Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы

Режиссер Лиана Николаевна Черепанова.

13.11.2018


Автор:
Зырянова Татьяна

 Лиана Николаевн

Опубликовано: Иркутский областной кинофонд; 16 марта 2011 года. Фрагмент из книги Татьяны Зыряновой "Мастера экранной публицистики Сибири" Иркутск, 2009 год.

В монтажной режиссеры Лиана Черепанова и Костас Долидис. Источник: www.pribaikal.ru.

Эта необыкновенная женщина всегда удивляла меня. Она тоже, как и некоторые операторы, из поколения студийных самородков. Но оператор отвечал только за качество съемок. С режиссера спрос больший: он вел фильм от начала и до конца. Организовывал и продумывал каждый съемочный эпизод, брал синхронные интервью, а затем выстраивал материал на монтаже. Лиана Николаевна, единственная из плеяды студийных режиссеров, не имея за спиной ничего, кроме вечерней школы-десятилетки, стала профессиональным режиссером. Сняла, смонтировала, озвучила более пятисот фильмов, спецвыпусков и сборных журналов. Получила десятки наград всех достоинств. По числу работ ей нет на студии равных. Кроме того, Черепанова поставила еще один рекорд — она дольше всех проработала на ВССК. Пришла в коллектив в 1946 году, когда ей не исполнилось еще и восемнадцати, и служила здесь верой и правдой до 2004 года — 58 лет. Причем последние кризисные годы были самыми трудными. Люди месяцами не получали зарплаты. Кроме обычных режиссерских обязанностей она взвалила на себя еще и груз редакторских забот: сама искала темы для своих будущих фильмов, уговаривала заказчиков выделить деньги на производство этих лент, а кино, в отличие от телевидения, было всегда дорогим удовольствием. Я сама в последние годы работы столкнулась с этой проблемой: выбила пару фильмов в «Братскгэсстрое» да пару в «Иркутскэнерго», но кризис начала 90-х годов нарастал, и мне сказали: «Мы сами пробиваемся бартером, живых денег у нас нет, так что извините, больше заказов вам дать пока не можем».

А Лиана Николаевна уже после моего ухода со студии еще десятилетие продолжала искать работу, причем не для себя одной, как это делали в те годы многие бывшие хроникеры, а для выживания всей студии. Например, она получила большой заказ от Облспорткомитета и сделала из хроники полнометражный фильм об истории иркутского спорта. И даже в последний год своей работы, в 2004-м, организовала еще один полнометражный фильм «Молодежь на стройках Сибири» по заказу Комитета по молодежной политике, который смонтировала тоже из хроники. Она — боец! Боролась за жизнь студии до конца, до того момента, когда ВССК перешла в Облкинофонд.

Что двигало Черепанову вперед? Какие качества ее характера помогли ей состояться как режиссеру? Как-то ее муж — сам по званию подполковник — сказал мне: «Она у меня — генерал!» И это действительно так. По складу характера Лиана Николаевна лидер. Мне не раз приходилось бывать с ней на съемочной площадке. Она умела так подчинить всех своей воле — и творческую группу, и героев фильма — что все только успевали выполнять ее команды. И многочисленные детские танцевальные коллективы, и сельчане, и ученые, и высокопоставленные чиновники (например, консультанты заказных фильмов — зам. министра и министры) — беспрекословно подчинялись ей. Причем делала она все по-женски легко и дипломатично, так что в результате все оставались довольны — и никогда никаких обид. Операторы в один голос твердили: с Лианой Николаевной работать легко, и всегда были готовы ехать с ней хоть на край света. Ради справедливости надо отметить, что авторитет документального кино в те времена был необычайно высок, и это облегчало работу. Черепанова же делала все, чтобы этот авторитет не уронить. В ее группе не допускалось ни пьянок, ниразгильдяйства, все работали, как единый отлаженный механизм. В то же время она любила устраивать группе праздники.

