Опубликовно: www.zavtra.ru 28 января 1997 года.
Фото: #МузейЦСДФ.
У Бориса Карпова, замечательного режиссера и сценариста, — юбилей. Ему исполнилось 60 лет. Почти четыре десятилетия творческой жизни отданы документальному экрану. Взгляд на мир и события через религиозное понимание образа и истории России — вот что отличает фильмы режиссера, горячего патриота Отечества нашего. Карпов создал целую школу русского православного кинематографа, ставшего явлением в мировой культуре.
Юрий ТЮРИН. Борис Леонидович! Мы давно на “ты”, и вот, после празднования 60-летия в Доме Ханжонкова, хочу спросить: ощущаешь ли ты, что перешагнул некий жизненный рубеж?
Борис КАРПОВ. Я снял около тридцати фильмов, из них считаю приличными не больше десяти. Прийдя из ВГИКа на ЦСДФ в 25 лет, я хорошо понимал, чего хочу от своей работы. К счастью, встретил на студии Павла Васильевича Русанова, бывшего фронтового кинооператора, снимавшего еще бои на острове Хасан. Русанов и пригласил меня работать над полнометражным фильмом о Сергее Есенине. Я счастлив тем, что до сих пор наша картина показывается в рязанском музее поэта. Финал, конечно, сегодня надо бы переснять. Ведь уже тогда было ясно, что версия о самоубийстве — фальшивка. Но говорить об этом означало закрытие фильма, да и не вся съемочная группа разделяла мое мнение. Так что в фильме звучит версия Кирова: есенинское сердце сорвалось, лодка разбилась о черствые души… У Есенина были прекрасные отношения с Кировым еще по Баку, где Сергей Миронович предоставил в распоряжение поэта богатое имение Марданянов. Там был создан гениальный “персидский” цикл… Я ведь заходил в тот номер “Англетера”. Страшное место. Место для убийства. Помню, поделился подозрениями с Екатериной Александровной, сестрой поэта. Она-то правду чувствовала. А жизненные рубежи перешагиваешь каждый день, каждый час.
Ю.Т. Твой фильм “Слово об одной русской матери” продолжил не только есенинскую тему Матери, но и вышел в какую-то сверхреальность образа, как на иконе — открылось окно в иной, истинно русский мир.
Б. К. Да, Епистимии Федоровне Степановой, кубанской крестьянке, было уже 90 лет. “Епистимия” по-гречески — знающая. И горя она узнала, как вся русская земля. Девятерых сынов своих потеряла за все войны нашей страны. Шестерых — в Великую Отечественную. Последнему, Александру, названному в честь погибшего старшего брата, было 18. Старлей. Комроты. Герой Советского Союза. Погиб на днепровском плацдарме в сентябре 43-го. Когда мы там снимали, памятник солдату стоял, конечно. Цветами засыпан, стол поминальный собрали человек на двести. Песни пели: украинские, русские казачьи… Цел ли теперь тот памятник? Не знаю. Ненавижу тех, кто шипит и воет о “стратегии заградотрядов”, о несостоявшейся победе третьего рейха над СССР. Славяне повергли мировое зло — вот итог. В нашем фильме сохранился кадр: выходит из храма Епистимия Федоровна, крестится на образ над папертью… А картина снималась по заказу московского ТВ. Вот заказчики принимают: шесть человек во главе с завотделом. И редактор по фамилии Безрод требует вырезать кадр: мол, не про церковь фильм. Меня за руки держали —я чуть его не прибил. Но на Московском кинофестивале-67 присудили фильму престижную премию. Награду Роман Кармен вручал, председатель жюри документальных лент. Я получил из его честных интернациональных рук большого мастера… пустую коробочку. Медали из чистого серебра там не оказалось. Кармен потом объяснил, что на всех не хватило…
Ю.Т. Этот фильм, о старой русской женщине, рассказывал, что человек может обрести душевные силы только в лоне Матери-Церкви — потому бдительный совчиновник и вскипятился. Епистимия Федоровна, прими Вас Господь! А ты, Борис Леонидович, после этого фильма напрямую повел свое — и не только свое — творчество к православному храму. Некоторые даже говорят: “Карпов — родоначальник православного документального кино”. Как ты к этому относишься?
Б. К. Действительно, первый фильм о русской церкви был сделан мною в 1968-м году, за двадцать лет до 1000-летия крещения Руси. Этот фильм назывался “Русская Православная Церковь сегодня”. Черно-белая картина с цветными вставками. Пленка тогда была нечувствительная, трудно работали. Фильм был заказан Святейшим Патриархом Алексием I. После этого пришлось перейти на работу “под заказ” — на ЦСДФ по моим заявкам ничего не давали снимать.
