12.08.2018

Николай Майоров

Киновед, режиссер – оператор, продюсер «Центра–Студии национального фильма «XXI век».
Член научно-технического совета Российского государственного архива кинофотодокументов. Лауреат Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России (2009) в номинации «Практическое киноведение» за реконструкцию ранних цветных фильмов. Лауреат XV кинофестиваля «Белые столбы» (2011) «за сочетание киноведческих и технических талантов». Создатель сайта "Первые в кино".

Опубликовано:  КРУГОРАМНЫЕ СИСТЕМЫ КИНЕМАТОГРАФА; КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА, CIRCULAR KINOPANORAMA, KRUGORAMA, CIRCLORAMA, CINEORAMA, CIRCARAMA, CIRCLE VISION 360, IWERKS 360

Для кого-то это кино-аттракцион, ярмарочная забава. Для кого-то непременный атрибут национальной экспозиции на мировых выставках второй половины XX века. Для кого-то окно в мир. Именно окном в мир, тридцатикопеечным средством путешествия по просторам нашей страны и зарубежным странам, пусть не таким далеким, стала для советского человека в эпоху «железного занавеса» круговая кинопанорама на ВДНХ СССР. Не каждому было по карману проехаться по красивейшим местам нашей Родины, а тем более погулять по улицам Вены, Берлина, Праги. Не один вид кинематографа не давал и не дает до сих пор такой возможности – возможности оглянуться назад и увидеть там не стенку зрительного зала, а продолжение горного пейзажа. За двадцать минут можно покорить вершины Эльбруса, опуститься на морское дно к диковинным рыбам, плавающим вокруг тебя. Выйти сухим из воды и взлететь в небесную высь, чтобы пролететь как птица над дворцами и пригородами Ленинграда.

Сегодня, когда нет уже и в помине «железного занавеса» и «наших» там больше, чем «ихних». Сегодня, когда «домашний кинотеатр» становится таким же непременным атрибутом в доме, как холодильник и стиральная машина. Сегодня, когда никого не удивишь ни широким экраном, ни окружающим, оглушающим звуком – круговая кинопанорама остается единственным видом кинематографа, который позволяет создать почти полую иллюзию присутствия зрителя на месте происходящего события, в его эпицентре.

Не случайно, давая определение панорамы В. И. Даль писал: «ПАНОРАМА – круговая картина, обманывающая зрителя, считающего себя посреди изображенной вокруг его местности».

Роберт Баркер (Robert Barker) (1739-1806) «Панорама Эдинбурга» (1787).

Первая живописная панорама больших размеров была устроена ирландским художником Робертом Баркером (Robert Barker) (1739-1806) в 1787 году в Эдинбурге.

В начале 19 века в крупных европейских городах экспонировались различные панорамы. Одна из них была выстроена в 1839 году в Париже и имела диаметр 42 метра в поперечнике. Немецкий художник Антон фон Вернер (Anton von Werner) в 1883 году демонстрировал в Берлине панораму «Битва под Седаном» (The Battle of Sedan). Известные французские художники-баталисты Жан Баптист Эдуард Детайль (Jean Baptiste Edouard Detaille) и Альфонс Мария Адольф Невилль (Alphonse Marie Adolphe de Neuville) продемонстрировали в Париже панораму «Сражение при Шампиньи» (La bataille de Champigny).

В Вене демонстрировалась панорама Иерусалим со сценой распятия Иисуса Христа, которая сгорела в 1892 году.

Фрагмент панорамы Ф.Рубо «Штурм аула Ахульго».

Первая живописная отечественная панорама «Штурм аула Ахульго», посвященная взятию русскими войсками резиденции Шамиля в 1839 году, появилась в России в конце XIX века и принадлежала кисти русского художника Франца Алексеевича Рубо (03.06.1856 – 13.03.1928).

Эта панорама с большим успехом демонстрировалась в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Севастополе, Мюнхене и Париже. За эту работу Франц Алексеевич был награжден во Франции орденом Почетного легиона, а в Баварии орденом Святого Михаила и получил почетное звание профессора Баварской академии художеств.

Фрагмент панорамы Ф.Рубо «Оборона Севастополя».

В 1905 году в Севастополе открылась панорама «Оборона Севастополя», а в 1912 году в Москве начала демонстрироваться панорама «Бородинская битва», написанные Ф. А.Рубо.

Фрагмент панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва».

С появлением и развитием фотографии в разных странах начали сниматься фотографические панорамы. Но это, как правило, были панорамы, состоящие из нескольких кадров, но не охватывающие полную окружность.

Фрагмент круговой фотопанорамы Москвы с храма Христа Спасителя 1897 года.

В 1867 году один из совладельцев московской фотографической фирмы «Шерер, Набгольц, бывшая Бергнера» Мартин Николаевич Шерер снял первую фотографическую круговую панораму Москвы. Панорамная съемка проводилась с храма Христа Спасителя по часовой стрелке, начиная с Андреевской богадельни и далее по кругу. Отпечатанная панорама состояла из 16 листов размером 40,7x39,3 см каждый. Изданная в этом же году – она стала одной из лучших документальных панорам Москвы XIX века. Экземпляры панорамы М. Н. Шерера сохранилась до наших дней в РГАКФД и Отделе архитектурной графики ГИМ.

СИНЕОРАМА (CINEORAMA)

Изобретатель панорамного фотоаппарата Мёссер в 1882 году первым высказал идею проекции фотографических изображений на цилиндрический замкнутый экран. Эта идея была реализована в «Циклораме» (Electric Ciclorama) Чарльза Чейза (Charles A.Chase), где неподвижные фотографии проецировались на 18 метровый цилиндрический экран.

Уже в первые годы существования кинематографа возникла идея показа движущихся изображений на замкнутый экран.

Первая круговая кинопанорама «Синеорама» или «Синекосморама» (Cineorama/Cinecosmorama) была запатентована 25 ноября 1897 года Раулем Гримуэном-Сансоном (Raoul Grimoin-Sanson). «Павильон Синеорамы» (Cineorama) был открыт на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Гримуэн-Сансон построил под Эйфелевой башней зал окружностью 100 метров, стены которого, служили сплошным экраном. Площадка в центре зала для размещения зрителей была декорирована под гондолу воздушного шара с якорем, лестницей, канатами, мешками с балластом и другими атрибутами. Для создания у зрителей полной иллюзии нахождения в гондоле воздушном шаре потолок был задрапирован специальной тканью.

Десять проекционных аппаратов располагалась в киноаппаратной под гондолой. Каждый аппарат проецировал изображение в пределах угла в 36°. Для синхронной работы все кинопроекторы были механически связаны друг с другом.

Для съемки и проекции круговой кинопанорамы использовались десять 75мм пленок с размером кадра 57х64 мм каждая. Съемка производилась специально разработанной киносъемочной аппаратурой. Первый и единственный фильм состоял из натурных съемок в Англии, Барселоне, Брюсселе, Ницце, Сахаре и Северной Африке. Некоторые фрагменты были раскрашены художниками, чтобы обеспечить цветное киноизображение. Качество проекции первой круговой кинопанорамы из-за не высоких светотехнические возможностей оптики и проекционной аппаратуры было низким даже при использовании дуговых ламп.

Зрители с большим трудом могли различать детали изображения. Использование мощных ламп 10-ти кинопроекторов приводило к перегреву воздуха в киноаппаратной до 60°, что привело к несчастному случаю с киномехаником, и полиция закрыла кинопанораму после третьего сеанса.

Внутренний вид павильона «Синеорамы» во время  демонстрации фильма
Внутренний вид павильона «Синеорамы» во время демонстрации фильма

Съемочная камера (слева) и киноаппаратная «Синеорамы» (справа)
Съемочная камера (слева) и киноаппаратная «Синеорамы» (справа)

ЦИРКАРАМА (CIRCARAMA)

Уолт Дисней (Walt Disney) через полвека после неудачи Гримуэна-Сансона создал круговую панораму – «Циркарама» (Circarama) на основе самых современных технологий своего времени. Для съемки и проекции использовалась обратимой 16-мм цветной кинопленке "Кодахром". Съемка производилась одиннадцатью синхронно работающими 16-мм кинокамерами «Кодак», смонтированными на круговой опоре, охватывающими горизонт в 360°. Фокусное расстояние объектива каждой камеры 15 мм, угол 32,7° (32,7°:11 =360°).