Второе необходимое для режиссера качество, которым Лиана Николаевна обладала — смелость и самостоятельность в принятии решений. Может, как-то сказалось ее детство, упав¬шее на военные годы. В 1941 году ей было двенадцать лет. Отца, мать и брата мобилизовали. И она осталась одна в пустой и холодной квартире. Сумела и продолжить учебу, и хозяйство вести — печь протопить, хлебные карточки отоварить. А в шестнадцать — уже пошла работать воспитателем в детский сад.

Еще одно незаменимое качество Черепановой — энергичность. На студии шутили: ее энергией можно турбины Братской ГЭС крутить.

Ей были свойственны и такие черты того поколения, как энтузиазм, преданность избранному делу. Она могла сутками не уходить со студии. Мне довелось еще застать те времена, когда в конце каждого квартала на нашей «кинофабрике» начинался аврал. Группы возвращались со съемок, и все силы бывали брошены на монтажный марафон. Часа в 3-4 утра дежурная машина развозила работающих домой поспать, а с утра все начиналось опять. Кто-то ворчал, кто-то увольнялся, а Лиана Николаевна любила этот ритм — он ее бодрил, веселил. В ее глазах, как у спортсмена, появлялся азарт: сделать, успеть, доказать себе и другим, чего ты стоишь.

Как-то в начале своей карьеры Черепанова пять суток не выходила со студии. Подремлет немного, положив голову на монтажный стол, и монтирует дальше. Мама потеряла ее. Пришла и устроила режиссеру Попову, с которым она тогда работала, скандал. После этого молодая монтажница, уходя на ночную работу, стала говорить маме, что идет в гости, к подруге или на танцы, хотя на танцы, как она мне сказала, «сроду не ходила»!

Первые уроки монтажа брала у Юлии Петровны Выголовской, но та разрешала только смотреть, а пленку в руки не давала. Настоящим учителем стал режиссер Анатолий Михайлович Попов. Он давал смонтировать ученице отдельные сюжеты, затем показывал, где ошибки. Вскоре начинающую монтажницу отправили на учебу на Центральную студию документальных фильмов. Радости ее не было предела. Но там ею никто не занимался. Просидела три дня без работы, а потом при всем коллективе начальника монтажного цеха, перед которой все трепетали, отчитала: «Я ехала семь суток за пять тысяч километров не для того, чтобы сидеть здесь без дела!» Начальнице, как ни странно, такая позиция понравилась. Она прикрепила практикантку к хорошему режиссеру, а тот ставил перед ней конкретные технические и творческие монтажные задачи, и она их воплощала. Режиссер остался доволен результатом и на прощание сказал: «Из вас может получиться не только хороший монтажер, но и режиссер».

Кинорежиссер Лиана Черепанова на съемках фильма об оленеводах Таймыра. Источник: www.pribaikal.ru.

До седых волос сохранила Лиана Николаевна в своей душе романтику юности. Когда-то мечтала стать летчицей, путешествовать, увидеть мир. Однако редкий летчик налетал столько тысяч километров, сколько осталось у нее позади за более чем полувековую командировочную жизнь. Причем путешествовать пришлось не только на самолетах, но и на всех видах воздушного, водного и наземного транспорта, а еще на лошадях, оленях, собаках, да и просто «на своих двоих». Нет такой республики, области бывшего СССР, где бы она не побывала. Но сначала пришлось пройти все ступени мастерства, досконально изучить кинопроизводство. Проявщица, копировщица, ученица монтажницы, звукомонтажница, киномеханик, монтажница, мастер монтажного цеха, ассистент кинорежиссера и, наконец, режиссер.

На первую съемку Черепанову взял с собой режиссер По¬пов. В 1950 году снимался фильм «Лес — Родине». «Попов отправил меня снять эпизод с опытным оператором Финкельбергом, — вспоминает Лиана Николаевна. — Он, наверно, в душе смеялся над тем, как я пыталась им командовать, но все терпел и исполнял. Жизнь тогда была послевоенная — бедная, нищая, а в кадре все должно было быть пристойно, красиво. Например, прежде чем снимать в столовой обед лесорубов, я устраивала там генеральную уборку: стелила бумажные скатерти, украшала столы цветами, заботилась о меню...

