«ВЕСТНИК АРХИВИСТА» № 4, 2012 год

Источники о деятельности Скобелевского комитета и его роли в отечественном кинопроцессе накануне и в ходе Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций 1917 года (часть 1-я).

«ВЕСТНИК АРХИВИСТА» № 4, 2012 год

21.06.2018

Владимир Маркович МАГИДОВ (1938 — 2015)

Российский историк, декан факультета технотронных и аудиовизуальных документов (ФТАД), заведующий кафедрой аудиовизуальных документов и архивов Историко-архивного института РГГУ, доктор исторических наук, профессор.

Опубликовано: vestarchive.ru Журнал "Вестник архивиста". 2012. № 4.

Чем привлекает исследователей кинематографическая деятельность Скобелевского комитета? Причин здесь может быть названо много. Отметим лишь принципиально важные для характеристики кинематографа в дореволюционной России и в первые годы Советской власти.

Исследователи, приступая к изучению истоков зарождения российского кино, обычно сталкиваются с вопросом, какая организация, кто конкретно производил документальные съемки в стране до Октябрьской революции, каков был их характер и политическая направленность.

Среди действующих на территории России с начала Первой мировой войны отечественных и зарубежных организаций и учреждений, занимавшихся производством кинопродукции, особое место принадлежит Скобелевскому комитету, полублаготворительному, полувоенному, полугосударственному учреждению, отличающемуся от частных фирм более откровенным проявлением своей преданности престолу и монархическому строю. Именно он является одним из немногих, а в отдельных случаях единственной общественной организацией, осуществлявшей съемки Первой мировой войны, революционных событий 1917 г. Техническое оборудование, лаборатория комитета, национализированные в первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г., стали фактически основной материальной базой первых советских киноучреждений, возникших в Москве и Петрограде. Перешла на сторону советской власти и большая группа киноработников комитета. Именно они составили кадровый костяк первых советских организаторов производства, режиссеров, кинооператоров и др.

Советское документальное кино, получив кадровую, материальную и документальную базу Скобелевского комитета, развивалось на принципиально новой идеологической основе. Именно поэтому исследователи буквально «по крупицам» собирали документальные данные, непосредственно относящиеся к истории деятельности Скобелевского комитета. В первую очередь тщательно изучались опубликованные источники, просмотрен в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) фонд Г.М. Болтянского, одного из пионеров российской и советской документальной кинематографии, активно работавшего с марта 1917 г. в кинематографическом отделе Скобелевского комитета. Отдельные сведения о кинематографической деятельности комитета между Февралем и Октябрем 1917 г. удалось обнаружить в Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО), в личном архиве оператора П. Новицкого.

Однако цельной картины о работе Скобелевского комитета в области кино не складывалось. Поиск новых документов осложнялся тем, что трудно было сразу установить, в каком архиве могла оказаться основная часть материалов о Скобелевском комитете, характеризующая его широкую благотворительную и просветительную деятельность. Оставался открытым вопрос, почему собственно Комитет именуется Скобелевским, имеет ли это название прямое отношение к имени легендарного русского полководца, героя Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал-адъютанта М.Д. Скобелева.

Выяснилось, что в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), располагающемся в Москве на территории старинного Лефортовского дворца, имеется фонд Скобелевского комитета. Среди сотен интересных дел встречаются отчеты Комитета за разные годы, протоколы заседаний Совета комитета, докладные, приказы, многочисленная переписка и т.п. и, что для нас существенно важно, документы, характеризующие кинематографическую деятельность Скобелевского комитета. Просмотр архивных документов сочетался с изучением опубликованных материалов газет и журналов «Русский инвалид» (1904-1917), «Сине-фоно» (1917-1918), «Проэктор» (1917), «Известия Московского Совета» (1917), «Свободный журнал» (1918), «Кино-газета» (1918-1920), «Московский вечерний час» (1918) и др.

Постепенно раскрываются значимые страницы истории возникновения Комитета. Выяснилось, что в разгар Русско-японской войны 1904-1905 гг. в ноябре 1904 г. с соизволения российского императора был создан Скобелевский комитет помощи увечным воинам при Николаевской академии Генерального штаба. 26 ноября 1904 г. газета «Русский инвалид» экстренно сообщала, что Комитет основан по инициативе сестры М.Д. Скобелева, княгини Н.Д. Белосельской-Белозерской, супруги крупного нефтяника Т.Ф. Белосельского-Белозерского, одного из основных акционеров фирмы «Биофильм». Официальное открытие Комитета было приурочено ко дню празднования 135-й годовщины военного ордена св. Георгия Победоносца, т.к. М.Д. Скобелев являлся кавалером ордена св. Георгия трех степеней.

