20.11.2018

Эрнст Генри

Эрнст Генри (1904, Витебск — 1990, Москва) советский разведчик, писатель, журналист, историк-публицист. 

Опубликовано: газета «Советская культура», 26.01.1984 года. Материал подготовлен к публикации И. Никитиной.

В последние месяцы советское документальное кино мощным и как будто стихийным напором врывается на международную политическую сцену. Давно пора. Но напор этот вовсе не стихийный и не случайный. Дело в том, что сама действительность властно диктует сегодня кинематографу совершить крутой поворот к международной сцене.

Молчать о том, что на ней происходит, теперь не только недопустимо, но и просто невозможно. Жизнь каждого советского и, конечно, не только советского человека непосредственно затронута разворачивающимися в мире тревожными событиями. Как может кино оставаться к ним безучастным – незрячим и глухим?

И вот налицо уже целый отряд талантливых кинопублицистов, хорошо знакомых с международной политикой, страстно мечтающих сказать своё слово и вполне способных это сделать. Иногда, возможно, это им не сразу удаётся. Те, кто не желает и не умеет видеть новое, обладают, как известно, особой живучестью. Но время не ждёт…

Недавно я посмотрел несколько новых документальных фильмов международной тематики. Здесь в форме обзора – очень краткого и никак не претендующего на какую-либо основательность – мне хотелось бы сказать о нескольких увиденных мною картинах. Разумеется, не все эти фильмы одинаково впечатляют. Но ни один и них не было скучно смотреть. А уже одно это показательно.

Выделяются среди других лент ЦСДФ своей динамичностью, сильным звучанием картина Е. Вермишевой «Неофашизм»[1982; полнометражный; оператор: В. Ходяков], снятая сравнительно недавно, новая  лента Д. Фирсовой «Предупреждение об опасности»[1983], только что созданный И. Свешниковой фильм «Скрываются от возмездия»[1983; полнометражный; авторы сценария: С. Лосев, И. Свешникова; оператор В. Доброницкий]. В них не только достаточно свежего и для многих из нас ошеломляющего документального материала, все эти ленты предельно правдивы.

…Перед вами современные неофашисты – такие, какие они есть, со всей их бесноватостью, зверской жаждой крови, предельным тупоумием, фанатичной ненавистью к коммунистами и Советскому Союзу. Это потенциальные строители новых лагерей смерти – так по крайней мере им хотелось бы. Они почти ничем, кроме некоторой «модернизации» языка не отличаются от своих предшественников. Тем сидящим в зрительном зале, кто помнит о Гитлере и гестапо, становится пусть и не страшно (мы знаем, как мы покончили с гитлеровской чумой), но омерзительно на душе. Хочется выйти на улицу и подышать свежим воздухом.

По-иному, наверное, будут реагировать зарубежные зрители «Неофашизма» из капиталистических стран, там, где об этих молодчиках знают очень мало, сплошь и рядом даже в существование неофашистской угрозы не верят… И фильм Е. Вермишевой многих заставит ужаснуться и – а это главное – всерьёз задуматься о реальности этой угрозы.

В 30-40-х годах миллионы людей на Западе начали думать об опасности только тогда, когда было уже поздно. В этом отношении серьёзные, не крикливые антифашистские, антимилитаристские фильмы – такие, как сделанные Фирсовой и Вермишевой, несомненно, оказывают большую услугу прогрессивному движению в мире. Они действуют на людей сильнее, чем газеты и выступления на митингах. Надо только не останавливаться на показе «ультра», а тут же демонстрировать растущее сопротивление им. И важно, чтобы это не отрывалось от другого – того, что особенно важно сегодня. Современный фашизм не только вновь проектирует лагеря смерти, он изо всех сил стремится помочь американским империалистам обрушить на человечество ядерную смерть.

Замышляющие Освенцим №2 делают ставку на Вашингтон. Вспоминается сделанное Гитлером ещё накануне второй мировой войны заявление в разговоре с одним из его тогдашних сторонников: если он, фюрер, проиграет задуманную им войну, то «вовлечёт мир в эту гибель». Рейган так не говорит, но Пентагон так планирует. И фильм Д. Фирсовой «Предупреждение об опасности» наглядно раскрывает чудовищный размах ядерной истерии, грозящей гибелью нашей цивилизации.

Для того чтобы современный документальный фильм внёс свою лепту в борьбе за мир, он, безусловно, должен касаться не одной, а двух глобальных тем, важнее которых нет сейчас на международной сцене. Первая из них – катастрофическая война, которая готовится милитаристами за океаном и их сторонниками в Европе. Вторая – могучее сопротивление, в ряды которых встают сегодня сторонники мира из разных стран – люди разных классов и социальных слоёв, разных политических убеждений, но единые в своём стремлении отстоять мир. Мы знаем, что судьба каждого из нас неразрывно связана с тем и другим, и хорошо, что кино поспевает за историей.