И не одна я тогда так работала. Белинский, например, возил с собой бритву. Прежде, чем снимать своего героя, заставлял его постричься, побриться, давал ему надеть на время съемок свою кожаную куртку. Так эта кожаная куртка кочевала из сюжета в сюжет». Это рождалось не из желания лакировать действительность, а из любви к своим героям, из стремления показать их достойно.

Белинский вскоре оценил рвение молодой монтажницы и тоже стал ее брать на съемки. Обсуждал, что будут снимать и как. И это тоже было учебой.

Лиана Николаевна со смехом вспоминает такой случай. «Поехали с Белинским на строительство Иркутской ГЭС. А я считала своим долгом прежде чем снимать, все самой увидеть. Я там облазила все. Увидела, что девчонки-бетонщицы стоят в бадье с бетоном, и тоже собралась туда лезть. Едва успели остановить. Оказывается, стоять там можно было только в особых резиновых сапогах, иначе ноги не вытащишь — навек увязнешь!» Сюжет, снятый тогда в содружестве с Алексеем Александровичем, перерос в спецвыпуск, а потом и в известный фильм «Покорители Ангары», правда, в титрах того фильма Черепановой пока еще не было.

У каждого режиссера есть свои творческие вершины, свои любимые фильмы. Для нашей героини одной из таких работ стал поэтический очерк об Иркутске «Пять признаний в любви» (1965). По своей структуре это пять ярких колоритных кинопортрета: историка, архитектора, дегустатора, милиционера, студентки.

Об этой работе режиссер В. Хоменко писал так: «...Я в своей работе над фильмом «Капсе, Якутия!» не избежал влияния «Пяти признаний», так, эпизод с народным писателем Омолло-оном в чем-то перекликается с синхроном иркутского историка Андрулайтиса. Экранные образы героев вылеплены Черепановой пластично, мастерски. Органично и изящно вписаны в тесную, но емкую композицию одной части (10 минут). Обрамлены сочными красочными мазками (оператор Д. Смекаев), рисующими прошлое и настоящее столицы Восточной Сибири, передающими патетику и лирику авторской влюбленности в родной город».

Авторская влюбленность это еще одно из режиссерских качеств Черепановой. Ни одну из своих картин она не делала с холодным сердцем и холодными руками. Она человек эмоциональный и доброжелательный. Многие герои лент становились ее друзьями. Приезжая в Иркутск, приходили к ней в гости, как, например, знатная трактористка, Герой Социалистического Труда Галина Стафеева. Заезжали на студию и другие ее герои: знатный строитель из Нерюнгри Платонов, Герой Социалистического труда из Забайкалья, кукурузовод Лисичкин.

В период хрущевской кукурузомании он умудрился в сибирских условиях выращивать кукурузу до созревания початков. Из Москвы, из «Цетронаучфильма» приехала снимать о нем фильм большая киногруппа — все такие столичные, важные. Но Лисичкин сниматься у них отказался. И тогда они пришли на поклон к Лиане Николаевне, чтобы она поделилась с ними отснятым материалом и помогла уговорить героя дать хотя бы небольшое интервью. Черепанова — человек щедрый, широкий, сибирский — не пожалела для них материала и уговорила Лисичкина на интервью. Герой только одно условие поставил, чтобы она при этом присутствовала.

Ее умение ладить с людьми, находить с ними общий язык — просто дар божий, качество, столь необходимое режиссеру-документалисту. На съемках фильма «Зеркало Бурятии — Байкал» ей удалось сдружиться с проводником — старым бурятом. Обычно он поднимался чуть свет, ловил рыбу, готовил уху и кричал: «Эй, киношники, идите есть». И все хотел угостить Лиану Николаевну винцом, а она всегда отказывалась. Однажды у святого для него места, у дерева, увенчанного цветными ленточками, он снова попытался ее упросить выпить рюмочку, и она, из уважения к его вере, согласилась. А старик потом ей сказал: «Я загадал, что если ты на этом святом месте со мной выпьешь, то экспедиция наша пройдет благополучно. Маршрут трудный. Я тут до вас ученых во главе с академиком Окладниковым водил, так весь путь промучились: то пень, то колода...»

