25.08.2018

Опубликовано: сайт РГАКФД 

Сохранением подвига фронтовых кинооператоров и фотокорреспондентов Советского Союза и России, уважением личного достоинства миллионов россиян, героическое участие которых в войнах ХХ и ХХI столетий сохраненного в кино и фото хронике, должен стать мемориал на территории, прилегающей к Российскому государственному архиву кинофотодокументов.

Архитектурно-скульптурная композиция
«Фронтовым кинооператорам и фотокорреспондентам посвящается…»
в составе благоустройства территории, прилегающей
к Российскому государственному архиву кинофотодокументов
по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Речная

Смысловым и сюжетным центром мемориальной организации пространства является Скульптурная композиция, включающая объемную скульптуру ростовой фигуры советского кинооператора времен Второй мировой войны. С первого дня, когда война пришла на нашу землю, 22 июня 1941 года были созданы мобильные фронтовые киногруппы. Более 300 кинооператоров 1418 суток снимали войну. Погиб каждый пятый, ранен или контужен был каждый второй.

Фигура кинооператора облачена в форму советского офицера и имеет портретное сходство с одним из известных фронтовых кинооператоров Великой Отечественной Владимиром Сущинским, прошедшим всю войну и погибшим 22 февраля 1945 года во время съемки уличного боя, при освобождении Польши. Кинооператор изображен в момент, когда он ведет съемку на легендарную кинокамеру того времени «Аймо», ставшую главной героиней всех операторских мемуаров. Камера заводилась вручную. Кассета камеры вмещала всего тридцать метров – одну минуту экранного времени.

Фигура кинооператора не случайно изображена без оружия, несмотря на то, что часто фотокорреспондентам и кинооператорам приходилось наравне с бойцами Красной Армии принимать участие в сражениях. В известной песне тех лет о них пелось «…с “Лейкой” и блокнотом, а то и с пулеметом…», но все же их главным и самым грозным оружием были кинокамера и фотоаппарат. Они снимали, несмотря на смертельную опасность и сохраняли для будущих поколений историческую правду о той страшной войне. Поэтому авторский коллектив принципиально предлагает изображение фигуры без военного оружия, но с кинокамерой.

Исполнения скульптурной фигуры оператора предлагается к решению в материале литьем из бронзового сплава, с последующей ручной доработкой, размером «две натуры», высотой фигуры 3,1 метра.

Постамент для фигуры выполнен в форме фотообъектива. Для изображения дополнительных элементов скульптурной композиции выбран стиль «деконструктивизм». Такое решение позволяет использовать приемы контраста изображений. Фронтовые кинооператоры одними из первых вступали в города и населенные пункты, разрушенные войной, вели съемку в самом эпицентре сражений. Поэтому окружающие фигуру дополнительные элементы создают образное решение и разрушений войны, и взрыва снаряда, и динамики боя. Эти элементы выполнены из металла «Кортен», позволяющего наиболее выразительно раскрыть эмоциональную составляющую всей композиции.

В среду динамичных, экспрессивных элементов дополнительного изображения включены фрагменты стеклянных полос с изображениями кадров на киноленте. Эти прозрачные модули очень похожи на ленты фронтовой кинохроники. Стеклянные элементы изготовлены из ударопрочного стекла по технологии двойной «триплекс» с изображением, нанесенным силикатными красителями с последующей термообработкой при температуре 560 градусов на внутренней стороне стекла. Изображение светоустойчивое и стойко к температурным климатическим режимам.

Подиум и пандусы для фигуры и дополнительных элементов композиции выполнены в виде спиралевидных кругов, составленных пирамидально и увеличивающихся по размеру в сторону основания. Подиум и пандусы изготавливаются из бетона и имеют декоративное покрытие клинкерным кирпичом. Формы и объемы основного подиума и пандусов создают в плане визуальный образ кассет и бобин кинопленки, вращающейся кассеты кинокамеры.

