Наталия Калантарова: «Мы относимся к собранию архива как к национальному достоянию»

Как сохранить аудиовизуальные документы XX и XXI веков для будущих поколений.

Наталия Калантарова: «Мы относимся к собранию архива как к национальному достоянию»

03.11.2018

Калантарова Н.А.

Автор:
Калантарова Н.А.

Директором Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД)

Опубликовано: газета «СК Новости» № 6 (356) 13 июня 2017 года. Беседу вела киновед, член Гильдии кинокритоков России Вита Рамм. Фото: "РГАКФД. 04 июня 2018 года". Автор фото: #МузейЦСДФ.

С директором Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) в Красногорске Наталией Александровной Калантаровой мы поговорили о буднях архива и о том, как сохранить аудиовизуальные документы XX и XXI веков для будущих поколений.

 Вита Рамм для газеты «СК Новости»

— РГАКФД финансируется так же, как Госфильмофонд России ‒ отдельной строкой в федеральном бюджете?

— Мы работаем в системе Федерального архивного агентства (Росархив), находящегося в непосредственном подчинении у Президента Российской Федерации.

— Как поступают к вам современные документальные фильмы?

— Во-первых, существует Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Он позволяет нам очень активно работать и комплектоваться. Во-вторых, все, что сделано с использованием государственной финансовой поддержки, должно быть сдано в архив по акту. С этим актом режиссер или продюсер идет в Министерство культуры России. Только после этого производится окончательный расчет и выдается прокатное удостоверение.

— Но сегодня фильмы снимаются не только за государственные деньги и на цифровые камеры, иногда на телефоны...

— У нас есть договоренность с Министерством культуры, что мы можем хранить только носители определенного качества, а не все подряд. Фильм в архив должен быть сдан в форматах Веtа Digital или HD CAM.
Нам важно сохранить кинопроизведение; мы подходим к этому очень и очень строго.

— А если формат не соответствует вашим требованиям, но «случился» шедевр, что делать в таком случае?

— Мы не можем оценивать фильм с точки зрения киноведения, политики или эстетики; мы имеем право оценивать его только с технической стороны и, если все соответствует нормативным показателям, принимаем, если нет – возвращаем на исправление. Честно скажу, сдаются фильмы, производство которых я никогда в жизни не оплатила бы государственными деньгами, но нам приходится и их принимать.
К сожалению, в последнее время Министерством культуры РФ предлагается изменить как порядок передачи фильмов на постоянное хранение в государственный архив, так и список носителей, на которых эти фильмы должны передаваться. Предлагается сначала выдавать фильму прокатное удостоверение, а уж затем… Такая формула не сработает. Кроме того, фильмы должны быть переданы в определенном формате (а лучше на кинопленке) для того, чтобы их можно было сохранить в течение длительного времени.
Мы относимся к собранию архива как к национальному достоянию и делаем все возможное, чтобы аудиовизуальная информация дошла до будущих поколений.
Странно, что на такие обсуждения в качестве экспертов не привлекаются наши специалисты.

— Лет через сто-двести наши потомки смогут посмотреть фильмы снятые в XXI веке на пленке?

— Конечно. Мы об этом задумываемся. Нам хотелось бы, конечно, чтобы до XXII века дошла история XXI-го – такого непростого, спорного времени.
По определенным методикам, которые утверждены Росархивом, наша экспертная комиссия выбирает фильмы из всех сданных в архив. Им присваивается статус «особо ценный документ» и, соответственно, для перевода на пленку выделяются деньги. Не скажу, что столько, сколько мне бы хотелось, но, тем не менее...
Стандарты такой страховой копии на кинопленке были созданы в советские годы и оправдали себя. Например, мы сохранили первую съемку 1896 года – это коронация Николая II. Вся военная кинохроника сохранена, как бы она ни была снята и обработана. Если где-то что-то выцветает, мы видим это и можем спасти.
Подобная работа ведется постоянно, так как методики отбора меняются. Мы можем вернуться и вновь отобрать из тех же материалов, которые на данный момент не имеют статуса «особенно ценные». Наш обязательный страховой фонд пополняется каждый год.

— Сотрудничаете ли вы с частными архивами?

— А как же! Многие родственники фотографов, кинорежиссеров связываются с нами. Люди стали понимать, что дома аудиовизуальные архивы сложно сохранить. Если же они просят сделать им цифровую копию для домашнего пользования, мы им изготавливаем, естественно, бесплатно. Честно скажу: много фотодокументов у нас еще не обработано. Например, фонд Бориса Евгеньевича Вдовенко и некоторых других авторов. Его родственники, когда он умер, привезли нам целый грузовик и непроявленных пленок, и проявленных, и разобранных, и неразобранных. Этим архивом мы уже занимаемся лет восемь точно, если не больше. Дети фотографа Виктора Антоновича Тёмина передали нам архив.
Мы очень дружим с Натальей Коневой, дочерью маршала Советского Союза Ивана Конева. Она тоже сдала нам домашний кинофотоархив отца.

