Let's Twist Again в Хореографическом училище

Во всем мире 60-е стали расцветом поп и рок музыки. Большинство жителей Страны Советов слушать ее не могли и потому не знали...

21.11.2018

Владимир Кремень

Автор:
Владимир Кремень

Киновед, сценарист, режиссёр-документалист.

Материал публикуется впервые.

Тогда и начинался Twist Again. Никто специально не учил этим танцам. Твист, шейк, рок-н-ролл рождались в телах будущих артистов балета сами собой из музыки…

Хореографическое Училище на Пушечной улице. 1960-е годы.

Старое Московское хореографическое училище первоначально находилось на Пушечной улице. Между Малым театром и магазином Детский мир. Это было закрытое заведение, где ученики находились весь день. А многие жили в общежитии в том же здании. Занятия начинались в 9 утра и продолжались до позднего вечера. С первых классов начались съемки. Документальный фильм о технике классического танца снимался на «Мосфильме» в начале 1960-х. В одной гримерке с нами сидел и Юрий Никулин. Помню, что он играл роль милиционера в фильме «Ко мне, Мухтар!», который снимал режиссер Семен Туманов.

Фото: Родственные души. Ростислав Плятт и Юрий Никулин в фильме «Деловые люди».В 1962 году вышла комедия «Деловые люди» режиссера Леонида Гайдая, где Никулин сыграл добродушного вора-домушника с Ростиславом Пляттом. Там они советовались, чем лечить подагру. Набравшись смелости, я спросил известного артиста:
— Ну, как удалось вам попробовать мочу молодого поросенка? Он добродушно рассмеялся и поддержал разговор с мальчишками.
Раза два в неделю все учащиеся выступали в балетах и операх Большого театра. Замкнутая жизнь учеников не отражалась на их широких музыкальных интересах. Это касалось и популярной музыки.

В начале 1960-х годов все западное: мода, кино, живопись, литература, и тем более, зарубежная эстрада, за небольшим исключением, в СССР были под запретом.
Во всем мире 60-е стали расцветом поп и рок музыки. Большинство жителей Страны Советов слушать ее не могли и потому не знали. Западные радиостанции глушились. А о том, чтобы издать на пластинках музыку Европы и США не могло быть и речи.
Но в  Московском Хореографическом Училище, куда мне довелось поступить в 1960 году в девять лет, занимались ребята из разных стран. Через них, а также через тех счастливчиков, у кого родственники могли выезжать на гастроли, будущие артисты получали возможность слушать самые последние новинки популярной музыки.

У нас в классе учились три итальянки. Они часто ездили домой, и привозили новинки на пластинках. Уже в 1961 году мы слушали Битлз, о которых в то время еще никто не знал. Они были сопровождающей группой певца Тони Шеридана. Хорошо помню обложку диска, на котором Шеридан сидит на мопеде с электрогитарой за спиной. На обороте мелким шрифтом было указано, что сопровождают запись участники нового ансамбля.

На зимние каникулы многих учащихся вывозили в лагерь отдыха «Красная Пахра». Лыжи, коньки, санки были днем. А вечером начинались танцы. Первое время инструкторы следили, чтобы подростки танцевали под разрешенную музыку. Но в клубе был очень хороший радиоприемник. И там не работали глушилки. Сквозь шум можно было расслышать ритмы Twist и Rock-n-roll.

Потом в холл приносили проигрыватель и ставились пластинки хитов, привезенных из Италии, США, Англии, Франции. Был там и Chubby Checker, который придумал новый танец твист и, танцуя, пел свои песни.
В то самое — зимнее время — 17 декабря 1962 года в День рождения, когда мне исполнилось 12 лет, в Доме приемов ЦК партии на Ленинских горах руководитель Советского правительства Никита Сергеевич Хрущев объяснял творческой интеллигенции и деятелям искусства, как и что нужно танцевать.

Выступление Первого секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Н.С Хрущева. 1962 год.