И действительно, все киногруппе удавалось: и рыбаков сняли, и нерпу, и яков, и быт бурятский, и праздники. «Я тогда яков, и ручную маслобойку, и настоящие, не музейные бурятские юрты впервые увидела», — вспоминает режиссер. Экзотический материал сам в руки шел. Тот факт, что у Черепановой рука легкая, на студии знали все. Не случайно юбилейная статья о ней в газете «Восточно-Сибирская правда» так и была озаглавлена «С ней работалось легко» (Березин В. «ВСП». 7.09. 2002).

Людям, впервые столкнувшимся с Лианой Николаевной на съемках, это казалось чудом. Для работы над заказным фильмом «Окно в Сибирь» директор рыбзавода дал под ее начало два рыболовецких судна. Одно, взяв на борт ассистента оператора с аппаратурой, — внезапно куда-то исчезло. Позднее оказалось, что они из суеверия не хотели женщину к себе на борт брать. Группа поехала с другой командой. На ночь рыбаки поставили сети. На рассвете, когда режимные съемки дают особо красивую «картинку», режиссер подняла всех, и начались съемки. Рыбаки стали вытягивать сети, вот тут-то и случилось чудо: подняли на борт столько рыбы, сколько никогда не бывало. И все это богатство переливалось и трепетало в лучах восходящего солнца. Фильм был цветной, оператор талантливый, и эпизод получился на славу. А у другой бригады, у той команды, что сбежала от киношников, сети оказались совершенно пустыми. По всему рыбзаводу слух пошел: женщина-режиссер приносит удачу. И уже никого больше не пришлось уговаривать сниматься. А бывших «беглецов» продолжали преследовать неудачи. Лодка с молодым матросом попала в водоворот. Парень выпрыгнул за борт и начал тонуть. Благо, наш оператор Г. Ландин[1] — отменный силач, спортсмен, пловец и подводник, вытащил бедолагу из воды, а потом и лодку пригнал.

Подобных историй немало. Режиссер побывала по крайней мере в трех автомобильных авариях, но всегда все кончалось благополучно. Однажды навстречу несся лесовоз с пьяным водителем. Оператору Б. Винокуру удалось отвернуть в последнее мгновенье. Когда вышли наружу, увидели, что машина двумя передними колесами зависла над обрывом. Случалось Черепановой и с лошади падать. Вдоль скалистого прижима прошли удачно, а как к деревне Орлик подъезжать стали, лошадь и понесла. Лиана Николаевна съехала с ее крупа на землю, но такудачно, что даже ни одного синяка не получила. «Когда лошадь оглянулась и посмотрела на меня, — вспоминает наша путеше-ственница, — в ее глазах было столько презрения, мол, не уме¬ешь ездить — не садись!»

А встречи! Сколько интересных встреч было на режиссерском пути. Снимала и первую женщину-космонавта Валентину Терешкову, и руководителей компартий Яноша Кадара и Вальтера Ульбрихта (есть фотографии, где она с ним рядом). И Брежнева довелось снимать. Вот Хрущева «люди в штатском» опортретить не позволили. Да и не диво! Он прилетел в Иркутск из Братска, где рабочие встретили его плохо, задавали много «неудобных» вопросов. Генсек был не в настроении и крыл матом тогдашнего председателя Облисполкома Иркутска за то, что ему на трап не успели постелить ковер.

Источник: www.pribaikal.ru.

Самые неизгладимые впечатления оставил Фидель Кастро. «На митинге в Братске мы с оператором стояли к Фиделю ближе всех. Других корреспондентов оттеснили, потому что только у нас была синхронная звукозаписывающая аппаратура.

