Встреча с российскими мультипликаторами

Стенограмма обсуждения проблем и перспектив развития анимационной отрасли.

09.06.2017

Опубликовано: www. kremlin.ru 31 мая 2017 года. Москва, Кремль.

31 мая Президент России Владимир Путин встретился с представителями ведущих российских мультипликационных студий: «Союзмультфильм», «Мельница», «Рики», «Анимаккорд», «Визарт» и «КиноАтис». 

На сегодняшний день в России насчитывается около 50 мультипликационных студий, большая часть которых занимается авторской мультипликацией. Над производством полнометражных анимационных фильмов и сериалов постоянно работает 10 студий.

В. Путин: Уважаемые друзья, коллеги, добрый день!

Мы с вами встречаемся накануне Международного дня защиты детей. Но хорошо знаем – вы, во всяком случае, знаете это очень хорошо, – что анимационные фильмы посвящаются не только детям. Это значимая часть нашей отечественной кинематографии, имеющая большой опыт, большие традиции. Наверное, одна из самых старейших в мире – в 2017 году исполняется уже 105 лет отечественной анимации.

Тем не менее всё-таки значительная часть вашей работы посвящена именно молодым людям, детям. И в такой яркой, талантливой, красивой форме вы учите детей понимать жизнь, отличать правду от лжи, добро от зла. Это важнейшая задача, и то, как наши художники, мультипликаторы, аниматоры это делают, конечно, часто вызывает восхищение.

В последнее время, конечно, мы знаем, совсем трудные времена. И эти трудности, во всяком случае все, ещё не пройдены, наверняка их достаточно, об этом мы сегодня и поговорим. Но всё-таки наша мультипликация отвоёвывает своё место в отечественном кинематографе и здесь, в нашей стране, и занимает всё активнее и настойчивее позиции в мировом кинематографе, о чём свидетельствуют различные премии, победы, достижения.

Я бы хотел с вами сегодня обсудить, где находится отрасль, услышать ваши оценки. Специально пригласил своих коллег, Министра, своего советника по вопросам культуры, заместителя Руководителя Администрации. Мы все в вашем распоряжении, внимательно вас слушаем и постараемся отреагировать не в сегодняшнем разговоре, а в последующей нашей работе на ваши озабоченности, планы и чаяния.

Пожалуйста, прошу вас.

И. Попов[президент Ассоциации анимационного кино России, генеральный
продюсер группы компаний «Рики»]: Владимир Владимирович, спасибо большое, что сегодня нашли время встретиться.

Действительно, сегодня, в преддверии 1 июня, это особенно значимо, потому что мы не так часто встречаемся. Буквально ещё несколько лет назад, когда была встреча с аниматорами, мы готовили рассказ о том, что происходит в отрасли, и особо рассказывать было нечего. Отрасль только-только начинала своё развитие. Уже были какие-то первые успехи, но это были единственные шаги. Студия «Союзмультфильм» находилась в ужасающем состоянии, практически потеряла коллекцию, находилась в ужасном здании. И именно тогда, когда эта встреча состоялась, за что Вам персонально огромное спасибо, нам удалось действительно совершить такой существенный скачок.

Презентация, которая перед Вами, коротко рассказывает об успехах ключевых студий, руководители которых как раз собрались здесь за столом. Нам действительно есть чем похвастаться. Тогда, по результатам встречи, из ключевых вещей, которые были приняты и поддержаны, как раз был решён вопрос о возврате коллекции «Союзмультфильма», что позволило фактически сейчас сделать существенные шаги в развитии студии «Союзмультфильм». Сама студия получила прямую финансовую поддержку.

В. Путин: Вам вернули коллекцию?

И. Попов: Коллекцию вернули.

В. Путин: Такое тоже бывает.

И. Попов: Да.