— Почему мы сейчас должны пойти и взять на вооружение джазовскую музыку? Скажут, что это новшество. А как тогда называется этот танец? Свист или вист? Твист? Ну а что это?!! Говорят, есть секта — трясуны. Да-да, есть такая. Трясуны!!! Я знаю это по произведениям чекистов. Они этим занимаются. Я их трясунов не видел, но чекисты мне докладывали, что это за секция. Говорят, там так танцуют!!! То есть до исступления, понимаете ли. Потом падают, понимаете ли. И это танец?!!
Почему мы должны отказаться от своего танца - народного? Я, так сказать, бродячий человек по своему положению в партии. Я уж не говорю: русские, украинцы. Возьмите узбеков, казахов, любые народы — танец у них плавный, красивый. А это, слушайте, это же неприлично!!! Такие жесты делать определенными частями тела!!! Это неприлично в обществе. И это новое?!! Я считаю, товарищи, давайте все-таки постоим за старину. Да, за старину. Чтобы не поддаваться этому упадничеству. Я, черт, не знаю, какие тут слова употребить.Занятия Характерным танцем. 1960-е. Из собрания автора.Во время занятий народно-характерным танцем в Училище мы обучались русским, украинским, испанским, венгерским, польским, узбекским, армянским. Но во время отдыха мы хотели танцевать твист.
Тогда и начинался Twist Again. Никто специально не учил этим танцам. Твист, шейк, рок-н-ролл рождались в телах будущих артистов балета сами собой из музыки. Если бы не строгий режим, за которым следили инструкторы, то танцы продолжались бы до утра.
Хорошо помню, как однажды услышал настоящий рок в пустом репетиционном  зале старого Училища, который исполнял на рояле Сергей Радченко. Это был самый крутой рок-н-ролл. Сергей — один из самых стильных по одежде, прическе, поведению — учеников. Потом он стал солистом Большого театра, которым восхищались во всем мире, особенно в «Кармен-сюите» с Плисецкой. После танцевальной  карьеры Радченко основал свою балетную труппу и свое Училище. А в то время он играл как заправский рокмэн, лихо, стуча по клавишам пальцами.

Московское академическое хореографическое училище на Фрунзенской. Фото из собрания автора.В середине 1960-х Училище переехало в новое здание на Фрунзенской. Это совпало со временем «Оттепели». Хрущева уже не было. В СССР разрешили танцевать твист. Но пластинки с западной музыкой выпускать боялись.
Старшие учащиеся не успевали домой после занятий, и жили в общежитии на третьем этаже. В то время вся западная музыка нам была уже знакома. Диски  Beatles приходили спустя всего несколько дней после выхода.

В это же время в гостинице Москва в газетном киоске появились журналы для интуристов. В Училище преподавали французский, поэтому интересно было покупать журнал «Nous Les Garcons Et Les Filles». Его издавала компартия Франции для молодежи. На страницах иллюстрированного ежемесячника были музыкальные заметки и фото всех молодых зарубежных исполнителей. В 1965 году появилась статья о выходе нового диска и фильма «Help!». Она называлась «Четверка ветреных парней».

Пластинка фирмы «Мелодия» с песней Beatles - Girl. Из собрания автора.

Конечно, все песни ансамбля были запрещены в Советском Союзе. Но неожиданно «Мелодия» выпустила пластинку с зарубежной эстрадой. Среди записей была одна, которая называлась «Английская народная песня. Девушка». Это была знаменитая композиция The Beatles — Girl. Тогда в нашем дворе на Малой Бронной можно было выставить проигрыватель на подоконник, чтобы соседские ребята послушали завораживающую музыку.

Магнитофон Айдас.

В середине 60-х появились первые магнитофоны. На день рождения в 1966 году мне подарили "Айдас"  Вильнюсского электротехнического завода. Рабочий диапазон частот: 40 - 12000 Гц. Выходная мощность: 1 Вт. У него были очень хорошие высокие частоты и достаточная мощность выхода звука на динамик.
Первыми записанными композициями, были сорокапятки Rolling Stones, Beatles, Kinks, Hollies, Byrds, Shadows и др. Тогда же впервые по телевидению передали трансляцию из Италии с музыкального конкурса Сан-Рэмо (Festival di Sanremo). Это была настоящая поп-музыка, которой мы еще не видели. Мне удалось записать на магнитную ленту весь концерт.

 Владимир Кремень. 1967 год. Фото из архива автора.Следуя веяниям времени, в Училище ввели предмет Современный танец. Нам показывали не только разные формы вальсов, танго, фокстротов, но и твист, шейк, буги-вуги, рок-н-ролл, джерк, джайф, мэдисон и многое другое.
Летом мы разъезжались на каникулы в пионерлагеря. Однажды мы с товарищем и соседом по Малой Бронной поехали в лагерь МАТИ (Московского авиационно-технического института), его отец работал в этом институте. Там мы познакомились с двумя ребятами: Володей Зуевым и Сашей Кузнецовым. Наша дружба продолжилось и после лагеря, когда они создали одну из первых поп-групп и придумали ей название «Витязи».

Выступление Витязей во «Временах года». Фото из собрания автора.Они приглашали меня и на концерты и на танцевальные вечера в Интерклубе МГУ на Ленинских горах, и в знаменитое первое кафе для интуристов с поп-музыкой «Времена года» в Парке Горького. Попасть туда было сложно, только по пропускам и знакомству.

Кафе «Времена года» с движущимися столиками в парке Горького.