— Вы говорите «сдали». Это означает, что они отдают все бесплатно?

— В большинстве случаев нам передают документы бесплатно. Иногда платим, когда нам деньги выделяет государство. Но, конечно, для подобных покупок должен быть отдельный фонд. А люди разные. Кто-то просит: «Только возьмите, ради Бога, потому что выкинуть не можем и сохранить не можем». А кто-то говорит: «Заплатите мне миллион долларов, тогда я сдам».

— Какие у вашего архива отношения с коллегами за рубежом?

— Мы дружим с архивом во Франции, Бундесархивом Германии, с испанскими, итальянскими, израильскими киноархивистами, обмениваемся пленками. Например, Роман Кармен снимал хронику во времена Гражданской войны в Испании. По обмену мы получили записи тех же событий, снятых испанскими режиссерами. Это тоже очень ценно. Как правило, это смешанные архивы. Все по-разному работают, но все нам завидуют. У многих ведь нет закона об обязательном экземпляре. Собирают все, что могут, и в каком угодно формате.

— Госфильмонд России каждый год проводит фестиваль архивного кино в Белых Столбах. Легко представить, как на фестиваль документального архивного кино в Красногорск слетятся
зрители со всего мира, не только киноисторики.

— Мы сотрудничаем с организаторами «Белых Столбов», предоставляем им хронику. Конечно, и у нас есть мысли организовать нечто подобное, но пока для этого нет достаточного финансирования. В следующем году 1 июня нашей архивной отрасли исполнится сто лет. Хороший повод для фестиваля. Но нам нужна творческая помощь киноведов, потому как у наших историков и архивистов несколько другой взгляд и другая специфика работы. Но мы проводим «архивные чтения», «круглые столы» и, действительно, – желающих много.

— Может быть, это интервью кому-нибудь и подскажет хорошую идею...

— Да, я с благодарностью выслушаю разные предложения. Мы сотрудничаем с местным красногорским телевидением.
Оказалось, что его смотрят и за пределами города. Очень приятно получать письма, например, из Краснодарского края: «Спасибо, что вы есть, спасибо, что вы показываете такие вещи, которые давно забыты», например, советский киножурнал «Новости дня».
У нас много программ для работы со школьниками в соответствии с их возрастом. По запросу мы посылаем свои фильмы в разные города России. В регионах, скажу вам, немножечко по-другому живут. Сейчас губернаторы выделяют средства на работу со школьниками. И представители комитетов по культуре к нам приезжают, отбирают и формируют свои программы.
В Самаре много лет проходит прекрасный детский фестиваль, которому мы каждый год предоставляем свои фильмы. Активно с нами сотрудничает Ямало-Ненецкий автономный округ. Якутия очень много взяла, хотя у них свой прекрасный архив. Татарстан, Краснодарский, Ставропольский края.

—  Дорого стоят подобные заказы?

—  Как правило, берут кинофильмы для показа на DVD или Blu-Ray. Это недорого. Для телевизионных или кинокомпаний профессиональные форматы, конечно, дороже, но там и используется недешевое профессиональное оборудование.

— Есть ли у вас, скажем, тройка любимых документальных архивных фильмов, которые вы всегда с радостью будете пересматривать?

— С удовольствием пересматриваю первый цветной документальный фильм в СССР «Цветущая юность» режиссера Александра Медведкина и оператора Павла Мершина 1939 года. Завораживающее зрелище. У меня к нему отношение такое, словно я, восстановив первоначальный цвет, совершила какой-то подвиг.
Очень люблю Дзигу Вертова. «Человек с киноаппаратом» могу смотреть сколько угодно раз.
Искренне люблю работы Виктора Петровича Лисаковича, особенно фильм «Анастасия» о русской эскадре, с которой девочка в 1918 году оказалась в Тунисе.
Считаю, что фильмов о людях, которые со- хранили себя русскими в эмиграции, должно быть больше. Это наша история, которую надо успеть запечатлеть на пленке.

— Какое нужно образование, чтобы получить работу в вашем архиве ‒ киноведческое, инженерное, химическое?

— Сегодня, помимо своей основной специальности, архивист должен владеть навыками работы за компьютером. Мы ведь занимаемся современной каталогизацией. Человек, который приходит к нам, должен знать химико-фотографическую обработку, уметь работать с кино-, фотопленкой, то есть владеть всеми классическими технологиями получения изображения, которые существовали в мире.