Тогда же, в 2011 году, нам была выделена разовая финансовая поддержка в размере 500 миллионов рублей на анимационную отрасль, что действительно дало существенный качественный скачок в старте многих проектов, ряд из которых здесь, как раз в этом буклете, представлен.

И, что немаловажно, тогда была поддержана идея создания Российского дома анимации, которой как раз совместно с «Союзмультфильмом» и наша ассоциация плотно занимается. Считаем, что в этом году есть все шансы, что Российский дом анимации откроет свои двери и мы все с удовольствием там соберёмся и сможем также общими усилиями реализовывать новые проекты. Поэтому встреча была для нас очень значимой. Очень хочется, действительно, чтобы по результатам этой встречи мы смогли ещё активнее дальше развивать нашу отрасль.

Действительно, нам есть чем похвастаться. Я, конечно, не могу сейчас перечислить успехи всех наших ключевых студий. И если коротко рассказать, что ярким мировым примером является успех мультфильма «Маша и Медведь», который сейчас уже стал самым популярным мультсериалом на YouTube. Здесь как раз Дмитрий Ловейко, руководитель студии. А серия «Маша плюс каша» собрала более двух миллиардов просмотров на YouTube.

В. Путин: Два миллиарда?

И. Попов[президент Ассоциации анимационного кино России, генеральный
продюсер группы компаний «Рики»]: Более двух миллиардов, сейчас 2,2 миллиарда.

А Сергей Михайлович [Сельянов] как раз руководит бессменно студией «Мельница» компании «СТВ» и, развивая франшизу «Богатырей», добился того, что фактически это стало самым успешным кинопроектом в истории российской анимации.

Компания, которую я представляю, – это компания «Рики», которая развивает проект «Смешарики», – стала за это время не только самым популярным российским сериалом, но и успешно вышла в Китае, добилась там огромных успехов. Мы за все эти годы фактически стали лидером присутствия на телеканалах в России, у нас более 70 тысяч показов. Юрий Москвин, который возглавляет студию «Визарт», смог создать большую кинофраншизу «Снежная королева», которая за это время стала суперуспешной на международном рынке, и уже сам фильм был показан более чем в 130 странах.

Кинокомпания «КиноАтис» с проектом «Белка и Стрелка» (Вадим Сотсков её представляет) была первым прорывом полнометражной российской анимации на международном рынке, и Вы, конечно, правы, что ещё огромное количество разных проектов авторской анимации завоёвывали множество наград. Невозможно всех перечислить, те же номинации на «Оскар» чего стоят. В этом смысле, конечно, много чего хорошего произошло.

Если сравнить то, какое состояние отрасли было тогда и сейчас и в чём оно изменилось в конкретных цифрах, то можно сказать так, что, например, объём производства в 2011 году у нас был порядка 3000 минут, сейчас он увеличился до более 4200 минут в год. И здесь я не могу сказать, что это цифра, которая нас самих устраивает. Сопоставляя с ожиданиями отрасли, мы понимаем, что эта цифра могла бы быть существенно больше. Зато, например, у нас ярким показателем такого изменения является количество просмотров в интернете. Если тогда было порядка миллиарда, то сейчас совокупный объём просмотров российской анимации составляет уже более 31 миллиарда. В этом смысле хочу отметить, что, действительно, со всеми этими изменениями менялась и отрасль. Действительно, за это время произошла фактически полноценная цифровая революция. Когда раньше в студии зарабатывали деньги, продавая, например, права на выпуск DVD, тогда этот рынок падал, а интернет был полностью пиратским. В результате активной борьбы, в том числе со стороны государства, с пиратством в интернете и развитием всего этого рынка сейчас студии стали зарабатывать гораздо больше, чем в те времена зарабатывали на DVD-рынке. В то же время, например, изменился и колоссальный рынок цифрового телевизионного вещания, и появилось множество новых каналов, в том числе специализированных детских каналов, которые показывают анимацию. Это тоже привело к росту спроса на анимацию со стороны телевидения.