Демонстрация фильма в кинотеатре «Циркарама» (1955)
Для демонстрации кругорамного фильма, в парке "Диснейланд" (Disneyland) в Калифорнии было построено специальное здание с 38 метровым цилиндрическим экраном диаметром 12 м, состоявшим 11 экранов высотой 2,4 и шириной 3,2 метра. Каждый экран отделен от другого черной вертикальной полосой в 15 см для того, чтобы устранить видимость стыков между соседними изображениями и сделать менее заметными параллаксные ошибки у краев кадров. Экраны установлены на высоте 2,4 м от пола и зрители, находившиеся в зале стоя, без помех могли рассматривать изображение.

Монофоническая фонограмма воспроизводилась с отдельной 17,5 мм магнитной пленки синхронно с одиннадцатью кинопленками в проекционных аппаратах.
Премьера первого кругорамного фильма У. Диснея «A Tour of the West» (Путешествие по Западу) состоялась в день открытия парка «Диснейланд» (Disneyland) 17 июля 1955 года.
Кругорамные фильмы Диснея носили видовой характер. Кадры пейзажей и памятников архитектуры, съемки с движения создавали у зрителей эффект участия в происходящем на экране.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе в американском павильоне работал второй кинотеатр по системе – «Циркарама» (Circarama) с экраном диаметром 13,6 м и длиной окружности 42,6 м. Каждый из одиннадцати экранов был высотой 2,7 м и шириной 3,6 м.
Третий кинотеатр с размерами идентичными кинотеатру в «Диснейленде» работал в июле и августе 1959 года на Американской выставке в Москве, где демонстрировался «Путешествие по Западу», дополненный съемками в городе Вашингтоне. Во время просмотра этого фильма зрители как бы совершали путешествие по Америке, которое начиналось от статуи Свободы в гавани Нью-Йорка. Камера переносила зрителей в район Великих озер, показывала величественную панораму Гранд Каньона и прерий Среднего Запада. Промчавшись по одной из широчайших автострад с востока на запад, мы оказывались в ночном Лос-Анжелосе. Фильм заканчивался показом исторических достопримечательностей современной жизни США.

Успех циркорамы был несомненным. Однако, применяемая для съемки и проекции 16 мм пленка с маленькой площадью кадра, плохо передавала детали изображения. А узкопленочные кинопроекторы переносного типа фирмы «Кодак» не могли обеспечить необходимую яркость изображения на экранах, что снижало качество демонстрируемого фильма. Для улучшения качества проекции и обеспечения высокой яркости изображения с 16 мм оригинала начали печатать 35 мм копии и демонстрировать их 35 мм кинопроекторами, обеспечивающими большой световой поток. В дальнейшем и съемку фильмов стали производить на 35 мм кинопленку, что существенно сказалось на улучшении качества изображения.

В 1960 году в Турине (Италия) и 1964 году в Лозанне (Швейцария), в 1967 году на международной выставке «ЭКСПО-67» в Монреале (Канада) и на «ЭКСПО-70» в 1970 году в Австралии открылись кинотеатры «Circarama», где фильм демонстрировался на 9-ти экранах с 35 мм пленки. Самый большой экран был в туринской «Circarama» – его окружность составляла 94 метра.

В 1961 году 16 мм одиннадцати экранная система «Циркарама» (Circarama) в «Диснейленде» была закрыта.

ЦИРКЛЕ ВИЖН 360 (CIRCLE VISION 360)

Кинотеатр круговой кинопанорамы в "Диснейленде".

25 июня 1967 года в калифорнийском "Диснейленде" открылся новый кинотеатр круговой кинопанорамы Диснея по системе "Циркле Вижн 360" (Circle Vision 360), где демонстрировался последний кругорамный фильм, снятый при жизни Диснея – "America the Beautiful" (Прекрасная Америка). По системе "Circle Vision 360" фильмы снимаются 11 камерами, но на 35 мм пленке со стандартным размером кадра.

 КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА (CIRCLORAMA)

В Советском Союзе работы по созданию отечественной системы круговой кинопанорамы (Circlorama) были проведены под руководством и непосредственном участии доктора технических наук, профессора Е. М. Голдовского.

Кинотеатр круговой кинопанорамы на ВДНХ в Москве. 1964 год.

Кинотеатр круговой кинопанорамы на ВДНХ в Москве был построен в рекордно короткий срок – всего за 3 месяца.

В отличие от "Циркорамы" в отечественной системе использовались 22 экрана, установленных в два яруса. Верхний ярус из 11 экранов размером 4,9х4,2 метра при высоте 3,5 метра каждый, устанавливался под углом, образуя конус. А нижние 11 экранов образовывали цилиндр с окружностью 54 метра и диаметром 17 метров. Каждый экран нижнего яруса был 3,6 метра высотой и 4,9 метра шириной. Для съемки и проекции применялась 35 мм пленка, что значительно улучшало качество изображения по резкости и яркости. Фонограмма записывалась на отдельной магнитной пленке в стереофоническом режиме на 9 каналов: 7 каналов обеспечивали звук по окружности зала, 8 канал – звук на потолке, а 9 канал – эффектный звук на полу.

Для съемки кругорамного фильма был создан специальный агрегат из 11 кинокамер "Конвас-автомат" с фокусными расстояниями объективов 35 мм. Камеры монтировались на общем основании по кругу таким образом, чтобы углы между оптическими осями смежных объективов равнялись 32°43'. Съемка велась с частотой 25 кадров в секунду на 35 мм пленке с размером кадра 22х16 мм.

Расчеты, проведенные разработчиками советской системы круговой кинопанорамы, под руководством Е. М. Голдовского показали, что для получения высококачественного изображения необходимо всего 9 киноаппаратов и – соответственно 9 экранов, образующих замкнутый круг. Но в целях обмена фильмами с американской "Циркорамой" путем печати копий на 35 мм пленке с 16 мм оригинала и, наоборот, в СССР была принята 11 экранная система.

Надо заметить, что за все время существования круговой кинопанорамы никаких обменов фильмами не проводилось. А в 1961 году американская "Циркорама" была заменена 9-ти экранной 35 мм системой кругорамного кино, получившей название "Циркле-Вижн 360" (Circle-Vision 360).

Открытие первого кинотеатра "Круговая кинопанорама" на ВДНХ было приурочено, как это было принято в то время к торжественному событию. Этим событием был июньский Пленума ЦК КПСС 1959 года и открытие Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). И естественно, что первыми зрителями нового киночуда стали участники Пленума. На первом киносеансе 15 июня 1959 года демонстрировался первый отечественный кругорамный фильм «Дорога весны».

Режиссер этого фильма Василий Катанян так вспоминает о его съемках: 

«12 апреля 1959 года. Съемка круговой кинопанорамы "Дорога весны". Делаем с Леней Махначем. Скорее, скорее, чтобы успеть к Американской выставке на ВДНХ. Американцы привезут свою кругораму – а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: "Подумаешь! У нас эта кругорама уже спокон века. Это здание – чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве…" Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград…
Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще – никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую»
.

То, что они «наснимали вслепую», понравилось всем и партийным верхам, и звездам мирового кино – участникам первого московского кинофестиваля 1959 года, и простым зрителям.

Из воспоминай В. Катаняна:

 "5 августа 1959 года гости смотрели нашу с Махначем "Круговую кинопанораму" на ВДНХ и пришли в неописуемый восторг. Особенно Абель Ганс, который когда-то снимал еще немое трехпленочное кино о Наполеоне (а тут 11 пленок!)".

26 апреля 1960 года был выпущен второй кругорамный фильм «На Венском фестивале» о Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов.