Фактическое создание Комитета можно датировать 15 апреля 1904 г., когда Николай II одобрил его образование . В марте 1914 г. при Комитете был создан военно-кинематографический отдел. Однако рядом исследователей установлено, что первые съемки военной серии (военной хроники) Скобелевского комитета были предприняты в 1913 г. для только что открывшегося музея Русской армии (первоначальное его название Палата-хранилище «Войны России»). Среди первых съемок, датированных 1913 г., можно назвать: «Гимнастика на машинах», «Конская езда г.г. офицеров» (Выпуск 18 июля 1913 г.). Просмотр этих лент состоялся в Царскосельском театре .

Однако и до настоящего времени деятельность кинематографического отдела Скобелевского комитета изучена недостаточно. Отдельные вопросы по истории военно-кинематографического отдела в разное время интересовали Г. Болтянского, В. Росоловскую, С. Гинзбурга, В. Листова, С. Братолюбова, Г.Е. Малышеву, В.Н. Баталина, В.М. Магидова и других авторов. Наиболее важными из них являются материалы, собранные Г. Болтянским и В. Росоловской. Однако исследователи не всегда четко представляли себе структуру Комитета, рассматривали его кинопродукцию чаще всего в отрыве от деятельности Комитета. В целом источниковая база большинства работ характеризовалась некоторой ограниченностью.

Скобелевский комитет как благотворительное в основном учреждение существовал в течение десяти лет (1904-1914). По первому уставу , утвержденному 16 июня 1905 г., он именовался «Комитетом имени генерал-адъютанта М.Д. Скобелева для выдачи пособий больным и раненым воинам» . Комитет находился тогда в ведении Министерства внутренних дел. Основным органом управления считался Совет Комитета, который состоял из председательницы - княгини Н.Д. Белосельской-Белозерской, выбранной пожизненно, и шести членов Совета. Обычно в их число входили учредители Комитета - крупные военные деятели дореволюционной России (генералы, военные чиновники, военное духовенство). Начальник Николаевской академии Генерального штаба генерал-лейтенант Д.Г. Щербачев являлся товарищем председательницы, фактическим председателем комитета. Поэтому все делопроизводство комитета велось при канцелярии академии. Согласно адресной и справочной книге г. С.-Петербурга «Весь Петербург на 1910 год» в состав его Совета в то время входило 10 человек: генерал от инфантерии А.Д. Свиньин; генерал-майор А.Н. Маслов; М.И.Ушаков; А.Н. Эрдели; полковник, флигер-адъютант П.П. Скоропадский (будущий гетман Украины в апреле-декабре 1918 г.); А.К. Байов; полковник Н.Н. Якимовский; штабc-капитан Я.П. Левошко; священник Г.И. Шавельский; казначей И.И. Гальченко.

Для получения новых сведений о разносторонней деятельности комитета, в том числе и кинематографической, необходимо было прежде всего четко установить, какому ведомству подчинялся Комитет. В начале своей деятельности, как отмечалось выше, Комитет относился к Министерству внутренних дел. Однако впоследствии переходы комитета от одного ведомства к другому следовали одно за другим. К началу Первой мировой войны, например, Комитет относился к Военному министерству, после Февральской революции Комитет был в ведении Министерства народного просвещения. По архивным документам установлено, что только в течение июня-июля 1917 г. Комитет несколько раз переходил то под опеку Министерства государственного призрения, то Военного министерства. Так, по постановлению Временного правительства от 17 июня 1917 г., Комитет перешел в ведение Министерства государственного призрения. 31 июля того же года по новому постановлению благотворительный отдел Скобелевского комитета оставался при Министерстве государственного призрения, а просветительный отдел переходил под патронаж Военного министерства. Видимо, вскоре после раздела имущества благотворительного и просветительного отделов (август 1917 г.) просветительный отдел Комитета стал именоваться Скобелевским просветительным комитетом. Официально это произошло в начале декабря 1917 г., когда был утвержден Устав этого Комитета. Различного рода реорганизации Комитета влияли на его кинематографическую деятельность.