Такая же история коснулась, например, и цифрового кинопоказа. То есть если раньше все фильмы выходили на плёнке и только именно кинопроекты могли демонстрироваться, то сейчас, благодаря развитию цифрового кинопоказа, у нас появились такие проекты, как «Мульт в кино», в которых мы можем демонстрировать премьеры новых российских сериалов практически на еженедельной основе. Это всё, конечно, такие факторы, которые и изменили отрасль, и дали серьёзный импульс к развитию.

По количеству студий. У нас тогда было порядка 30, сейчас их уже около 50. Про «Союзмультфильм» как раз я уже упомянул, о том, что уже много что изменилось, и сейчас мы ведём совместную работу, с тем чтобы «Союзмультфильм» стал базовой комплексной площадкой в целом для индустрии.

Важный фактор для нас, который был и остаётся, это как раз рост развития рынка детских товаров. В этом смысле сама отрасль небольшая, но те продукты, как, например, эти игрушки, они появляются на полках магазинов, и действительно, в общем объёме в этом смысле чем больше появляется российских мультфильмов, тем больше появляется российских товаров с этими игрушками. И в этом смысле если тогда, ещё в 2011 году, совокупный объём наших отчислений на отрасль составлял порядка 700 миллионов, а общий объём продаж в розничных ценах составлял порядка 15 миллиардов рублей, с которых как раз все эти роялти платятся, то сейчас эта цифра выросла уже до 25 миллиардов, объём отчислений вырос до 1,2.

Наверное, самый качественный, серьёзный скачок у нас произошёл в области экспорта, потому что в 2011 году экспорта практически не было. Сейчас, действительно, уже можно говорить о каких-то серьёзных цифрах. Если о корректных цифрах, то в 2011 году объём экспорта был порядка 200 миллионов, в прошлом году он уже превысил 2,4 миллиарда рублей.

В объёме кассовых сборов тоже произошло более чем удвоение. То есть мы посчитали, что в 2011 году у нас порядка одного с небольшим миллиарда был общий объём кассовых сборов российских фильмов анимационных. И всего вышло порядка пяти фильмов в том году, в прошлом году у нас вышло уже восемь фильмов, и общие кассовые сборы составили 2,3 миллиарда.

В этом смысле, если резюмировать, то отрасль выросла за это время практически в три раза. И конечно, когда мы растём практически с нуля, вырасти в три раза непросто, но гораздо проще, чем снова потом вырасти за следующие пять лет ещё в три раза. И, наверное, сейчас в этом смысле, если мы будем развиваться так, как есть, без каких-то серьёзных шагов совместных со стороны бизнеса и со стороны государства, то, бесспорно, мы вырастем. Наверное, вот эти порядка семи миллиардов, которые сейчас отрасль уже составляет, превратятся в десять. Ну, мы очень хотим, чтобы эта отрасль выросла также втрое и превысила 20 миллиардов. И для этого как раз необходим ряд мер, которые я сегодня хотел коротко представить и передать слово своим коллегам. Они более подробно по отдельным пунктам расскажут и обоснуют.

Если говорить всё-таки про ситуацию ещё в конкурентном окружении, ситуацию вчера и сегодня, и как мы видим, и завтра, мы понимаем, что действительно мы находимся в условиях абсолютно открытого рынка, когда в России нет никаких законодательных ограничений на присутствие иностранного контента, нет таких правил, что нельзя показывать в определённое время или что нельзя иностранным фильмам выходить в кинопрокат, какой-то приоритетности по отношению к российским фильмам. В этом смысле мы всегда в жёсткой конкурентной борьбе, но не всегда имеем возможность тратить такие же маркетинговые бюджеты. Иногда иностранные компании, к которым мы приходим со своими проектами, в принципе они уже окупили все затраты на своих локальных рынках и в России они могут себя в этом смысле вести гораздо более свободно и смело. Вот если по общим цифрам, которые мы сейчас наблюдаем, действительно, что нам удалось. С трудом нам удалось с 20 с небольшим процентов, если говорить в процентном соотношении, увеличить долю полнометражных анимационных фильмов в России до 27, то есть почти до 30 процентов. Конечно, хотелось бы, чтобы эта цифра повышалась и дальше.