Демонстрация  кругорамного фильма «На Венском фестивале» на 22 экранах

Кинотеатр круговой кинопанорамы на ВДНХ пользовался огромной популярностью у зрителей. Фильмы начинали демонстрироваться с 9 часов утра, а последний сеанс начинался в 9 часов вечера. Не смотря на то, что ежедневно давалось более 18 киносеансов, число желающих посмотреть новый вид кино не уменьшалось. При расчетной вместимости зала в 300 человек, число зрителей на некоторых сеанса достигало пятисот человек. Очередь в кассу занимали с ночи. Зрителями первых лет круговой кинопанорамы были и простые посетители ВДНХ, и именитые партийные, и государственные деятели, и их зарубежные коллеги. Никита Сергеевич Хрущев частенько заезжал на киносеансы с высокими гостями Советского Союза. Надо заметить, что идея создания советской кругорамы принадлежит Н. С.Хрущеву, который после посещения «Циркорамы» в США дал указание создать свое киночудо, да такое, чтобы лучше и больше чем у Диснея. Никита Сергеевич лично курировал работы по строительству кинотеатра, неоднократно приезжал на стройку. Внимание первого лица государства к кинотеатру и его частые визиты на киносеансы требовали высокого качества кинопоказа. Сотрудники кинотеатра неоднократно заказывали допечатку копий фильма в случае обрыва пленки или расхождении в цветопередаче. Качество цвета на позитивах, суммарная однородностью цветопередачи на всех 22-х постах жестко контролировалась.

Посещение круговой кинопанорамы было включено в программу для иностранных туристов, приезжавших в Москву. В многочисленных книгах отзывов слова восторга после просмотра кругорамных фильмов подписаны многими известными в мире людьми…

Мне удалось посмотреть в начале 60-х годов только один фильм на 22-х экранах. Это был фильм «На воде и под водой». Особенно сильное впечатление производили кадры подводной съемки, когда зрители как бы погружались под воду. Но это фильм был интересен не только использованием 22-х экранов для создания единого изображение, но и попыткой художественного использования полиэкранной формы кинематографа на технической основе круговой кинопанорамы.

Для съемок в кругорамном фильме впервые был приглашен профессиональный актер – Народный артист СССР М.И.Жаров, который во вступительной части фильма рассказывал, переходя с экрана на экран, историю развития отечественного кинематографа от немого до панорамного. Затем начиналась настоящая кругорамная феерия на всех 22-х экранах. Зрители практически не замечали черных разделительных полос. Возникал полный эффект присутствия и как бы участия зрителей в происходящем на экранах.

Ниже приводится фрагмент монтажного листа на фильм «На воде и под водой»:

Кадр №1. Кр.пл. 12 м. (на 11 экране) говорит М. И. Жаров (синхронно) – Здравствуйте, дорогие товарищи! Перед началом сеанса я хотел бы сказать Вам несколько слов, но мне кажется, что с этого места Вам будет плохо видно то, о чем я хотел бы Вам рассказать, поэтому я перейду сейчас вон туда.
Кадр №2. Кр.пл. 10,8 м. М. И. Жаров переходит с 11 экрана на 4–й.
Кадр №3. Ср.пл. 31,7 м. (снято с наезда) Говорит М.И.Жаров с 4-го экрана (синхронно) – С чего же мы начнем нашу программу? Но Вы, конечно, скажите, что программу надо начинать всегда с начала, и будете абсолютно правы. Мы и начнем нашу программу с начала. С начала возникновения кинематографа. Я уверен, что многие из Вас знают, что искусство кино – это искусство молодое, ему всего исполнилось 65 лет. Но, конечно, в жизни все условно. И вот, например, с точки зрения этой симпатичной девушки, – 65 лет – это целая вечность. А с точки зрения истории искусства: танца, живописи, музыки, театра, за которыми тысячелетия, искусство кино – это младенец. Но младенец, который быстро растет, ибо перед ним неизведанные пути технического прогресса. Так вот. История кинематографа начиналась так.
Кадр №4. Кр.пл. 3 м. (на 4-м экране) Говорит М. И.Жаров (синхронно) – Вот первые кадры, кинокадры.
Ср.пл. 3 м. (на 6-м экране) Автомобиль (Кадры из немого фильма).

Кадр №5. Кр.пл. 1,4 м. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно) – Так и продолжалось несколько лет. Было видно, но не было слышно. На экране все двигалось, но все молчало. Экран молчал.
Ср.пл. 1,4 м. (на 6-м экране) Колесо (Кадры из немого фильма).

Кадр №6. Кр.пл. 1,9 м. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно, продолжение)
Кр.пл. 1,9 м. (на 6-м экране) Мужчина налаживает рессоры (Кадры из немого фильма).

Кадр №7. Кр.пл.3,3 м. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно, продолжение)
Ср.пл. 3,3 м, ПНР (на 6-м экране) По улице проезжает автомобиль (Кадры из немого фильма).

Кадр №8. Кр.пл.3,3 м. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно, продолжение) – И вот однажды великий немой заговорил, заговорил, и даже запел.
Ср.пл. 3,3 м, ПНР (на 6-м экране) Жиган – артист Жаров стоит у забора (кадры из фильма «Путевка в жизнь») – …рячие, да с кипяточечком. Да слезы катятся да ручеечечком. Эх, щи горячие, да с кипяточечком. Да слезы катятся да ручеечечком.

Кадр №9. Кр.пл.6,3 м. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно, продолжение)
– Узнаете? Это ведь было начало звукового кино.
Ср.пл. 6,3 м (на 6-м экране) Жиган – артист Жаров поет (кадры из фильма «Путевка в жизнь»).


Кадр №10. Кр.пл.0,9 м. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно, продолжение)
– Потом на экране появился цвет.
Ср.пл. 0,9 м (на 6-м экране) Вася (артист С. Гурзо) скачет на лошади (кадр из фильма «Смелые люди»).

Кадр №11-16. Кр.пл. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно, продолжение).
(на 6-м экране) Вася (артист С.Гурзо) Ср.пл., 2,6 м – прыгает с лошади на поезд; Кр. пл.,. 0,5 м – колеса поезда; Ср.пл., 1,3м – Вася ползет по крышам вагонов;0,7 м – идет поезд; Ср.пл., 2,6м – Вася ползет по крышам вагонов; Кр.пл. 1,2 м – отцепляет вагоны (кадры из фильма «Смелые люди»).

Кадр №17. Кр. пл. 3,6 м. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно, продолжение) – Но жизнь наша бурно развивается, идет вперед, ее нельзя уже уложить в узкие рамки экрана.
Общ. пл. 3,6 м (на 6-м экране) Вася (артист С. Гурзо) едет на отцепленном вагоне (кадр из фильма «Смелые люди»).

Кадр №18. Кр. пл. 6,8 м. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно, продолжение) – И вот тогда-то и появилось широкоэкранное кино.
Общ. пл. 6,8 м (на 6-м и 7-м экранах) Улица Москвы (снято с движения).

Кадр №19. Кр. пл. 4,2 м. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно, продолжение) – И наша техника движется вперед, она не стоит на месте.
Общ. пл. 4,2 м (на 5, 6 и 7 экранах). Проходят спортсмены. – И вот на смену широкоэкранному кино пришла кинопанорама.

Кадр №20. Кр. пл. 12,1 м. (на 4-м экране) Говорит М. И. Жаров (синхронно, продолжение) – И, наконец, дорогие друзья, мы сегодня будем смотреть новую программу круговой кинопанорамы.
Общ. пл. 12,1 м (на всех экранах, кроме 4-го). Проходят гимнастки. Говорит девушка на экране (синхронно), затем исчезает М. И. Жаров на 4-м экране и на нем появляется гимнастка.
Жаров – Я Вам мешаю?
Девушка – Извините, но из-за Вас наша кинопанорама еще не совсем круглая…

Кадр №21. Кр. пл. 17,9 м. Титры: на 7 экране – Центральная; на 8 – студия; на 9 – документальных; на 10 – фильмов; на 11 – показывает; на 1 – Вам; на 2 – третью; на 3 – программу; на 4 – круговой; на 5 – кинопанорамы. Затем все надписи исчезают и на 6 экране появляется надпись – На воде и под водой.


После этой вступительной части начиналась настоящая кругорамная феерия на всех 22-х экранах. Зрители практически не замечали черных разделительных полос. Возникал полный эффект присутствия и как бы участия зрителей в происходящем на экранах.

К сожалению не один из трех первых кругорамных фильмов не сохранился. В течении долгого времени я пытался выяснить судьбу копий или исходных материалов этих фильмов. В архиве ЦСДФ удалось обнаружить трудно читаемые копии монтажных листов фильмов «На воде и под водой» и на «Венском фестивале». Интересно, что на ЦСДФ и на «Союзмультфильме» вообще нет никаких официальный данных о производстве фильма «Дорога весны» и он не включен в фильмографию этих киностудий и соответственно самих создателей. Мне сказали, что это видимо был «сторонний заказ», а такие картины в то время не учитывались. Только в совсем недавно выпущенной «Энциклопедии отечественной мультипликации» в фильмографиях И. П. Иванова-Вано и Д. Н. Бабиченко сообщается о их причастности к созданию первой советской кругорамы. Госфильмофонд России и РГАКФД не принимали на хранение ни копий, ни исходных материалов первенцев советской кругорамы. Правда в РГАКФД в хорошем состоянии хранится цветной фильм об открытии ВДНХ летом 1959 года.