Наши штатные ораторы говорили много, нудно и скучно. Фидель откровенно скучал, показывал нам знаками, вот, мол, у докладчика такая кипа листов и сокрушенно качал головой. Потом оживлялся, на пальцах показывал, — осталось три, два, один лист и начинал улыбаться. Его, прирожденного оратора, казенные речи утомляли. И вот, наконец, заговорил он.

Расшумевшееся людское море мгновенно стихло. Переводчик работал так синхронно, что казалось, что Фидель говорит по-русски. Его речь завораживала. Она была эмоциональной, горячей и, главное, искренней. Говорил он без бумажки, но поражал своими знаниями и памятью. Он восхищался подвигом братчан, сыпал фамилиями, фактами, называл героев стройки, с которыми успел лично пообщаться. Он даже попроведал упавшего с высоты и ставшего инвалидом Гайнулина.

Позднее из отснятого материала Черепанова смонтировала спецвыпуск в 400 метров пленки. Обратились в Госкино за разрешением увеличить метраж. Разрешили, но только до трехсот метров (10 минут). Но и это была большая победа. «Я буквально со слезами на глазах выбрасывала каждый кадр, так все бы-ло значительно и интересно» — рассказывает режиссер. Спецвыпуск назвали «Иркутск встречает Фиделя Кастро» («Восточ¬ная Сибирь». № 24. 1963).

Кстати, после выхода этого журнала студии разрешили увеличить метраж всех журналов до трехсот метров (одна часть). До этого случая метраж был 200 метров (около семи минут). Тогда показывали журналы во всех кинотеатрах в начале сеанса, и по телевидению как в Восточно-Сибирском регионе, так и в Москве. Кинохроника была в почете.

Говоря о людях, которых Лиана Николаевна считает своими учителями, она вспоминает 1952 год. Именно тогда на студию приехала из Москвы целая плеяда талантливых профессионалов на волне репрессий против «безродных космополитов». Это режиссер Авербах, операторы Берковец[2], Франковский, Цейтлин. Последний был фронтовым оператором, снимал военную хронику для ЦСДФ, а потом был осужден на 10 лет, и большую часть срока отсидел в сталинских лагерях. Все это были люди высокообразованные и хорошо знающие профессию кинопублициста. Кроме того, со студией сотрудничали писатели. Вернувшись с войны, стал сотрудничать со студией Марк Сергеев. На одном из юбилеев Союза писателей в поздравлении от кинематографистов прозвучали такие стихи:

Подрастала вместе с Марком
Честь и слава нашей марки.
С ним — киношником бывалым —
Мы прошли дорог немало.

Он на фронте был связистом,
А у нас стал сценаристом.
А за ним — за рядом ряд —
Весь писательский отряд.

Был нам ко двору Игнатий Дворецкий,
Подбрасывал жар в наш костер и Огневский,
Поэт Левитанский дарил нам стихи,
Вампилов не прочь был на текст забрести.

Работа на кинохронике была в те годы престижной. Музыкальное оформление постоянно делали известный музыковед Владимир Сухиненко и дирижер Иркутского симфонического оркестра Игорь Соколов. Потом приехала из ВГИКа целая плеяда грамотной и талантливой молодежи. «Мне много довелось снимать со Славой Мишиным[3] — удивительным человеком, талантливым, веселым, доброжелательным, простым в общении и изобретательным в работе. Знакомство и общение со всеми этими людьми и было моими университетами», — вспоминает Лиана Николаевна.

Особая страница ее творчества — это съемки заказных фильмов. Эта работа почему-то считалась на студии не особо престижной. Фильмы, снимаемые по заказу различных министерств и ведомств, пренебрежительно называли «Болты в томате». Почему так? Сами названия этих лент подскажут ответ: «Зеркальный карп», «Урожай увеличившим — слава!», «Организация охраны труда в лесной промышленности», «Табунное и продуктивное коневодство Якутии», «Дома серии 122 на БАМе», «Отчего сгорел садовый домик», «Омское аграрно-промышленное объединение по производству овощей». Подобных лент в творческой карточке Черепановой более двадцати. К ее чести — она не чуралась никакой работы. И о заказных фильмах тоже вспоминает тепло.