В этом смысле такая же ситуация приблизительно и в сериалах. Если раньше у нас, например, в 2011 году было в коммерческом обороте порядка 14 анимационных сериалов, то сейчас их стало уже 53, то есть их число выросло почти втрое. Но за это же время существенно выросло и количество иностранных сериалов на телеканалах. Мы, конечно, стремимся к тому, чтобы эту цифру тоже существенно поднять.

Ещё один немаловажный фактор. Я много говорю о финансовых показателях, а не менее важно говорить о показателях популярности российских героев среди детей. Действительно, каждый персонаж в мире, в истории несёт в себе серьёзное содержание, и порой действительно это важнее, чем, может, какой-то экономический эффект. И здесь для нас такой важный показатель – это просто количество персонажей, которых дети называют популярными, любимыми. По опросам как раз социологов, например, ещё в 2011 году из тех самых 100 персонажей, которых называли любимыми, лишь 14 вообще имели отношение к российским персонажам. Большинство из них были персонажи «Союзмультфильма». Были в тот момент «Смешарики», «Маша и Медведь» как первые российские проекты, сейчас такие проекты в общей сложности составляют порядка 24. То есть 24 персонажа популярны из 100. Эта цифра тоже далека от идеала. Мы очень хотим добиться общими усилиями, чтобы хотя бы половина таких персонажей, которых дети называют любимыми, были именно российскими, и считаем, что для этого у нас в принципе всё есть.

Если переходить к вопросу конкретных предложений и мер, говоря о том, чего нам не хватает, наверное, нам в первую очередь не хватает определённой системности. Потому что в действительности многие меры поддержки, даже эта поддержка в размере 500 миллионов, о которой я сказал, действительно дала серьёзный скачок в 2011–2012 годах. Но потом дополнительной поддержки не выделялось, продолжало оказывать поддержку все эти годы Министерство культуры, за что я хочу отдельно сказать огромное спасибо.

Вообще, мы с Министерством культуры очень плотно эти годы и как Ассоциация анимационного кино, и как отрасль взаимодействовали. Но Министерство культуры зажато строго в тех рамках, которые есть, в том числе финансовых, и здесь без определения чёткой финансовой программы развития невозможно многие вопросы решить. Для простоты мы, обсудив внутри отрасли и постаравшись выделить ключевые, болевые точки или точки роста в том числе для отрасли, определили их как шесть базовых. Сюда как раз относятся вопросы поддержки экспорта и вообще экспортного развития. Действительно, я считаю, что 2,4 миллиарда – сумма не маленькая, но она далеко не большая. Я могу сказать, что весь мировой рынок – это порядка 250 миллиардов долларов, поэтому в этом смысле мы ещё далеко-далеко не достигли того потолка, который, очевидно, могли бы достичь, особенно с той самой 105-летней историей развития российской анимации. Дмитрий Медников, я думаю, расскажет коротко и в части именно поддержки экспорта.

Отдельная проблема, которая у нас была и остаётся, это проблема и задача усиления борьбы с контрафактом. Причём в данном случае, действительно, это касается вопроса и контрафакта в интернете, который негативно отражается и на киноотрасли, и контрафакт лицензионных товаров в магазинах. Отдельный маленький блок – это блок поддержки развития анимационного образования. Кстати, как раз по борьбе с контрафактом у нас уже, насколько понимаю, Министерством культуры был подготовлен федеральный закон, который лежит в Госдуме на одобрении. Если буквально в ближайшее время он будет принят, то это действительно многие вопросы поможет решить.