Основной задачей Комитета был сбор средств путем добровольных пожертвований. Этот капитал составлялся из ежегодных денежных взносов лиц всех сословий, кружечных и всякого рода других сборов. Например, в 1909–1911 гг. Комитету было пожертвовано для устройства инвалидных домов несколько крупных усадеб в Минской, Черниговской и Симбирской губерниях. Крупный русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков вспоминал, что Комитет «вообще выколачивал деньги, чем возможно. Например, администрация добивалась разрешения на исключительное право сдачи напрокат спальных матрацев пассажирам железных дорог» .

С.К. Братолюбов в своей книге замечает, что Комитет, будучи учреждением, преследующим явно коммерческие цели, занимал достаточно привилегированное положение. Это было действительно так. Комитет имел преимущество перед другими подобными организациями типа Всероссийского земского союза помощи раненым (образован 30 июля 1914 г.) и Всероссийского союза городов (создан 8-9 августа 1914 г.), располагая в отличие от них широкой сетью отделений, расположенных по всей стране. Далеко за пределами Петербурга и Москвы были известны устраиваемые Комитетом благотворительные вечера с многочисленными и шумными балами-аукционами.

Коммерческие интересы Скобелевского комитета нашли свое отражение и в своей широкой просветительной деятельности. В 1914-1915 гг. были созданы для этой цели военно-кинематографический, издательский, граммофонный и другие отделы.

Исходя из имеющихся документальных материалов, просветительскую деятельность Скобелевского комитета в области кинематографии условно можно разделить на три этапа: первый – с момента образования кинематографического отдела (1914 г.) до Февральской революции 1917 г.; второй этап охватывает период между Февральской и Октябрьской революциями, и третий этап – после Октябрьской революции до национализации Скобелевского комитета (март 1918 г.). Естественно, что организационные условия для производства киносъемок в каждом из перечисленных выше этапов были различны.

Первый этап отражен в архивных документах наиболее слабо. Исключение составляет небольшой фонд Скобелевского комитета, отложившийся в РГВИА. Однако в этом фонде кинематографическая работа Комитета представлена скупо. Эти материалы в основном освещают благотворительную деятельность Комитета. И все же в совокупности с документами из личного архива П. Новицкого, материалами В. Росоловской, использовавшей некоторые архивные документы, и воспоминаниями сотрудников Комитета можно в определенной мере воссоздать начальный период деятельности кинематографического отдела.

Как было отмечено выше, военно-кинематографический отдел был основан в марте 1914 г. Из отчета Комитета, сохранившегося в РГВИА, можно установить, что Военное министерство поручило Скобелевскому ко¬митету в это время производить съемки в войсковых частях для отображения на пленке строевой службы, военного быта, состояния русских войск и т.п. Снимались также специальные драмы и комедии на военные темы.

Комитет был обязан проводить цензуру демонстрируемых кинолент по военной тематике, обращая особое внимание на их содержание. В первые месяцы своего существования кинематографический отдел не имел необходимой материальной базы (аппаратуры, пленки, хорошо оборудованной лаборатории и т.п.) для создания собственной кинопродукции. Поэтому Комитет воспользовался предложением группы кинопредпринимателей, которые согласились помимо своих кинокартин продавать по указанию комитета фильмы просветительного, военно-научного, военно-бытового содержания. Это соглашение оказалось непродолжительным во времени. Вскоре Комитет выкупил у кинопредпринимателей за 140 000 рублей все принадлежавшее им имущество: здания и оборудование кинопредприятия, аппаратуру, и стал вести кинематографическое дело самостоятельно.

С началом Первой мировой войны военно-кинематографический отдел стал производить съемки военных действий. Именно в это время Скобелевский комитет, находившийся под покровительством царя, получил монополию на производство военной хроники на фронте. Отныне хроникальные съемки имели право осуществлять только операторы, находившиеся на службе комитета. По приказу начальника штаба Верховного Главнокомандующего на различные участки фронтов были направлены операторы, они стали производить съемки под наблюдением специально выделенных офицеров. Имена операторов, к сожалению, в этом документе не указаны.