Именно благодаря «заказухе» география ее поездок не ограничивалась одной только Сибирью. Со съемочными группами ей удалось побывать чуть ли не во всех республиках СССР: на Кавказе и в Средней Азии, Прибалтике и на Украине. Познакомиться с известными учеными, историками, биологами, агрономами, производственниками, изобретателями. Без этих по¬ездок и встреч ее биография была бы неполной. А в последнее десятилетие заказные картины в буквальном смысле слова кор¬мили коллектив ВССК.

Подводя итог, хочу привести некоторые фактические данные о героине этой главы. За годы работы на студии Черепанова смонтировала около 400 журналов «Восточная Сибирь», из них 50 спецвыпусков. Сняла более 50 документальных и заказных фильмов.

Ее работы получали дипломы и призы на фестивалях. Так, на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в г. Фрунзе (1981) тематический журнал «Восточная Сибирь» № 24 за 1979год получил диплом 3-й степени. Спецвыпуск «Танец орлят» на Всероссийском семинаре-совещании по кинопериодике получил почетную грамоту Госкино РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры. На XVIII Всесоюзном кинофестивале в г. Минске (1985) фильм «Нужны Платоновы» получил специальный приз и диплом. Снятая ею лента «Кто построит завод-сад?» удостоена диплома и третьей премии за лучший фильм на Всероссийском конкурсе фильмов об охране природы в г. Махачкале (1988).

Призом «Серебряный Пегас» (Москва, 1996) награжден фильм «Сибирь стояла под Москвой» (ВССК, автор сценария А. Голованов, режиссер Л. Черепанова).

Она — лауреат IV Всероссийского конкурса «Патриот России». В номинации «За цикл передач на тему героического прошлого страны» присужден приз «Александра Невского» за телефильмы цикла «Сибирские дивизии». Диплом I степени IV Международного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Вечный огонь» в номинации «Лучшая военно-историческая программа» («Сибирские дивизии» снят на Иркутской ГТРК, автор А. Голованов).
Л. Н. Черепанова — лауреат программы «Национальная слава России» за фильм «Сибирские дивизии. Засекреченный подвиг» с формулировкой — «За вклад в укрепление национального самосознания».

Дипломом «Золотая Запятая» награждена Черепанова Лиана Николаевна в номинации «За кадром» за вклад в развитие кинематографии и режиссуры в Иркутске в 2003 г.

Кроме того, имеет ряд правительственных наград и званий:
1965 — «Отличник кинематографии СССР»
1967 — Благодарность Союзного комитета за спецзадание 
1970 — от имени президента Верховного Совета СССР награждена юбилейной медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина 
1979 — Почетная грамота Госкино СССР 
1986 — медаль «За трудовую доблесть»
1987 — медаль «Ветеран труда»
1990 — Заслуженный работник культуры РСФСР

В нашей последней беседе, которая состоялась в мае 2009 года, она сказала мне на прощанье: «Если бы меня спросили, что для меня было всегда на первом месте, я бы сказала — студия...
Не семья, не сын, не внуки, а студия. Хотя сына и внуков безумно люблю. Когда снимала фильм «Отчего сгорел садовый домик», мои внуки должны были сыграть детей, которые, балуясь с огнем, вызвали пожар. Начался настоящий пожар, внуки испугались, заплакали, побежали. Я их жестко вернула на место съемок, чтобы снять дубли. Тут они уже от страха заревели во весь голос. Мы все сняли. И только потом я подумала, что я делаю!..