С. Сельянов[соучредитель студии анимационного кино «Мельница», руководитель кинокомпании «СТВ»]: Сейчас он лежит, и нет никаких сигналов.

И. Попов: Да, движения нет.

С. Сельянов: Он завис там.

В. Путин: Почему? Есть какие-то споры?

С. Сельянов: Какой-то встречный лоббизм, видимо. Мы не знаем объяснения, нас это беспокоит.

В. Путин: Как он называется?

В. Мединский[министр культуры Российской Федерации]: Это закон о борьбе с пиратством.

Мы провели у Володина совещание, и не одно. Правительство поддерживает, даже Минсвязи уломали, профильные комитеты поддерживают. Но последняя информация, которую я получил, что есть какие-то юридические замечания со стороны ГПУ. И он опять лежит. В принципе, он был бы готов к принятию полностью. Отрасль его ждёт.

С. Сельянов: Да, да.

И. Попов[президент Ассоциации анимационного кино России, генеральный
продюсер группы компаний «Рики»]: Ну, мы с подобной ситуацией сталкивались, например, когда мы постарались добиться послабления, связанного с размещением, например, рекламы как раз в кинофильмах, которые относятся к детским, для того чтобы телеканалы более активно могли их покупать. И вот здесь та же проблема возникла, когда со стороны отдельных депутатов Госдумы возникло противодействие. И фактически так это решение и не было проведено.

Возвращаясь к ключевым мерам. Третьей такой мерой является поддержка развития анимационного образования. Если мы хотим, действительно, чтобы число специалистов отрасли выросло ещё существенно, эти меры системные необходимы. Здесь тоже необходимо плотное взаимодействие с Министерством образования, без этого никак.

Отдельный блок серьёзный (Сергей Михайлович расскажет и Дмитрий Ловейко) про комплекс мер налоговой поддержки. Тут есть тоже ряд таких, я бы сказал, системных вопросов, которые накопились, более того, многократно уже обсуждались, и решения по ним вроде как уже принимались и поддерживались, важно просто донести в жизнь.

Пятый существенный блок вопросов связан с поддержкой развития технологической базы и адресная поддержка «Союзмультфильма», на базе которого как раз мы и хотим создавать российский анимационный технопарк.

Ну и, что называется, последний по списку, но далеко не самый последний по значимости пункт – это непосредственно дополнительная финансовая поддержка производства с конкретной целью. Чего мы хотим добиться? Мы хотим увеличить объём производства анимации реально в три раза, и отрасль к этому готова, добиться того, чтобы в этой ситуации произошло утроение не только объёмов производства, но и размеров этой отрасли, что, в свою очередь, повлияет не только на повышение конкурентоспособности российской анимации, но и решит задачу как раз увеличения числа российских героев и на внутреннем рынке, и для работы на внешнем рынке. Почему вообще эти цифры необходимы и в чём вопрос?

У нас сейчас общий объём поддержки анимации составляет в год порядка 800 миллионов рублей, сумма не маленькая, бесспорно. Но если сравнить, например, с бюджетом даже одного фильма «Шрек», который составляет 60 миллионов долларов, эта сумма составляет одну четверть «Шрека». То есть в этом смысле конкурировать с таким объёмом даже при условии, что ещё столько же денег и даже больше добавляют частные инвесторы, всё равно невозможно.

То, что мы предлагаем, – это обеспечить целевую финансовую поддержку хотя бы на каком-то горизонте, ближайших трёх лет, с тем чтобы вот в эти пять лет изменить существенно ситуацию, нам необходим объём поддержки порядка до миллиарда в год. И в этой ситуации мы как раз эту задачу утроения отрасли точно решим.