Ю.Т. Не случайно в энциклопедическом словаре “Кино”, изданном 10 лет назад, статьи о Борисе Карпове и даже упоминания имени такого нет. Словно не понадобились никому фильмы о Курчатове, о 200-летии Большого театра, о Куликовской битве…
Б. К. Великой победе над Мамаем я посвятил два фильма: “На Поле Куликовом” и “Думы о Поле Куликовом”. Их объединяет, помимо героической личности Дмитрия Донского, мысль о перевоплощении, преображении Руси в Россию. Фильмы с любовью освещают святой образ преподобного Сергия Радонежского, печальника о земле Русской. Я счастлив, что музыку к ленте “Думы о Поле Куликовом”, выдающуюся музыку, сочинил Вячеслав Овчинников, композитор милостью Божией. Кстати, он снимался в фильме вместе с писателями С. Гейченко, П. Проскуриным, Ю. Лощицем, художником С. Харламовым, реставратором В. Сергеевым. Все мы исповедуем Православную веру.
Ю.Т. Гейченко исповедывал… Твой грандиозный фильм “Под благодатным Покровом” освятил Святейший Патриарх Пимен. Документальный фильм в цвете, 21 часть, одних экспедиций съемочной группы было более двадцати!
Б. К. Тема была необычайно сложной— тема жизни русского духа во Христе (крестится). Я счастлив тем, как эта тема сложилась в нашей картине, как решена. Ты обратил внимание: через весь фильм проходит литургия, Богослужение. После Крещения нашей Руси оно никогда не прекращалось. Даже в самые страшные времена Церковь поддерживала народ, собирала его, окормляла духовно. Мы в фильме объясняем смысл литургии: что такое причастие, что обозначает вынос чаши, что — вход иерарха во храм… Нужно помнить, что это — картина 1988 года. Только-только у дверей в Церковь сняли соглядатаев, люди еще робко заходили за церковные ограды, многие ничего еще не знали, не понимали. Поэтому цель картины, как я ее понимал, — взять человека за руку и ввести его в Православный Храм, доверить его Церкви. Фильм снимали целый год. На деньги Московской Патриархии. Нам дали прекрасную немецкую пленку, в конце картины мы даем титры с благодарностью всем музеям, которые нам помогли — их 30 было. Снимали везде, где идет православная литургия: в Иркутске и Сан-Франциско, на Аляске и на Украине. Во всех святых местах работала наша съемочная группа.
Ю.Т. Именно после этого фильма родилась идея Всероссийского фестиваля православных кинокартин. Состоялись уже четыре. А дальше?
Б. К. За минувшие годы мы показали людям около 250 документальных фильмов о жизни православного человека и Православной Церкви. И что знаменательно: прикоснувшись к церковной тематике, многие авторы уже не могут и не хотят от нее отойти — в “коммерческое” или “элитарное” кино. Конечно, перспективы у нашего фестиваля сложные. РПЦ занята насущными делами Церкви: восстановлением храмов и монастырей, содержанием церковных и воскресных школ, помощью малоимущим. К государству и банкирам обращаться бесполезно: им бы только со свечкой у телекамеры постоять… Единственная надежда у меня на Лужкова. Надеюсь, что к 850-летию Москвы мэр нашу идею поддержит, и в сентябре мы все же проведем юбилейный, Пятый Всероссийский фестиваль православного документального экрана.
Ю.Т. Знаю, что твоя студия “Отечество” выпустила более 100 фильмов, а вот на 97-й год — ни одного заказа. Наш документальный кинематограф доведен до позорного нищенства. Как работается в таких условиях?
Б. К. Я — реалист, и не мужское дело — хныкать, просить о подачке. Пишу книгу, помогаю Николаю Бурляеву в проведении МКФ “Золотой витязь”. Написал статью о Сергее Бондарчуке. Наше с ним знакомство началось с моего фильма о Большом театре. Я позвонил, предложил Сергею Федоровичу читать дикторский текст. Он посмотрел текст и согласился записываться на этом фильме. Человек очень интересный был, очень. Глубокий, любознательный и скрытный от чуждых ему по духу. Страстно любил русскую классику, поклонялся ей и делал все, чтобы ее утвердить. Истовый труженик! Страшная печаль, что русская культура лишилась такого человека. Ведь как “новая волна” хотела его задвинуть! Попятились. Сама жизнь заставила принять великого мастера.
Ю.Т. Спасибо за беседу, по необходимости краткую. Хочется сообщить нашим читателям, что Киноцентр “Русский фильм” Николая Петровича Бурляева присудил Борису Карпову почетную премию “За выдающийся вклад в славянский кинематограф” — премию имени Сергея Бондарчука.