В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ № 4

Запись беседы И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, А.А. Жданова с Б. Шумяцким во время просмотра кинофильмов «Челюскин» и «Веселые ребята» 13–14 июля 1934 г.

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ № 4

04.09.2018

Шумяцкий Борис Захарович (04(16).11.1886 – 29.07.1938) — советский и партийный деятель. Член РСДРП(б) с 1903 г. Родился в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) в семье ремесленника. С 1899 г. рабочий в Чите. В 1905–1907 гг. один из руководителей вооруженных восстаний в Красноярске и Владивостоке. В 1917 г. заместитель председателя Красноярского совета, представитель ЦК РСДРП(б) в Сибири. Делегат VI съезда партии, член Бюро военной организации при ЦК РСДРП(б), председатель Центросибири. В 1919–1920 гг. заместитель председателя Сибревкома и член Сиббюро ЦК РКП(б). В 1920 г. член Дальбюро ЦК РКП(б) и председатель Совета Министров Дальневосточной республики. 5 января 1921 – 6 сентября 1922 г. член РВС 5-й армии. В 1923–1925 гг. полпред СССР в Иране. С 1926 г. член бюро Ленинградского губкома ВКП(б), затем ректор Коммунистического университета трудящихся Востока, член Средазбюро ЦК ВКП(б). С 1930 г. председатель Всесоюзного государственного кинофотообъединения «Союзкино», с 1933 г. начальник Главного управления кинофотопромышленности и заместитель председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР (с 1936 г.). Делегат XVI съезда ВКП(б), 3-го конгресса Коминтерна. Арестован в январе 1938 г. Расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Опубликовано: Архив Александра Н. Яковлева

На фото: актриса Любовь Петровна Орлова (кадр из фильма "Веселые ребята").

Моя запись беседы с И.В. на просмотре фильмов 13.VII с 21 часа до 1 ч. ночи на 14.VII.1934 г.[По верхнему полю Шумяцкий написал: «1. Постановка т. Сталиным вопроса о развертывании киноработы и кинотехники».]

(Присутствовали: тт. Молотов, Ворошилов, Куйбышев[ Фамилия «Куйбышев» вписана простым карандашом], Каганович Л.М., Жданов, Орджоникидзе и Енукидзе)

И.В. [Сталин] при встрече спросил — как идут дела, что будем смотреть.

Б. Ш[умяцкий] ответил, что дела идут: ряд неплохих картин находятся уже на выданье, а смотреть можем «Челюскина» и еще некоторые другие фильмы.

Кл. Е. [Ворошилов]. Есть действительно великолепные фильмы, как о Донбассе(«Восстание человека»).

И.В. А дряни подобно «Гармони» не ставите?

Б.Ш. Не могу поручиться, что все производимые картины будут хорошими. Среди них возможны одиночки — брак. Однако «Гармонь» я считаю не дрянью, а только посредственной фильмой молодого, подающего надежды постановщика.

К.Е. Не смягчайте — это пошлая картина, в которой гармонь превращена чуть ли не в основной рычаг классовой борьбы.

Л.М. [Каганович]. Да, дрянь и безвкусица изрядная.

И.В. Нет, а «Гроза»[Фильм «Гроза» (СССР, 1934) – режиссер и сценарист Владимир Петров; оператор Вячеслав Горданов; композитор Владимир Щербачев; в ролях: Алла Тарасова, Иван Чувелев, Варвара Массалитинова, Михаил Жаров, Михаил Царев и др. Производство: «Союзфильм».], «Любовь Алены», «Сердце Турции»[Вероятно, имеется в виду фильм «Анкара – сердце Турции» (режиссеры Лео Арнштам и Сергей Юткевич). Информация о просмотре фильма в Анкаре была опубликована 30 марта 1934 г. в газете «Известия ЦИК».] и «Челюскин» — картины настоящие. Научились ребята ставить и актеров заставили хорошо работать.

Обращаясь ко мне, И.В. заявил: Мы решили вам помочь. В ближайшее время вызовем вас, нужных вам работников, и вы нам скажете, что вам надо, чтобы руководимую вами работу еще более развернуть и двинуть ее по-настоящему. Укажите, какие нужны средства, импорт, какие необходимо построить новые заводы, что дать вам из оборудования, автотранспорта. У вас заводы есть.

Б.Ш. Заводы у меня есть, но небольшие. А потребность огромна. Надо делать не только производственную аппаратуру, но и проекционную. Ее производство — массовое, и на своих небольших заводах я его ставить не могу.

И.В. А кто же изготовляет вам ее сейчас?