В отношении, как я сказал, налоговых преференций и развития структуры мы обсудим. Я хотел коротко ещё добавить пример зарубежного опыта – просто откуда вообще эти цифры, и где бы сейчас мы могли бы быть. Мы для сравнения взяли одну из далеко не самых больших с точки зрения экономики страну и сопоставили наши цифры и их в реалиях. В данном случае об этой стране буквально 15 лет назад на мировом анимационном рынке никто не слышал, не знал. Сейчас она занимает одно из первых мест.

В. Путин: Южная Корея просто одна из экономик с наиболее быстрыми темпами внедрения инноваций.

И. Попов: Да. В этом смысле мы очень хотим догнать и обогнать, и считаем, что в этом смысле потенциал у нас и творческий, и технологический точно есть. И как раз здесь мы говорим о том, что тот самый миллиард, это менее 20 миллионов долларов, это точно несопоставимый объём дополнительной поддержки, которая есть у той же Южной Кореи. Но при этом мы сейчас имеем 50 студий, мы хотим, чтобы этих студий было порядка 100. И отрасль понимает, что да, это реально. Причём важный момент: у нас из этих 50 студий меньше десяти, на самом деле восемь, являются индустриальными. В той же Корее более 90 процентов студий так или иначе являются индустриальными студиями. И важный фактор, что они работают как раз в основном на экспорт. То есть 80 процентов производимой анимации они производят для остального мира. У нас объём экспорта составляет на сегодняшний день порядка 35 процентов, то есть треть. И объём рынка сам по себе, если совокупно посчитать, у нас все те цифры, которые я называю, переводя в доллары, это порядка 120 миллионов. У них этот рынок на сегодняшний день порядка 755 миллионов. И по количеству минут, вот те самые 4200 минут, ну, как-то непонятно, что это такое, много это или мало. Вот для сравнения: та же Южная Корея производит сейчас в год, по статистике прошлого года, 200 тысяч минут. То есть в этом смысле мы в 20 раз меньше, то есть мы в пять раз меньше по финансовым показателям и в 20 раз меньше по объёму производства. И, повторюсь, мы технологически к этому готовы. Люди есть, проектов, идей много. Инвесторы готовы вкладываться. Но здесь вопрос реализации того комплекса мер, которые позволят действительно совершить какой-то серьёзный, качественный скачок.

Я передаю слово своим коллегам, чтобы они могли подробнее рассказать о вопросах нашей структуры.

В. Путин: Пожалуйста.

С. Сельянов: Мы условились, что каждый выступающий два слова скажет о своей студии и успехах. Но поскольку об успехах и Вы, Владимир Владимирович, и Илья всё уже рассказали, я не откажу себе в удовольствии два слова сказать про нашу студию. Она питерская, вот я картинки принёс. Мы её построили, это предмет нашей гордости, за собственные заёмные средства, вот она, называется «Мельница».

В. Путин: А где это?

С. Сельянов: В Питере. В районе проспекта Большевиков. И у Ильи студия, кстати, в Петербурге.

И. Попов: Да, две крупнейшие студии находятся в Петербурге.

С. Сельянов: Юра [Москвин] – в Воронеже, этого вообще никогда не было. В Питере не было анимации в советское время никакой. То есть это тоже свидетельство какое-то живучести нашего вида. Прорастает там, где ничего не было. И вообще питерские студии крупнее гораздо московских.

Реплика: А московские – эффективнее. (Смех.)

С. Сельянов: Вы делаете одно произведение искусства. Удачное. Поздравляю. Вот ещё иллюстрацию принёс, попросил, потому что буду говорить об успехах. Это, собственно, на «Оскаре»: наш Костя Бронзит вместе с одним из поклонников его таланта. Он номинировался дважды, Ди Каприо его любит, просил Костю сфотографироваться, бегал за Костей, и Костя ему сказал «ок».