В этой связи следует сказать о сделанной киностудией Министерства обороны СССР картине «Кто угрожает миру» (режиссёр А. Тычков), которая откликается на обе эти темы. Зритель сидит и слышит, как подготовка к грядущей катастрофе была начата на Западе почти на следующий день после разгрома фашистской Германии, в чём-то даже раньше. Кинодокументы свидетельствуют.

Экран демонстрирует размах гигантских вооружений США, по сравнению с которыми оружие гитлеровского вермахта было игрушкой. Цитируются речи антисоветских политиков, из которых следует, что они вполне сознательно делают ставку на «упреждающий» первый удар, то есть на внезапное нападение на страны, стоящие за мир. Показывается даже верховный командный пункт, находясь на котором Рейган или его преемники в Белом доме будут руководить вспыхнувшей по их решению мировой войны.

Детективный роман? Нет, нынешняя американская действительность. И это только одна из многочисленных мелких иллюстраций к тому чудовищному ядерному «конвейеру смерти», который всё время строят и совершенствуют США. Бывшему актёру, играющему ныне первую роль в Белом доме, всё это, вероятно, доставляет немалое удовольствие. Мы видим, как он обольстительно улыбается. Понимает ли он вообще, что делает, форсируя гонку вооружений? Не сомневаюсь, понимает. А потому работает на своих скрывающихся за сценой олигархических хозяев, которые приказывают ему истребить коммунизм, чего бы это ни стоило всем людям нашей планеты.

В этом же фильме с такой же строжайшей документальностью аргументировано излагается советская внешняя политика, направленная на упрочение мира. И хорошо, что здесь упоминается самый первый такой документ: ленинский Декрет о мире, принятый 26 октября (8 ноября) 1917 года. Советский Союз по сей день остаётся верным ленинской позиции в вопросе о войне и мире, не отходя от неё ни на шаг. Уверенно готовя мощную оборону, наш народ ненавидит саму мысль о войне.

Тема последовательной борьбы советских людей за мир звучит и в новых картинах ЦСДФ: «От всего сердца» (режиссёр Е. Геккер) и «Ветераны сопротивления: «Нет войне!» (режиссёр Т. Чубакова). Обе они знакомят зрителей с советскими тружениками, своими конкретными делами помогают крепить борьбу за мир. К сожалению, не всё удалось авторам. Создателей первой, например, можно упрекнуть в том, что число её героев  слишком велико, а рассказ о них порой поверхностен. Всё-таки польза от таких картин велика. Она в том, что они опровергают распространяемое империалистами поверхностное утверждение, будто в СССР нет реальных борцов за мир, нет массового движения сторонников мира. Мы видим, как Советский комитет защиты мира находится в повседневном контакте с советскими людьми в городах, на заводах, в школах, в университетах, в сёлах – с людьми, напряжённо  следящими за тем, что происходит на международной арене, и отдающими свои сбережения на пользу мира.

С интересом смотрится репортаж с проходившего в Волгограде расширенного заседания Международной федерации борцов Сопротивления. Камера внимательно вглядывается в лица тех, кто воевал с гестапо, сидел в Освенциме, других лагерях смерти и каким-то чудом остался жив. И чувствуешь, сколько огромной моральной силы заложено в человеке, когда он по требованию совести до предела мобилизует свою волю.

О чём эти люди, герои нашего века, говорят теперь? Вот некоторые из сказанных ветеранами антифашизма на своём форуме слов:

— Продолжим наше дело, не зная страха и тревоги, которыми была отмечена наша молодость!

— Это не должно повториться!

— Часы человеческой эволюции могут остановиться навсегда!

Предостерегая империалистов, ветераны заявляют: возмездие неотвратимо!

Да, они ничего не забыли и никому не простили. Такое не забывают и не прощают. Они вправе предупреждать всех, в том числе и тех, кто ещё ленится за рубежом вступить в активную борьбу. Они призывают своих современников к борьбе за мир не на словах, а на деле, на политическом уровне, к отдаче всех сил антивоенному движению, к восстанию против самой идеи войны. Они имеют право на то, чтобы их слышали.

В фильме Д. Фирсовой и Г. Гуркова «Предупреждение об опасности», заслуживающем особого внимания, цитируются слова Льва Толстого, сказанные в начале нашего века, когда никто ещё даже не представлял себе ядерного оружия. Толстой сказал: «Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтобы она стала непоколебимым требованием честной совести».

У тех, кто за войну, совести нет. Робость по отношению к их политике пагубна. У меня нет сомнений, что такие фильмы, как «Предупреждение об опасности», помогут разоблачить поджигателей войны. Здесь, бесспорно, можно говорить о серьёзной заслуге советского документального кинематографа.

Нет никакого сомнения, что грозящая глобальная катастрофа – самая страшная катастрофа за все тысячелетия существования человеческого общества. Важно, что кино и у нас, и за рубежом становится одним из главных свидетелей происходящего. У кинематографа хорошие глаза, когда он открывает их широко, и мощный голос, когда он говорит во всеуслышание.

Отвергать честно заснятое на плёнку в этих картинах на Западе, конечно, попытаются. Но едва ли им это удастся. Дорога к активной международной тематике советским документальным кино уже проложена, надо продолжать.