Один из сюжетов этого фильма посвящен новому советскому киночуду и в него включен фрагмент демонстрации фильма «Дорога весны» на 11 экранах – эпизод Первомайской демонстрации на Красной площади в Москве.

В РГАКФД сданы на хранение исходные материалы 9-ти кругорамных фильмов, снятых по второй системе советской кругорамы.

Ее разработка началась уже в первый год работы советской круговой кинопанорамы. Кинооператор Б. В.Тимофеев на Центральной студии документальных фильмов провел экспериментальную съемку кругорамного фильма с вертикальным анаморфированием кадра, используя отечественные анаморфотные насадки завода "Ленкинап" и объективы с фокусным расстоянием 40 мм. Этот эксперимент оказался удачным. 2 мая 1965 года прошли последние показы советских кругорамных фильмов по 22-х экранной системе.

На следующий день кинотеатр был закрыт и началась его модернизация. Верхний ярус экранов демонтировали и оставили только нижний, увеличив высоту каждого экрана в два раза (7,2х4,9 метров).

Для съемок стали использовать 11 кинокамер с анаморфотной оптикой, сужавшей изображение по вертикали с коэффициентом 0,5, а не по горизонтали, как в широкоэкранной системе. При проекции изображение растягивалось так же по вертикали. В отличие от зарубежных систем кругорамы, где съемка и демонстрация фильма производится на стандартный кадр с соотношением ширины к высоте 1,37:1, в системе с вертикальным анаморфированием соотношение ширины к высоте изображения на экране составляет 1:1.63. Такая пропорция изображения на экране, не удобная и не привычная в обычном кинематографе, в круговой кинопанораме увеличивает вертикальный обзор изображения, усиливает эффект присутствия. В тоже время использование 11 кинокамер и кинопроекторов вместо 22 позволяет в два раз экономить пленку и несколько упростить процесс съемки и демонстрации фильмов. А отсутствие черной разделительный полосы между нижним и верхним ярусами экранов создает зрителям больше удобства для просмотра.

4 апреля 1966 года новая советская система круговой кинопанорамы была введена в эксплуатацию.

Газета «Московская кинонеделя» в апрельском номере 1966 года сообщала:

«На выставке достижений народного хозяйства после значительной реконструкции вновь открылся кругорамный кинотеатр. На одиннадцати вертикальных его экранах будет демонстрироваться новая, четвертая программа круговой кинопанорамы, состоящая из двух фильмов Центральной студии документальных фильмов: «Здравствуй, столица!» и «Возьмите нас с собой, туристы...». Фильмы впервые сняты новым оригинальным способом анаморфирования кадра по вертикали, изобретенным советскими специалистами Е. Голдовским и Б. Тимофеевым. На просмотре кругорамных кинокартин, снятых по этому способу, зритель ощущает значительный эффект присутствия. В этом вы убедитесь, когда посмотрите эти два цветных стереофонических фильма».

Эффект присутствия сохранился и в 11-ти экранной системе. Помню как во время просмотра кругорамного фильма «Летом в Чехословакии» зрителей, и меня в том числе, начинало укачивать "при выходе из одной пражской пивной". Создатели фильма, снимая это эпизод, несколько раз покачали камеру, и у зрителей возникало полное ощущение, что земля уходит из-под ног.

Отечественная система круговой кинопанорамы и в первом и во втором варианте получила признание во все мире. Открывшийся летом 1960 года в Праге кругорамный кинотеатр и по размерам и по оборудованию был такой же, как на ВДНХ в Москве. 

Вход в кинотеатр «Circlorama»  на площади Пиккадилли в Лондоне.

9 мая 1963 года в Лондонском «Piccadilly Circus» открылся «The Circlorama Theatre» – третий кинотеатр круговой кинопанорамы. В круглом зале диаметром 18 метров и высотой 15 метров были установлены 11 экранов общей длинной 45 метров. Проекция советского кругорамного фильма «Дорога весны», получившего английское название «Russian Roundabout» (Русский окольный путь), производилась с 35 мм копии и сопровождалась 9-ти канальным стереофоническим звуком. Фильм демонстрировался на 20 сеансах ежедневно.

Рекламный плакат советской круговой кинопанорамы в Лондоне.

Через год, летом 1964 года, в этом же зале началась демонстрация английского кругорамного фильма «Circlorama Adventure» (Приключение Циклорамы). Фильм был снят и демонстрировался на 16 мм кинопленке с одноканальной монофонической фонограммой.

15 июня 1964 года в Токио, рядом с олимпийским стадионом, демонстрацией фильма «На воде и под водой» открыт четвертый кинотеатр по советской системе «Круговая кинопанорама». Токийский кинотеатр проработал около пятнадцати лет, демонстрируя японцам советские кругорамные фильмы.

Кинотеатр «Круговая кинопанорама» на ВВЦ (бывшая ВДНХ) работает и по сей день. Это единственный в мире кинотеатр кругорамного кинематографа, проработавший постоянно пятьдесят лет.

В конце 80-х годов двадцатого века во Франции и Японии были разработаны и эксплуатировались собственные системы кругорамного кинематографа, являвшиеся аналогом системы «Circle Vision 360°».

Японская система кругорамы получила название «Cirkino Vision».

В 1994 году в Нормандии премьерой фильма «The Price of Freedom» (Цена свободы) был открыт кругорамный кинотеатр «Arromanches», оборудованный для демонстрации фильмов по французской 9-ти пленочной системе «Circorama 360».

АЙВЕРКС 360 (IWERKS 360)

В 1986 году в США была организована фирма "Iwerks Entertainment Inc.", разработавшая и внедрившая новую систему кругорамы "Айверкс 360" (Iwerks 360®). Съемка и демонстрация фильмов по этой системе производится девятью камерами со стандартным форматом кадра в 4 перфорации. Компания открыла по всему миру более 50 кинотеатров для демонстрации кругорамных фильмов.

В 1993 году кинокомпания "BRC Imagination Arts" выпустила первый кругорамный фильм по системе "Iwerks 360" – «Postcards» (Почтовые открытки), Режиссер Крайг Бартлетт (Craig Bartlett), оператор Карл Херрманн (Karl Herrmann).

Этот видовой десятиминутный фильм, построенный на переписке корейской девушки с ее друзьями и их рассказами о своих странах и городах. Съемки проводились в Корее (Korea), Париже (Paris), Большом Каньоне (Grand Canyon), Бали (Bali), Африке (Africa) и Канаде (Canada).

кадр из кругорамного фильма по системе

Кругорама по системе "Айверкс 360", вероятно, стала последней реализованной и эксплуатируемой системой кругорамного кинематографа с использованием для съемки и проекции кинопленки.

Развитие цифровых технологий съемки с большим разрешением, высококачественная проекция цифрового изображения на большие экраны, делает бессмысленны использование дорогостоящих киноматериалов, а главное, облегчает процесс создания кругорамных фильмов высочайшего качества, практически не достижимое при использовании кинопленочных технологий. Очевидно, что качество цвета цифрового изображения не страдает выцветанием и не ухудшается со временем. Уже сегодня созданы специальные компьютерные программы позволяющие просчитывать и вносить в проецируемое на сильно изогнутый экран изображение необходимые изменения для устранения искажений. Использование цифровых технологий позволяет избавиться от разделительных полос и получать единое, безразрывное окружающее изображение, сливая воедино панорамную картинку, снятую несколькими камерами. Да и для съемки кругорамного фильма цифровым способом уже нет необходимости использовать 9 камер, вполне достаточно четырех или даже трех. Понятно, что для организации проекции кругорамного фильма, снятого цифровыми камерами нет необходимости и строить специальные кинотеатры с кинопроекционными аппаратными по окружности зала. Современные видеопроекторы могут устанавливаться непосредственно в зале и не займут много места. В принципе цифровые кругорамные фильмы можно демонстрировать в любом помещении, достаточно только повесить замкнутый экран. И это не фантастика, а вполне реальное совсем недалекое будущее или уже настоящее (ведь лет десять назад DVD диск с многочасовым фильмом казался фантастикой!). Постоянно совершенствуется съемочная видеотехника: увеличивается разрешающая способность матриц, улучшается качество картинки, уменьшается вес видеокамер и их цена… Мне не кажется фантастичным, что современный «домашний кинотеатр» в недалеком будущем может превратиться в «домашнюю кругораму», где можно будет предаваться воспоминаниям, совершая кругорамные видео путешествия, просматривая самостоятельно отснятые во время отдыха при помощи компактной кругорамной видеоустановки фильмы.