В современных энциклопедиях о тех «Витязях» нет материалов. Трое ребят: Володя Зуев – соло гитара, Саша Кузнецов – ударник и Юра Кузьмин – ритм, были студентами МАТИ. Иногда с ними выступали юные Стас Намин и Андрей Макаревич, который умел «пилить на гитаре» за головой. Играли они композиции Rolling Stones, Beatles, Shadows и других самых популярных ансамблей. Были у них и собственные композиции на русском. Они подарили мне записи на магнитке. На небольшой кассете была и песня «Мама, я хочу летать» Саши Кузнецова. С наивными словами, но красивым проигрышем на соло-гитаре.  Репетиции проходили в Красном уголке в центре Москвы. Потом в этой группе выступал и самый известный барабанщик Москвы – Юра Фокин. Впоследствии он уехал в Канаду и стал звонарем в Православной церкви. Организацией концертов и аппаратурой занимался Валера Шаповалов. Порой он выходил на сцену и подыгрывал музыкантам на бубне, который назывался Тамбурин.

Владимир Кремень. 1968 год. Фото из собрания автора.Тогда же у меня появилась гитара и желание играть любимые песни. В Московском академическом хореографическом училище следили за модой и разрешили создать свой ансамбль. Электроинструменты были очень дорогими и в Москве не самыми лучшими. Володе Зуеву электрогитару с тремя звукоснимателями привез папа из-за границы. Там был и вибратор. Техника развивалась постепенно. Квакер, электроорган, ревербер. Синтезаторов еще не было. Сейчас многие спорят, когда появились Рифы, на которых строится басовый ритм современных групп. Они были и тогда. Только назывались Фус-бас.

Первыми, на мой взгляд, этот прием использовали Rolling Stones в композиции Satisfaction.
В Училище ситуация с отсутствием инструментов и аппаратуры решилась неожиданно. У нас училась группа ребят из Камбоджи, в том числе сын Принца Нородома Сианука и сын главного маршала страны. А сам Король Камбоджи с увлечением играл на электрогитаре. Он и подарил Училищу инструменты. Теперь каждый вечер в общежитии на третьем этаже после занятий устраивались танцы. Twist Again не под пластинки и магнитофон, а под звуки электрогитар.

Урок «поддержки»  с Марисом Лиепой. Фото из собрания автора.Мы жили в комнате с Борей Ефимовым, который потом стал партнером Майи Плисецкой во многих балетах. В то время наши шкафчики в раздевалке были украшены постерами и фото известных исполнителей. Дирекция даже закупила для студентов старших курсов, живших в общежитии настоящие «Битловки» — кожано-вязанные куртки без воротника с круглым вырезом. Прически мы носили соответствующие, хотя нас и заставляли стричься.

Фото: Владимир Кремень и Николай Федоров. В фильме «Формы классического танца».

В 1967 году «Центрнаучфильм» снимал очередной документальный фильм «Формы классического танца». Режиссер Д. Родичев. В одном из кадров я только недавно заметил, что технику пируэтов показываем мы с Колей Федоровым. Он потом  исполнял ведущие парии в Большом театре.

В том же 1967 году вышел замечательный фильм Ильи Фрэза «Я вас любил».

Джанни Родари известный итальянский детский писатель, сказочник и журналист напишет об этом фильме:

— Мне кажется, будь побольше таких детских фильмов, как лента Ильи Фрэза «Я вас любил» юноши и девушки многих стран научились бы уважать и беречь красоту зарождающегося первого большого чувства.

В картине жизнь хореографического училища (в картине это Вагановское) показана достаточно правдиво. В том числе и то, как на вечере танцуют твист.

Окончание Училища мы в Москве отмечали в кафе «Лира» на Пушкинской площади и конечно, опять танцевали твист.
Прошли годы: работа в театре, учеба во ВГИКе, Работа на студиях, на ТВ, в журналах и издательствах. Было уже не до танцев.

Наталия и Владимир Кремень на юбилее журнала New Style Magazine. Фото предоставлено автором.

Но однажды нас с дочкой пригласили на юбилей известного журнала New Style Magazine в Лондоне. Наташу, которая была солисткой Английского Национального Балета попросили выступить. Там присутствовала публика из высших слоев столицы Великобритании. С некоторыми из них меня познакомили.

После официальной части начались танцы, где играла настоящая группа. И тут одна японка попросила меня станцевать с ней. Мне этого совсем не хотелось, тем более что с танцами было покончено много лет назад. Но она была так настойчива, что пришлось согласиться. Заиграли Twist Again. Зазвучали знакомые слова:

Давай станцуем снова твист,

Как мы танцевали прошлым летом.

Станцуем снова твист,

Как мы танцевали в прошлом году.

Ты помнишь время, когда

Жизнь била ключом?

Станцуем снова твист,

Настало время для твиста!

После танца наш знакомый авторитетный английский бизнесмен сдержанно признался, что некоторые «па» он в этот вечер увидел впервые в жизни.



Материалы по теме