показа документального фильм «Из жизни кадра не выбросить» (режиссеры: Игорь Мордмиллович и Александр Сокин). Источник фото: страница Ольги Полока в facebook.

Фильм «Из жизни кадра не выбросить» был показан 19 февраля 2013 г. в киноклубе «Архикино» в Главархиве Москвы. Аннотация была немногословной: «Фильм о большой и яркой судьбе талантливого человека, о единственном в Москве фронтовом кинооператоре, дожившим до наших дней, Борисе Александровиче Соколове». И хотя она, на первый взгляд, не несла в себе момента исключительности, по подсказке авторитетного для меня человека - что в этом клубе не бывает проходных и скучных вечеров, - я отправился в полукруглый конференц-зал Главархива.

Увиденное меня несколько удивило: давно мне не приходилось наблюдать аншлаг на сеансах документального кино - почти весь зал на 250 мест был заполнен. А ожидания зрителей были вознаграждены неординарным фильмом и непринужденной беседой с самим Борисом Соколовым и создателями фильма – Игорем Мордмиловичем и Александром Сокиным.
Главным достижением режиссуры этого фильма-портрета стала концентрация внимания на главном герое и раскрытие его судьбы, его образа мышления и человеческих качеств. 
Фильм составляют лаконичные смыслово нагруженные эпизоды, наполненные информацией о событиях и героях войны, её драматических моментах, а также уникальными кадрами кинохроники. Но на первом плане фильма - удивительная личность человека другой эпохи, сформированная под влиянием военных лет. Борис Соколов и с экрана, и со сцены приковывает к себе внимание ясным мышлением, знанием истории и своего дела, чувством юмора, цепкой памятью и отменной русской речью.

Фронтовой кинооператор Борис Соколов. Берлин. 1945 год. Фото из архива Венжер-Посельских.

Короткий по времени фильм дает представление о том, какую роль в фиксации военных событий сыграли фронтовые кинооператоры - хроникёры и летописцы войны. Всего их было 258, они работали в частях разных родов войск – и на суше, и на флоте и в авиации, и в партизанских отрядах. Благодаря им мы обладаем кино- и фотодокументами, которые несут в себе образ реалий великой войны. Многие из этих свидетельств вошли в сотни документальных и художественных кинофильмов.

Сейчас мало кто помнит, что в 1943 году первым из советских фильмов, получившим американскую премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм», стал «Разгром немецких войск под Москвой», в основу которого легли кадры, снятые пятнадцатью фронтовыми операторами. На основе кинохроники были созданы и такие крупные работы советских документалистов, как «Обыкновенный фашизм» М. Ромма и киноэпопея «Великая Отечественная» Романа Кармена

Подсчитано, что если смонтировать в один фильм все снятое нашими фронтовыми операторами, то он будет длиться 1944 часа. Но Борис Соколов полагает, что еще несколько сотен тысяч кадров кинохроники не введены в оборот и находятся на хранении. Ждут заботы последующего поколения.

Герой вечера рассказал в подробностях, как работал кинооператор, в распоряжении которого была механическая кинокамера, которую надо было заводить ручкой, как будильник, а пленки хватало всего на 30 секунд. После этого её надо было перезаряжать - и для этого приходилось нести на себе запасные катушки. А ночью - перематывать пленку с катушек на большую бобину, описывать снятые сюжеты, создавая «монтажный лист», и вновь наматывать на катушки новую пленку для завтрашней съемки.

У работы на передовой есть свои печальные последствия – почти все операторы получили ранения, каждый второй был тяжело ранен, каждый четвёртый - убит. Сейчас на территории бывшего Советского Союза в живых осталось только два фронтовых кинооператора – Борис Соколов в Москве и Семен Школьников в Таллине (Школьников ушел из жизни 27 июля 2015 г.; - #МузейЦСДФ).

В своих ответах на вопросы зрителей режиссер Игорь Мордмилович рассекретил некоторые стороны своей работы над фильмом, основной задачей которой стало создание образа человека, наполненного духовной мощью поколения победителей. 

И, как это часто бывает на просмотрах документальных фильмов, зритель был очень озабочен прокатной судьбой таких незаурядных фильмов и необходимостью их показа на телевидении. Но ликвидация тех «ножниц», которые возникают между запросами зрительской аудитории и предложениями телеканалов, пока не по силам рядовому зрителю.

А еще меня приятно поразили высокая энергетика героя фильма, человека очень почтенного возраста, наряду его с добротой и открытостью, и горячий прием его и создателей фильма зрителями, ставший одухотворяющим момент единомыслия и единочувствия. Может быть, это и есть свойство клубной аудитории – испытывать единение и причастность к большим явлениям?