ГДЕ "ПРОДАЕТСЯ СЛАВЯНСКИЙ ШКАФ" или 12 СТУЛЬЕВ наоборот

ГДЕ "ПРОДАЕТСЯ СЛАВЯНСКИЙ ШКАФ" или 12 СТУЛЬЕВ наоборот


Художественный фильм "Пржевальский". История о киносъемочном процессе

06.02.2016

Екатерина Андрикания

Автор:
Екатерина Андрикания

Кинорежиссёр, писатель, педагог

 
Опубликовано: 3 сентября 2014 г. в 21:04
 
А вот еще одна история о киносъемочном процессе. Для разнообразия со счастливым концом.
Дело было опять-таки в 50-ые годы прошлого столетия. А может и чуть раньше, потому что фильм, о котором пойдет речь, вышел на экран в 1951 году.
Никого не напоминает?
Это потом, в годы «перестройки», «ускорения», гласности и открывания всяческих секретов, личных и адюльтерных тайн о теории зачатия Сталина кричали вслух. А за сорок лет до этого шушукались вполне открыто. На Мосфильме, начиная с 1949 года об этой «тайне» не слышал только глухой.
На главной киностудии страны в тот год - небывалый ажиотаж. Сергей Юткевич по высочайшему повелению начинает съемки фильма-биографии «Пржевальский». Смета фактически не ограничена никакими рамками. География съемок не ограничена никакими границами. И вообще. Только себе представьте! Натурные съемки и в Приморском крае, и в песках Средней Азии, и в горах Памира и Тянь-Шаня, даже в Китае! Я говорю не только о деньгах, о стоимости таких поездок. Я говорю еще и о усилиях, об организации! И это в 49-50 году!
Эту историю рассказывали и мой отец, главный оператор на фильме «Пржевальский» и ассистент режиссера Люция Охрименко, в просторечии Лиля, Лилечка.
На съёмках художественного фильма "Пржевальский". 1949 год.
Так вот. Задумал Юткевич обставить «усадьбу Пржевальского» настоящей мебелью 19 века. Не какими-то там шкафами и диванами из реквизиторского цеха, а настоящим гарнитуром, описание которого он вычитал в каких-то мемуарах. Денег-то немерено! И поехала ассистент режиссера Лиля Охрименко по всем мыслимым и немыслимым музеям. И кроме альбомов с фотографиями ничего не получила. То есть предметов мебели, нужных и даже необходимых – пруд пруди! Только взять эти вещи на съемку никто не разрешает – видите ли, температура от осветительных приборов не та, за особую аккуратность в обращении с музейными ценностями никто отвечать не будет: могут и положить что-нибудь не слишком чистое, и сесть прямо на обивку, сломать, наконец. Тогда она отправилась в путешествие по старинным особнякам, в которых в те времена находились многочисленные творческие учреждения, как то Дом композиторов, Дом архитекторов, Дом журналистов и прочие аналогичные Дома... Потом пришли на очередь гостиницы и рестораны. И повсюду разрозненные предметы. Даже если привести из 15-20 мест, то единого гарнитура не получится. А Юткевич нервничает! Художник с оператором требуют!
Сергей Юткевич и Евгений Андриканис на съемках к/ф "Пржевальский", г. Фрунзе, 1950 год.
И тогда по чьему-то совету Лиля Охрименко набрела в Академии архитектуры на научный отдел. Там под большим секретом – так как обнародовать работу до ее публикации категорически запрещено! – ей дали посмотреть еще незащищенную диссертацию. Работа называлась «Классическая русская мебель в частных собраниях» или что-то в этом роде. А там и описания, и фотографии! С замиранием сердца Лиля листает диссертацию. И снова отдельные предметы, детали интерьера... И вдруг, о Боже! На последних страницах фотографии «их» гарнитура! То есть именно того, о котором прочитал Юткевич, и который потребовал достать во что бы то ни стало! И секретер, и кресло к нему, и ломберный столик, и диванчик из гостинной, и обеденный стол «сороконожка», и столовые стулья, и буфет, и деревянная резная кровать, и даже инкрустированный туалетный столик на точеной ножке в виде лиры! И все это в одних руках, в одной квартире! В общем радость радостью, но еще и добыть этот гарнитур нужно. Звонит. Осторожно заводит разговор, мол, нельзя ли приехать посмотреть ваше уникальное собрание... Мы, мол, тут с ног сбились, а у вас все под одной крышей... Разливается соловьем! И кажется Лиле, что женщина на том конце провода как-то ехидно улыбается. И вдруг спрашивает: «А вы знаете, КОМУ вы звоните?» Лиля даже растерялась на мгновение. Да, говорит, конечно, знаю. Это ведь квартира архитектора Такого-то? «Правильно! – отвечает ее собеседница. – А с кем вы говорите, знаете?» Лиля перепугалась до смерти! «Наверно, вы его жена?» «Да, - говорит женщина, - Я его жена. Но я еще и родная племянница Николая Пржевальского. Эта мебель принадлежала ему... Весь гарнитур в вашем распоряжении!»
Так что не только анекдоты бывают в киносъемочном процессе!
 
Фотографии из личного архива Екатерины Андриканис.