То есть действительно, правда успехи есть. Вы в своём вступительном слове сказали: «Где вы себя видите?» – такую фразу произнесли. Вот я правда, искренне, с каким-то вдохновением и волнением скажу, что у меня, может быть, недостаточно отчётливое представление об успехах страны, но есть отрасли лидирующие, оборонная, атомная промышленность, вот МС-21 полетел (мой отец был лётчик, я к этому как-то особенно отношусь, он был военный, не важно, что военная авиация, но для меня лично это очень важно), есть спорт высоких достижений. Вот в этом ряду я себя вижу. И, коллеги, мы правда очень круто выглядим в мире. Нас мало, мы пока сконцентрированы, но меня это вдохновляет. Более того, я считаю, что мы круче всех перечисленных отраслей, потому что мы создаём содержание, кроме того. Вот этот контент так называемый. (Показывает фото.) Это наши подшефные дети. Действительно: сегодня дети – завтра народ. Мы, собственно, как-то эту идентичность воссоздаём, поддерживаем и прочее, поэтому мы правда чувствуем себя, как-то с большим энтузиазмом занимаемся этим делом и видим себя высоко. То, что Вы нас сегодня пригласили, – свидетельство того, что мы как-то поняли уже, что в Правительстве и теперь уже на уровне Президента это, видимо, заметили. Потому что, действительно, красоты ведь не спрячешь.

В. Путин: Когда Вы сказали «в Правительстве», Вы имели в виду нашу встречу в 2011 году?

С. Сельянов: Последняя была в 2013-м, с Вами. Это я уже плавно перехожу, собственно, к деловой части моего выступления, чтобы много времени не занимать. Мы тогда с Вами этот вопрос решили, но он как-то не решился. Как с коллекцией, Вы говорили, что бывает, что вроде передадут, но где-то она там. Речь идёт об устранении несправедливости. Есть IT-индустрия, которой мы тоже, кстати, гордимся, она тоже в числе приоритетов.

В. Путин: И достижений.

С. Сельянов: Достижений. Я и говорю, что они молодцы. Но они забирают людей у нас, потому что у них есть льгота по социальному страхованию, а у нас её нет. А люди одни и те же, специалисты одни и те же. Они имеют несправедливые, на наш взгляд, конкурентные преимущества. И мы бы хотели, чтобы эти 14 процентов страховых взносов были применены и к нашей отрасли, и к смежной, очень близкой и важной для производства кино отрасли и тоже лидирующей в мире, вполне на очень высоких позициях, как компьютерная графика для кино, телевидения, студий компьютерной графики для аудиовизуальных произведений. Это те, кто делает все спецэффекты, то, без чего современное кино невозможно. Мы сейчас делаем фильм «Конёк-горбунок». Это фильм, не мультфильм, и там компьютерные графики будут анимационные образы создавать: и жар-птицу, собственно, Конька. Это очень близкие, и у них те же самые проблемы. Какие у нас аргументы? Ну, те же самые, что и у айтишников, более 80 процентов себестоимости – это фонд оплаты труда, реализация, естественно, практически на 100 процентов именно этой продукции, которой мы занимаемся.

Ю. Слащева[председатель правления киностудии «Союзмультфильм»]: Мы – инновационная отрасль, как и они.

С. Сельянов: Да, такая же инновационная, как они. Выпадающие доходы вместе со студиями компьютерной графики, в общем, где-то 1,5 процента от выпадающих за год доходов IT-индустрии конкретно. Минэкономики, которое эту идею горячо поддерживает, прямо даже очень горячо, насчитало где-то 300 миллионов. Но, поскольку пока много фрилансеров, то есть ипэшников и предприятий, которые по упрощёнке отчитываются, на самом деле, я думаю, в первый год выпадающих доходов будет по анимации и по компьютерной графике не более 150 миллионов. Потом, видимо, это будет как-то нарастать.

И. Попов: Но всё равно это один процент от IT-отрасли, да.

Ю. Слащева: И наша выручка будет нарастать.

С. Сельянов: Наша, естественно.

И. Попов: А для отрасли это значимая цифра.

В. Путин: Вы правы, правы, конечно.