Фильмография кругорамных фильмов, снятых по системам
"Circarama®", "Circle-Vision 360®" и "Iwerks 360®"

Circarama®. (11х16 мм, моно)

A Tour of the West (Путешествие по Западу), США, Walt Disney Productions, 1955, цв (Eastmancolor), 12 мин., Circarama®, моно. Режиссер Питер Элленшау (Peter Ellenshaw);

America the Beautiful, США, Walt Disney Productions, 1958, цв (Eastmancolor), 16 мин., Circarama®, моно.

Circle-Vision 360® (11х35 мм, моно)

Italia '61 (Италия '61), США-Италия, Walt Disney Productions, 1961, цв (Eastmancolor), 20 мин., Circle-Vision 360®, моно.

Canada '67 (Канада '67), США, Walt Disney Productions, 1967, цв (Eastmancolor), 18 мин., Circle-Vision 360®, моно.

America the Beautiful, Америка прекрасна, США, Walt Disney Productions, 1967, цв (Eastmancolor), 20 мин., Circle-Vision 360®, моно, выпущен на экран 1967.06.25

Magic Carpet Round the World (1974), США, Walt Disney Productions, 1974, цв (Eastmancolor), 20 мин., Circle-Vision 360®, моно, выпущен на экран 1974.03.16

America the Beautiful (1975), Америка прекрасна, США, Walt Disney Productions, 1975, цв (Eastmancolor), 20 мин., Circle-Vision 360®, моно, выпущен на экран 1975

Wonders of China, США, Walt Disney Productions, 1982, цв (Eastmancolor), 19 мин., Circle–Vision 360®,360°, моно, выпущен на экран 1982.09.28

O Canada!, О Канада!, США, Walt Disney Productions, 1982, цв (Eastmancolor), 18 мин., Circle-Vision 360®,360°, моно, выпущен на экран 1982.09.28

Impressions de France, США, Walt Disney Productions, 1982, цв (Eastmancolor), 18 мин., Circle-Vision 360®, моно, выпущен на экран 1982.09.28

American Journeys, США, Walt Disney Productions, 1984, цв (Eastmancolor), 21 мин., Circle-Vision 360®, моно, выпущен на экран 1984.07.04

Portraits of Canada, США, Walt Disney Productions, 1986, цв (Eastmancolor), 20 мин., Circle-Vision 360®, моно, выпущен на экран 1986.05.02

From Time to Time, США-Франция, Walt Disney Productions, 1992, цв (Eastmancolor), 18 мин., Circle-Vision 360®, моно, выпущен на экран 1992.04.12

IWERKS 360® (9х35 мм)

"Postcards" (1993, 10 мин.);
"Dinosaur Adventure" (1993, 15 мин.);
"Virutal Vacations" (1995, 15 мин.);
"Berlin Symphony" (2000, 10 мин.).

Фильмография отечественных кругорамных фильмов

Все советские кругорамные фильмы снимались на цветной негативной кинопленке Шосткинского производственного объединения «Свема». Позитивные копии печатались либо на пленке «Свема», либо или вернее чаще на немецкой пленке «ORWO». На отдельной 35 мм магнитной пленке записывалась 9-ти канальная стереофоническая фонограмма. Каждая сдвоенная часть фильма обеспечивала беспрерывную демонстрацию в течении 20 минут. В фильмографию включены все советские кругорамные фильмы, демонстрировавшиеся в круговой кинопанораме на ВДНХ. Дата выпуска на экран (ВЭ) установлены и проверены по газетам «Вечерняя Москва», «Досуг в Москве» и «Московская правда». Чтобы быть полностью уверенным в точности даты ВЭ я посчитал наиболее правильным использовать ссылки в прессе об уже состоявшемся событии, а не его анонсе. Данная полная фильмография советских кругорамных фильмов публикуется впервые.

Круговая кинопанорама® (22х35 мм)

ДОРОГА ВЕСНЫ

ЦСДФ и «Союзмультфильм», 1959, цв. (Agfacolor), 17 мин. (525 м),
кругорама (Круговая кинопанорама), 22х35 мм, 11х 1.37:1, (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная). Выпущен на экран 16 июня 1959 года.

На экранах первый советский кругорамный фильм «Дорога весны»

Сценарий:  В. Осьминин, В. Катанян, Л. Махнач. Режиссеры: В. Катанян, Л. Махнач
Режиссеры мультипликации: Л. Атаманов, А. Бабиченко, И. Иванов-Вано
Операторы:  А. Сёмин, И. Бессарабов

Аннотация: Первая часть программы, выполненная в виде мультипликации, рассказывает о том, как человек постепенно овладевал скоростью и высотой. В начале фильма действие развертывается только на нижнем цилиндрическом экране. Зритель видит, как в давние времена люди покрывали расстояния пешком, потом они сели на лошадь и понеслись на тройках и вот, наконец, укладывают рельсы, по которым проходит первый поезд. Этот поезд претерпевает на экране многократную модернизацию и представляется, наконец, современным экспрессом.
Дальнейшим развитием средств передвижения является автомобиль и реактивный самолет. Затем рассказывается, как советские люди овладели небом. На верхнем (конусном) экране появляются устремляющиеся ввысь первый, второй и третий спутники, их в космических высотах должен обогнать межпланетный поезд будущего. После этого демонстрация фильма переходит на нижний цилиндрический экран. Перед зрителями проходят кадры, показывающие пейзажи нашей родины, ее людей, города, новую технику и т. д.
Виды Москвы. Виды Ленинграда (съемка с вертолета). Морские пейзажи. Виды Баку, Сухуми, Тбилиси, Ашхабада.
Вот первомайская демонстрация в Москве, скачки туркменских всадников, нефтепромыслы в Азербайджане, московские улицы. Первомайская демонстрация снималась с автомашины «ЗИЛ-110», которая продвигалась с колоннами демонстрантов, Кавказские горы – с самолета на высоте до 7 тыс. м, Ленинград и его окрестности – с вертолета.
В конце фильма снова появляются рисованные кадры: на нижнем цилиндрическом экране взлетают в небо фейерверки, из цветов складываются слова, из слов – лозунги, призывающие к миру.

НА ВЕНСКОМ ФЕСТИВАЛЕ

ЦСДФ, 1960, цв. (Agfacolor), кругорама (Круговая кинопанорама),
22х35 мм, 11х 1.37:1, (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Выпущен на экран 26 апреля 1960 года.
Авторы-операторы:  А. Сёмин и И. Бессарабов. Автор текста В. Захарченко. Текст читает Л. Хмара.
Музыкальное оформление В.Смирнова. Звукооператоры: И. Гунгер, В. Котов.
Директора картины: М. Бессмертный, В. Вайнштейн.

Аннотация: Река Дунай. Город Вена. Проезд по "Венскому Рингу". Памятник советским войнам. Проезды по улицам Вены. На Дунае делегаты фестиваля поют гимн демократической молодежи. Делегаты сходят с парохода, идут и поют песни. Танцуют бразильцы, албанцы, болгары. Проходят делегаты СССР, Индии. На стадионе: открытие фестиваля; делегаты из СССР. Шонбрун: проходит молодежь из Китая и СССР. Проезд по парку Шонбрун. Болгары поют песни. Городской парк Вены: памятник И.Штраусу; розы; хоровод девушек. Хоровод цветов. Танец девушек с зонтиками. Танцует молодежь. Американцы поют песни. Танец с драконами. Румынский танец. Советский балет. Советская и немецкая делегации поют песню о мире Д. Д. Шостаковича. Проход делегаций на закрытии фестиваля.

