Правда подвига

Газета «Комсомольская правда» от 07 декабря 1972 года.

Правда подвига

Опубликовано: газета «Комсомольская правда», 7.12. 1972 г. Фото: "Джемма Фирсова во время работы над фильмом «Зима и весна сорок пятого» со сценаристом Стеллой Ждановой". Фото из архива Д. Микоши (Фирсовой). Материал подготовлен к публикации И. Никитиной.

Сколько бы ни снималось  фильмов о Великой Отечественной войне, наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: хватит, достаточно, все уже сказано. Всего сказать, я думаю, не удастся никогда, потому что нет меры трагизму войны, нет меры героизму людей, проявленному в ней, нет меры горечи и страданию, неизмерима и радость победы. Об этой войне будут помнить всегда – недаром мы ведем отсчёт лет, прошедших со дня её начала, недаром как всенародный праздник отмечаем день, ставший её концом. День Победы.

Четырехсерийный телевизионный документальный фильм «Зима и весна сорок пятого» режиссёра Д. Фирсовой (сценарий С. Ждановой, Д. Фирсовой) прозвучал одним откровенным словом о Великой Отечественной.

Дни сорок пятого были радостны для всех нас потому, что они вели к концу войны, но и в эти дни лилась человеческая кровь. Подготовленные первыми военными годами, события достигали своей кульминации.

Насколько я имею возможность судить, телефильм «Зима и весна сорок пятого» – первая в своем роде документальная эпопея о последних днях войны. Авторам пришла счастливая мысль – подробно, скрупулёзно, во всеоружии документов рассказать о каждом из 129 дней – с 1 января до 9 мая 1945-го. Мы еще раз увидели, каким напряжённым, полным драматизма было то время, какие военные и политические проблемы решались на фронтах, в штабах, в столицах союзных государств. Большинство документов демонстрируется впервые, и в том, что авторы сумели разыскать, отобрать и прокомментировать эти уникальные кадры, – их большая заслуга.

Снятые фронтовыми кинооператорами, перед зрителями проходят героические события великой битвы. Прокатывается рёв «катюш», идут в атаку советские солдаты. Их лица озаряют отблески разрывов, они идут вперёд в неудержимом порыве – сыновья многих народов, солдаты многонациональной Советской Родины. И когда диктор читает подлинные отрывки из солдатских писем, сжимается от волнения сердце. И знаю, не только у меня.

Подвиг советского солдата, который в сорок пятом шёл по земле Европы, неся свободу народам, выполняя свой интернациональный долг, нашёл в фильме яркое, глубокое и талантливое воплощение. Очень интересны включённые в телефильм кадры, рассказывающие о том, как свято выполняла наша страна свой союзнический долг, как ни на йоту не отступал Советский Союз от обязательств, принятых на конференции в Ялте.

В этой связи современно звучат предсмертные слова Франклина Рузвельта о необходимости сохранения и укрепления дружественных отношений между советским и американским народами.

Но мне, старому солдату, кадры фильма напомнили и другое. Напомнили, как удары Советской Армии сорвали вероломные планы Черчилля и его единомышленников, уже тогда, в сорок пятом, говоривших о «необходимости создания антикоммунистического барьера в Европе». И авторы телефильма вскрывают в событиях последних месяцев войны корни «холодной войны», корни той политики, которая привела к расколу Европы, созданию НАТО.

Сейчас, когда нашей партией, Советским правительством успешно претворяется в жизнь программа мира, начертанная XXIV съездом КПСС, когда перед народами Европы открываются новые возможности для укрепления  мира, взволнованное публицистическое выступление кинодокументалистов кажется мне очень важным и нужным. Хорошо, что сценарист и режиссёр избегают выспренности – они даже, скорее, ограничивают себя, стараются сделать так, чтобы за них говорили документы. А это по-настоящему убеждает.

Правда документа, правда факта, правда истории помогает вести бой с попытками оболгать, исказить, принизить всемирно-историческое значение победы. И такие фильмы как «Зима и весна сорок пятого», – оружие в этом бою.