Б.Ш. Заводы т. Серго [Орджоникидзе]. Но они из года в год спецзаказами вытесняют ее, сократив количество выпущенных проекционных аппаратов за последнее трехлетие в шесть раз. К тому же над качеством и конструкцией их они не работают и держат нас на аппаратуре морально изношенных моделей.

И.В. Нет, вам нужно построить свои большие и по последнему слову техники оборудованные заводы. На заводы же Серго нечего рассчитывать. Это дело ему несподручно. Свои вам нужны, свои. Наряду с заводами аппаратуры вам нужно быстро и хорошо строить большие заводы пленки и других предметов кино и фото, им обслуживаемых, полиграфией, изданиями, печатью. Мы вам поможем в этом. Нужны будут средства, оборудование, импорт, бумага — дадим. Дайте ваши обоснованные предложения, продумайте, кого пригласить на этот доклад и подготовку вопроса[На обороте последнего листа записи просмотра за 13 июля 1934 г. Шумяцким написан проект постановления о разрешении Главному управлению УКФ использовать валюту от продажи фильма «Челюскин» на покупку оборудования (см. л. 50 об.). 21 июля 1934 г. Шумяцкий подал на имя заместителя председателя СНК СССР В.Я. Чубаря докладную записку о положении дел в кинопромышленности, с предложением новой структуры ГУКФ (РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 113. Л. 121–126).].

Б.Ш. Попрошу помочь также людьми. Мы ими особенно бедны.

И.В. Конечно, раз хотим развивать вашу отрасль, за людьми дело не станет. Обяжем дать любых нужных работников. Одним словом все, что вам надо для создания самостоятельной кинематографии, подготовьте. Никто из наркоматов за вас этого не сделает, не до того им.

Б.Ш. Подготовлю исчерпывающие требования. Конечно, у всякого своих нужд много. Поэтому я все время боролся за свою механическую, пленочную и сырьевую базу, за поднятие удельного веса кинематографии и фотодела как самостоятельных и широко развитых отраслей.

И.В. И людей не забудьте, кого надо отметить, поощрить. В связи с развитием вашей работы вижу, что и у вас они имеются.

Б.Ш. Конечно, имеются, и их не забуду, ибо с ними вытягивал и вытягиваю столь трудное дело.

После этой беседы начали смотреть «Челюскин». Принимали хорошо, реагируя похвалой по адресу Шафрана и монтажера.

Плакат художника Соколова-Скаля П., 1934 год.

И.В. после просмотра ленты сказал, что впечатление потрясающее. За эти полтора часа снова пережиты все волнения и ожидания, вновь создано ощущение небывалого подъема страны при встрече челюскинцев и летчиков. Дал ряд дополнений и исправлений (прилагается). Спросил, как идет реализация фильма за границей.

Б.Ш. Дал нужную справку.

И.В. За хорошо организованную работу и несомненные улучшения всего кинофотодела мы передаем вам всю выручку валюты с этой картины, чтобы было чем на первых порах подкормиться, купить недостающую и улучшенную производственную аппаратуру и отсутствующие у вас материалы и приборы для улучшения художественного качества картины. Это, конечно, не в счет того, о чем говорили.

Б.Ш. Принимаю. Обещаю за картину выручить больше, чем предполагали до сих пор.

Валер. Влад. [Куйбышев]. Ловко. Как только ему отдали выручку, он увеличивает поступления.

И.В. А как же, так и должно быть — стимул!

И.В. Ну, что дальше будем смотреть?

К.Е. Давайте картину «Веселые ребята».

И.В. Что еще за картина?

К.Е. А это интересная, веселая, сплошь музыкальная картина с Утесовым и его джазом.

Б.Ш. Но только у меня всей нет. Она заканчивается сегодня. Могу показать лишь начальные (три) части.

И.В. Он нас интригует. Давайте хотя начальные.

Л.М. Но ведь Утесов — безголосый!

Жданов. К тому же он мастак только на блатные песни.

К.Е. Нет, вы увидите. Он очень одаренный актер, чрезвычайный весельчак и поет в фильме здорово. Фильма исключительно интересная.

Б.Ш. Мы его заставили и играть и петь по-настоящему.

Л.М. А как вы это достигли?

Б.Ш. Рассказал про технические возможности звукового кино.

И.В. Раз интересно, давайте посмотрим.

Во время просмотра этой части «Веселых ребят» стоял гомерический хохот. Особенное реагирование (Иосифа Виссарионовича, Клементия Еф., Лазаря Моисеевича и Жданова) вызывали сцены с рыбой, пляжем и перекличкой фразы — «Вы такой молодой и уже гений!», «как же можно», «привычка». Очень понравился марш, пароход, перекличка стада и пр.

