Культурная фильма

Культурная фильма


Наследие А.В. Луначарского

01.09.2018

А.В. Луначарский

Видный государственный и общественный деятель, публицист, драматург, критик, народный комиссар просвещения РСФСР — был увлеченным организатором кинодела, пропагандистом и теоретиком молодого киноискусства, автором многих сценариев.

Опубликовано: газета «Правда» 24 марта 1929 г. 

Статья была опубликована в «Правде» 24 марта 1929 г. Теме пропаганды фильмов научного и познавательного характера было посвящено выступление А. В. Луначарского при открытии кинотеатра «Артес» (в Лиховом переулке (дом 6 — ранее Московский епархиальный дом) в Москве, позже в здании более 60-ти лет находилась студия "Союзкинохроники" (с 1944 года ЦСДФ); — прим. ред. #МузейЦСДФ). Вот что сообщалось в газете «Кино» 14 августа 1928 г. по поводу этого выступления А. В. Луначарского:

«С краткой речью выступил А. В. Луначарский. Анализируя состояние культурфильмы в настоящее время, он отмечает, что на этом фронте имеется у нас еще большой пробел.

Общественности долго пришлось бороться, чтобы в программу киноспектакля включили хронику. С демонстрацией культурфильмы дело обстоит гораздо хуже. Всякие «коммерческие» подходы наших кинопроизводственных организаций мешают этому делу развернуться во всю ширь. Необходимо производство культурфильм поставить на должную высоту. Помимо этого, мы должны закупать за границей главным образом те фильмы, которые представляют для нас научный и производственный интерес.

А. В. Луначарский, 1921 г. Рисунок художника Н. Андреева. Общественное достояние.

Напоминая об указании В. И. Ленина на то, чтобы программы наших киносеансов состояли из сборных короткометражных фильм (хроники, научной и художественных — драмы, комедии и т. д.), А. В. Луначарский отмечает, что необходимо уже приступить к осуществлению этой важнейшей директивы.

В заключение тов. Луначарский приветствует открытие театра «Артес», желает ему расцвета, выражая уверенность, что в этом деле будет оказано «Межрабпом–фильму» (открывавшему кинотеатр «Артес». — Составители) всемерное содействие и поддержка партией, правительством и всей советской общественностью».

27 мая 1928 г. в беседе с корреспондентом ленинградской газеты «Кино» А. В. Луначарский вновь высказался по этому же вопросу:

«В этом направлении кое–что сделано. Но очень мало. Здесь — все в будущем. Будущее блестяще, ибо советская наука, советская культура и социалистическое строительство идут гигантскими шагами. И этот рост культуры безусловно найдет свое отражение на экране».

Производство культурной фильмы построено у нас до ужаса слабо. Насколько помню, я опубликовывал уже категорическое мнение Ленина, высказанное им по этому поводу. В[ладимир] И[льич] говорил: «Всякий киносеанс обязательно должен заключать в себе три части: во–первых, хорошо поставленную хронику, которая должна быть пропитана нашими идеями, показывать вещи с нашей точки зрения; во–вторых, основную картину, которая должна иметь одновременно художественно — увлекательное и воспитывающее значение; в–третьих, хорошую научную картину, дающую те или иные наглядные и поучительные сведения».

Ленин тогда уже указывал мне на то, что во всех культурных странах так это и делается и что нам нужно только, принявши эту форму, вложить в нее возможно более четкий коммунистический смысл. Из этого вовсе не следует, конечно, чтобы мы то и дело вращались вокруг коммунистических идей и фактов и суживали таким образом наш горизонт, — всякому понятно, что весь мир должен быть открыт для нас, что мы интересуемся всей областью науки, техники и т. д., и что можно отнюдь не ценою сужения, тем не менее придать всякому такому сеансу характер действительно рассчитанных на нашу публику и наше время показов.

Но до сих пор этого добиться не удалось. Едва–едва при больших усилиях протолкнули мы наконец хронику, которая все же заставляет желать много лучшего.

Почему–то западные коммерческие кинотеатры считают вполне возможным показывать небольшие культурные фильмы в каждом сеансе, а у нас это оказывается невыгодным, хотя культурно мы в этом нуждаемся не менее, а несравненно более, чем Запад. Кое–что сделано у нас для создания наших собственных больших культурных фильм в области науки и техники, но это кое–что в достаточной мере жалко, если сравнивать с тем, что должно было быть сделано. А пока купленные нами западноевропейские культурные фильмы, среди которых имеются превосходные, также заброшены.

Между тем значение научного, технического, социально–экономического и т. д. кино, а также и его убедительность, даже для неграмотного и малограмотного, даже трудно учесть. Те небывалые до сих пор формы наглядности, которыми оно может пользоваться, известны сейчас каждому школьнику, но часто только понаслышке, а отнюдь не на практике. Кино чрезвычайно мало используется в нашей школе, начиная с элементарной и кончая высшей, между тем как во многих местах на Западе кино уже сделалось одной из существеннейших опор всего педагогического процесса, где бы и как бы он ни происходил.

Россказни о том, будто наша публика совсем не интересуется культурной фильмой и что ей только романы и подавай, конечно, совершенный вздор. Если бы даже на первых порах культурная фильма не встретила триумфального приема, то надо приучить к нему публику, и сделать это нетрудно.

Никто, однако, по–настоящему о культурной фильме не думает. Идеологическое влияние Наркомпроса на производство надо признать исключительно слабым. Только в самое последнее время мы вновь пытаемся создать соответственную организацию, перейти от простого цензурования к некоторому реальному руководству кинопродукцией и кинопросветительным делом в РСФСР.

Хозяйственные органы, в административном и финансовом ведении которых находится теперь кинопродукция, конечно, еще гораздо меньше сделали, [чем] могли и могут сделать для поднятия идеологического уровня нашего кино вообще и культурной фильмы в особенности.

Общественным организациям и прессе приходится выражать свое руководство больше в форме более или менее резких, иногда даже излишне резких выпадов. (Я, например, считаю, что наша пресса и общественные организации проявляют часто недооценку, притом весьма существенную, нашей художественной картины). На все эти выпады производственники склонны, по–видимому, отвечать одной знаменитой пословицей: «Брань на вороту не виснет». При этих условиях мне кажется заслуживающей всяческого сочувствия инициатива комсомола, вообще богатого инициативой, относительно выделения производства культурной фильмы в особое централизованное предприятие.

Немногочисленные и к тому же разрозненные силы, которые могут принять участие в этом производстве, надо собрать в одном месте. Надо установить здесь особый компетентный Совет для руководства этим делом. Необходимо, чтобы правительство смотрело — вначале по крайней мере — на это производство не как на такое, какое может начисто самоокупаться. Тут нужна некоторая субсидия со стороны государства. Позднее, конечно, дело встанет на ноги.

1929 г.


Материалы по теме