НА ВОДЕ И ПОД ВОДОЙ

ЦСДФ, 1961, цв. (Agfacolor), кругорама (Круговая кинопанорама),
22х35 мм, 11х 1.37:1, (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Выпущен на экран 28 августа 1961 года.
Сценарий:  А. Сёмин, И. Бессарабов и В. Склют. Режиссеры-операторы: А. Сёмин и И. Бессарабов.
Текст песен Р. Рождественский. Композитор М. Флярковский.
Фильм комментирует народный артист СССР М. И. Жаров.

Аннотация: На экране М. И. Жаров. Он рассказывает об основный этапах развития советского кинематографа. Кадры из немых фильмов. Фрагмент из звукового фильма "Путевка в жизнь" с участием М. И. Жарова. Кадры из цветного фильма "Смелые люди". Улица Москвы. Проходят спортсмены. Проезд по тоннелю площади Маяковского. Проезд по Нескучному саду. Проезд по Москве–реке. Проезд по Университетской набережной. Речной вокзал в Химках. По каналу имени Москвы проплывают "Метеор", "Ракета", яхты, скутера. Спортсмены на водных лыжах. Купальщики в Серебряном бору. Бассейн "Москва". Водное поло. Фигурное плавание под водой (на 22 экранах).

Круговая кинопанорама® (11х35 мм с вертикальным анаморфирование)

ЗДРАВСТВУЙ, СТОЛИЦА!

ЦСДФ, 1966, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Выпущен на экран 4 апреля 1966 года.
Авторы сценария: С. Рунге. И. Бессарабов и А. Семин. Автор текста 3. Гердт.
Режиссер  А. Семин. Оператор И. Бессарабов. Композитор А. Флярковский.

Аннотация: Представьте себе лето. Ранний утренний час, вы на открытой машине выезжаете из туннеля на площадь Маяковского.
Далее перед вами новый район Москвы. Строительная площадка. Подъемный кран поднимает необычный груз – съемочную кругорамную камеру. Вы не только видите, но и ощущаете, что камера снимает. Правда, сейчас изображение поплыло и у вас начинает кружиться голова, но диктор просит чуточку потерпеть. И вы с чувством затаенного любопытства ждете, пока камера успокоится, чтобы рассмотреть панораму строительства.
Центр столицы – памятник К. Марксу. Большой театр, тихий Арбатский переулок – и вас захватывает стремительный выезд па Ленинский проспект.
Благодаря подвижности кругорамной камеры, вы успеваете по пути в Парк культуры и отдыха имени М. Горького увидеть игру детей в современном благоустроенном дворике, зайти во Дворец пионеров, побывать на футбольном матче в Лужниках.
А вот вы в центре одиннадцатиглазой всевидящей камеры поднимаетесь в кабине колеса обозрения над парком имени М. Горького. Страшновато? Сейчас опуститесь на землю. Благополучно опуститесь...
Теперь вы можете передохнуть в аллеях парка. Только не рассчитывайте на слишком продолжительный отдых.
Еще мгновение – и на экранах уже ансамбль «Березка», его сменяет танцевальная группа хора имени Пятницкого. Вы видите выступление этих прославленных коллективов впервые с необычной точки. Вы в центре танцующих.
Немного потанцевали – и снова в путь. Подмосковье. Березовая роща. Пение птиц.
А вот перед вами легендарное Бородино. На месте Бородинского сражения вы останавливаетесь на несколько секунд, чтобы рассмотреть памятники славы, мужества русского оружия, и возвращаетесь в Москву.
Проезжаете по Каменному мосту вдоль Кремля, заходите в Кремль, затем подходите к Дворцу съездов, гуляете в Тайницком саду и через Спасские ворота Кремля выезжаете на Красную площадь.
Итак, за двадцать минут вы совершите это чудесное, почти реальное путешествие по нашей прекрасной Москве в Кругорамном кинотеатре на ВДНХ.

ВОЗЬМИТЕ НАС С СОБОЙ, ТУРИСТЫ!

ЦСДФ, 1966, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Выпущен на экран 4 апреля 1966 года. РГАКФД. Уч. № 32106
Авторы сценария  И. Бессарабов, 3. Гердт, А. Левитан.
Режиссер-постановщик И. Бессарабов. Оператор А. Левитан.

кадр из кругорамного фильма

Аннотация: Фильм – путешествие. Зрители фильма становятся участниками путешествия по красивейшим уголкам нашей Родины.
На экране – высокие ледники и снежные пики Домбая. жемчужины Кавказа, яркие высокогорные альпийские луга Джайляо в Киргизии, лесистые холмы Закарпатья, бурные, порожистые реки Саян. На этом фоне звучит знакомая всем песня:
               «Турист шагает налегке.
               С ним дождь и снег накоротке.
               И даже ветер просится в друзья...»
Это кадры из цветной круговой кинопанорамы «Возьмите нас с собой, туристы...», в которой поэтично, с любовью показаны красота нашей необъятной Родины и населяющие ее люди. Много тысяч километров прошли с киноаппаратом по трудным, а порой опасным дорогам операторы картины во главе с А. Левитаном, чтобы запечатлеть на пленку самые отдаленные уголки природы и памятники старины.
Вот перед нами знаменитые Красноярские столбы. Авторы фильма знакомят нас со скалолазами, представителями интересного вида спорта, пропуском о который служат риск, отвага, мужество...
А вот рыбаки тянут невод с прославленным байкальским омулем. Домбай – центр горнолыжного спорта. Не менее увлекательное, захватывающее зрелище – мотогонки в Виру, небольшом эстонском городе
Тонко, с большим вкусом снята эта картина – операторы стремились, как можно бережнее донести обаяние и красоту Прибалтики и Кавказа, Байкала и Братска, Валдая и Кольского полуострова.
Особое место в фильме отведено городам – памятникам архитектурной старины, через которые пролегли излюбленные трассы туристских маршрутов. Таким образом, зрители познакомятся с Самаркандом, древней Бухарой, Ташкентом, Суздалем, Новгородом, Таллинном.
...Мелькают кадры. Каждый из них мог бы стать законченным художественным произведением. Смотришь на них и проникаешься гордостью и восторгом, и хочется сказать всем-всем: «Прекрасна наша земля! Так любуйтесь ею, путешествуйте, смотрите, пока вы сильны и молоды душой!»

ЛЕТОМ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

ЦСДФ, 1968, цв. (ORWOcolor), кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Выпущен на экран 3 июня 1968 года.

Аннотация: Фильм – путешествие по Праге и красивейшим уголкам Чехословакии.

В ДОРОГУ, В ДОРОГУ!

ЦСДФ, 1969, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Выпущен на экран 12 мая 1969 года.
Сценарий З. Гердт. Режиссер  И. Бессарабов.

кадр из кругорамного фильма

Аннотация: Фильм – путешествие по Советскому Союзу.

ПЕСНЯ

ЦСДФ, 1972, цв.(Свема), 575 м., кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Р/у от 21.12.1972. Выпущен на экран 1 января 1973 года. РГАКФД. Уч. № 32108.
Режиссер  И. Бессарабов. Операторы И. Бессарабов, Ю. Коровкин, А. Левитан.

Аннотация: Фильм посвящен 50-летию образования Союза ССР.
Город Москва: Красная площадь, Калининский проспект, Кутузовский проспект, павильон "Космос" на Выставке достижений народного хозяйства, Дворец съездов, Московский государственный университет.
Озеро Байкал. Братская гидроэлектростанция.
Литва, г. Клайпеда. Старые улочки и современные новостройки г. Вильнюса. Вид Тракайского замка.
Украина, г. Киев: улица Крещатик, станция Киевского метрополитена. Ансамбль исполняет украинский танец.
Казахстан, г. Алма-Ата. Проезжают машины с зерном; пионеры идут по площади; дети в детском саду.
Белоруссия. Проезжают машины "Белаз" производства Белорусского автомобильного завода.
Узбекистан. Уборка хлопка на полях. Улицы г. Ташкента.
Сбор фруктов в садах Молдавии. Молдавский танец.
Курорт Пицунда, вид озера Рица; сбор листьев чая на чайных плантациях Грузии.
В фильме звучит "Торжественная песня" композитора М. Магомаева на слова Р. Рождественского.

Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ О ГДР

ЦСДФ, 1975, цв. (ORWOcolor), кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Выпущен на экран 29 апреля 1975 года.
Режиссер И. Бессарабов.