Начали спрашивать, кто снимал и где.

Б.Ш. объяснил.

Л.М. Неужели это сделано у нас в Москве? Сделано ведь на высоком уровне, а говорили, что эта ваша Московская фабрика — не фабрика, а могила. Даже в печати об этом часто говорят.

Б.Ш. Это говорят у нас только скептики, пессимисты, люди, сами мало работающие.

И.В. Скажите просто бездельные мизантропы. Таких ведь около всякого дела имеется еще не мало. Вместо того, чтобы в упорной работе добиваться улучшения дела, они только и знают, что ворчат и пророчествуют о провалах. Но давайте не отвлекаться и еще смотреть картины, такие же интересные картины, как эта. Когда вы покажете полностью и что еще сейчас покажете.

Б.Ш. Всю картину покажу на днях. Сейчас могу показать новую немую фильму «Пышка»[Фильм «Пышка» (СССР, 1934) – режиссер и сценарист Михаил Ромм; оператор Борис Волчек; композитор Михаил Чулаки; в ролях: Галина Сергеева, Фаина Раневская, Андрей Файт, Татьяна Окуневская, Анатолий Горюнов и др.Производство: «Мосфильм».].

И.В. Не по Мопассану ли?

Б.Ш. Да.

И.В. Если хорошо поставлено, то весьма интересно. «Пышка» — хорошее, ярко бичующее мещанство, ханжество произведение Мопассана.

Когда начинался просмотр этой ленты, то И.В. все время рассказывал содержание рассказа Мопассана. В том же месте, где Пышка бьет за приставания демократа и где в ленте нет о том надписи, И.В. рассказал тексты ее реплики и выразил желание, чтобы здесь была дана яркая, поясняющая надпись. О картине он несколько раз сказал: «Очень сильно и культурно скомпонованная вещь, поставлена с большим размахом и художественным смыслом». Особенно хвалил операторов. Спросил, кто и где ставил.

Когда я сообщил, что снова на Потылихе (Московский кинокомбинат), то И.В. отметил, обращаясь к Л.М. [Кагановичу] — «Видишь, снова твоя Москва идет впереди. Это неплохо. Картина исключительно интересна. Вообще Мопассан дает своими произведениями для кино много таких же интересных сюжетов».

Жданов. Да, картина исключительно интересная. Жалко, что только не звуковая.

И.В. Конечно, мы уже привыкли к звуковым. Но ты забываешь, что огромное большинство экранов — немые, а такие картины, как эта, должны показываться массам.

Спросил, сколько делаем звуковых и немых.

Б.Ш. указал на соотношение 1:1 и на вредные тенденции в этом деле, между прочим, на теорийку «немых вариантов».

И.В. Правильно делает. Нельзя останавливать развитие звуковых, но в то же время надо обязывать продолжать ставить полноценные немые, не являющиеся, как вы говорите, отходом от звуковых.

Ну давайте еще что-нибудь посмотрим.

Я показал 17 № звукового журнала, предварив, что не рискую его выпустить, ибо мне сдается, что заснятый в нем сюжет приема в члены Союза писателей по существу может вызывать возражения.

После просмотра И.В., Вяч. Мих., Клем. Еф. и Жданов стали указывать, что прием в Союз по существу проводился не так, как надо. Люди не поняли, что они — общественная организация, которая не может отгораживаться от всех, кто честно работает на писательском поприще.

Б.Ш. указал, что драматургов в кино совершенно не приняли в Союз. Мы не требуем снижения квалификационных требований при их приеме, что мы настаиваем на этом.

И.В. (обращаясь к т. Жданову). Это ведь в твоем ведении. Как же они там так чудачат?

т. Жданов. Придется, видно, и на этот раз самому вмешаться. Мне самому пришлось свыше 160 заявлений о восстановлении рассмотреть. Займусь и сейчас. Относительно неприема в Союз драматургов кино поступили неправильно. Напишите мне, пересмотрим. Юдин, Кирпотин относятся к делу формально, потакая замкнутости.

И.В. Конечно, разберись, и дай возможность быть в Союзе честно работающим и драматургам кино. А как Горький относится к этому?

Б.Ш. Он — за прием драматургов кино в Союз.

И.В. Ну, и хорошо. А сюжет этот из киножурнала устраните, неловко. Смеяться будут над легкомысленным отношением Юдина и других к приему членов в Союз.

Прощаясь сказал: «Не забудьте же».

14.VII.34.