Для истории крайне важно установить, кто же конкретно снимал события Первой мировой войны. Ведь у Комитета не было своих операторов для производства военных съемок. Производственные и прокатные его возможности были невелики. Поэтому для съемок привлекались кинематографисты других фирм. Так, в числе обнаруженных архивных документов имеются списки нижних чинов, прикомандированных к Скобелевскому комитету (даты отсутствуют). В списках среди других фамилия ратника 2 разряда И.Д. Дореда, известного кинооператора. Один из руководителей кинематографического отдела Ф. Кару пригласил на службу в комитет операторов-хроникеров московского отделения фирм Пате и Гомон. Вплоть до конца 1916 г., когда монополия комитета была отменена, все съемки на фронтах огромной протяженности производились всего пятью операторами. С.С. Гинзбург называет англичанина Дж. Эрколя, перешедшего от Пате, И.Д. Дореда, ранее представлявшего американские фирмы, и трех русских операторов – П. Новицкого, Н. Топоркова и П. Ермолова. Несколько позже, в октябре 1916 г., к Комитету в качестве рядовых были прикомандированы кинематографисты В. Старевич, С. Могилевский, К. Коняев и др.

Качество кинолент не интересовало людей типа Ф. Кару, забравших все дела кинематографического отдела в свои руки. Их гораздо больше заботили коммерческая выгода, и поэтому, ради быстроты выпуска фильмов, проявка и печать уникального материала очень часто производились неквалифицированными людьми на полукустарной, примитивно оснащенной фабрике.

Сложными и трудными были также условия работы операторов. Они пользовались неудобной, тяжелой аппаратурой (штатив и ящики с аппаратом и пленкой весили около трех пудов). А. Лемберг, один из первых операторов из частных фирм, допущенных к съемкам в действующей армии, вспоминал, что его кинематографическое «вооружение» весило несколько пудов. Часто по этой причине операторы запаздывали на место съемки, попадая на участок фронта только к исходу боевых действий.

В течение 1914-1916 гг. были отсняты две важные военные операции - бомбардировка и взятие Перемышля на русско-австрийском фронте и Эрзерума на русско-турецком фронте. На материале военной хроники был смонтирован большой хроникальный фильм «Под русским знаменем». В 1916 г. объем производимых Скобелевским комитетом хроникальных картин несколько вырос. Не случайно этот год отмечен значительными расходами кинематографического отдела (имеется в виду петроградское и московское отделения). Только по лаборатории и съемкам в действующей армии они составили около З2 600 рублей, а в июле того же года уже 295 781 руб. Одним из итогов работы кинематографистов в 1916 г. было создание второго большого хроникального фильма «Вторая Отечественная война 1914-1915 гг.»

Часто на полях сражений на русско-германском фронте можно было встретить с кинокамерой в руках воспитанника Киевского художественного училища П.К. Новицкого (он уже имел опыт съемки военной хроники на Балканской войне, где снимал вместе с П. Ермоловым). В 1915-1916 гг. П. Новицкий запечатлел военные действия Первой мировой войны, находясь в распоряжения III армии и в других местах. В его личном архиве сохранился перечень съемок, произведенных поручиком Доманским и Новицким 10-17 ноября 1914 г. Оператором Дж. Эрколем на Юго-Западном фронте был зафиксирован на пленку бой у польского города Белявы (14 ноября 1914 г.), отдых после боя, погребение солдат, обыск пленных и другие сюжеты. Отснятый материал в количестве 220 метров был отправлен 18 ноября 1914 г. в Скобелевский комитет и был почти полностью включен в 8-ю серию киножурнала «Русская военная хроника» .

Мужественно и вместе с тем высоко профессионально снимали в самых трудных условиях Дж. Эрколь и И.Д. Доред. Последний под обстрелом, с палубы русского военного корабля, снимал морской бой. Несколько раз отличился Эрколь, снимая некоторые эпизоды даже с самолета. Во время съемок он был дважды ранен и награжден двумя Георгиями.

Фильмы о войне (как игровые, так и хроникальные) отличались идеологической ангажированностью и были в основном пронизаны монархическим и милитаристским духом . Большинство съемок, представленных в РГАКФД, официозного характера. Съемки оператора Н. Топоркова, например, в основном изображали Ставку Верховного Главнокомандования, прибытие императора Николая II в действующую армию, посещение им взятой русскими войсками крепости Перемышль и т. п.

Военная хроника Первой мировой войны имела идеологическую направленность. Каждая кинолента проходила строгую цензуру. В феврале 1917 г. в «Армейском вестнике» были опубликованы так называемые «руководящие указания о порядке допуска на фронт частных фирм и предпринимателей для производства кинематографических снимков и по выполнению цензуры последних». Все киносъемки представлялись для цензуры генерал-квартирмейстеру соответствующего фронта. Допуск к съемкам производился на основании заявления в штаб фронта с приложением соответствующих документов о лице, производящем съемки. Условия и программа съемок, контроль за работой операторов и учет хранящихся у них материалов устанавливался штабом фронта.