Кино — это моя жизнь. Подними меня в ночь, в полночь, больную, старую, без сил, я встала и полетела. Мой организм мгновенно мобилизуется, и я готова снова работать. Новые люди, новая обстановка, новые впечатления, и я живу, дышу, тружусь, надеюсь!»
__________________________________
1.  ЛАНДИН, Геннадий Алексеевич (род. в 1942). 3аслуж. работник культуры РСФСР (1986). В 1972 окончил операторский ф-т ВГИКа (маст. Р Ильина). С 1959 — лаборант, асс. оператора, в 1961 — 19­71 — оператор Барнаульского ТВ, с 1971 — оператор Вос­точно-Сибирской ст. кинохроники. Оператор фильмов: 1961 — «Под защитой зеленого друга»; 1965 — «У меня есть друг»; «О тех, кто любит песни»; 1966 — «Гаснет свеча»; «15 минут до звонка»; 1969 — «У меня под ок­ном цветут яблоки»; «Барнаул — 3б°», реж.-опер.; «Доб­рые аисты»; 1970 — «У истоков легенды», реж.-опер.; 1971 — «Братск — город молодости»; 1972 — «Художник Сампилов»; 1973 — «Поле геолога»; «Гидростроители»; 1974 — «Окно в Сибирь»; 1975 - «Этот трудный Се­вер»; 1976 — «Мосты»; 1977 — «Под крылом Сибирь»; «БАМ — дорога века» ; «БАМ строится — где, кем, за­чем?»; 1978 — «Репортаж о пожаре»; «Большой десант» (п/м); 1979 —  «Есть первый агрегат»; 1980 — «КАТЭК -начало»; «Далеко от столицы»; 1981 — «Таймыр»; «Марш­рутами красноярского миллиарда»; «БАМ — сегодня»; 1982 — «Иркутские встречи» (ш/э, п/м); «Красноярск»; «Якутия»; «Кедру быть»; 1984 — «Сибирскими маршру­тами»; «Капитан уходит... в школу»; 1985 — «Своей судь­бой гордимся мы»; «Служат Родине два брата»; 1986 — «10 минут с Иркутском»; 1987 — «Дорога, которая бу­дет»; 1988 — «БАМ: деловые игры»; «Зона БАМа. Посто­янные жители»; 1989 — «Озеро»; 1991 — «Осанна». Снял около 600 сюжетов для кинопериодики.

2. БЕРКОВЕЦ, Леонид Семенович (1922). В 1950 окончил операторский ф-т ВГИКа (маст. Б. Волчека). В 1951 — 1958 оператор Иркутской ст. кинохроники, в 1959 — 1965 на Ялтинской к/ст. Опеартор фильмов: 1954 — «Новоселье»; 1955 — «На берегах Ангары»; 1956 — «Перекрытие Ангары»; «Штурм Ангары»; 195 7 — «Покорители Ангары»; «Сибирь фестивальная»; 1959 — «Друзья-товарищи» (игр.); 1961 — «Дрессировщики» (игр); 1963 — «Трудные дети» (игр.). Снял более 250 сюжетов для кинопериодики.

3. МИШИН, Владислав Витальевич (1939—2000). В 1957 окончил операторский ф-т ВГИКа (маст. Б. Волче­ка). В 1955 — 1969 — оператор, режиссер Иркутской / Восточ­но-Сибирской ст. кинохроники, в 1969 — 1985 — режиссер ст. «Центрнаучфильм», в 1986 — 2000 оператор, режиссер Восточно-Сибирской ст. кинохроники. Оператор: 1958 — «Якутские алмазы»; 1959 — «Повесть о Земле якутской»* (п/м); «Сторона иркутская»; 1960 — «Обык­новенная Арктика»*, реж.-опер.; «Это пока начало», реж.-опер.; 1961 — «Крылья над полюсом», реж.-опер.; 1968 — «Искусство Страны Олонхо»*, реж.-опер.; «Пер­мяков. Сельсовет», реж.-оператор. Как режиссер снял 50 науч.-поп. фильмов.

Источник: Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005).