Вторым смысловым центром композиции, поддерживающим доминанту центральной фигуры, является дополнительная группа элементов с символическим изображением киноэкрана. Экран выполнен из дымчатого, прозрачного стекла с защитным слоем. Это позволяет придать легкость этой композиционной группе. Несмотря на значительные габаритные размеры, благодаря прозрачности, «экран» не спорит с доминантой фигурной группы и дополняет смысловое решение композиции. «Экран» несет и функциональную составляющую. На поверхность стекла нанесено светодиодное нано покрытие, позволяющее транслировать видеоизображение без значительной потери качества и контраста посредством передачи по сети «Wi-Fi». Планируется во время проведения торжественных мероприятий, а также в праздничные дни вести трансляцию фронтовой кинохроники на этом экране.

Для организации и благоустройства территории, прилегающей к памятнику, используется дополнительный композиционный, парковый элемент, выполненный в виде дендроклумбы в форме спиралевидных кругов. Этот элемент служит поддержкой и композиционным откликом основного подиума фигуры кинооператора.

Главную скульптурную группу композиции и дополнительные группы элементов связывают между собою пешеходные дорожки, являющиеся одновременно и функциональными и композиционными элементами архитектурно-скульптурной композиции и комплексного решения благоустройства территории. Их форма и динамическая направленность ассоциируются и с лентами кинопленки, и с лучами прожекторов воздушной обороны. Композиционное решение пешеходных дорожек помогает объединить объемные элементы и малые формы с центральной скульптурной группой.

В решении общей задачи по благоустройству территории активно участвует продуманное композиционное решение дендроплана. Фоновую кулису композиции памятника создают ели колючие «Hoopsii». Это одна из лучших разновидностей ели колючей с характерным правильным габитусом куста и серебристо-голубым окрасом хвои, что создаст прекрасный контраст материалам памятника.

Центральная группа деревьев (справа от памятника):

  • Дуб красный «Aurea» – неприхотлив, очень устойчив к загрязнению воздуха крупное раскидистое дерево с прямым стволом, меняет цвет листвы в зависимости от сезона.

  • Черемуха «Colorata» – декоративное дерево средних размеров с цветом листвы от красно-коричневого до коричнево-зеленого. имеет круглую крону, часто низкоразветвленное.

  • Пузыреплодник «Diabolo» – имеет прямые побеги высотой до 3 м, пурпурно-красный.

  • Пузыреплодник «Luteus» – до 3 м, зеленовато-желтый.

  • Клен остролистный «Roual Red» – дерево средних размеров, быстро растущее с ширококонической кроной до 6 м высоты и 5 м ширины.

  • Клен обыкновенный платановидный «Fassen's Black» – крупное дерево до 25 м высотой, листва насыщенного темно-красного цвета.

  • Клен Гинала, приречный – слева от памятника фоном, под ЛЭП – небольшое дерево до 5 м высотой и 4м шириной, с эффектной окраской осенью.

Цветник:

  • Дерен канадский – низкий стелящийся кустарник, образует эффектные ковры.

  • Барбарис Тунберга «Aurea» – макс. 1,2 м, с ярко-желтой листвой.

  • Барбарис Тунберга «Atropurpurea Nana» – высотой до 0,6 м, листья пурпурные.

  • Спирея японская «Goldmound» – небольшой кустарник до 0,8 м высотой, молодые листья медно-оранжевые, позднее – зелено-желтые.

Предусмотрена вечерняя и ночная декоративная подсветка мемориальной композиции, а также функциональное решение освещения дорожек и элементов архитектурно-скульптурной композиции с использованием различных видов основных и дополнительных светильников.

Архитектурно-скульптурная композиция не только помогает в благоустройстве территории и организации городской среды, но и подчеркивает общечеловеческое значение подвига советских и российских фронтовых кинооператоров и фотокорреспондентов, хранящегося в наших сердцах.
 

Материалы предоставлены РГАКФД авторским коллективом М.Л. Татевян, С.О. Смольянинова, А.А. Смольянинов, О.Ю. Калинин, Я.П. Браговская с разрешения Единого заказчика.


Материалы по теме