Прославляя успехи России под руководством российского императора, кинохроника почти не давала представления о жизни фронта и тыла, о бедствиях миллионов людей, об экономической разрухе, об обострении классовых противоречий в стране накануне падения царизма. Вместе с тем все кинодокументы, созданные в годы Первой мировой войны (в общей сложности было отснято около семи тысяч метров пленки), имеют большой источниковдеческий интерес для историков и кинематографистов. Они дают представление о некоторых боевых операциях русских войск, облике участников войны, боевом снаряжении, технике и киноаппаратуре, которой пользовались операторы и др.

Вполне естественно, что подлинное значение киносъемок исторических событий не всегда выявляется сразу, по горячим следам. Необходимо время для оценки их истинной информационной сущности. Историческая дистанция, делая детали и частности малозаметными, позволяет тем самым лучше, рельефнее видеть главное и наиболее существенное. Видимо, с этих позиций следует и подходить к анализу произведенных Скобелевским комитетом съемок событий, сыгравших значительную роль в жизни страны.

После Февральской революции 1917 г. Скобелевский комитет из монархического становится эсеро-меньшевистским и начинается новый этап в его деятельности. По инициативе Военной комиссии Государственной думы несколькими офицерами (В. Дементьевым, Н. Пестрово и др.) была предпринята реорганизация Комитета . 4 марта 1917 г. подпоручик В. Дементьев был назначен управляющим делами Комитета . Во главе московского отделения Комитета по предложению режиссера и заведующего московским кинопроизводством Б. Михина стал К. Бреннер . Особенность реорганизации заключалась в том, что она проходила под контролем Исполнительного комитета Петроградского и Московского Советов рабочих и солдатских депутатов, где большинство голосов имели эсеры и меньшевики.

25 апреля 1917 г. Г. Болтянский получил мандат Петроградского Совета за подписью его депутата Л.М. Карахана на представительство от Совета в Скобелевском комитете. В конце марта 1917 г. им был организован отдел социальной хроники (в литературе этот отдел часто называют рабочим отделом кинематографии, или революционным отделом хроники), который занимался съемками быта рабочих, а также фиксацией на пленку наиболее важных исторических событий в период и после Февральской революции. Эсеро-меньшевистский Исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов оказывал влияние на кинематографическую деятельность Скобелевского комитета. Киносъемки можно было производить только «с разрешения для каждого фильма редакции Совета рабочих депутатов». Кроме того, отдел социальной хроники систематически получал соответствующие инструкции от ведомства, которому он подчинялся.

После расстрела мирной демонстрации 4 июля 1917 г. период двоевластия в стране окончился. Наступление реакции повлекло за собой серьезные изменения в деятельности Скобелевского комитета. В августе 1917 г. происходит раздел имущества благотворительного и просветительного отделов комитета. 12 октября 1917 г. просветительный отдел переходит в распоряжение Политического управления (ПУРа) Военного министерства Временного правительства и с начала декабря 1917 г. именуется Скобелевским просветительным комитетом. В январе 1918 г. в архивных материалах встречаются документы со штампом Скобелевского просветительного комитета.

В июле 1917 г. кинематография была представлена в Скобелевском комитете несколькими отделами. В Петрограде находились военно-кинематографический отдел, состоящий из 4 человек (заведующего и трех операторов: А.Л. Дворецкого, П. Новицкого, И.Д. Дореда); отдел социальной хроники (заведующий Г.М. Болтянский, оператор Е.М. Модзелевский и др.); отдел народного кинематографа, который представлял О.О. Лавцевич, а также отдел цветной фотографии (заведующий К.Ф. Коняев). В лаборатории (заведующий Я.М. Скарбек-Мальчевский) работали 13 человек. В московском отделении комитета сотрудничали известные кинематографисты: операторы А.А. Левицкий, Н.М. Топорков, П.К. Новицкий, К.К. Труше, режиссер В.А. Старевич, помощник режиссера М.Я. Шнейдер и другие.

Материальная база Комитета была сосредоточена в Петрограде и Москве. В Москве находилась кинофабрика на Верхней Масловке, в Петрограде - лаборатория. Прокатные конторы находились в обоих городах . Весь материал, снимавшийся в Москве, проявлялся и печатался в Петрограде. Это разделение, естественно, отрицательно сказывалось на работе кинематографического отдела.

