Опубликовано: Архив Александра Н. Яковлева
Фото: Сотрудники ТАСС готовятся к первомайской демонстрации. Москва 1934 год.
Документ 1. Замечания И.В. по просмотру картин с 7.V с 23 часов по 2 часа утра 8.V. 1934 г.
1. Хроника 1 мая (экстренный выпуск).
Б. Ш[умяцкий] предварил, что показывает лишь экстренный выпуск, который демонстрировали в кинотеатрах 1-го мая, а не окончательный экземпляр массового выпуска, который будет в звуковом варианте через 3 дня, а в немом — через день.
И.В. [Сталин] во время и после просмотра картины заявил: «очень хорошо, научились снимать, такие вещи можно смотреть много раз, не надо лишь чрезмерно увлекаться повторением отдельных деталей, особенно мелких, что не только затягивает картину, но и часто просто надоедает». «В хронике заглавные надписи и пояснительные должны быть особенно короткими. Прошлый раз смотрел “Советское искусство” (I/II №), где вновь люди распоясались и перечислили всех, вплоть до курьеров».
Особенно положительно И.В. отнесся к хронике при виде японского военного атташе, аплодировал, «хороша засъемка шуцбундовцев».
Когда в заключение был показан цветной кусок хроники, проявил исключительное внимание (возгласы: «вот это сделано хорошо» и т.д.).
Б.Ш. сообщил, что на днях мы дадим заключительную цветную ленту, посвященную майскому параду, конечно, короче метражом (от 120 до 150 метров).
И.В. весьма одобрил и обещал созвониться, чтобы специально полностью просмотреть этот цветной фильм, единственный в Союзе.
Расспрашивал о сложности технологического процесса цветных съемок, о людях, которые над этим работают. В заключение указал, что хроника — интересный вид искусства, она у нас заметно идет в гору, ее приятно и поучительно смотреть. Надо только не дробить ее на множество разных картин, а наоборот, совершенствовать ее качество. И тут лучше меньше, да лучше.
В хронике все должно быть кратко, компактно и ярко, если этих условий нет — хроника делается неинтересной, анемичной, она вроде хорошо сделанной боевой газетной информации, стоящей на грани хорошего фельетона.
Если эти свойства у нее есть — она интересна и весьма полезна. Всякое же придумывание и чрезмерное мудрствование в хронике выдает себя с головой быстрее, чем в другом виде фильма.
2. «Любовь Алены».
Б.Ш. раньше, чем показать картину, сказал, что она немая, что она является лирической комедией.
И.В. А комический элемент в ней есть, без чего картина не вызовет такого интереса, хотя бы даже и лирическая2.
Б.Ш. Да, эти элементы есть, но в явно недостаточном количестве.
И.В. Что же мешало увеличению этих черт ленты?
Б.Ш. Мешает отношение к комедии, как со стороны творческих работников, проявляющих боязнь к этому жанру, особенно боязнь оперировать комическим материалом, когда он перерастает в сатирический, так и со стороны критики. Неправильность отношения критики заключается в том, что она до сих пор нам часто указывает на недопустимость привлечения комической формы для трактовки значимых явлений современности.
И.В. Чепуха. Плюньте на добродетельных скукоделов.
Б.Ш. Дело не только в самих творческих работниках, предпочитающих под видом серьезных картин, серьезной тематики и жанров делать скучные картины, а дело и в критике, которая культивирует такое пуританское отношение к комедии, к смеху в кино.
И.В. Например?
Б.Ш. Вот в этой картине вы не увидите многое из того, что было в ней раньше и что было, на мой взгляд, неправильно изъято, хотя я с этим решительно спорил.
И.В. Что же именно?
Б.Ш. Был снят директор, который в картине теперь фигурирует в качестве зам. директора по тем мотивам, что якобы нельзя, чтобы директор был непосредственным объектом комедийных ситуаций. Сокращена вся сцена прохода бабы Алены с мужем по дороге, по которой вначале проехали в автомобиле мисс Эллен со своим мужем — американским инженером, по тем мотивам, чтобы не противопоставлять проезд в автомобиле американского инженера пешему хождению колхозников. Причем критика этого эпизода шла, например, в таком направлении: «что у нас разве колония для иностранцев, когда они к нам приезжают на автомобиле, а колхозники идут в лаптях, по образу пешего хождения».
Сняты детали барака. Детали, обличающие крайнее неблагоустройство барака, нужные автору затем, чтобы во второй части показать, как этот же барак при активности организации приводится в чистый вид. Мотивы снятия этих деталей — недопустимость показа столь отрицательных явлений.
Сняты все сцены с безвкусной меблировкой квартиры завхозом строительства Мандрыкой, изобличающей невысокий вкус этого завхоза (нагромождение мебели разных стилей, разные драпировки и проч.) по мотивам, что мы глумимся над нашей некультурностью и тем самым, якобы, восторгаемся внешней культурностью приезжих иностранцев.
И, наконец, были решительные возражения против показа значка ГТО на профкомовском работнике Скримбе (фотограф), по мотивам, что нельзя давать значок, имеющий большое общественное значение, комическому персонажу, ибо это дискредитирует значок и проч.
И.В. Зря вы согласились на эти изменения. Ничего особенного не произошло бы, если бы все осталось так, как было, а картина от этого выиграла бы, потому что была бы смешнее, было бы больше препятствий и оснований для борьбы за их преодоление, а это нужно для большей впечатляемости сюжета, иначе все в картине получается чересчур гладко, пожалуй, даже не гладко, а именно чинно, т.е. без волнений.
Далее И.В. расспрашивал о методах производства, воспитательной работе режиссера и производственной критике его работ.
Б.Ш. рассказал про существующие методы постоянного наталкивания и критических бесед при зарождении темы, таких же постоянных бесед при формулировке этой темы в сюжет (творческая заявка и либретто) и, наконец, про систематическую работу со сценаристами, писателями, режиссерами при компоновке всех сюжетных линий в литературный и драматургический сценарий.
Вся эта работа по этапам фиксируется ГУКФом в виде письменных высказываний, степень правильности которых определяется уровнем квалификации работников и проч.
И.В. рекомендовал во всей этой работе прибегать не только к прямым указаниям и прямым распоряжениям об изменениях и их форме и содержании, но и разным способам критики, в числе которых нужно прибегнуть и к методу иронического разбора, чтобы показать изнанку некоторых произведений и их частей.
Отметил сложность этого дела и невозможность к нему подходить с одной меркой, с одним шаблоном и правильность того, чтобы к этой работе подходить дифференцированно, в зависимости от характера людей и произведений.
_________________________________
В РГАКФД хранится черно-белый материал — 1-ое Мая 1934г. (учетный № 6610)
Вошли кадры: Москва. 1-е Мая 1934 г. Демонстрация, парад на Красной площади. Присутствуют члены советского правительства: И. В. Сталин, В. М. Молотов, А. И. Микоян, Л. М. Каганович, М. И. Калинин и другие. Выступает К. Е. Ворошилов. А. М. Горький на гостевой трибуне. Народное гулянье.