— Насколько я знаю, подобных специалистов во ВГИК не готовят.

— Наши сотрудники – выпускники МГУ, РГГУ, ВГИК, ГИТР. Раньше специалистов поставлял Ленинградский институт киноинженеров. Cейчас, конечно, никто не учит студентов работать с кино- и фотопленкой.
В основном, мы обучаем в архиве, потому что без этого не обойтись. Многие технологии уже ушли из большого кино, но в архиве они останутся надолго. Пока хранится кинопленка, пока хранится фотопленка, традиционные технологии должны работать для того, чтобы обеспечить сохранность всех кинофотодокументов.
РГГУ ‒ наш профильный институт, который готовит историков-архивистов, в том числе, и работников с информацией на технотронных носителях. В эту категорию входит все: и кино, и видео, и цифровое изображение. Студенты РГГУ бывают у нас на практике; некоторые потом приходят к нам в архив работать.

— Наверное, у вас работают энтузиасты архивного дела? Не думаю, что ваши зарплаты можно сравнить, например, с банковскими.

— Конечно, этих людей я считаю фанатами истории, в частности, истории кино. Причем это специалисты высочайшей квалификации. Им приходится решать очень разные задачи, а на это способны только люди с высоким уровнем интеллекта.
После окончания ВГИК у нас долгое время работал историк кино Александр Дерябин. Он пришел в архив, не имея квартиры, все время жил на съемной. К сожалению, мы так и не смогли помочь ему в жилищном вопросе. Сейчас эпизодически с ним сотрудничаем.

— А красногорские власти, имея такую жемчужину на своем попечении, не делают для вас каких-то поблажек с жильем?

—  Сейчас это невозможно, а в советские времена нам выделяли квартиры для молодых специалистов. Но у нас работают и москвичи; кто-то вынужден приезжать из Дедовска, Нахабино, Истры. Они стоят на общей очереди. Мы стараемся помогать им в рамках законодательства, как-то продвинуть, если есть основания для льгот. Но наше подчинение – федеральное, хотя мы и располагаемся в Красногорске. Архив тесно сотрудничает с городом: мы проводим экскурсии для местных школьников, участвуем в выставках, совместных фестивалях. Делаем и общие издательские проекты, например, фотоальбом «Первая мировая
война», «Военная летопись». Сейчас готовим большой сборник о Гражданской войне и тоже надеемся на помощь района.

Строительство нового корпуса РГАКФД. 04 июня 2018 года. Фото: #МузейЦСДФ.

— На каком этапе сейчас строительство нового корпуса?

— Пока ведутся работы на нулевом этаже лабораторного корпуса; котлован готов, делаем стены подвала. Наш архив находится не в специализированном здании, а в приспособленном. Надеюсь, по завершении строительства мы получим корпус в 13 тысяч квадратных метров, где сможем расположить отделы с новейшими технологиями, которые будут заниматься оцифровкой наших кино- и фотодокументов. Будут значительно расширены возможности предоставления аудиовизуальных документов пользователям. Все лаборатории, связанные с традиционными технологиями работы с пленкой, останутся в старом корпусе.
В нашем архиве работает 187 человек. Половина из них – историки, архивисты, библиографы. Наши специалисты пополняют собрание архива, создают научно-справочный аппарат, расшифровывают документы, выступают на различных конференциях, представляют наши документы на выставках, российских и международных кинофестивалях. Вторая половина – представители технических специальностей, которые обеспечивают сохранность наших
документов как на пленке, так и на электронных носителях. Постоянно проверяют, обрабатывают, консервируют, реставрируют.

— Учитывая объем работы, людей, конечно, мало.

— С завершением строительства нового корпуса у нас прибавится еще 116 штатных
сотрудников. Станет легче, потому что на данный момент у нас почти 49 тысяч единиц хранения. В это количество входят и летописные материалы, и киноархив региональных студий РСФСР, который располагался во Владимире. С 1992 года архив собирает и видеодокументы, созданные в профессиональных форматах. Их на хранении более десяти тысяч. Также в архивном собрании находится более миллиона фотодокументов, начиная с 1850 года.
Все наше богатство, кроме фото, находится в открытом доступе. Архив хранит свыше 1,1 миллиона негативов на фотопленке и стекле. С 2003 года идет его оцифровка. Две версии каталога – электронная и классическая карточная (наша страховка) – пополняются ежедневно. Классика, знаем, никогда не подведет, в отличие от электронных носителей, которые, к тому же, еще и меняются каждое десятилетие.