Аннотация: Город Росток. Парад на стадионе на берегу Балтийского моря. По улице проходит детский оркестр. Площадь города. Корабли в порту.
Море. Горный пейзаж.
Долина реки Шпрее, кругом туристы (снято с проплывающей лодки).
Выезд на площадь в Венигероде. Изготовление музыкальных инструментов. Играет оркестр.
Проезд по центру Веймара. Улица, где жил Шиллер. Дом, где жил Гете.
Проезд по автобану.
Город Йена. Новый район, дети проезжают на велосипедах. Улица города. Сборка оптических приборов.
Автобан (с проезда).
Угольный карьер.
Город Эйслебен. Выезд на площадь к памятнику Ленина. Нефтяной завод.
Полиэкран (гончарные работы, мастера фарфора, Саксонский фарфор).
По улице города Мейсен проезжает карета, запряженная лошадьми.
Танцует фольклорный ансамбль.
Комбайн на поле. Силосная башня. Проезд по деревне.
Автобан.
Город Лейпциг. Площадь города. Проезд по улице. Проезд по ярмарке. Полиэкран (цветы).
Туристы на отдыхе в горах.
Кафе на улице города.
Туринская пивная (снято с проезда). Полиэкран (народ за столиками).
Автобан.
Дрезденская картинная галерея (снято с проезда). Народ в зале музея. Полиэкран (картины).
Проезд по Цвингеру. Наезд на руины.
Бухенвальд (снято с проезда). Домик, где был убит Э.Тельман. Надпись на домике (снято через цветы). Затем на двух экранах появляется чаша с вечным огнем, а на остальных экранах – колючая проволока и детали монумента. Митинг.
Полиэкран молодеж поет песню на немецком языке.
Полиэкран (Трептов парк). Трептов парк. Народ идет к памятнику (снято с проезда). Полиэкран (цветы).
Проезд по улице Берлина.
Площадь города Дрезден (снято с проезда). Фонтаны на площади.
Полиэкран (Демонстрация 1-го мая в Берлине).

СПОРТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕКРАСНЫЙ

ЦСДФ, 1977, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Выпущен на экран 10 июля 1978 года.
Режиссер  А. Левитан. Операторы  В. Горбатский., Р. Петросов, А. Левитан.
Автор текста В. Викторов. Композитор Е. Стихин. Текст читает Ю. Колычев. Звукооператор  И. Гунгер.
В фильме снимались: И. Дерюгина, А. Зайцев, В. Маркелов, И. Роднина, Г. Шугурова и другие известные спортсмены)

Аннотация: Этот оригинальный и эффектный по форме кругорамный фильм показывает целый ряд видов спорта, снятых кинооператорами во время крупнейших спортивных соревнований.
Бегуны на дистанции. Прыжок с шестом. Метание диска. Няня с малышом делают зарядку. Гимнастический зал детской спортивной школы. Мальчик под руководством тренера выполняет упражнение на кольцах. Занятия в юношеской школе самбистов. Занятия в детской хоккейной школе. Хоккейный матч во Дворце спорта в Лужниках. Болельщики на трибунах. Производственная гимнастика в цехе завода. Фотограф начала ХХ века. Фотография группы спортсменов. Современный кинооператор снимает болельщика, берущего автограф у футболиста. Эстафета по Садовому кольцу в Москве. Бегут участники марафона. Мотокросс. Шоссейная велогонка. Скачки на ипподроме. Участники велогонки на трассе. Автогонки. Серийные автомашины на трассе. Мотогонки на шоссе. Автогонки. Гоночные автомобили на трассе. Черноморская регата. Команда парусника за работой. Соревнования по академической гребле. Соревнования на скутерах. Лыжники поднимаются по канатной дороге. Лыжники на вершине горы. Участники скоростного спуска на лыжной трассе. Спортсмены на водных лыжах. Штангисты работают со штангой. Разминка спортсменов на соревнованиях на приз газеты «Московские новости». В.Маркелов выполняет упражнения на различных снарядах. Гимнастки выполняют упражнения с лентами. Г.Шугурова выполняет упражнение с мячом. Спортсменки выполняют фигуры синхронного плавания (снято под водой). И.Дерюгина выполняет упражнение с мячом. Синхронное плавание. На льду танцуют фигуристы И.Роднина и А.Зайцев. По Красной площади проходят участники физкультурного парада.

ДАЛЕКОЕ – БЛИЗКОЕ

ЦСДФ, 1980, цв.(Свема), 6600 м (600х11), кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Р/у от 22.05.1980. Выпущен на экран 30 июня 1980 года. РГАКФД. Уч. № 32102.
Режиссер Е. Легат.

Аннотация: Фильм о древних городах Советского Союза: Ростове, Суздале, Ленинграде, Красноярске, Дивногорске, Таллине, Тбилиси, Самарканде, Ташкенте, Ялте, Норильске, Москве, Риге. Виды, улицы, архитектурные памятники.
Село Михайловское, "Федоскино", художники за работой.
Кадры кинохроники: Великая Отечественная война, памятник погибшим воинам.
Пейзажи Сибири, Красноярские Столбы, река Енисей, Саяны, лес, дорога в тундре, вечерний пейзаж. Стройка на севере.
Верблюды в пустыне. Восточный базар.
Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС, Красноярское море. Взлет ракеты.

У ДАЛЬНИХ БЕРЕГОВ

ЦСДФ, 1982, цв. (Свема), 580 м., кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Р/у от 27.12.1982. Выпущен на экран 6 апреля 1983 года. РГАКФД. Уч. № 32104.
Сценарий О. Лебедев. Текст Е. Легат. Режиссеры Е. Легат, О. Лебедев.
Операторы О. Лебедев, А. Леонов. Музыка Н. Пейко. Звук И. Смирнов.

Аннотация: Город Хабаровск: улицы, памятник Е. П. Хабарову; производственные процессы на Хабаровском заводе "Дальдизель".
Город Комсомольск-на-Амуре. Плавка стали в цехе завода "Амурсталь".
Разгрузка рыболовецких сейнеров в порту г. Находка. Подводные киносъемки: водоросли, морская капуста, морская звезда, морской гребешок, рак, осьминог. Пейзажи: океан, осенний лес, геологи у костра.
Город Южно-Сахалинск. Рыбная икра, рыба в водоёмах Сахалинского филиала Тихоокеанского научно–исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.
Город Владивосток: улицы, парусники на море, вокзалы, причалы Владивостокского порта. Капитан у штурвала морского корабля.

РОДНИКИ НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ

ЦСДФ, 1983, цв. (Свема), 578 м., кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Р/у от 14.12.1983. Выпущен на экран 23 января 1984 года. РГАКФД. Уч. № 32105.
Режиссер Е. Легат. Оператор  О. Лебедев.

Аннотация: Чум, олени в тундре. Танцуют и поют в тундре ненцы. Танцуют женщины–туркменки. Танец горцев с кинжалами.
Предметы быта литовских, латвийских, эстонских крестьян. Литовские женщины исполняют национальный танец на хуторе. Звучит литовская песня.
Украинский кафель с рельефным изображением и цветной росписью.
Молдавские юноши играют на трембитах; танцуют юноши и девушки.
Играют киргизские камузисты; рассказывает киргиз – сказитель.
Сцена сватовства в исполнении артистов Азербайджанского театра.
Поет армянская, грузинская девушки. Грузинский юноша играет на свирели (саламури).
Девушки в кокошниках водят хоровод.
Белорусские девушки исполняют танец с венками.

ВОЛГА – РУССКАЯ РЕКА

ЦСДФ, 1984, цв. (Свема), 525,6 м., кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Р/у от 02.11.1984. Выпущен на экран 7 января 1985 года. РГАКФД. Уч. № 32110.
Режиссер Е. Легат. Оператор  О. Лебедев.

кругорамный фильм

Аннотация: Закат на реке Волге; озеро Селигер, лес; теплоходы, яхты, катера на реке Волге.
Города на берегах реки Волги: Калинин, Тутаев, Рыбинск, Волгоград, Углич, Ярославль, Плёс, Нижний Новгород, Казань, Тольятти, Астрахань. Исток реки Волги на Валдайской возвышенности в Волконском бору.
Русские деятели культуры и искусства: Ф. И. Шаляпин, И. И. Левитан, А. М. Горький, Л. В. Собинов, жизнь и творчество которых было связано с рекой Волгой.
В фильме фоном звучит голос Ф. И. Шаляпина; фрагменты из опер "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Иван Сусанин" М. И. Глинки.
Кинохроника Сталинградской битвы. Ветераны Великой Отечественной войны на Мамаевом кургане.