Правление Комитета помещалось в Петрограде, в Москве находилось его отделение. Оно состояло из представителей Государственной думы, Исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов, Кабинета военного министра, Министерства государственного призрения. Политику Временного правительства в Скобелевском комитете проводил член Государственной думы, комиссар по делам Скобелевского комитета А. Танцов. В июле 1917 г., обращаясь с призывом к солдатам, он говорил о расширении просветительной деятельности Комитета в связи с предстоящими выборами в Учредительное собрание. «Поэтому работа в этом направлении, - подчеркивал А. Танцов, - будет носить исключительно политический характер» .

Идеологически пестрым был и состав кинематографического отдела Комитета. Ядро составляли мелкобуржуазные слои офицерства и интеллигенции. 4 марта 1917 г. управляющим делами был назначен представитель Военной комиссии Государственной думы подпоручик В. Дементьев, тяготевший к анархизму. Во главе московского отделения Комитета по предложению режиссера и заведующего кинопроизводством Б. Михина стал К. Бреннер.

Неустойчивой политической позиции придерживалось большинство служащих кинематографического отдела, находящегося в Петрограде. Однако в Петроградском отделении наблюдались и большевистские настроения. В лаборатории, например, работал большевик И. Кобозев, который вместе с другими большевиками вел агитацию среди служащих; с мая по октябрь 1917 г. он выполнял обязанности фотографа и кинооператора Комитета . Интересные замечания высказывает на этот счет Г. Болтянский, который не сразу разобрался в смысле революционных событий, испытывая сильное влияние мелкобуржуазных иллюзий. Выступая в 1936 г. с докладом о работе Скобелевского комитета, он особо отмечал, что противоборство в Комитете носило производственный характер. Признавая, что московское отделение Комитета симпатизировало большевикам и было настроено на перемены, он в то же время отрицал революционный характер настроений среди части служащих. В более поздней своей работе Г. Болтянский определеннее говорил о глубоком расслоении среди творческих киноработников в годы Гражданской войны .

В. Росоловская в книге «Русская кинематография в 1917 г. Материалы к истории» (М.-Л., 1937 г.) отмечала, что в августе 1917 г. на кинематографическом предприятии Скобелевского комитета в Петрограде произошла политическая забастовка, в которой приняли участие 250 рабочих и служащих. Участники забастовки требовали увеличения заработной платы, введения рабочих и служащих в состав Правления Комитета, введения рабочего контроля за приемом и увольнением рабочей силы и др. Скупые строки газетной информации дают возможность судить о развернувшейся в это время классовой борьбе и на московских кинопредприятиях. 8 августа 1917 г. «Известия Московского Совета» сообщали, что стачечный комитет рабочих кинематографических предприятий обратился ко всем профессиональным союзам и фабрично-заводским комитетам с воззванием не занимать места плотников, столяров, маляров, электротехников, обойщиков и драпировщиков в кинематографическом ателье. Эти места объявлялись под бойкотом. Сотрудник московского отделения Б. Михин впоследствии говорил: «У нас (в Москве до Октябрьской революции) рабочие уже играли огромную роль. Председателем фабкома был, к примеру, рабочий-большевик».

К моменту Октябрьской революции 1917 г. из московских киноработников была организована группа красногвардейцев во главе с рабочим Захаровым. В Скобелевском комитете, в частности, в его ки¬нематографическом отделе, между Февральской и Октябрьской революциями, выделялись революционно настроенные слои, проводившие агитацию среди служащих, в том числе и операторов.

Политическая обстановка, сложившаяся в стране между Февралем и Октябрем 1917 г., не могла не повлиять в той или иной форме на деятельность Скобелевского комитета в целом, а также и в области кинематографии. Если до Февральской революции в объектив кинокамеры попадали в основном представители высших кругов общества (члены царской семьи, сановники, политические деятели, крупные промышленники) и съемки велись преимущественно в закрытых помещениях, а также на специально отгороженных территориях, то теперь операторы стали снимать то, что происходило непосредственно на улицах и площадях Москвы и Петрограда и других городов – многотысячные демонстрации и митинги с участием народных масс. Несмотря на свою политическую ограниченность и односторонность (ядро кинематографического отдела составляли средние слои офицерства и интеллигенции), кинохроника Скобелевского комитета давала в основном объективную картину исторических событий. В обстановке нарастающего революционного подъема Комитет даже был вынужден расширить производство съемок.

Продолжение здесь.


Материалы по теме