С. Сельянов: Поэтому это предмет нашего желания. Мы вынуждены, но у нас уводят людей, во-первых, хорошие наши коллеги. Во-вторых, это, конечно, инвестиционную привлекательность резко повышает. Потому что инвесторам, конечно, трудно отдавать.

В. Путин: Минфин наверняка сопротивляется не потому, что он не хочет вас поддержать.

С. Сельянов: Но это его работа.

В. Путин: Нет. Потому что он боится прецедента и агрессивного поведения других участников рынка: и нам, и нам, и нам, и мы тоже, и мы тоже очень важны. Вот только в этом. Но мы поработаем.

С. Сельянов: Я обрадовался, когда продлили им эту льготу, правда обрадовался. Ваше поручение было в 2013 году такое – обеспечить именно, не проработать. Хотелось бы, конечно, очень. Нам это поможет, именно индустриальным студиям с постоянным циклом производства.

В. Путин: Да, согласен. У вас очень важная социальная роль, поэтому это не только будет помогать развитию высоких технологий, но ещё и социальную роль поддерживать.

И. Попов: Хочу добавить ещё, что на самом деле зарплаты аниматоров в действительности (особенно для регионов это актуально) в среднем выше, чем зарплаты не подготовленных к этой специальности специалистов. Поэтому применение такой меры фактически, при развитии индустрии, людей, которых мы так или иначе обучаем, готовим, суммы, которые в итоге государство будет получать даже с учётом этих пониженных ставок, на выходе будут больше, и эти выпадающие доходы с лихвой компенсируются не только ростом рынка, но и ростом числа людей, задействованных в нём.

В. Путин: Поможет вам конкурировать внутри страны, в том числе с иностранным контентом?

Ю. Слащева: Да.

Ю. Москвин[генеральный продюсер компании Wizart]: Не только конкурировать с IT, но и, кроме того, за рубежом, потому что до сегодняшнего момента мы конкурировали с Disney, то, что показывает Dream Worlds, потому что мы находимся с ними на одном поле, потому что мы продаём нашу продукцию уже за рубеж. Когда только мы приехали из Канн, нам болгары рассказывали историю о том, что вы не представляете, что мы сделали. За «Снежную королеву», она у нас вышла в Болгарии, – лучший анимационный старт за всю историю болгарского проката в рамках независимой анимации. То есть мы обогнали всю европейскую и американскую независимую анимацию. Понятно, Disney собирает больше, Dream Worlds собирает больше, но мы можем конкурировать. В данной ситуации мы дошли до того, что мы можем конкурировать с крупнейшими европейскими и американскими студиями независимой анимации. Это уже много, потому что раньше этого не было вообще. То есть сейчас мы можем.

В той же Корее, индустриальной, на сегодняшний момент та же «Снежная королева» – лучший анимационный старт, лучшие сборы за 2016–2017 годы. То есть мы неплохо себя чувствуем. Понятно, что нет предела совершенству, хочется ещё больше шагов. То есть нам нужны эти шаги, потому что мы хотим конкурировать не только с независимыми студиями, но и с индустриальными, с Диснеем. Для этого нужны обучение, нужны дополнительные инвестиции, потому что мы – Кулибины, мы пытаемся сделать за три копейки, но всё равно нужны деньги, нужны инвестиции, нужно продвижение.

Ю. Слащева: Можно я про инфраструктуру скажу, потому что дальше отсюда следует как раз развитие инфраструктуры.

Я недавно возглавила «Союзмультфильм» и, уже войдя в отрасль, придя с телевидения, поняла, какие инфраструктурные проблемы есть в анимации. И одна из них, конечно, заключается в том, что у нас нет сегодня специализированных центров, специализированных технопарков, которые бы развивали анимацию. Есть IT-парки, есть парки ряда других отраслей, но нет анимационного. Мы как «Союзмультфильм» вчера получили статус партнёров