И ДУМ ВЫСОКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ

ЦСДФ, 1985, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Выпущен на экран 5 мая 1986 года. РГАКФД. Уч. № 32109.
Режиссер Е. Легат. Операторы  О. Лебедев, Е. Легат.

Аннотация: Виды минералов на полиэкране, полезных ископаемых, залегающих в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Старатели промывают найденное золото. Каменный уголь, добываемый в Восточной Сибири. Пейзажи: реки, водопады, озеро Байкал, горы. Населенные пункты в районе строительства Байкало-Амурской магистрали. Бурятский национальный праздник на станции Уоян: соревнования по борьбе, танцы в национальных костюмах.
Строительство отдельных участков Байкало-Амурской магистрали. Станции БАМа: "Звездная", "Ургал", "Ванино".

СКАЗАНИЕ О РУСИ

ЦСДФ, 1987, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная).
Режиссер Е. Легат.

ЛЮБОВЬ МОЯ – РОССИЯ, БОЛЬ МОЯ

Фрагмент фильма "ЛЮБОВЬ МОЯ – РОССИЯ, БОЛЬ МОЯ" – СССР, ЦСДФ, 1990.

ЦСДФ, 1990, цв. (Свема), фонограмма магнитная 6-ти канальная.
Режиссер Е. Легат

Аннотация: Фильм–размышление о судьбе России.

ЭТО ВСЁ, ЧТО ЗОВЁМ МЫ РОДИНОЙ

ЦСДФ, 1993, цв. (Свема), кругорама (Круговая кинопанорама),
11х35 мм, 11х 1:1.63 (анаморфированный), (360°), фонограмма магнитная 6-ти канальная.
Режиссер Е. Легат

На экранах фильм «ЭТО ВСЁ, ЧТО ЗОВЁМ МЫ РОДИНОЙ»
На экранах фильм «ЭТО ВСЁ, ЧТО ЗОВЁМ МЫ РОДИНОЙ».

Аннотация: Фильм – поэтическое многоголосье.

ПИОНЕРЫ КРУГОРАМЫ

АТАМАНОВ Лев Константинович (22.02.1905 – 12.02.1981). Кинорежиссер. Народный артист РСФСР (1978). Режиссер мультипликации первого советского кругорамного фильма "Дорога весны" (1959).
БАБИЧЕНКО Дмитрий Наумович (07.05.1901 – 30.07.1991). Кинорежиссер. Режиссер мультипликации первого советского кругорамного фильма "Дорога весны" (1959).
БЕССАРАБОВ Игорь Викторович (12.06.1919 – 02.06.1993). Кинорежиссер, кинооператор. Народный артист РСФСР (1982). Лауреат Сталинской премии (1951). Оператор первого советского кругорамного фильма "Дорога весны" (1959). Снял 9 фильмов по системе круговой кинопанорамы.
ГОЛДОВСКИЙ Евсей Михайлович (20.1.1903 – 27.11.1971). Учёный, изобретатель. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор. Почётный член Международного союза технических ассоциаций кинематографии (УНИАТЕК). Руководил разработкой советских систем широкоэкранного кинематографа (1955), трёхплёночного панорамного кинематографа (1956-57), кругорамных фильмов (1959), широкоформатного кинематографа на 70-мм киноплёнке (1958-60).
ГРИМУЭН-САНСОН Рауль (Raoul Grimoin-Sanson) (1860 – 1941). Французский изобретатель. Создатель первой действующей круговой кинопанорамы "Синеорама" (Cineorama) или "Синекосморама" (Cinecosmorama) (1900).
ДИСНЕЙ Уолт (Walt Disney) (05.12.1901 – 15.12.1966). Американский режиссер, художник, продюсер. Создатель первой постоянно действующей круговой кинопанорамы "Циркарама" (Circarama) (1955).
ИВАНОВ-ВАНО Иван Петрович (27.01.1900 – 25.03.1987). Кинорежиссер, художник, сценарист. Народный артист СССР (1985). Лауреат Государственной премии РСФСР (1970). Режиссер мультипликации первого советского кругорамного фильма "Дорога весны" (1959).
КАТАНЯН Василий Васильевич (21.02.1924 – 30.04.1999). Кинорежиссер. Лауреат Ленинской премии (1980). Режиссер первого советского кругорамного фильма "Дорога весны" (1959).
МАХНАЧ Леонид Владимирович (08.10.1933 - 26.09.2014 ). Кинорежиссер. Народный артист РСФСР (1979). Режиссер первого советского кругорамного фильма "Дорога весны" (1959).
ОСЬМИНИН Владимир Спиридонович (17.04.1905 - 11.08.1985). Драматург. Автор сценария первого советского кругорамного фильма "Дорога весны" (1959).
СЁМИН Алексей Григорьевич (18.10.1914 – 22.11.2001). Кинооператор, директор ЦСДФ с 1963 года. Оператор первого советского кругорамного фильма "Дорога весны" (1959).
ЭЛЛЕНШАУ Питер (Peter Ellenshaw) (24.05.1913 – 12.02.2007) Американский кинорежиссер, мастер спецэффектов. Режиссер первого американского кругорамного фильма по системе Circarama "A Tour of the West" (Путешествие по Западу) (1955).

КИНОМАТЕРИАЛЫ О КРУГОВОЙ КИНОПАНОРАМЕ

 «Город чудес» – СССР, ЦСДФ, 1959, цв, 6/1408,7 м. Документальный фильм.

Аннотация: Посетители в кинотеатре круговой панорамы. Экран. Киномеханик заряжает пленку. Демонстрация фильма. 16 июня 1959 г. Подготовительные работы к открытию Выставки достижений народного хозяйства, (РГАКФД. Уч. № 15503)

«СССР сегодня № 6» – СССР, ЦСДФ, 1959, ч/б, 1/294 м. Киножурнал.
Аннотация: Пейзажи моря. Кинооператоры ведут съемку для кругорамы. Просмотр фильма в рабочем зале. Кинотеатр, построенный для кругорамы. (РГАКФД. Уч. № 18359)

«Новости дня» № 22 – СССР, ЦСДФ, 1959, ч/б, 1/294,2 м. Киножурнал.
Аннотация: Кинооператор у специальной установки для съемки круговой кинопанорамы, установленной на крыше автомобиля. И. Бессарабов, А. Семин; Л. Махнач, В. Катанян. Моменты съемки круговой кинопанорамы. Вертолет с установкой над Ленинградом. (РГАКФД. Уч. № 18286)

«По Советскому Союзу» № 10 – СССР, ЦСДФ, 1963, ч/б, 1/280, 7 м. Киножурнал.
Аннотация: Японское море. Оператор О. А. Лебедев и другие члены группы готовятся к съемкам для первого советского подводного панорамного фильма о жизни морских глубин. Кинооператор снимает под водой. Морское дно с растительностью, животными, рыбами. (РГАКФД. Уч. № 20498)

«Советское кино» № 31 – СССР, ЦСДФ, 1972, ч/б, 1/294 м. Киножурнал.
Аннотация: Съемки фильмов к юбилею на ЦСДФ: новый фильм круговой кинопанорамы – одновременно на одиннадцати экранах кинотеатра. Демонстрация фильма о Родине «Песня». (РГАКФД. Уч. № 25967)

«Режиссер ЦСДФ И. Бессарабов и оператор ЦСДФ А. Левитан на съемке кругорамного фильма» – СССР, ЦСДФ, 1972, ч/б, 1/184 м. Кинолетопись.

Аннотация: Москва. 1972. Кинооператор А. Левитан, режиссер И. Бессарабов, начальник цеха съемочной техники ЦСДФ Кухшин на съемках. И. Бессарабов в монтажной студии. Кинотеатр "Круговая кинопанорама" на ВДНХ. Зрители в кинотеатре во время сеанса. (РГАКФД. Уч. № 27136)

Николай МАЙОРОВ                   
режиссер – оператор, член                 
Международной федерации журналистов

Видиоролики

Об Америке

"American Journeys" (Disney)

"Reflections of China"


Фильм-путешествие по Китаю. Часть 1


Фильм-путешествие по Китаю. Часть 2

Снят на студии Дисней для системы Circle-Vision 360° в 1982 году как
"Wonders of China", переснят в 2003 как "Reflections of China"